Ахсар Козаев: «Моя мечта – создание художественной школы резьбы по дереву…»

14 января 2011 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4836 просмотров]

Ахсар Козаев: «Моя мечта – создание художественной школы резьбы по дереву…»Очень часто, начиная повествование о реалиях сегодняшних дней, мы волей неволей сравниваем нынешнее житие-бытие с довоенными временами, которые хоть и были не так давно, были все же совершенно иными. Оно и понятно: двадцать лет войны не проходят бесследно ни для людей, ни для государства. Вот и сегодня, начиная беседу про обучение детей резьбе по дереву вне школьной программы, хочется вспомнить, что до войны у нас в городе наблюдалось великое изобилие всяческих подростковых и детских кружков. Тут тебе и авиамодельный, и судомодельный, и радиотехнический, и еще много-много всяких других. Сейчас с этим дела обстоят, безусловно, хуже. Многие профили попросту исчезли, да и массовости, свойственной советским временам, давно уже нет. Вместе с этим, отрадно, что и сейчас находятся люди, которые не просто пытаются изменить ситуацию, а реально ее исправляют. Наша сегодняшняя беседа с Ахсаром Козаевым, преподавателем труда школы №6, и, что на наш взгляд главнее, по совместительству руководителем двух действующих кружков резьбы по дереву, национального, между прочим, для нас вида искусства.

 

– Ахсар, как давно ты занимаешься резьбой по дереву, и является ли это искусство основным твоим занятием?

– Вообще, я всю свою сознательную жизнь увлекался подобными видами национальных ремесел. Еще в детстве пытался вырезать, в основном из дерева, разные поделки, фигурки и прочие предметы. Однако до определенного момента это было даже не хобби, а так, легким увлечением. Более серьезно я стал заниматься резьбой по дереву лет восемь-девять назад, а сейчас, можно сказать, это, наряду с преподавательской деятельностью, стало моей основной профессией.

– Как так получилось, что ты стал обучать искусству резьбы по дереву детей, ведь подобного прецедента у нас в республике последнее время не было, хотя людей занимающихся подобным ремеслом более-менее профессионально в городе хватает…

Все получилось достаточно случайно. Несколько лет назад я взял в аренду помещение в здании Станции юных техников. Использовал его как мастерскую в собственных целях. О том, чтобы обучать детей ремеслу, даже речи не было. Однако подростки, которые имели доступ в Станцию, довольно скоро заинтересовались моей деятельностью и стали, что называется в частном порядке, заходить ко мне в мастерскую. Начинали просто с осмотра моих «произведений», с вопросов о способах обработки древесины, в общем, с азов. День шел за днем, и некоторые из них практически уже стали проводить все свое свободное время у меня в мастерской, обучаясь, таким образом, обработке дерева и изготовлению деревянных изделий. Через некоторое время директор Станции юных техников предложил мне перевести обучение на профессиональные рельсы, то есть объявить набор по школам и официально открыть на базе Станции кружок резьбы по дереву. Сказано – сделано. Сразу после этого я оформился преподавателем и начал набирать детей, хотя, как оказалось впоследствии, резьба по дереву интересовала не только детей и подростков, но и многих взрослых. К нам приходили учиться даже  из нашего художественного училища. Многие из того первого набора, а одним из них являлся и мой родной брат Игорь, сейчас являются членами Союза художников РЮО, а моя ученица, Елизавета Кочиева, в настоящее время преподает уроки рисования в шестой школе. То есть, на мой взгляд, «эксперимент» удался…

– Наряду с кружком в здании Станции юных техников есть ведь аналогичный кружок в стенах школы № 6. Это что, филиал? Вы так быстро стали расширяться?

