Религиозный фактор и экстремизм ("15-й регион", Северная Осетия)

29 мая 2010 Дайджест [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4367 просмотров]

Религиозный фактор и экстремизм ("15-й регион", Северная Осетия)В условиях столь полиэтничной и многоконфессиональной республики, как Северная Осетия, религиозный фактор приобретает особое значение.
В настоящее время в Северной Осетии свою деятельность осуществляют последователи не менее 15 различных конфессий. Это как традиционные для России конфессии - православие, ислам, иудаизм, католицизм, христианство григорианского толка, так и нетрадиционные религиозные течения - общество сознания Кришны, Бахаи, различные христианские организации протестантского толка - свидетели Иеговы, пятидесятники, христианские евангелисты (баптисты), адвентисты седьмого дня и другие.

Указанные конфессии, в свою очередь, также дробятся на различные течения. Так, например, в Северной Осетии есть последователи иных православных течений, так называемые «старостильники», приверженцы греческого синода архиепископа Хризостома, а также представители ортодоксального крыла Русской православной церкви за границей (Русской зарубежной церкви), действующие без регистрации в виде религиозных групп, что разрешается в соответствии с действующим законодательством. Заметим, что отсутствие регистрации указанных религиозных групп затрудняет контроль за их деятельности со стороны органов власти.

Аналогичное деление наблюдается и в исламе, от наиболее известного - на суннитов и шиитов, до дробления на различные тарикаты и течения (данное дробление не свойственно «североосетинскому исламу»).

Дробление наблюдается и в нетрадиционных для России религиозных организациях. Так, христианские евангелисты (баптисты) в республике делятся на три ветви, автономно существующие друг от друга и являющиеся структурными подразделениями соответствующих централизованных общероссийских баптистских организаций.

Кроме того, существуют отдельные группы как православного, так и протестантского толка, не афиширующие свою деятельность и не признающие в духовном и организационном плане чьего-либо верховенства. Эти автономные группы верующих также по сути находятся вне контроля государства.

Сегодня в России, в том числе и Северной Осетии, на слуху одно из течений в исламе, известное как «ваххабизм», получившее название от жившего в 18 веке Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. «Ваххабизм», именуемый еще в научной литературе термином «салафизм», от арабского «ас-салаф ас-салих» - «праведные предки».

Отметим, что ставить знак равенства между «вахабизмом» и экстремизмом, а следовательно отождествлять всех сторонников данного религиозного течения с экстремистами, как это зачастую практикуется, неверно. Сам «ваххабизм» по своей сути как религиозное течение неоднороден и делится на сторонников умеренного направления и радикалов. Пример - Саудовская Аравия, где умеренный «ваххабизм» является государственной религией, что не мешает РФ иметь с ней дипломатические отношения. Под экстремистами же следует считать сторонников именно радикального крыла «ваххабитов», целью которых является установление путем насилия и террора на территории Северного Кавказа исламского теократического государства.

Несмотря на заявление представителей различных органов госвласти Северной Осетии о том, что экстремистов и в частности «ваххабитов» в республике нет, данные утверждения вызывают обоснованные сомнения. Имея довольно протяженные границы с Чечней и Ингушетией, где наряду с Дагестаном сосредоточены очаги бандподполья, наивно было бы считать, что экстремисты не распространяют свою идеологию на прилегающей к Чечне и Ингушетии территории - Северной Осетии и не вербуют своих сторонников.

Не стоит упускать из вида и соседнюю Кабардино-Балкарию, где ситуация с исламскими радикалами также остается достаточно сложной. Наиболее вероятными районами, подверженными риску экспансии идеологии ваххабизма с учетом географического расположения и этно-конфессионального состава населения, являются большинство районов республики - Пригородный, Правобережный, Моздокский, Ирафский и Кировский. Особенно вызывает тревогу ситуация в Моздокском районе, где бесконтрольная миграция из соседних республик существенно осложняет работу правоохранительных органов в данном направлении, а также грозит обострением межэтнических и межконфессиональных отношений между жителями района.

В качестве доказательства того, что идеализировать ситуацию с экстремизмом в республике преждевременно можно привести факт задержания 25 февраля 2010 года на административной границе с Ингушетией 23-летней жительницы Северной Осетии Фатимы Багаевой, у которой сотрудниками Центра по борьбе с экстремизмом МВД были обнаружены два детонатора и 200 граммов взрывчатого вещества аммонита. По сообщению пресс-службы МВД, задержанная находилась в поле зрения правоохранительных органов и подозревалась причастности к деятельности исламского экстремистского подполья.

Ясно, что основной мишенью эмиссаров становятся, прежде всего, молодые люди. В этом контексте стоит отметить деятельность Духовного управления мусульман Северной Осетии (ДУМСО), которое необходимо плодотворно работать в плане профилактики экстремистских проявлений, прежде всего, путем просветительской работы среди мусульманской молодежи, подготовкой профессиональных священнослужителей, а также централизации мусульманской общины. Однако, несмотря на это, ДУМСО нужна поддержка государства, что называется и словом и делом.

Известно, что подавляющее большинство жителей Северной Осетии исповедают православие и ислам. Что касается ислама, то по разным оценкам мусульманами себя считают от 20 до 25% жителей республики. Касательно численности православных, то их удельный вес составляет примерно 70% от общего числа населения республики. В то же время данные цифры не должны вводить в заблуждение, так как немалая часть и мусульман, и православных являются таковыми номинально, фактически являясь носителями так называемых осетинских традиционных верований. Ясно, что речь в данном случае идет о представителях осетинского этноса, большая часть которого остаются приверженцами традиционных народных верований, естественно, тесно переплетенных с осетинскими традициями и обычаями.

