Великаны Кавказа. Вымысел или реальность древнего мира?
12 апреля 2013 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [6432 просмотра]
Устные народные повествования «Сказания о нартах» давно стали источником по реконструкции общественного быта осетин, их военной организации и религиозных воззрений. Однако, признавая часть сказаний как свидетельство реальных фактов, исследователи эпоса другую часть относят к фантазиям повествователей. Конечно же, во многом с этим можно согласиться. Но некоторые сказочные моменты могут все же иметь реальную основу.
В каждом из циклов осетинского эпоса есть упоминание о великанах-уаигах. С великанами имеют дело нарты Сослан, Сырдон, Батрадз. Одни нарты сражаются с великанами, другие применяют против них хитрость. Как бы то ни было, для нартов великаны существа из вражеского окружения. Как впрочем, и большинство соседних народов. Но за народами, проживающими у границ страны, закрепляется право на реальное существование, тогда как великаны-уаиги рассматриваются исключительно как существа вымышленные.
Однако возможность существования в древности людей большого роста давно уже рассматривается как вполне обоснованная научная гипотеза. И этому есть основание. Не кажется ли вам странным, что сведения о великанах присутствуют в фольклоре практически каждого народа. Можно, конечно, опять-таки все это отнести к общим законам бытования устного народного творчества. Но есть и реальные факты существования в прошлом людей большого роста. Самый большой рост человека, зафиксированный документально – 285 см. Такой высоты достигал крестьянин Федор Махнов, живший более ста лет назад в Витебской губернии России. Ученые-антропологи считают, что это максимально возможный рост для человека.
Тем не менее, имеются хроникальные свидетельства древности о существовании людей большого роста. Арабский путешественник и богослов Абу Хамида ал Гарнати посетил столицу Волжской Булгарии в 1135–1136 годах и не только видел живого исполина, но и разговаривал с ним: «Я видел в Булгаре в 530 году (по мусульманскому календарю) высокого человека из потомков адитов, рост которого больше семи локтей, по имени Данки. Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягненка. А сила у него была такая, что он ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень. Правитель Булгара изготовил ему кольчугу, которую возили в повозке, а шлем для его головы был как будто котел. Когда случалось сражение, он сражался дубиной от дуба, которую держал в руке, как палку, но если бы он ударил ею слона, то убил бы его. Был он добрым, скромным; когда встречался со мной, то приветствовал меня и здоровался со мной почтительно, хотя моя голова не достигала ему до пояса, да помилует его Аллах».
На Кавказе не раз находили костные останки людей, рост которых превышал три метра в высоту. В 80-х годах вблизи села Жемтала в Кабардино- Балкарии при строительстве дороги извлекли столь длинную берцовую кость, что рост человека, которому она могла принадлежать, должен был достигать 4 м. Когда распахивали в начале 60‑х гг. землю возле того же села, плугом зацепили крышку гроба – в могильнике оказались остатки двух скелетов, лишенные ног. Длина каждого от головы до таза составляла 2 м – значит, полный рост человека был около 4 м.
Подобные находки были обнаружены и в пойме реки Терек в Северной Осетии, Ингушетии, в горных районах Грузии. Таким образом, существование в древности людей большого роста не является выдумкой.
Но вернемся к «Сказаниям о нартах». Если проанализировать тексты, то можно разделить упоминания о великанах-уаигах на две группы. К первой относятся великаны сказочного характера, без детализации образов. Ко второй – персонажи, отличающиеся прорисовкой образов, имеющие собственные имена, и, что самое главное, семейно-родственную линию.
Есть в эпосе сказания, в которых мы встречаем упоминания о великанах-уаигах. Это сюжет «Как Сырдон обманул уаигов», «Сослан ищет того, кто сильнее его», «Уырызмаг и кривой уаиг». Здесь великаны представлены в общих чертах, в явно сказочном виде. Но есть сказания, где великаны не только антропоморфны, но и являются либо владетелями отдельных местностей, либо живут по соседству с нартами, участвуют в их праздничных мероприятиях. И если бы не идентификация их как великанов, они ничем не отличаются от других соседей нартов, имеющих обычный человеческий облик. Такой пример мы видим в сказании «Сослан и сыновья Тара». Здесь идет рассказ о противостоянии нарта Сослана с сыновьями правителя страны у берега моря Тара Мукара и Бибыцом. В сказании «Батрадз и заносчивый сын уаига» мы знакомимся также с семьей великана Афсарона и его сыном Алафом.
