Хочешь мира – готовься к войне. Или нужна ли Южной Осетии своя армия
В последнее время снова активизировались разговоры о возможном очередном уменьшении Вооруженных сил Республики Южная Осетия. Предполагается, что в результате нового сокращения численность армии составит… 350 человек. В настоящее время, после предыдущего сокращения, официально под ружьем в РЮО состоят полторы тысячи солдат и офицеров.
Вооруженные силы Южной Осетии как официальная структура были образованы в 1993 году. Тогда в феврале месяце было учреждено министерство обороны. За всю свою историю наибольшая численность юго-осетинской армии достигала трех тысяч человек. Не менее боеспособной составляющей были и резервисты, в числе которых неформально состоит все мужское население. В структуре юго-осетинской армии представлены все основные виды войск: мотострелковые части, бронетанковые подразделения, ствольная и реактивная артиллерия, средства ПВО. Вместе с тем содержание полноценных вооруженных сил дорогое удовольствие. Именно этот фактор и стал основным при принятии решения о предыдущем сокращении. И, очевидно, является приоритетным в возможных новых ограничениях численности личного состава армии РЮО.
Вместе с тем надо учитывать, что армия является не только военной организацией. Атрибутами суверенного государства помимо Флага, Герба, Конституции является и национальная армия. Страна, не имеющая своих вооруженных сил, рассматривается порой как неполноценное политико-территориальное образование. Безусловно, не все государства могут себе позволить иметь свою армию. И, прежде всего, именно по причине материального характера. И только наличие опасности внешнего вторжения может заставить государство изыскивать все возможные и невозможные средства, чтобы иметь силы и средства для отражения нападения врага. Если же внешней угрозы нет или же есть возможность военного покровительства, то наличие своих, как обычно затратных вооруженных сил, не так необходимо.
Как пример – страны, которые не имеют своей армии. Ватикан – государство-анклав внутри территории города Рима, полностью независимое от Италии. Республика Науру, государство на одноимённом коралловом острове в западной части Тихого океана, наш политический партнер. Существует неофициальная договоренность между Австралией и Науру об оказании военной помощи. Гарантии вооруженной защиты от Австралии имеет также и государство Соломоновы Острова. Республика Маршалловы острова тихоокеанское государство в Микронезии, является членом свободной ассоциации США, находится под его защитой. Островному государству Гренада на юго-востоке Карибского моря, также гарантирована вооруженная поддержка Соединенными Штатами. У маленького европейского государства-княжества Андорра, сразу целых три защитника: Франция, Испания и силы НАТО. Островное государство в Филиппинском море Тихого океана – Палау, здесь также действует протекторат США. На военную помощь со стороны США рассчитывают и другие страны, не имеющие своих армий – Самоа и Коста-Рика… Безусловно, продолжить можно, подобная практика в мире существует. Однако на подсознательном уровне подобная аналогия для РЮО попросту не приемлема. Кроме того, все перечисленные страны не находятся в состоянии войны. А в Южной Осетии реальная ситуация: «Враг у ворот!», учитывая, что граница с Грузией проходит прямо на окраине Цхинвала. В таком положении разговоры об экономии сил и средств являются весьма спорными.
Понятно, что базирование на территории Республики российских вооруженных сил обеспечивает реальную защиту от вероятного противника. Казалось бы, наличие собственной армии в этом случае нецелесообразно. Кроме того, российскому военному командованию будет легче управлять подчиненными ему подразделениями, чем взаимодействовать с вооруженными силами, имеющими другую подчиненность. Однако, местные подразделения могут лучше действовать на знакомом театре военных действий. В случае возобновления военных действий оружие в руки возьмут сотни местных жителей. И ими управлять кому-то будет необходимо. А если не сохранится структура, обеспечивающая их координацию и контроль, то и командованию российской военной базы придется нелегко. Конечно, можно было бы попытаться провести изъятие оружия у населения, чтобы в регионе были только однородные и единоуправляемые военные подразделения. Но как показала практика – дело это бесперспективное. К тому же есть такое понятие как национальная особенность, а наличие оружия дома у осетина, традиция уходящая в глубь веков. А значит, надо будет в любом случае считаться с тем, что при определенных обстоятельствах в районе действия российской армии окажутся обвешанные пулеметами осетинские ополченцы, жаждущие воинской доблести. В конце-концов, кто на протяжении последних 20 лет, проявляя запредельный героизм и бесстрашие сохранил Южную Осетию и свой народ? Так что в РЮО существование осетинского и российского военного фактора неизбежно.
