Окрылённые Крымом
После присоединения Крыма и Севастополя к России в качестве новых субъектов, многие начали проводить параллели и с Южной Осетией. На самом деле, об этом заговорили еще в январе, когда одна из южноосетинских партий предложила одновременно с намеченными на июнь парламентскими выборами провести референдум о воссоединении Южной Осетии с Северной и вхождении в качестве единого субъекта в состав РФ. Тогда этот вопрос остался без внимания, вернее, власти республики заявили о том, что «пока у них на это времени нет». Вновь вопрос присоединения независимой республики к РФ и, самое главное, объединения двух республик, подняли сразу после успешного крымского референдума. Уже неделю тема активно обсуждается на круглых столах, научных конференциях и просто в узких кругах.
Буквально два дня назад на научно-практической конференции «Государственность и политическое устройство Алании-Осетии: история, состояние и перспективы развития» директор Института национального развития, доктор политических и экономических наук Хадзымат Дзанайты заявил о том, что «Южную и Северную Осетии надо объединить в парламентскую Республику Алания».
Редакция Gradus.pro решила выяснить, насколько эта тема актуальна в политическом контексте и будут ли развиваться события в Южной Осетии по крымскому сценарию.
Станислав Кесаев – вице-спикер Парламента РСО-Алания:
– Сравнивать ситуацию в Южной Осетии с Крымом совершенно некорректно. В Крыму был проведен референдум по волеизъявлению народа. Чтобы объединить две республики, нужно, как минимум, чтобы волеизъявление было как Северной, так и Южной части Осетии. Необходимо, чтобы ситуация не просто созрела в головах отдельных мыслителей, а всех жителей и Севера, и Юга. Каждая из сторон должна обеспечить для своих жителей достойное проживание. Я думаю, что в Северной Осетии должны также думать о проблемах Юга, как и сами южане. А самое главное, для объединения нужен подходящий политический момент. То, что мы мечтаем об объединении – один вопрос. Другой вопрос – как скоро это может осуществиться в практическом плане? Лично я считаю, что Южная Осетия должна оправдать свой статус как суверенная республика. Признание Россией независимости Южной Осетии — аванс, который мы должны оправдать своей самостоятельной работой. В историческом плане объединение республик желательно.
Людвиг Чибиров — заведующий отделом этнологии СОИГСИ:
– Последние три месяца в стране происходят большие события. С одной стороны, мы радовались успехам наших олимпийцев, а с другой – переживали из-за событий, которые происходили на Украине. Когда я услышал о том, что крымчане заговорили о референдуме, в моей душе появилась двойная радость – авось наша давнишняя мечта о присоединении Абхазии и Южной Осетии к России, наконец, сбудется. По моему глубокому убеждению, этот политический момент для нас очень выгоден, и необходимо этим шансом воспользоваться, успеть проскочить через окно, пока оно не закрылось. Если мы не воспользуемся этим, то будем нести ответственность перед всем народом. После окончания выборной кампании в Южной Осетии, народ обеих республик должен объединиться. Инициатива вхождения в состав России должна исходить от РЮО как самостоятельного субъекта, чтобы оказаться под крылышком России, а уже потом и объединиться с Северной Осетией.
Яна Амелина — ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований:
– На мой взгляд, предлагается радикальное решение. Национально-освободительная борьба осетин, проживающих на Юге, изначально шла под лозунгом вхождения осетинского народа в состав российского государства, или, проще говоря, присоединения Южной Осетии к РФ. Конечно, сделать это сразу было невозможно. 26 августа 2008 года Россия признала независимость РЮО. После этого перед молодым государством открылись разнообразные перспективы. Поскольку, теперь уже очевидно, что самостоятельное развитие столь небольшого государства достаточно проблематично, воссоединение с РФ является наиболее разумным и прагматичным шагом. Его поддерживает подавляющее большинство населения республики. Другое дело, какие формы это может и должно принять.
Действительно, чаще всего говорят о слиянии Северной и Южной Осетии в составе России, о механическом присоединении РЮО к РСО-А. Однако, на мой взгляд, возможны иные варианты, в наибольшей степени учитывающие интересы Севера и Юга, например, вхождение Южной Осетии в Россию на правах самостоятельного субъекта Федерации (точно так же, как сделано в случае Крыма). Наличие в России двух «осетинских» субъектов – РЮО и РСО-А – в достаточной мере удовлетворит амбиции местных элит, в то же время, реализовав вековую мечту осетинского народа об объединении в составе РФ. Можно подумать и о конфедерации, и об ассоциированных отношениях. Ясно одно: степень российско-югоосетинской интеграции необходимо усилить, а внутреннюю границу между РФ и РЮО – демонтировать. Что касается формы правления, то парламентская республика – это совсем не то, что необходимо нынешней России или Южной Осетии, которые нуждаются в сильной руке. Конечно, по моему скромному мнению.
