Где и когда мы увидим наше культурное наследие?
В этот день музеи должны открывать двери для всех желающих, бесплатно представлять свои выставочные залы и новые экспонаты
День музеев - праздник не только музейных работников и, конечно же, не повод для чиновников в очередной раз произнести торжественные речи о значении музеев, о величии культурного достояния и прочее. Прежде всего, смысл праздника заключается в приобщении большего числа людей к непреходящим ценностям человеческого творения.
Интерес к историческим реликвиям, их изучению и сохранению является ярким свидетельством культуры нации, цивилизованности народа и государства. И в этой связи как не вспомнить о богатой истории осетинского народа, уникальных находках, дошедших до нас из глубокой древности и представляющих большую научную ценность, других многочисленных раритететах, которыми по праву может гордиться осетинский народ. Подобные материалы собраны в национальных музеях всех цивилизованных стран мира и бдительно оберегаются государством как национальное достояние. Своими знаменитыми музеями безмерно гордятся Франция, Англия, Италия, Испания, другие государства Европы и Азии. Не менее известными коллекциями могут похвастаться Москва, Санкт-Петербург, да и другие города России.
И здесь невольно вспомнишь про наш Цхинвал. Чем примечателен наш город? Куда можно пригласить гостей, как не в музей? И тут внезапно охватывает чувство растерянности, и даже стыда. Как не печально, но все именно так. Единственный в республике музей, громко именуемый государственным, уже который год находится в плачевном состоянии. Здание музея вот-вот рухнет. Весьма неприятен и тот факт, что из музея исчезали и продолжают исчезать музейные ценности. "Музейный вопрос" неоднократно ставился на самом высоком уровне, но данная проблема по сей день ожидает своего решения. Когда это решение будет найдено, сказать трудно… А пока большая часть самых ценных экспонатов нашего музея, вывезенных во время военных действий во Владикавказ, продолжают находиться там на хранении.
Вообще свое название музеи получили от греческого "museion" - "храм муз". Первые "храмы муз" появились в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений.
Наиболее значительными хранилищами картин эллинистической эпохи являлись пинакотеки, созданные на Акрополе в Афинах, в Александрийском музее (основан около 290 г. до н. э.) и крупнейшее в античности хранилище книг и художественных ценностей - Пергамская библиотека (3 в. до н. э.).
Второй всплеск интереса к музеям произошел в эпоху Возрождения. В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II, которая приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
В современную эпоху музеи представляют собой научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Из множества типов музеев в Южной Осетии существует лишь один - краеведческий, да и то находящийся в удручающем состоянии. До грузинской агрессии в республике функционировал также Музей боевой славы, который до сих пор не восстановлен.
Между тем, знакомство с историей, а это, в том числе, история развития художественного начала в человеке, может стать основой эстетического воспитания личности. Приобщение к истории и культуре не только своего, но и других народов расширяет мировосприятие человека, внушает уважение к жизни и творчеству своих предков, пробуждает стремление творить самому.
Для формирования полноценной личности, живущей в современном мире, необходим опыт, накопленный всеми поколениями и аккумулированный в музеях.
Например, древние греки верили, что человек, видя вокруг себя прекрасные формы и воспринимая прекрасные звуки, может стать подобным им, красивым, здоровым и счастливым. А ведь в этом есть правда. Сегодня, несмотря на развитие современных информационных технологий, в частности, интернета, музеи не потеряли своего значения. Если даже вы увидите "Джоконду" на экране самого хорошего монитора, она не может оказать на вас такое же впечатление, как если бы вы повстречались с картиной великого художника вживую, а такая возможность может представиться только в музее. То же самое можно утверждать и об экспонатах, имеющих отношение к истории и культуре осетинского народа. Никакие фильмы и передачи не могут заменить то впечатление, какое на подрастающее поколение может произвести возможность воочию видеть предметы, непосредственно связанные с жизнью предков.
Особое место в музейной сфере Южной Осетии должен занять музей геноцида. Последующие поколения не имеют права забыть ту огромную цену, которую осетинский народ заплатил за свою свободу и возможность спустя 7 веков создать собственную государственность. Между тем, нынешние поколения школьников плохо знают историю геноцида осетинского народа 1989-92 гг., не говоря уже о предыдущих периодах. Медлить нельзя, необходимо решить вопрос создания музея геноцида, пока в руках очевидцев находятся артефакты событий национально-освободительной борьбы. Потерять память о тысячах жертв, принесенных на алтарь свободы, будет преступлением.
Музеи, делясь накопленными за столетия художественными и культурными богатствами, не только дают конечный продукт в виде показа культурных ценностей людям, изучающим и интересующимся искусством. Они все больше берут на себя функции центров современной культуры и создают эталонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция.
Алла ГЕРГАУЛОВА
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.