Аким Салбиев: «Моё кино – твоё кино – наше кино»
1 августа 2014 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3605 просмотров]
Аким Салбиев: «Моё кино – твоё кино – наше кино»
Когда я задумал историю «Культурного взгляда», то, откровенно говоря, думал только о кино. Именно ради него я решил вести свои разговоры. Однако, популярные виды искусства – театр, песня, телевидение – опередили кинематограф, который, вспоминая слова «самого человечного человека», является «важнейшим из искусств».
Справедливости ради следует добавить, что вождь пролетариата вместе с кино говорил и о цирке. На этом цитата его обрывалась. А ведь продолжение было по мысли о том, что эти виды искусства являются важнейшими для достижения идей революции, для их агитации и пропаганды.
Итак, осетинское кино. Правильнее было бы сказать – кино в Осетии. Ибо первое означает язык, стиль, направление. Как кино Франции, Италии...
Давайте без обид. Кино в Осетии яркое и пёстрое одновременно. Не будем трогать фильмы «Абрек-Заур» и «Осетинскую легенду». Это святое.
Старейшая студия, которая называлась «Северо-Кавказская студия кинохроники» - это продукт военных лет. Ей сегодня исполнилось бы семьдесят. Она, кстати, сполна выполнила свою задачу. Сотни документальных фильмов были сняты профессионалами, которые соответствовали духу своего времени. И тут, как говорится, без комментариев.
Но я хочу поговорить о Студии художественных фильмов, созданной при Северо-Осетинской студии телевидения, и появлению которой мы обязаны выдающемуся руководителю ТВ, писателю Ахсарбеку Агузарову. Именно тогда творчески состоялись режиссёры, снимавшие кино в Осетии – смело и не очень, по произведениям сильным и не очень… Но чего вы хотите? Время такое было! Однако те фильмы, которые в Осетии снимались, исправно и успешно показывались по тогдашнему Центральному телевидению. Имена режиссёров золотыми буквами вписаны в историю кино Осетии.
Я не буду перечислять все кинохиты, ибо они хорошо известны и любимы. И всё же, всё же, всё же…
Не могу ещё раз не вспомнить моих старших коллег.
Батырбек Дзбоев – это человек, который мне особенно дорог, потому как меня, семнадцатилетнего, привёл на кинокомплекс. Вот несколько его фильмов: «Жизнь, ставшая легендой», «Прощайте, коза и велосипед!», «Ах, любовь!».
Далее, по праву, идёт мой первый учитель в кино, Рафаэль Гаспарянц. Именно у него я и начинал до поступления во ВГИК. Фильмы «По следам Карабаира» и «Кольцо старого шейха» - это, по сути, и есть настоящие жанровые фильмы того времени. Именно Рафаэль Сетракович снял и последний тогда художественный фильм в Осетии: «Легенда горы Тбау».
Измаил Бурнацев – режиссёр, который снял «Сюрприз» и «Семейную драму», «Буйный Терек» и «Волшебную папаху».
В те годы со Студией художественных фильмов были связаны имена Роберта Меркуна, а также тех, кто отстранённо курировал молодую осетинскую студию: Владимира Мотыля и Юрия Чулюкина. Хорошие были времена! Славные годы в культуре Осетии!
Конечно, сегодня можно спрашивать и говорить о том, почему обошли стороной прозу классиков осетинской литературы – Сека Гадиева и Арсена Коцоева. Но опять-таки, времена были таковыми. Центром студии была наша столица, а режиссёры должны были снимать фильмы по прозе других писателей всего Северного Кавказа. И ничего плохого в этом нет. Всё это правильно.
Однако, больно и обидно, когда литературные вершины на язык кино перенесли грузинские кинематографисты. Я говорю о фильмах «Фатима» и «Чермен». То ли автономной Республике не доверяли свои жемчужины и снимали кинематографисты Союзной Республики Грузии, то ли были иные причины. А наверное, можно было и побороться. Но что сейчас об этом говорить, искать правых и виноватых?
Надежды у нас были большими. Бибо Ватаев, к тому времени закончивший ещё и Высшие режиссёрские курсы, мечтал об экранизации романа Езетхан Уруймаговой «Навстречу жизни». Но так и не сложилось…
…Прошли лихие девяностые. Наступили нулевые двухтысячные. И автор этих строк снял фильм «Одиннадцать писем к Богу». Параллельно со мной Аслан Галазов - свой фильм «Ласточки прилетели». А лет за десять до нас Мурат Джусоев снял картины «Фарн» и «Горец».
Сегодня практически нет Северо-Кавказской студии кинохроники. И нет Студии художественных фильмов. Попытки возрождения пока остаются попытками. А надо бы! Хочется вернуть былую славу, и снимать то, что сегодня уже возможно, так как нет ни запретов, ни цензуры.
Кино как-то оказалось на обочине. И это несправедливо. Поскольку список кинематографистов, работавших в кино, не менее ста человек. И хорошо, что есть новые попытки – я говорю о том, что снял свой первый фильм «Гость» Георгий Татонов и Сослан Макиев сейчас снимает – и думаю, они идут успешной дорогой.