Не стоит забывать и о тех, кто в силу своих убеждений в бога не верит - тех, кого принято называть атеистами. Последние в настоящее время на фоне повального увлечения религией и мощного информационного религиозного прессинга чувствуют себя весьма некомфортно. Ибо повсеместно насаждается мысль, что быть приверженцем какой-либо «традиционной» религии просто необходимо.

Анализ религиозной ситуации в Северной Осетии приведен для того, чтобы еще раз подчеркнуть - насколько непроста и многогранна религиозная составляющая в нашей республике. Совершенно очевидно, что в этой ситуации республиканские органы власти должны очень взвешенно проводить национальную и конфессиональную политику. Недопустимы перекосы и перегибы в этой крайне деликатной сфере.

Сегодня религиозные организации, особенно так называемые традиционные, имеют возможность для полноценного существования и развития. Однако после периода тотального прессинга со стороны государства в советский период, в настоящее время оно же, словно пытаясь загладить свою вину, дало им по сути неограниченные полномочия.

Понятно, что при всей «равноудаленности» государства от религиозных объединений допускается различная степень его сотрудничества с разными конфессиями. Это может быть обусловлено различными историческими причинами, количеством последователей той или иной конфессии и.т.д. Ничего крамольного в этом нет, и в данном случае православие и ислам, как самые многочисленные конфессии, и с исторической точки зрения, имеющие наиболее глубокие корни в России, наверное, имеют право на большее внимание со стороны государства. Однако они же должны нести и большую ответственность, чем другие. Тем не менее государство должно четко отграничивать ту сферу или ту черту, переступать которую в угоду даже самой многочисленной конфессии страны нельзя.

В частности, речь о таких фундаментальных для государства областях, как образование, армия и правоохранительные органы.

Полагаю, ошибочным в светском государстве, коим согласно конституции, является Российская Федерация, вводить в воинских частях штатные должности войсковых православных священников, а в учебную программу среднеобразовательных школ включать изучение основ какой-либо из «традиционных» российских конфессий - православия, ислама, буддизма или иудаизма.

Если с практически на 100% моноконфессиональными субъектами, как Ингушетия. Чеченская республика, Дагестан, регионами центральной части России все понятно, то как быть с теми субъектами РФ, где велик удельный вес как православного, так и неправославного населения? В качестве примера можно привести Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Калмыкию, Татарстан, Башкортостан, Бурятию и др.

Данное решение фактически разделит указанные субъекты на отдельные районы, муниципальные округа и школы согласно религиозному принципу.

Опять-таки вопрос - куда в этой ситуации деваться атеистам или приверженцам других, «нетрадиционных» для России религиозных течений, в том числе католицизма и традиционных верований народов России как, например, осетинского народа? Парадокс, но ввиду того, что народные верования осетин до сих пор официально не признаны религией, их последователи в своей республике остаются «вне игры»!

Можно представить при таком раскладе развитие ситуации в Северной Осетии, где порой в одном ущелье или районе находятся места компактного проживания представителей разных конфессий. Особенно это касается самого многонационального района республики - Моздокского.

Данное новаторство, которое в качестве эксперимента апробируется в ряде регионах России, является нарушением ст. 14 Конституции РФ, которая гласит, что Российская Федерация является светским государством, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Введение в общеобразовательные школы изучения того или иного религиозного учения ведет к фактическому расколу российского общества по конфессиональному признаку, что в условиях религиозного многообразия и многонационального состава Российской Федерации может привести к негативным последствиям.

Представляется, что намного разумнее было бы введение в программу средней школы общего для всех курса истории религий с преподаванием его исключительно светскими преподавателями.

В Северной Осетии существуют все условия для отправления того или иного культа и даже получения начального религиозного образования. При христианских храмах, молельных домах и мечетях существуют так называемые воскресные школы для детей. Этого вполне достаточно для тех родителей, кто хотел бы, чтобы их чада приобщались к той или иной религии. Соответственно нет никакой необходимости привносить в светские учебные заведения религиозные орнаменты. Аналогичную просветительскую в этом плане функцию выполняют и национально-культурные общества, представляющие практически все этносы, проживающие в республике.

Обозначенное выше не означает, что сотрудничество государства и религиозных организаций должно быть исключено. Конечно, нет. Оно необходимо на основе четкого разделения их функций. Религиозные объединения могут принимать участие в тех сферах жизни общества, где их интересы и интересы государства пересекаются. Однако государство должно находить пути реализации эффективной политики с учетом интересов всех граждан России. Необходимо поддержание баланса интересов личности, общества и государства.

РГРК «Голос России»

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
Рыцарь удачи

Погода

Книжный МИР ЮОГУ
Акция.

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.

Новости

«    Сентябрь 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

полезно знать...

Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене

Государство Алания г. Цхинвал

Государство Алания г. Цхинвал!
 Мегафон

Курс рубля на межбанковском рынке



ГУП Энергоресурс Бачелли



ГУП Энергоресурс

Объявления

Магазин "Калейдоскоп" Повседневная одежда для детей и взрослых, известных марок "O'Stin", "Sela", "Incity", "Zolla", "Kiabi", "Domyos", "Oodji" и др. В ассортименте майки, топы, носки, колготки, футболки, блузки, сорочки, жакеты, джемперы, платки, шарфы, платья, сарафаны, брюки классические, брюки трикотажные спортивного типа, джинсы, нижнее белье, пижамы и др. Хорошее качество. Умеренные цены. Адрес: Проспект Алана Джиоева 91.
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***
Предлагаю профессиональные услуги по установке натяжных потолков. Ночное небо, облака, сатин, фотопечать - широкий выбор оттенков и фактур! Наши главные преимущества - доступная цена, быстрые сроки и экологичные материалы. С нами ваши идеи станут реальностью! Телефон 89298058866
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Приветствие у Осетин Алан