Разумеется, нет, не филиал (смеется). Хотя детей, на сегодняшний день, занимается уже довольно много и, безусловно, нужно подумать и о расширении. Кружок в шестой школе, конечно, аналогичен первому, однако история его создания абсолютно автономна и очень проста. Получилось так, что в один прекрасный день директор школы № 6 Александрова Людмила Анатольевна предложила мне преподавать у них уроки труда. Я согласился, и как только занял эту вакансию, сразу же, в свою очередь, предложил Людмиле Анатольевне параллельно вести в школе еще и кружок резьбы по дереву. Что из этого получилось, вы можете увидеть своими глазами. На сегодняшний день занятия, естественно, проходят в кабинете труда. Здесь постоянно занимаются около двадцати подростков, в основном это ученики пятых, шестых и седьмых классов. Для многих из них занятия резьбой, конечно, только на уровне хобби, однако на двоих из моих учеников я возлагаю большие надежды в будущем. Ребята толковые и хотят заниматься данным ремеслом в будущем профессионально. Очень трудолюбивые и упорные, иногда их из мастерской, в прямом смысле, приходится выгонять. Тогда они забирают свою работу домой, и работают над ней дома, а иногда даже в учебное время в классе. Естественно, учителя других предметов часто бывают недовольны подобным рвением, однако это лишний раз доказывает, что у некоторых из наших детей талант есть именно в этом виде искусства, и его обязательно надо развивать.

–  Как мы уже отметили выше, мастеров резьбы  по  дереву, в том числе весьма высокого уровня, у нас в городе выискать можно. Их, к сожалению, не так много, как хотелось бы, но они есть. И у каждого из них свои предпочтения в стиле работы, в материалах, в предметах. То есть, одни из них работают с орехом и липой, другие делают только мебель, третьи ваяют исключительно чаши. Как обстоят дела у тебя в этом плане, с чем предпочитаешь работать ты, каково твое направление в данном искусстве, твой стиль?

– Мне трудно ответить на этот вопрос конкретно. Я не остановился пока в своей работе на каком-нибудь одном материале. Я работаю и с орехом, и с липой, со многими другими видами древесины, более-менее пригодными для одного или другого вида изделий, хотя все же я больше люблю работать с тисом и самшитом. То же самое я могу сказать и о направлении в своей деятельности. Его в принципе нет как такового. Я не люблю, скажем так, повторяться, и создавать одно и то же изделие несколько раз, как бы совершенствуя его. В моей коллекции вы не найдете двух даже примерно одинаковых вещей. Мне интересно создавать и чаши, и мебель, и разного рода фигуры в национальном стиле. Сейчас, допустим, я работаю над нардами. Иногда мне подсказывает настроение, чем заняться на данный момент, иногда я создаю из дерева предметы, увиденные мною по телевизору, и даже просто на улице. Естественно, я их не копирую, а привношу в них что-то свое, то, как я их вижу…

– На твоих работах часто можно заметить резные узоры в осетинском стиле. Это фантазия или действительно национальный орнамент?

– Как же без фантазии, без творческого полета? Разумеется, они всегда присутствуют в оформлении моих работ, без этого изделия выглядели бы гораздо беднее. Однако это только добавка к колориту национального орнамента. Его порой надо бывает выдерживать как можно строже и достовернее. Я часто обращаюсь в таких случаях в наш Научно-Исследовательский институт, где мне всегда могут предоставить образцы осетинского  узора,  чем  я  с удовольствием пользуюсь. Я часто пользуюсь также образцами узоров прославленного нашего оформителя Бориса Багаева, в этом иногда мне помогает его сын Олег, с которым мы вместе работаем. Мне повезло еще в одном: один мой приятель подарил мне огромный книжный том, в котором отражено множество очень нужных мне в работе древних скифских узоров и орнаментов. С помощью этой книги я оформил не одно свое «произведение», и еще, думаю, много раз ею воспользуюсь. Наверно будет нелишним отметить здесь тот любопытный факт, что многие резчики по дереву очень часто плохо рисуют, и не всегда могут отразить на бумаге свои идеи и замыслы. У меня ситуация точно такая же (я раньше даже просил других мастеров сделать мне пару набросков), и мне иногда сильно помогают наглядные пособия, в виде узоров и орнаментов…

– Работа у вас красивая, творческая, но надо думать и бытовых проблем в ней хватает? Или все пока идет гладко?

