Колонка редактора газеты "Южная Осетия"
2 мая 2014 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4460 просмотров]
В период пика событий в Крыму и на Украине представители России в Южной Осетии получили просьбу проанализировать общественное мнение по этому поводу. Не знаем, какие были выводы, но, по-нашему мнению, об искренней поддержке действий российского руководства и народа Крыма больше говорит эта фотография, чем сотня отчетов.
Лозунг «Я за Беркут!» отражает мироощущение южных осетин, который пока не поддается прагматичному объяснению. Поэтому нельзя объяснить рациональными формулами порыв жителя Крыма, выходца из Кударского ущелья, который в одиночку рассек на две части толпу крымских татар, пытавшихся захватить республиканский парламент. Так же, как не объяснить психологическими выкладками участие южных осетин в войне в Абхазии, Югославии и Сомали. Едва ли объяснение «Мы за правду и справедливость!» удовлетворит пытливых психоаналитиков.
Сейчас в Южной Осетии начинается предвыборная гонка по выборам в парламент нового созыва. Некоторые партии могут позволить себе пригласить для поддержки пиарщиков со стороны. По опыту прошлых лет известно, что это бывают креативные ребята с опытом работы по региональным выборам в России. Кое-кто уже имеет и югоосетинский опыт.
Но всегда удивляло стремление приезжих специалистов придерживаться стандартных лекал. При этом даже не российских, а западных. Конечно, на Западе богатая традиция обработки общественного сознания, но можно ли подходить, например, к тем же южным осетинам с позиций западного и даже российского избирателя? Какие-то общие схемы подойдут, но избиратель в Южной Осетии во многом своеобразен и непредсказуем.
Да мы и сами порой не понятны сами себе. Мы твердим о том, что приняли христианство раньше славян и грузин, и одновременно говорим о неизменности традиционной религии. Мы строим независимое государство, но страстно мечтаем о вхождении в состав России. Мы безоговорочно верим в мудрость российского руководства, но выбираем на выборах того, кто нам ближе в конкретный момент времени.
В свое время в Южной Осетии действовала мажоритарная система, это когда депутатов избирали не по спискам, а персонально. Так, тогда кандидаты в депутаты очень старались завоевать симпатии избирателей: строили дороги, проводили воду, оборудовали спортзалы, накрывали пиршественные столы, монтировали навесы во дворах многоэтажек. Избиратели все эти дары принимали с благодарностью, но в избирательных кабинках делали свой независимый выбор.
Вся эта непредсказуемость югоосетинского электората постоянно приводит в ступор сторонних политтехнологов. Однако менять свои шаблоны они или не хотят, или не могут. И всегда предлагают своим работодателям на выборах стандартные схемы. И что самое интересное, те кандидаты в президенты или политические партии, которые имели команды закордонных пиарщиков, не добивались внушительных результатов. Хотя в их составе бывали разнообразные специалисты, начиная с политехнологов и кончая логопедами. В результате - проигрыш кандидата и поспешное бегство пиар-команды из Республики под покровом ночи. Порой ЦИК только объявлял результаты выборов, и команда пиарщиков уже предъявляла паспорта на пограничном посту в Зарамаге.
Впрочем, и сейчас уже в Республике разворачивается предвыборная работа с участием специалистов по пиару. И в их числе есть знакомые лица. Возможно, сейчас подход к средствам и методам воздействия на югоосетинского избирателя изменятся, но будут ли они эффективны - вот вопрос. Потому что душу людей понять чрезвычайно сложно.
Существует интересная осетинская поговорка, отражающая мировоззрение осетин: едет по горной дороге горец на арбе и вдруг быки срываются в пропасть. Казалось бы, этот факт должен был вызвать горестные эмоции. У осетина же другой вывод: арба разбилась - дрова, быки разбились - мясо, человек умер - пышные поминки. Едва ли такое может принять западный менталитет, для осетина же такой оптимизм - часть его мироощущения.
Когда неизбежность рока очевидна, то надо не только смириться, но и сделать оптимистичный вывод. Наверное, поэтому за двадцать лет лишений и войн южные осетины не стали параноиками.
Даже то, что после окончания войны началась неразбериха с гуманитарной помощью, мы склонны рассматривать как положительный момент. В «битве» за тушенку и сгущенку, одеяла и кожаные плащи люди смогли отвлечься от мысли о последствиях войны, о смертях и разрухе. Так что гуманитарная помощь стала для жителей разбомбленного Цхинвала своего рода психотерапией.