Подобного мнения придерживается и военный эксперт Алвери Кочиев: «В случае эскалации конфликта участие осетинских ребят в боевых действиях попросту неизбежно, которые не то что станут плечом к плечу с российскими военнослужащими, а окажутся далеко на передовой. Ведь защищать Отечество, это то, чем более двадцати лет неизменно занимается практически каждый житель Республики. Опыт колоссальный, к тому же защищать Родину и выполнять межгосударственное соглашение абсолютно разные плоскости. Поэтому помышляющим о сокращении юго-осетинской армии, а такие разговоры в последнее время вновь звучат все отчетливее, стоит в первую очередь подумать, какое количество вооруженных лиц в случае эскалации конфликта, вероятность которого вряд ли кто на сегодня решится отрицать, окажется попросту неподконтрольными. Не лучше ли иметь под рукой вооруженные группы, которые лучше россиян знают местность, и в чьем героизме и самоотверженности можно не сомневаться априори. Вообще, идея сокращения юго-осетинской армии вынашивалась еще два года назад, но на тот момент, при посредничестве и усилий бывшего президента удалось остановиться на нынешней цифре. Кто сейчас будет также принципиально отстаивать интересы ВС РЮО, а фактически и самой Республики, пока остается открытым. При этом рассматриваемый параллельно вариант с прохождением службы наших ребят в рядах 58-й армии, дислоцируемой в республике, безусловно, хорошее подспорье, но, тем не менее, нисколько не влияет на вопрос необходимости своей национальной армии. Юго-осетинская армия должна сохраниться хотя бы в нынешней численности, не говоря уже о ее развитии».
В этой связи следует добавить, что существование на одной территории двух и более армий отнюдь не редкое явление. Например, в Косово, при полном доминировании войск НАТО существуют и свои вооруженные силы. И они не только не сокращаются. Наоборот, модернизируются ускоренными темпами. По плану Силы безопасности Косово должны включать 2 500 бойцов в частях постоянной готовности и 800 резервистов в возрасте 19-35 лет. Понятно, что Вооруженные силы Косово появились не в одночасье. США и НАТО готовили их тщательно, начав этот процесс сразу после провозглашения «независимости» 17 февраля 2008 года. В марте 2009 года Джордж Буш подписал пакет документов, разрешающих поставки вооружений из США правительству Косово. Эта мера, по мнению американского президента, «послужила укреплению безопасности США и делу мира во всем мире». Другими словами, гарантом безопасности Косово сейчас являются войска НАТО, однако параллельно они готовят и развивают и национальные вооруженные силы образованного мусульманского государства.
Обсуждается и другой вариант на примере советской армии и такого понятия как «кадрированные части». Это были подразделения, насчитывающие минимальное количество личного состава. Полная численность такого воинского подразделения наращивалась во время войны, посредством призыва резервистов. Однако подобные части в нашей Республике также неуместны. Ведь с учетом незавидного военно-стратегического положения Южной Осетии у нас вряд ли будет возможность быстрого укомплектования подразделений. Для призыва, экипировки и вооружения резервистов необходимо время. Кроме того, современная техника, после тотального сокращения должным образом, согласно регламента, обслуживаться не будет. И, скорее всего, окажется небоеготовой в час «Ч». Для того же, чтобы был реализован план наращивания армии по мобилизационному плану, необходимы ежегодные призывы на военные сборы. А это также высокие траты.
Определенным выходом мог бы послужить призыв в российские военные части на действительную военную службу жителей Южной Осетии. Здесь и так большинство молодых людей призывного возраста имеет российское гражданство. Поэтому с государственно-правовой точки зрения проблем не должно быть. К тому же существуют межгосударственные соглашения, охватывающие весь спектр взаимоотношений. Есть предложение создать в составе 4-ой военной базы отдельное подразделение, в котором бы служили контрактники из числа жителей Республики. Безусловно, необходимая составляющая. Но это предложение должно осуществляться параллельно с модернизацией уже действующей юго-осетинской армии, которая, подчеркнем, уже насчитывает минимальное количество военнослужащих.
Одним словом, Республике необходимы свои мобильные, компактные вооруженные силы. Во-первых, Южная Осетия в обозримом будущем, в случае боевых действий, всегда будет вынуждена вести войну против численно превосходящего противника, который, ведет ее на полное уничтожение осетинского народа. К тому же, малая территория, очень изрезанные границы и близость населенных центров к линии фронтов лишает Южную Осетию всякой стратегической глубины. В самой узкой зоне расстояние от границы до столицы Цхинвала составляет всего 100 метров, до стратегического Рукского тоннеля – 50 км. Никаких естественных барьеров для обороны не существует. Таким образом, выходом в этой невеселой картине является «наличие внутренних операционных линий». В переводе с профессионального военного жаргона это означает, необходимость маневренных хорошо оснащенных и необязательно многочисленных подразделений.
Мы не знаем, какова будет судьба армии Республики Южная Осетия. Но то, что она необходима – однозначно. Пусть она будет небольшой по численности. Опирающейся на возможность увеличения за счет резервистов. Но она должна быть. Чтобы суверенитет нашей страны не зависел от геополитических изменений в регионе или каких-либо возможных политических игр.
Роберт Кулумбегов
Юго-осетинская газета «Республика»
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.