Наше достояние
22 июля 2012 Книги [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [9717 просмотров]
За последние два года издательская составляющая в Республике, за которую отвечает Государственный комитет информации, связи и массовых коммуникаций, претерпела серьезные изменения, была реанимирована и перестроена сама система книжного издательства. Можно сказать, произошел перелом в издательском деле и теперь достигнутое и наработанное следует закрепить. При этом, если раньше практически все средства, выделяемые на издательство, уходили на выпуск школьных учебников, то сейчас появилась возможность больше внимания уделять изданию художественной и научной литературы, тематических сборников, книг по искусству, альбомов, мемуарной литературе и т.д. Следует также отметить, что большинство издаваемых Госкомитетом книг на осетинском языке.
Все чаще стали проводиться и презентации новых изданий. Но частота их выхода сегодня такова, что на одном мероприятии представляют даже не одну, а сразу несколько книг. А представлять, слава Богу, есть что. Скажем, на последней презентации читателей познакомили с четырьмя новыми книгами. Все они, несомненно, вызовут повышенный читательский интерес, и ко всем мы еще обязательно вернемся, однако сегодня речь пойдет о книгах проректора ЮОГУ Гацыра Плиева, которых на презентации оказалось сразу две.
Обе книги представляют собой сборники статей о видных представителях осетинской литературы и искусства. Так, в книге «Фæлтæртæ æмæ азтæ» («Покаяния и годы») собраны рассказы о жизни осетинских писателей, проводится анализ их творчества. Второй сборник озаглавлен «Ирвæдæны зиууæттæ» («Звезды сцены»), и рассказывает об актерах Юго-Осетинского Государственного драматического театра им. Коста Хетагурова, который не так давно отметил свой юбилей.
Обычно, когда рецензируют или представляют какую-либо книгу, рассказывают об ее авторе. Но в данном случае наша задача предельно упрощена, поскольку имя Гацыра Гавриловича в Южной Осетии известно каждому. И хотя он является представителем старшего поколения интеллигенции, его хорошо знает и наша молодежь. И связано это в первую очередь с тем, что Гацыр Плиев вот уже много лет возглавляет кафедру осетинской литературы ЮОГУ, является кандидатом филологических наук, а потому через его руки прошло не одно поколение осетинского студенчества.
Представленные книги не являются первыми в библиографии автора. Ранее он уже издал несколько монографий по истории осетинской литературы, в том числе тематические учебники и хрестоматии для школ и Вуза.
«Фæлтæртæ æмæ азтæ», безусловно, можно назвать подарком для осетинского читателя. Она адресована школьникам, студентам, аспирантам, учителям, лекторам, а в общем – всем, кому дорога осетинская словесность». Тема, поднятая в книге, конечно, не нова, в обеих частях Осетии она поднималась неоднократно. Но Гацыр, говоря о том или ином корифее осе-тинского слова, привносит что-то свое. Много лет читая лекции по истории осетинской литературы, он как никто другой знает о белых пятнах в биографии того или иного писателя, о нераскрытых сторонах их творчества. Поэтому он сделал все, чтобы восполнить эти пробелы. Насколько это удалось – судить читателю.
Статьи об осетинских писателях можно условно подразделить на несколько основных разделов. В одну группу включить, скажем, классиков осетинской литературы – Коста Хетагурова, Сека Гадиева, Аксо Колиева, Темирбулата Мамсурова. Во вторую можно отнести осетинских писателей советского периода: Нигера, Куыдзæга Дзесова, Тæтæри Епхиева, Чермена Бегизова и других. Писателей условной следующей группы можно назвать учителями, старшими товарищами самого Гацыра. Это Давид Джиоев, Грис Плиев, Георгий Бестаев, Мелитон Габулов… И, наконец, есть в книге статьи о тех, которые до сих пор творят и продолжают радовать нас своими талантами. Это, прежде всего, Нафи и Нугзар Бакаев.
Говоря об осетинских писателях разных эпох, Гацыр часто приводит факты из их биографий, которые широкой общественности, даже окололитературной бывают не известны. Предлагая такой формат и объем отдельных статей, автор сознательно отказался от углубленного анализа творчества предлагаемых писателей. Это позволило в одном томе собрать целую россыпь ярких повествований о гордости нашей литературы. Нет сомнения, что у Гацыра Плиева хватит сил и терпения продолжить работу в этом направлении. И остается только пожелать ему достичь новых высот на этом поприще.