Аслан Цуциев – декан исторического факультета СОГУ:
– Объединение произойдет, но другой вопрос, когда это произойдет. Не стоит проводить параллель между Южной Осетией и Крымом. Там была реальная угроза русскоязычному населению. В Южной Осетии события развиваются по-другому. Мне кажется, что пока самым оптимальным вариантом является включение Южной Осетии в состав РФ в качестве самостоятельного субъекта. Потом, когда там будут созданы и экономические и другие условия, можно будет говорить об объединении двух республик – Южной и Северной Осетий. Я считаю, что пока таких условий нет. На настоящий момент нас связывает единственная автодорога, которая оставляет желать лучшего. Должны быть созданы условия для того, чтобы наладить сообщение между единой республикой. Сегодня я не вижу в Южной Осетии хорошей кадровой базы для развития республики. Есть интеллектуальная, творческая и научная интеллигенция, но нет политической.
Руслан Бзаров — российский историк-кавказовед, член Общественной палаты РСО-Алания:
– Признаться, меня удивляет стремление составлять псевдополитические коктейли из разнородной, разноуровневой, типологически плохо совместимой проблематики. Серо-буро-малиновый — не мой цвет. Нет никакого сомнения (и об этом многократно сказано и в Осетии, и вне ее), что административно объединенная Осетия должна называться Аланией вне зависимости от того, какое политическое устройство она будет иметь. В этом месте можно было бы пуститься в рассуждения не только о парламентской республике, но, например, о конституционной монархии. Однако не пугайтесь, я не сумею подражать составителям коктейлей. Политика остается искусством возможного. Политическое устройство Осетии определяется реальными факторами. Так, выбор в пользу президентской республики был сделан в ходе последовательных демократических процедур и на Юге, и на Севере. Это совершенно адекватный и оптимальный выбор, многократно себя оправдавший и соответствующий не только общественному запросу, но и социально-политическим особенностям современного осетинского общества. Этот выбор наилучшим образом согласуется и с политическим устройством России, гражданами которой является большинство осетин вне зависимости от места проживания.
Вопрос объединения двух осетинских республик – еще один отдельный вопрос. В политтехнологических целях его иногда подменяют вопросом осетинского национального единства, иногда – вопросом территориально-административного единства Осетии. Легковерные люди, далекие от понимания политической кухни, очень часто становятся «информационными жертвами» такой подмены. Для правильной оценки ситуации достаточно вспомнить, что осетинский народ два десятилетия провел в кровопролитной борьбе с попытками государственно-политического расчленения Осетии. Главным инструментом этой борьбы стала Республика Южная Осетия, возникшая на волне антисепаратизма и сумевшая защитить жизнь и право народа самостоятельно определять свою судьбу.
Состоявшееся в 2008 г. ее признание Российской Федерацией есть не что иное, как оценка успешности борьбы за единство Осетии в российском государственном, политическом, культурном пространстве. Ни в каких референдумах Южная Осетия не нуждается, ее нынешний статус есть, в том числе, следствие референдума 1992 г., когда были однозначно положительно решены два вопроса: и о независимости, и о вхождении в состав России. Республика Южная Осетия – дочернее государство Российской Федерации, в этом нет ни двусмысленности, ни случайности. Дело только в том, что не только интересами и волей осетинского народа, но также интересами России в конкретной исторической ситуации определяется государственно-политический (не путайте с территориально-административным) формат единства Осетии. Таким образом, не крымские события являются прецедентом для решения судьбы Осетии, а осетинский опыт послужил одним из важных источников спокойного прагматизма, с которым Россия занялась судьбой Крыма.
Игорь Дулаев – политолог:
– В теме объединения двух республик в одну стоит очень много вопросов, которые должны получить свое разрешение еще до практических действий. Речь идет о том, как юг осетинской элиты будет относиться к тому, чтобы объединиться в один субъект РФ. Если сейчас там есть президент независимой республики, то интересно, как он будет реагировать на то, что он практически будет равен главе, допустим, Алагирского района. Если говорить об объединении, то очень важно учитывать мнение федерального центра, насколько Россия готова пойти на дальнейшую эскалацию с международным сообществом, потому что Крым показал, что Запад очень негативно реагирует на аннексию той или иной территории. До тех пор, пока мы не ответим на эти вопросы, мы не можем говорить об объединении. В любой ситуации заранее надо просчитывать все плюсы и минусы.
Gradus.pro
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.