– А разве бывает все гладко? Бытовых проблем, конечно, хватает, часто мы создаем их себе сами, и они носят в основном финансовый характер. Скажем, в той же Станции юных техников руководство долгое время не могло освоить небольшое количество финансовых средств, выделенных Министерством образования на развитие. И только в самом конце года мне удалось получить пять тысяч рублей на покупку самых необходимых материалов, а так долгое время приходилось выкручиваться, придумывать что-то, приносить из дому разные материалы, чтобы дети могли учиться и работать. Месяц назад я с боями выбил полторы тысячи рублей (согласитесь, сумма, мягко говоря, небольшая), на покупку жизненно необходимых для работы учеников  фигурных стамесок. Обязательно нужны для работы лобзики, дрель и еще кое-какие инструменты. Мне пришлось в буквальном смысле отбирать у руководства Станции средства на их покупку, хотя возможностей на сегодняшний день больше, чем когда-либо раньше. И такие «бои» часто занимают все мое рабочее время, которое можно было бы использовать гораздо более рационально.

– А в школе как обстоят дела? Неужели  и  там ты сталкиваешься  с такими  же  проблемами,  и  так  же  тяжело вести уроки на приличном уровне?

– Нет, тут все ровно наоборот. Здесь меня все поддерживают и понимают. Я очень благодарен директору школы, Людмиле Анатольевне, которая всегда старается поддерживать все наши начинания, а также завхозу Мерабу Ходову. Он очень внимательно относится к работе нашего кружка и часто помогает материалами, и всем остальным, чем может. Соответственно, здесь работается намного комфортнее и мне, и ученикам.

Вообще, дети очень тонко чувствуют настроение взрослых, и это значительно отражается на их восприимчивости того или иного предмета. Им часто нужен дополнительный стимул к учебе и работе. Одно время к нам часто заходил небезызвестный Бала Бестауты, прекрасный мастер резьбы по дереву, и вообще очень достойный человек. Он со знанием дела подбадривал моих учеников, это для многих из них было важным стимулом в преодолении своих локальных неудач. Я часто пользовался и сам таким приемом для подбадривания учеников, которые в тот или иной период могли опустить руки – приглашал взрослых и авторитетных для детей людей, чтобы те подняли дух ученика, у которого пока ничего не получается. Это периодически надо делать…

– Хороший педагогический ход. Судя по нему, в тебе есть задатки неплохого педагога. Что ты сам можешь сказать по этому поводу, сложное ли для тебя дело воспитание детей, педагогика?

– Очень. Ведь в школе должны быть не просто преподаватели. В школе у детей должны быть учителя. А учитель учит ребенка не просто своему предмету, он должен передать ему по возможности все свои знания, чтобы ученику они в большой степени помогали в жизни. Учитель должен быть в ответе за своего ученика не только в школе, но и на улице, и даже дома. Он, наряду с родителями ребенка, один из тех, кто помогает ученику познать мир, сделать важный выбор в жизни, и стать независимым человеком. А это, согласитесь, очень сложное дело, очень тяжелая наука. Я работал во многих местах, даже в силовых структурах, но сложнее чем в школе для меня нигде не было.

– Дело твое, в принципе, медленно, но верно продвигается вперед. Конечно, не обходится без разочарований, но, кажется, что на этом ты успокаиваться не собираешься. Есть новые планы? Если да, то какие?

Что касается ближайших и конкретных планов, то недавно я встретил бывшего директора школы № 3 Казбека Григорьевича Бетеева, и он меня слегка пожурил (а я ведь выпускник этой школы) по поводу того, что у них в школе до сих пор ничего подобного нет. После этого я договорился с нынешним директором школы Мадиной Бестаевой, и в скором времени на базе кабинета труда мы открываем здесь такой же кружок резьбы по дереву. У них хорошие помещения, как нельзя лучше подходящие для подобных целей, и возможно даже получится нечто большее, чем просто небольшой кружок. Возможно, что в этом начинании мне будут помогать два моих наиболее успешных ученика. Процентов восемьдесят всего необходимого оборудования у меня уже есть. Остальное, станки и кое-что еще по мелочи, надо будет где-нибудь доставать. Здесь основная проблема для меня – бумажная волокита. Я не умею и не люблю возиться с бумагами, хотя без этого сейчас не обходится ни одно начинание. Конечно, понадобятся определенные финансы, но может быть и здесь кто-нибудь подсобит. Если же нет, будем, как обычно, выходить из ситуации своими силами, нам не привыкать.

 В любом случае, создать художественную школу резьбы по дереву – моя мечта, и я буду добиваться того, чтобы эта мечта стала реальностью.

 

Инал Тибилов

Юго-осетинская газета «Республика»

 

 

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  


Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия