Цены на проезд в "маршрутках" продолжают повышаться
Повышение в Северной Осетии тарифов на проезд пассажиров в автобусах и маршрутных такси, которое официально было закреплено постановлением республиканского правительства в начале нынешнего года, вроде бы сняло с повестки дня эту животрепещущую проблему. Утвержденный государственный документ расставил все точки над «i»: постановление утвердило тарифы не только владикавказских перевозчиков – частных и муниципальных, но и стоимость проезда в автобусах пригородного и междугородного внутриреспубликанского сообщения. Вроде бы все понятно: «на проезд одного пассажира за каждый километр проезда в автобусах пригородного и междугородного внутриреспубликанского сообщения в автобусах общего пользования – до 0,85 руб., в маршрутных такси – до 1,05 рубля». Тут каждый из нас может подсчитать, какова максимальная величина тарифа до того или иного пункта.
Но вот незадача: ни с того, ни с сего на всех автозаправочных станциях республики возросла цена на сжиженный газ, которым заправляет свои авто основная часть водителей маршруток до 13 рублей! А на некоторых заправочных станциях – и вовсе до 15! Естественно, данный факт подвиг перевозчиков на радикальные меры. Те, кто обслуживает маршруты пригородного сообщения, самовольно взвинтили расценки на проезд, вызвав недоумение пассажиров. К примеру, с минувшего воскресенья добраться из Владикавказа в Ардон теперь стоит 40 рублей вместо прежних 35, до Чиколы – 70 рублей, хотя ранее было 60.
Прибываем на владикавказский автовокзал, интересуемся у водителей: что подвигло их поднять стоимость проезда? Все в унисон говорят: цены-то на бензин и на газ возросли, причем, неожиданно и резко.
Водитель «ГАЗели», представившийся Таймуразом, весьма эмоционально изложил свою точку зрения: «Разберитесь сначала с теми, кто устанавливает ценовой диктат на топливо. Нас ведь никто не спрашивает! А водителю надо машину заправлять, запчасти покупать, налоги платить, да, в конце концов, семью содержать. И если топливо «сжирает» весь доход, то какой тогда смысл выходить на маршрут?!».
Позиция понятна. Но такая вольница со стороны водительского сословия, не согласовавшего свои действия ни с органами местного самоуправления, ни с контролирующими ведомствами, выглядит, скажем прямо, как самоуправство.
Житель Ардона, работающий во Владикавказе и пользующийся услугами «маршруток» ежедневно Юрий Тишинский задается справедливым вопросом: «Дело даже не в пяти рублях, а в возникшей неразберихе. К примеру, вчера утром я приехал во Владикавказ за 35 рублей, вечером, возвращаясь домой, отдал 40 рублей. Это уже ни в какие ворота не лезет».
Сигнал о проблеме мы направили и в республиканскую прокуратуру. Глава этого ведомства Владимир Векшин заверил, что в данное время изучаются все обращения граждан по данному вопросу, и в ближайшие дни будет решен вопрос о назначении прокурорской проверки.
При таком раскладе самыми бесправными оказались именно пассажиры, поставленные перед фактом: плати столько, сколько скажем! Но самое интересное заключается в том, что, как оказалось, ни одно контролирующее ведомство, куда обращался корреспондент «СО» с просьбой прокомментировать складывающуюся ситуацию, не смогло дать конкретный комментарий по поводу того, как же урегулировать такой тарифный беспредел.
Звоним в республиканское управление антимонопольной службы. Ее руководитель Батырбек Джиоев, ссылаясь на нормы закона, сообщает, что ведомственные проверки обоснованности повышения цен на проезд в общественном транспорте могут быть проведены только с санкции прокуратуры. Между тем, говорит и о том, что буквально на днях в УФАС поступило обращение прокурора Дигорского района с ходатайством проверить законность повышения цены за проезд в маршрутном такси из Ардона в Дигору с 10 до 20 рублей. Проводится и проверка обстоятельств, связанных с резким взлетом цены на сжиженный газ.
Все! Круг замкнулся. Как можно проверить обоснованность тарифов, если сейчас в республике система пассажироперевозок приобрела характер броуновского движения? Какой контролер может зафиксировать факт оплаты проезда по той или иной стоимости, если форма оплаты проезда в маршрутке производится «голыми наличными»? И кто может быть гарантирован от того, что завтра некий алчный водитель не потребует от пассажира более высокую сумму за проезд?
В Министерстве промышленности, транспорта и энергетики РСО–А нас заверили, что в данный момент с частными перевозчиками ведутся переговоры о необходимости вернуться к прежним тарифам. Но. Как вести такие переговоры: только лишь методом увещевания? Согласитесь, это несерьезно.
Каждый пассажир, оплачивающий проезд, это – потребитель услуг. И они ему должны быть гарантированы. Причем – документально, в виде билета или товарного чека. В большинстве регионов действуют нормы налогового кодекса, предусматривающие главный атрибут такой гарантии – наличие в транспортном средстве портативного кассового аппарата, без которого водитель не имеет права выходить на маршрутную линию. Выдаваемый пассажиру чек и может служить главным документом для того, чтобы обратиться с жалобой в контролирующие органы.
Пока же у нас в такой хаотичности разрешение проблемы сводится всего лишь к эмоциональным выплескам. Водитель, имеющий статус индивидуального предпринимателя, обременен лишь уплатой налога на вмененный доход, энергетические монополисты позволяют себе вступать в сговор и навязывать свою тарифную политику, провоцируя повышение цен на проезд в общественном транспорте, а мы все обречены послушно подчиняться таким вот «правилам без правил». Значит, есть и те, кому подобная ситуация достаточно выгодна? Но найдутся ли те, кто выявит их? Вопрос остается пока открытым.
«Северная Осетия»
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.