Несколько в другом плане, хотя и на той же структурной основе представлен второй сборник Гацыр Плиева – «Ирвæдæны зиууæттæ». В предисловии он сразу обозначил природу своих интересов, автор решил не углубляться в раскрытие обширной темы создания осетинского театра, а ограничился описанием портретов мастеров нашей сцены.
Опять же скажем, что на тему нашего театра написано немало работ, и Гацыр никак не претендует на право первопроходца в этой теме, поэтому он выбрал для себя иную форму повествования. Дело в том, что все, о ком он говорит, являются для него личностями известными и с их творческими достижениями он хорошо знаком. В некоторых случаях, а может в большинстве, Гацыр выступает не как строгий критик, а как благожелательный зритель. Это придает очеркам некую красоту, личную причастность.
В кратком предисловии к книге Гацыр Плиев напоминает нам об известном изречении Нафи: «Коста подарил нам книгу, а Елбыздыко открыл нам двери театра». И далее прибавляет: народ, у которого есть театр, нельзя назвать бедным. Автор подчеркивает главное: для южных осетин театр всегда был не просто местом проведения досуга, а очагом культуры, где воспитывалась элита нашей интеллигенции.
В издании дается особый взгляд на роль театра в осетинском обществе. Наши драматурги несли, а режиссеры воплощали на сцене все то, что происходило в нашем обществе. Наши актеры и режиссеры доказали, что им подвластно освоение мифогенной проблематики Шекспира, для них не является большой загадкой европейский театр абсурда. Все это доказано и передоказано, за что наш театр многократно отмечался на различных театральных форумах. Но для самих жителей театр оставался и остается главным воплощением национального колорита. Спектакли, которые всегда вызывали повышенный зрительский интерес, касались проблем повседневной жизни общества, острых проблем, с которыми сталкивались два поколения. На этом фоне появились характерные актеры, о которых и идет речь в представляемой книге. Одно перечисление этих имен займет много места. Но очевидно, что все любители нашего театра должны прочесть книгу и сопоставить свои личные впечатления с умозаключениями автора сборника.
Опять же, данное издание условно можно было подразделить на несколько разделов, но автор этого делать не стал. Это касается основоположников нашего театра – режиссеров, авторов, актеров, тех, кто, получив образование в лучших российских театральных вузах, продолжил лучшие традиции нашего театра, и тех, кто до сих пор продолжает бороться за наши театральные традиции.
И в заключении вновь следует высказать уверенность, что работа Гацыра Плиева в этом направлении не закончена. И все мы станем свидетелями новых больших повествований о нашем великом театральном искусстве и его блестящих представителях...
Батрадз Харебов
Все чаще стали проводиться и презентации новых изданий. Но частота их выхода сегодня такова, что на одном мероприятии представляют даже не одну, а сразу несколько книг. А представлять, слава Богу, есть что. Скажем, на последней презентации читателей познакомили с четырьмя новыми книгами. Все они, несомненно, вызовут повышенный читательский интерес, и ко всем мы еще обязательно вернемся, однако сегодня речь пойдет о книгах проректора ЮОГУ Гацыра Плиева, которых на презентации оказалось сразу две.
Обе книги представляют собой сборники статей о видных представителях осетинской литературы и искусства. Так, в книге «Фæлтæртæ æмæ азтæ» («Покаяния и годы») собраны рассказы о жизни осетинских писателей, проводится анализ их творчества. Второй сборник озаглавлен «Ирвæдæны зиууæттæ» («Звезды сцены»), и рассказывает об актерах Юго-Осетинского Государственного драматического театра им. Коста Хетагурова, который не так давно отметил свой юбилей.
Обычно, когда рецензируют или представляют какую-либо книгу, рассказывают об ее авторе. Но в данном случае наша задача предельно упрощена, поскольку имя Гацыра Гавриловича в Южной Осетии известно каждому. И хотя он является представителем старшего поколения интеллигенции, его хорошо знает и наша молодежь. И связано это в первую очередь с тем, что Гацыр Плиев вот уже много лет возглавляет кафедру осетинской литературы ЮОГУ, является кандидатом филологических наук, а потому через его руки прошло не одно поколение осетинского студенчества.
Представленные книги не являются первыми в библиографии автора. Ранее он уже издал несколько монографий по истории осетинской литературы, в том числе тематические учебники и хрестоматии для школ и Вуза.