В добрый путь, кино в Осетии – осетинское кино! Потому как моё кино – твоё кино, а значит, это наше кино!
Когда я задумал историю «Культурного взгляда», то, откровенно говоря, думал только о кино. Именно ради него я решил вести свои разговоры. Однако, популярные виды искусства – театр, песня, телевидение – опередили кинематограф, который, вспоминая слова «самого человечного человека», является «важнейшим из искусств».
Справедливости ради следует добавить, что вождь пролетариата вместе с кино говорил и о цирке. На этом цитата его обрывалась. А ведь продолжение было по мысли о том, что эти виды искусства являются важнейшими для достижения идей революции, для их агитации и пропаганды.
Итак, осетинское кино. Правильнее было бы сказать – кино в Осетии. Ибо первое означает язык, стиль, направление. Как кино Франции, Италии...
Давайте без обид. Кино в Осетии яркое и пёстрое одновременно. Не будем трогать фильмы «Абрек-Заур» и «Осетинскую легенду». Это святое.
Старейшая студия, которая называлась «Северо-Кавказская студия кинохроники» - это продукт военных лет. Ей сегодня исполнилось бы семьдесят. Она, кстати, сполна выполнила свою задачу. Сотни документальных фильмов были сняты профессионалами, которые соответствовали духу своего времени. И тут, как говорится, без комментариев.
Но я хочу поговорить о Студии художественных фильмов, созданной при Северо-Осетинской студии телевидения, и появлению которой мы обязаны выдающемуся руководителю ТВ, писателю Ахсарбеку Агузарову. Именно тогда творчески состоялись режиссёры, снимавшие кино в Осетии – смело и не очень, по произведениям сильным и не очень… Но чего вы хотите? Время такое было! Однако те фильмы, которые в Осетии снимались, исправно и успешно показывались по тогдашнему Центральному телевидению. Имена режиссёров золотыми буквами вписаны в историю кино Осетии.
Я не буду перечислять все кинохиты, ибо они хорошо известны и любимы. И всё же, всё же, всё же…
Не могу ещё раз не вспомнить моих старших коллег.
Батырбек Дзбоев – это человек, который мне особенно дорог, потому как меня, семнадцатилетнего, привёл на кинокомплекс. Вот несколько его фильмов: «Жизнь, ставшая легендой», «Прощайте, коза и велосипед!», «Ах, любовь!».
Далее, по праву, идёт мой первый учитель в кино, Рафаэль Гаспарянц. Именно у него я и начинал до поступления во ВГИК. Фильмы «По следам Карабаира» и «Кольцо старого шейха» - это, по сути, и есть настоящие жанровые фильмы того времени. Именно Рафаэль Сетракович снял и последний тогда художественный фильм в Осетии: «Легенда горы Тбау».
Измаил Бурнацев – режиссёр, который снял «Сюрприз» и «Семейную драму», «Буйный Терек» и «Волшебную папаху».
В те годы со Студией художественных фильмов были связаны имена Роберта Меркуна, а также тех, кто отстранённо курировал молодую осетинскую студию: Владимира Мотыля и Юрия Чулюкина. Хорошие были времена! Славные годы в культуре Осетии!
Конечно, сегодня можно спрашивать и говорить о том, почему обошли стороной прозу классиков осетинской литературы – Сека Гадиева и Арсена Коцоева. Но опять-таки, времена были таковыми. Центром студии была наша столица, а режиссёры должны были снимать фильмы по прозе других писателей всего Северного Кавказа. И ничего плохого в этом нет. Всё это правильно.
Однако, больно и обидно, когда литературные вершины на язык кино перенесли грузинские кинематографисты. Я говорю о фильмах «Фатима» и «Чермен». То ли автономной Республике не доверяли свои жемчужины и снимали кинематографисты Союзной Республики Грузии, то ли были иные причины. А наверное, можно было и побороться. Но что сейчас об этом говорить, искать правых и виноватых?
Надежды у нас были большими. Бибо Ватаев, к тому времени закончивший ещё и Высшие режиссёрские курсы, мечтал об экранизации романа Езетхан Уруймаговой «Навстречу жизни». Но так и не сложилось…
…Прошли лихие девяностые. Наступили нулевые двухтысячные. И автор этих строк снял фильм «Одиннадцать писем к Богу». Параллельно со мной Аслан Галазов - свой фильм «Ласточки прилетели». А лет за десять до нас Мурат Джусоев снял картины «Фарн» и «Горец».
Сегодня практически нет Северо-Кавказской студии кинохроники. И нет Студии художественных фильмов. Попытки возрождения пока остаются попытками. А надо бы! Хочется вернуть былую славу, и снимать то, что сегодня уже возможно, так как нет ни запретов, ни цензуры.
Кино как-то оказалось на обочине. И это несправедливо. Поскольку список кинематографистов, работавших в кино, не менее ста человек. И хорошо, что есть новые попытки – я говорю о том, что снял свой первый фильм «Гость» Георгий Татонов и Сослан Макиев сейчас снимает – и думаю, они идут успешной дорогой.
В добрый путь, кино в Осетии – осетинское кино! Потому как моё кино – твоё кино, а значит, это наше кино!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.