Памяти Харитона Цховребова
28 августа 2014 --- [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1804 просмотра]
26 августа 2014 года на 94-м году жизни скончался выдающийся сын Осетии, прославленный летчик, участник Великой Отечественной войны, заслуженный пилот СССР, уроженец Южной Осетии Цховребов Харитон Николаевич.
В этой связи Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Южная Осетия в РФ Д.Н. Медоев направил телеграмму соболезнования семье Цховребова Х.Н., в которой в частности, говорится:
«С чувством глубокой скорби воспринял известие о кончине выдающегося представителя осетинского народа, участника Великой Отечественной войны, заслуженного пилота СССР Цховребова Харитона Николаевича.
Харитон Николаевич прошел славный жизненный путь. Прославленный летчик родился 15 сентября 1920 года в городе Сталинир (Цхинвал). В 1938 году окончил знаменитый Сталинирский аэроклуб и специальные курсы лётчиков-инструкторов в 1940 г. Там же работал лётчиком-инструктором, а затем лётчиком-инструктором в 26-й военной авиационной школе пилотов.
В действующей армии с ноября 1942 г. За годы войны старший лейтенант Цховребов совершил 1954 боевых вылета, доставив с фронта в тыл 2 280 тяжело раненных солдат и офицеров, а обратно, на передовую, тонны медикаментов и плазмы. Не раз выполнял особые задания командования.
В гражданской авиации с 1946 года. Окончил лётный Центр ГВФ в 1946 г., школу высшей лётной подготовки в 1949 г., высшее авиационное училище гражданской авиации в 1971 г. с квалификацией Инженер-пилот 1-го класса.
За время службы в гражданской авиации СССР Харитон Николаевич Цховребов прошел путь от пилота-инструктора, второго пилота до командира корабля, командира авиаэскадрильи, командира лётного отряда, командира Шереметьевского объединённого авиаотряда, командира Учебно-Тренировочного Отряда Центрального Управления международных воздушных сообщений. Работал Генеральным представителем Аэрофлота в Венгрии.
Х.Н. Цховребов подготовил более 150 командиров воздушных судов, как гражданской авиации СССР, так и зарубежных стран. Харитон Николаевич был единственным командиром корабля в гражданской авиации СССР, которому было доверено дважды демонстрировать новейшую отечественную авиатехнику на Международной авиационной выставке в Париже, в Ле-Бурже (в 1959 году — самолёт Ту-104Б и в 1961 году — Ту-114). Показательные полёты на обоих типах самолётов были отмечены высокой оценкой.
Х.Н. Цховребов — на международных авиалиниях с 1954 г., где налетал безаварийно 20 000 лётных часов. Именно он открывал сложнейшие международные авиалинии Москва-Гавана-Москва 22 декабря 1962 года, Москва – Конакри – Бразилиа — Рио-де Жанейро 19 марта 1963 года, Москва – Конакри — Аккра (Республика Гана) 19 августа 1965 года, Москва-Токио (без промежуточной посадки) 17 апреля 1967 года, а еще раньше 24 апреля 1961 года Москва -Хабаровск (без промежуточной посадки).
29 декабря 1962 года совершил беспримерный перелёт из Гаваны в Москву без посадки. В те годы ни один гражданский самолёт в мире еще не совершал беспосадочных перелётов на такое расстояние. На 1-е января 1974г. Харитон Николаевич пересёк Атлантический океан 228 раз.
Всего за время летной практики Х.Н. Цховребов освоил типы воздушных судов: По-2, Ли-2, Си-47, Ил-12, Ил-14, Ту-16, Ту-104, Ту-114, Ил-62 и Ил-62М.
Примечательно, что один из первых самолетов нового поколения авиаконцерна «Сухой Суперджет-100» авиакомпании «Аэрофлот» носит имя заслуженного пилота СССР Цховребова Харитона Николаевича.
За большие заслуги перед Отечеством, мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, многолетнюю плодотворную трудовую деятельность Заслуженный пилот СССР Х. Н. Цховребов был отмечен высокими правительственными наградами СССР, Российской Федерации и иностранных государств.
В связи с 90-летием со дня рождения в 2010 году Харитон Николаевич был награжден высшей наградой Республики Южная Осетия — Орденом Почета.