«Фæлтæртæ æмæ азтæ», безусловно, можно назвать подарком для осетинского читателя. Она адресована школьникам, студентам, аспирантам, учителям, лекторам, а в общем – всем, кому дорога осетинская словесность». Тема, поднятая в книге, конечно, не нова, в обеих частях Осетии она поднималась неоднократно. Но Гацыр, говоря о том или ином корифее осе-тинского слова, привносит что-то свое. Много лет читая лекции по истории осетинской литературы, он как никто другой знает о белых пятнах в биографии того или иного писателя, о нераскрытых сторонах их творчества. Поэтому он сделал все, чтобы восполнить эти пробелы. Насколько это удалось – судить читателю.
Статьи об осетинских писателях можно условно подразделить на несколько основных разделов. В одну группу включить, скажем, классиков осетинской литературы – Коста Хетагурова, Сека Гадиева, Аксо Колиева, Темирбулата Мамсурова. Во вторую можно отнести осетинских писателей советского периода: Нигера, Куыдзæга Дзесова, Тæтæри Епхиева, Чермена Бегизова и других. Писателей условной следующей группы можно назвать учителями, старшими товарищами самого Гацыра. Это Давид Джиоев, Грис Плиев, Георгий Бестаев, Мелитон Габулов… И, наконец, есть в книге статьи о тех, которые до сих пор творят и продолжают радовать нас своими талантами. Это, прежде всего, Нафи и Нугзар Бакаев.
Говоря об осетинских писателях разных эпох, Гацыр часто приводит факты из их биографий, которые широкой общественности, даже окололитературной бывают не известны. Предлагая такой формат и объем отдельных статей, автор сознательно отказался от углубленного анализа творчества предлагаемых писателей. Это позволило в одном томе собрать целую россыпь ярких повествований о гордости нашей литературы. Нет сомнения, что у Гацыра Плиева хватит сил и терпения продолжить работу в этом направлении. И остается только пожелать ему достичь новых высот на этом поприще.
Несколько в другом плане, хотя и на той же структурной основе представлен второй сборник Гацыр Плиева – «Ирвæдæны зиууæттæ». В предисловии он сразу обозначил природу своих интересов, автор решил не углубляться в раскрытие обширной темы создания осетинского театра, а ограничился описанием портретов мастеров нашей сцены.
Опять же скажем, что на тему нашего театра написано немало работ, и Гацыр никак не претендует на право первопроходца в этой теме, поэтому он выбрал для себя иную форму повествования. Дело в том, что все, о ком он говорит, являются для него личностями известными и с их творческими достижениями он хорошо знаком. В некоторых случаях, а может в большинстве, Гацыр выступает не как строгий критик, а как благожелательный зритель. Это придает очеркам некую красоту, личную причастность.
В кратком предисловии к книге Гацыр Плиев напоминает нам об известном изречении Нафи: «Коста подарил нам книгу, а Елбыздыко открыл нам двери театра». И далее прибавляет: народ, у которого есть театр, нельзя назвать бедным. Автор подчеркивает главное: для южных осетин театр всегда был не просто местом проведения досуга, а очагом культуры, где воспитывалась элита нашей интеллигенции.
В издании дается особый взгляд на роль театра в осетинском обществе. Наши драматурги несли, а режиссеры воплощали на сцене все то, что происходило в нашем обществе. Наши актеры и режиссеры доказали, что им подвластно освоение мифогенной проблематики Шекспира, для них не является большой загадкой европейский театр абсурда. Все это доказано и передоказано, за что наш театр многократно отмечался на различных театральных форумах. Но для самих жителей театр оставался и остается главным воплощением национального колорита. Спектакли, которые всегда вызывали повышенный зрительский интерес, касались проблем повседневной жизни общества, острых проблем, с которыми сталкивались два поколения. На этом фоне появились характерные актеры, о которых и идет речь в представляемой книге. Одно перечисление этих имен займет много места. Но очевидно, что все любители нашего театра должны прочесть книгу и сопоставить свои личные впечатления с умозаключениями автора сборника.
Опять же, данное издание условно можно было подразделить на несколько разделов, но автор этого делать не стал. Это касается основоположников нашего театра – режиссеров, авторов, актеров, тех, кто, получив образование в лучших российских театральных вузах, продолжил лучшие традиции нашего театра, и тех, кто до сих пор продолжает бороться за наши театральные традиции.
И в заключении вновь следует высказать уверенность, что работа Гацыра Плиева в этом направлении не закончена. И все мы станем свидетелями новых больших повествований о нашем великом театральном искусстве и его блестящих представителях...
Батрадз Харебов
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.