Нерасторжимость материи и духа в звуках народных мелодий
В субботу, 10 марта, в Государственном лицее искусств им. Аксо Колиева состоялся концерт Владикавказского фольклорного ансамбля осетинского аутентичного песнопения и старинных музыкальных инструментов "Къона".
Этот коллектив высокого класса и впрямь милость божья, точнее, милость человеческая: щедрый дар безукоризненного профессионализма и искренне воспламененных народной музыкой сердец. Здесь каждый инструмент звучит идеально в бесконечном множестве оттенков - красочных, динамических, эмоциональных. Каждая нота осмыслена и внутренне проинтонирована. Слушая звучание древних осетинских инструментов - дала-фæндыр (национальный щипковый инструмент), хъисын-фæндыр (национальный струнный смычковый инструмент), дыууадæстынон фæндыр (осетинская двенадцатиструнная арфа), хъандзал-фæндыр (гармоника), уадындз (свирель), къæрцгæнæг (трещотка) - невольно представлялись прозрачность ледяных кристаллов и ласковое тепло вешнего солнца. Могучая кладка из цельных глыб и паутинное плетение осетинского орнамента. Абсолютная нерасторжимость материи и духа. Только что звук обрушивался лавиной, накатывался потоком, и вдруг в какую-то неуловимую долю секунды все тает, истончается, будто навсегда отделяясь от бренной оболочки.
Участники ансамбля "Къона" - выпускники Владикавказского училища искусств. Эти молодые ребята Нати Тедеева, Таму Берозов, Тимур Илаев и Александр Бестаев - пожалуй, они единственные, кто играет осетинскую национальную музыку аутентично - так, как пели и играли их предки сотни лет назад. Они продолжают древнюю музыкальную традицию, уходящую корнями в скифо-сарматский период. Их игра пробуждает дух и переносит слушателя в цветущие горы Осетии. И в этом убедились цхинвальцы, пришедшие в этот ненастный зимний день на концерт.
Слушатели с замиранием сердца впитывали старинную осетинскую музыку. Звучали шуточные, обрядовые, героические песни. Неожиданностью для зрителей стала и музыка старинного осетинского танца "Ханты цагъд". Каждого сидящего в зале брала гордость за дошедшую через века народную культуру Осетии. Об этом в своей благодарственной речи сказала и министр образования Римма Плиева: "Смотря на вас, исполнителей аутентической музыки, можно сказать, что истоки Осетии живы. Слушая вас, мы горды тем, что вы есть, что мы есть и, что осетинская музыка жива. Уверена, что бы ни случилось, мы сохраним себя как нация, потому что есть достойные продолжатели осетинской народной культуры".
Один из музыкантов "Къона" Таму Берозов по окончании концерта в коротком интервью газете "ЮО" рассказал о создании ансамбля: "Когда ты в детстве слышишь свой фольклор, он оставляет отпечаток в подсознании. Проходят годы, одни предпочтения сменяют другие. Новая музыка и современные ритмы стирают в памяти дедушкины напевы, но когда судьба дает тебе шанс наиграть тот мотив на возрожденном старинном музыкальном инструменте, ты понимаешь, что именно этот "саундтрек" ты искал всю свою жизнь. Так уж получилось, что я попал в мастерскую Сослана Маураова. Это человек, который возрождает осетинские инструменты к жизни. Многие из народных инструментов, сделанных им, уникальны. О них можно прочитать в книгах, увидеть на рисунках. В его мастерской, после многих лет забвения, осетинские инструменты возвращаются к жизни. Звучать же они начинают только сейчас. И все это заслуга одного человека. Будучи работником Национального музея, Сослан долгие годы трудился в сарае собственного дома. Два года назад этот энтузиаст оборудовал мастерскую во Владикавказском краеведческом музее. Здесь ему удалось восстановить уже семь инструментов. В ближайшей перспективе он собирается отреставрировать еще пять. Я даже не помню, кто меня привел к нему, и даже не знал, как выглядят наши национальные инструменты. Но где-то в глубине души я чувствовал тягу к осетинской песенной культуре. Сослан рассказывал очень много интересного о старинных музыкальных инструментах, о песнях. Со временем завязался разговор и о том, как сегодня современные мелодии стирают кавказскую национальную музыку. Вот тогда и пришла мысль сделать что-то такое, что помогло бы популяризации осетинской песенной культуры. Постепенно в мастерскую стали подтягиваться и другие молодые люди. Так со временем появился наш ансамбль", - сказал Таму Берозов.
И еще. По окончании концерта ансамбль "Къона" и Сослан Маураов передали Государственному лицею искусств осетинские народные инструменты, а организатору концерта, выпускнику лицея, студенту Самарской академии искусств Коста Джиоеву, который пригласил ребят в Цхинвал, был вручен в знак благодарности хъисын фæндыр.
Алла ГЕРГАУЛОВА
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.