На всем протяжении эпоса мы встречаем упоминания и об отдельных великанах, но они статусом пониже и в геройских поступках не отмечены. Как, впрочем, и вниманием со стороны нартов, что позволяет предположить, что и великаны делились в понимании сказителей на знатных и подневольных.
Если не брать во внимание идентификацию великанов как чего-то необычного, то по содержанию сказаний они ничем не отличаются от остальных героев эпоса. Так же живут повседневной жизнью, страдают, борются за свой авторитет, имеют отцов, братьев и сестер, рождаются и умирают. Складывается устойчивое впечатление, что сказители эпоса говорят о существах не вымышленных, а о представителей мира, в котором жили нарты. И если мы признаем за нартами право быть частью существовавшей в древности реальности, то очевидно частью этой же реальности могли быть и существа, которых сказители называли великанами. Тем более, что наука допускает возможность существования в древности расы высоких людей.
Впрочем, дистанция от великана до человека с исполинским ростом и телосложением не так уж и велика. В Осетии человеком с выдающимися физическими данными был Бола Кануков. Легендарный силач-великан, цирковой борец-профессионал начала XX века. Родился в селении Кобан, Северной Осетии. С детства был приучен к тяжелому физическому труду. Но имел большой рост и необычайную природную физическую силу, о которой в народе до сих пор ходят легенды. И неудивительно, ведь его рост составлял 228 см, вес – 220 кг.
В Южной Осетии имя Гозыр является нарицательным. Так обычно называют человека большого и неповоротливого. Гозыр Гаглоев был уроженцем селения Ванел Дзауского района. Он отличался большим ростом, крепким телосложением и большой физической силой. Существовало даже шутливое предание. Однажды Гозыр переходил вброд через реку Лиахву. Стремительным потоком у него с ноги сорвало галошу. Спустя мгновение она уже плыла вниз по реке. У селения Кехви ее перехватили местные жители и подумали что это лодка, уж очень больших размеров был этот предмет обуви Гозыра. Сели жители Кехви в эту галошу, погрузили вино, сыр и поплыли по Лиахве в город Гори на базар.
Возможно, что люди необычайно высокого роста, обладающие большой физической силой в действительности являются потомками великанов древности. Просто ген великана начинает работать в определенный момент. Ведь появляются же среди осетин дети с ярко выраженной монголоидной внешностью, блондины с голубыми глазами, хотя в ближайшем круге родственников такими чертами никто не обладал.
Подготовила А.Санакоева
В каждом из циклов осетинского эпоса есть упоминание о великанах-уаигах. С великанами имеют дело нарты Сослан, Сырдон, Батрадз. Одни нарты сражаются с великанами, другие применяют против них хитрость. Как бы то ни было, для нартов великаны существа из вражеского окружения. Как впрочем, и большинство соседних народов. Но за народами, проживающими у границ страны, закрепляется право на реальное существование, тогда как великаны-уаиги рассматриваются исключительно как существа вымышленные.
Однако возможность существования в древности людей большого роста давно уже рассматривается как вполне обоснованная научная гипотеза. И этому есть основание. Не кажется ли вам странным, что сведения о великанах присутствуют в фольклоре практически каждого народа. Можно, конечно, опять-таки все это отнести к общим законам бытования устного народного творчества. Но есть и реальные факты существования в прошлом людей большого роста. Самый большой рост человека, зафиксированный документально – 285 см. Такой высоты достигал крестьянин Федор Махнов, живший более ста лет назад в Витебской губернии России. Ученые-антропологи считают, что это максимально возможный рост для человека.
Тем не менее, имеются хроникальные свидетельства древности о существовании людей большого роста. Арабский путешественник и богослов Абу Хамида ал Гарнати посетил столицу Волжской Булгарии в 1135–1136 годах и не только видел живого исполина, но и разговаривал с ним: «Я видел в Булгаре в 530 году (по мусульманскому календарю) высокого человека из потомков адитов, рост которого больше семи локтей, по имени Данки. Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягненка. А сила у него была такая, что он ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень. Правитель Булгара изготовил ему кольчугу, которую возили в повозке, а шлем для его головы был как будто котел. Когда случалось сражение, он сражался дубиной от дуба, которую держал в руке, как палку, но если бы он ударил ею слона, то убил бы его. Был он добрым, скромным; когда встречался со мной, то приветствовал меня и здоровался со мной почтительно, хотя моя голова не достигала ему до пояса, да помилует его Аллах».