Добрая память о Харитоне Николаевиче Цховребове навсегда сохранятся в наших сердцах».
В этой связи Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Южная Осетия в РФ Д.Н. Медоев направил телеграмму соболезнования семье Цховребова Х.Н., в которой в частности, говорится:
«С чувством глубокой скорби воспринял известие о кончине выдающегося представителя осетинского народа, участника Великой Отечественной войны, заслуженного пилота СССР Цховребова Харитона Николаевича.
Харитон Николаевич прошел славный жизненный путь. Прославленный летчик родился 15 сентября 1920 года в городе Сталинир (Цхинвал). В 1938 году окончил знаменитый Сталинирский аэроклуб и специальные курсы лётчиков-инструкторов в 1940 г. Там же работал лётчиком-инструктором, а затем лётчиком-инструктором в 26-й военной авиационной школе пилотов.
В действующей армии с ноября 1942 г. За годы войны старший лейтенант Цховребов совершил 1954 боевых вылета, доставив с фронта в тыл 2 280 тяжело раненных солдат и офицеров, а обратно, на передовую, тонны медикаментов и плазмы. Не раз выполнял особые задания командования.
В гражданской авиации с 1946 года. Окончил лётный Центр ГВФ в 1946 г., школу высшей лётной подготовки в 1949 г., высшее авиационное училище гражданской авиации в 1971 г. с квалификацией Инженер-пилот 1-го класса.
За время службы в гражданской авиации СССР Харитон Николаевич Цховребов прошел путь от пилота-инструктора, второго пилота до командира корабля, командира авиаэскадрильи, командира лётного отряда, командира Шереметьевского объединённого авиаотряда, командира Учебно-Тренировочного Отряда Центрального Управления международных воздушных сообщений. Работал Генеральным представителем Аэрофлота в Венгрии.
Х.Н. Цховребов подготовил более 150 командиров воздушных судов, как гражданской авиации СССР, так и зарубежных стран. Харитон Николаевич был единственным командиром корабля в гражданской авиации СССР, которому было доверено дважды демонстрировать новейшую отечественную авиатехнику на Международной авиационной выставке в Париже, в Ле-Бурже (в 1959 году — самолёт Ту-104Б и в 1961 году — Ту-114). Показательные полёты на обоих типах самолётов были отмечены высокой оценкой.
Х.Н. Цховребов — на международных авиалиниях с 1954 г., где налетал безаварийно 20 000 лётных часов. Именно он открывал сложнейшие международные авиалинии Москва-Гавана-Москва 22 декабря 1962 года, Москва – Конакри – Бразилиа — Рио-де Жанейро 19 марта 1963 года, Москва – Конакри — Аккра (Республика Гана) 19 августа 1965 года, Москва-Токио (без промежуточной посадки) 17 апреля 1967 года, а еще раньше 24 апреля 1961 года Москва -Хабаровск (без промежуточной посадки).
29 декабря 1962 года совершил беспримерный перелёт из Гаваны в Москву без посадки. В те годы ни один гражданский самолёт в мире еще не совершал беспосадочных перелётов на такое расстояние. На 1-е января 1974г. Харитон Николаевич пересёк Атлантический океан 228 раз.
Всего за время летной практики Х.Н. Цховребов освоил типы воздушных судов: По-2, Ли-2, Си-47, Ил-12, Ил-14, Ту-16, Ту-104, Ту-114, Ил-62 и Ил-62М.
Примечательно, что один из первых самолетов нового поколения авиаконцерна «Сухой Суперджет-100» авиакомпании «Аэрофлот» носит имя заслуженного пилота СССР Цховребова Харитона Николаевича.
За большие заслуги перед Отечеством, мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, многолетнюю плодотворную трудовую деятельность Заслуженный пилот СССР Х. Н. Цховребов был отмечен высокими правительственными наградами СССР, Российской Федерации и иностранных государств.
В связи с 90-летием со дня рождения в 2010 году Харитон Николаевич был награжден высшей наградой Республики Южная Осетия — Орденом Почета.
Добрая память о Харитоне Николаевиче Цховребове навсегда сохранятся в наших сердцах».
Источник - ИА Рес.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.