Поэтому не стоит искать объяснений, почему в Южной Осетии люди за украинский «Беркут». Мы за него не умом, а сердцем!
Лозунг «Я за Беркут!» отражает мироощущение южных осетин, который пока не поддается прагматичному объяснению. Поэтому нельзя объяснить рациональными формулами порыв жителя Крыма, выходца из Кударского ущелья, который в одиночку рассек на две части толпу крымских татар, пытавшихся захватить республиканский парламент. Так же, как не объяснить психологическими выкладками участие южных осетин в войне в Абхазии, Югославии и Сомали. Едва ли объяснение «Мы за правду и справедливость!» удовлетворит пытливых психоаналитиков.
Сейчас в Южной Осетии начинается предвыборная гонка по выборам в парламент нового созыва. Некоторые партии могут позволить себе пригласить для поддержки пиарщиков со стороны. По опыту прошлых лет известно, что это бывают креативные ребята с опытом работы по региональным выборам в России. Кое-кто уже имеет и югоосетинский опыт.
Но всегда удивляло стремление приезжих специалистов придерживаться стандартных лекал. При этом даже не российских, а западных. Конечно, на Западе богатая традиция обработки общественного сознания, но можно ли подходить, например, к тем же южным осетинам с позиций западного и даже российского избирателя? Какие-то общие схемы подойдут, но избиратель в Южной Осетии во многом своеобразен и непредсказуем.
Да мы и сами порой не понятны сами себе. Мы твердим о том, что приняли христианство раньше славян и грузин, и одновременно говорим о неизменности традиционной религии. Мы строим независимое государство, но страстно мечтаем о вхождении в состав России. Мы безоговорочно верим в мудрость российского руководства, но выбираем на выборах того, кто нам ближе в конкретный момент времени.
В свое время в Южной Осетии действовала мажоритарная система, это когда депутатов избирали не по спискам, а персонально. Так, тогда кандидаты в депутаты очень старались завоевать симпатии избирателей: строили дороги, проводили воду, оборудовали спортзалы, накрывали пиршественные столы, монтировали навесы во дворах многоэтажек. Избиратели все эти дары принимали с благодарностью, но в избирательных кабинках делали свой независимый выбор.
Вся эта непредсказуемость югоосетинского электората постоянно приводит в ступор сторонних политтехнологов. Однако менять свои шаблоны они или не хотят, или не могут. И всегда предлагают своим работодателям на выборах стандартные схемы. И что самое интересное, те кандидаты в президенты или политические партии, которые имели команды закордонных пиарщиков, не добивались внушительных результатов. Хотя в их составе бывали разнообразные специалисты, начиная с политехнологов и кончая логопедами. В результате - проигрыш кандидата и поспешное бегство пиар-команды из Республики под покровом ночи. Порой ЦИК только объявлял результаты выборов, и команда пиарщиков уже предъявляла паспорта на пограничном посту в Зарамаге.
Впрочем, и сейчас уже в Республике разворачивается предвыборная работа с участием специалистов по пиару. И в их числе есть знакомые лица. Возможно, сейчас подход к средствам и методам воздействия на югоосетинского избирателя изменятся, но будут ли они эффективны - вот вопрос. Потому что душу людей понять чрезвычайно сложно.
Существует интересная осетинская поговорка, отражающая мировоззрение осетин: едет по горной дороге горец на арбе и вдруг быки срываются в пропасть. Казалось бы, этот факт должен был вызвать горестные эмоции. У осетина же другой вывод: арба разбилась - дрова, быки разбились - мясо, человек умер - пышные поминки. Едва ли такое может принять западный менталитет, для осетина же такой оптимизм - часть его мироощущения.
Когда неизбежность рока очевидна, то надо не только смириться, но и сделать оптимистичный вывод. Наверное, поэтому за двадцать лет лишений и войн южные осетины не стали параноиками.
Даже то, что после окончания войны началась неразбериха с гуманитарной помощью, мы склонны рассматривать как положительный момент. В «битве» за тушенку и сгущенку, одеяла и кожаные плащи люди смогли отвлечься от мысли о последствиях войны, о смертях и разрухе. Так что гуманитарная помощь стала для жителей разбомбленного Цхинвала своего рода психотерапией.
Поэтому не стоит искать объяснений, почему в Южной Осетии люди за украинский «Беркут». Мы за него не умом, а сердцем!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.