На Кавказе не раз находили костные останки людей, рост которых превышал три метра в высоту. В 80-х годах вблизи села Жемтала в Кабардино- Балкарии при строительстве дороги извлекли столь длинную берцовую кость, что рост человека, которому она могла принадлежать, должен был достигать 4 м. Когда распахивали в начале 60‑х гг. землю возле того же села, плугом зацепили крышку гроба – в могильнике оказались остатки двух скелетов, лишенные ног. Длина каждого от головы до таза составляла 2 м – значит, полный рост человека был около 4 м.
Подобные находки были обнаружены и в пойме реки Терек в Северной Осетии, Ингушетии, в горных районах Грузии. Таким образом, существование в древности людей большого роста не является выдумкой.
Но вернемся к «Сказаниям о нартах». Если проанализировать тексты, то можно разделить упоминания о великанах-уаигах на две группы. К первой относятся великаны сказочного характера, без детализации образов. Ко второй – персонажи, отличающиеся прорисовкой образов, имеющие собственные имена, и, что самое главное, семейно-родственную линию.
Есть в эпосе сказания, в которых мы встречаем упоминания о великанах-уаигах. Это сюжет «Как Сырдон обманул уаигов», «Сослан ищет того, кто сильнее его», «Уырызмаг и кривой уаиг». Здесь великаны представлены в общих чертах, в явно сказочном виде. Но есть сказания, где великаны не только антропоморфны, но и являются либо владетелями отдельных местностей, либо живут по соседству с нартами, участвуют в их праздничных мероприятиях. И если бы не идентификация их как великанов, они ничем не отличаются от других соседей нартов, имеющих обычный человеческий облик. Такой пример мы видим в сказании «Сослан и сыновья Тара». Здесь идет рассказ о противостоянии нарта Сослана с сыновьями правителя страны у берега моря Тара Мукара и Бибыцом. В сказании «Батрадз и заносчивый сын уаига» мы знакомимся также с семьей великана Афсарона и его сыном Алафом.
На всем протяжении эпоса мы встречаем упоминания и об отдельных великанах, но они статусом пониже и в геройских поступках не отмечены. Как, впрочем, и вниманием со стороны нартов, что позволяет предположить, что и великаны делились в понимании сказителей на знатных и подневольных.
Если не брать во внимание идентификацию великанов как чего-то необычного, то по содержанию сказаний они ничем не отличаются от остальных героев эпоса. Так же живут повседневной жизнью, страдают, борются за свой авторитет, имеют отцов, братьев и сестер, рождаются и умирают. Складывается устойчивое впечатление, что сказители эпоса говорят о существах не вымышленных, а о представителей мира, в котором жили нарты. И если мы признаем за нартами право быть частью существовавшей в древности реальности, то очевидно частью этой же реальности могли быть и существа, которых сказители называли великанами. Тем более, что наука допускает возможность существования в древности расы высоких людей.
Впрочем, дистанция от великана до человека с исполинским ростом и телосложением не так уж и велика. В Осетии человеком с выдающимися физическими данными был Бола Кануков. Легендарный силач-великан, цирковой борец-профессионал начала XX века. Родился в селении Кобан, Северной Осетии. С детства был приучен к тяжелому физическому труду. Но имел большой рост и необычайную природную физическую силу, о которой в народе до сих пор ходят легенды. И неудивительно, ведь его рост составлял 228 см, вес – 220 кг.
В Южной Осетии имя Гозыр является нарицательным. Так обычно называют человека большого и неповоротливого. Гозыр Гаглоев был уроженцем селения Ванел Дзауского района. Он отличался большим ростом, крепким телосложением и большой физической силой. Существовало даже шутливое предание. Однажды Гозыр переходил вброд через реку Лиахву. Стремительным потоком у него с ноги сорвало галошу. Спустя мгновение она уже плыла вниз по реке. У селения Кехви ее перехватили местные жители и подумали что это лодка, уж очень больших размеров был этот предмет обуви Гозыра. Сели жители Кехви в эту галошу, погрузили вино, сыр и поплыли по Лиахве в город Гори на базар.
Возможно, что люди необычайно высокого роста, обладающие большой физической силой в действительности являются потомками великанов древности. Просто ген великана начинает работать в определенный момент. Ведь появляются же среди осетин дети с ярко выраженной монголоидной внешностью, блондины с голубыми глазами, хотя в ближайшем круге родственников такими чертами никто не обладал.
Подготовила А.Санакоева
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.