Сослан-Давид Царазон в истории Грузии и Осетии: факты и гипотезы (часть 1)

1 января 2011 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [22581 просмотр]

Сослан-Давид Царазон в истории Грузии и Осетии: факты и гипотезы

                                            (Ветер истории над могилой великого осетина)
   В конфликтах, где одним из мобилизационных ресурсов является использование этнического (национального) фактора, исторический дискурс всегда играет большую роль. Для таких конфликтов, как грузино-осетинский, где роль этнонационального фактора возрастает до определяющих размеров, борьба за утверждение собственной версии истории является необходимым элементом организуемого политического процесса. Можно согласиться с выводом доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН В. А. Шнирельмана, который пишет: «Представления об отдалённом или не столь отдалённом прошлом служат важным политическим орудием и широко используются идеологами и политиками».
   Политическая судьба южных осетин в ХХ веке является ярким тому примером. В новейший период своей истории южные осетины столкнулись с необходимостью, во-первых, отстаивать давно установленные и даже само собой разумеющиеся факты своей истории от фальсификаторских поползновений части грузинских интеллектуалов, и особенно историков, обслуживающих национал-экстремистские установки грузинских инициаторов грузино-осетинского конфликта, а во-вторых, прояснить малоизученные периоды своей истории и предложить цельную, научно аргументированную её версию обществу. Процесс этот сопровождался и неизбежными при таких обстоятельствах конструктивистскими построениями отдельных авторов, призванными скорректировать историческую картину в нужном направлении, «достроить» её до требуемых, определяемых и задаваемых грузино-осетинским конфликтом параметров.
   Мы, вслед за В. А. Тишковым, «исходим из того, что история как осмысленная версия – это современный ресурс и в принципе каждое новое поколение пишет свою собственную историю, как и в каждом поколении присутствуют конкурирующие версии с разными шансами стать если не единственными, то хотя бы доминирующими. Многие из исторических версий – это те же политические лозунги, но только в форме академического нарратива или псевдоакадемических сочинений» . Вместе с тем нельзя упускать из виду то обстоятельство, что в пылу историко-идеологического противоборства, стремясь к максимально результативному исполнению политического заказа, учёные и журналисты зачастую игнорируют даже безоговорочно принятые ранее научным сообществом исторические данные, отметают самоочевидные для их оппонентов обстоятельства: ведь история, в первую очередь, всё же является наукой, т. е. всегда содержит в себе надёжно фиксированные и достоверно выясненные исторические знания. Для грузино-осетинского конфликта учёт этого фактора обязателен, так как с этой точки зрения позиции сторон существенно разнятся: для формирования «исторического аргумента» в пользу своих политических устремлений политизированной части грузинских интеллектуалов приходится прибегать к сильным натяжкам, умолчаниям относительно неудобных для них фактов, а порой и к прямым фальсификациям. Что же касается осетинских интеллектуалов, то для отстаивания своих научных и политических позиций им в целом оказывается достаточной защита имеющихся исторических фактов в отечественной науке, включая и результаты исследований ведущих грузинских учёных.
   Роль «исторического аргумента», таким образом, весьма высока для мобилизационных усилий сторон в конфликте и приближения к продекларированным историко-политическим целям. «Именно исторический фактор, - утверждает известный учёный-кавказовед Ю. С. Гаглойти, - является решающим аргументом в проблеме легитимизации Республики Южная Осетия и грузино-осетинском (югоосетинском) конфликте в целом. Аргумент этот заключается в том, что согласно более чем достоверным свидетельствам греко-латинских, древнегрузинских и древнеармянских нарративных источников, территория Южной Осетии с древнейших времён являлась частью этнической территории формирования осетинского этноса» . Таким образом, этногенез южных осетин есть органичная составляющая этногенеза единого осетинского народа. Обращаем особое внимание на то, что этот посыл не оспаривается никем, в том числе оппонентами осетинских историков.
В истории грузино-(юго)осетинских взаимоотношений есть некоторые ключевые эпизоды, определяющие их развитие в целом, и без понимания которых трудно (если вообще возможно) составить правильное представление о них. Одним из таких эпизодов, на наш взгляд, является история брака грузинской царицы Тамар с алано-осетинским царевичем Сосланом Царазоновым – Ос-Багатаром .
    Известно, что под именем Ос-Багатара в разные периоды действовало несколько осетинских исторических персонажей. Но наиболее масштабным и прославленным из них, бесспорно, следует признать Сослана, мужа и соправителя грузинской царицы Тамар. Следует согласиться с выводом профессора Г. Д. Тогошвили о том, что «основной тенденцией грузино-осетинских взаимоотношений с древнейших времён являлась совместная борьба против иноземных завоевателей» . Деятельность Сослана-Давида в этом отношении являет собой яркий пример союзнических, тесных отношений картвелов (грузин) и асов-осов (осетин), развивавшихся со времён общей борьбы против парфян в 1 в. н. э. С помощью осетин картлийские цари Азорк и Армазели вернули утерянные ими территории. Особое значение дружеским отношениям с алано-осетинскими правителями придавал царь Асфагур, скончавшийся в Осетии при подготовке к очередному походу против Персии . Именно в союзе с осетинами грузины отстаивали свою независимость от персидских и византийских завоевателей, затем с VII в. - против арабов, а впоследствии и против турок. «Мы вправе считать, - пишет по этому поводу профессор Г. В. Цулая, - что в эту сложную для Армении и Картли эпоху племена и народы Северного Кавказа нередко являлись подлинно спасительной для них силой» . С этим выводом трудно не согласиться.
   Здесь уместно привести предание, записанное в Осетии выдающимся русским учёным конца XIX – начала ХХ вв. В. Ф. Миллером: «Было три брата: Суан, Ос и Картыл. Картыл остался на родине и стал родоначальником Грузин (Картли). Суан пошёл и поселился в нынешней Сванетии, которая от него получила своё имя. Третий брат – Ос поселился в Алагирском ущелье и стал родоначальником Осетин» . В другом предании, записанном известным русским учёным конца XIX в. Ф. И. Леонтовичем, говорится, что «в старинное время, неизвестно когда, вышли из Мислуга (страны далеко на Юге) три брата воеводы, по имени Ос, Картаул и Лек. Ос завладел страною около (…) горы, от него произошли осетины; Картул основал своё царство около Тифлиса, от него происходят карталинцы; Лек пошёл дальше на восток и основал там своё царство, от него происходят лезгины» . Таким образом, у осетин длительно присутствует представление о родстве с грузинами. Интересно, что и грузинский летописец Джуаншер Джуаншериани, повествуя о создании Вахтангом Горгасалом Дарьяльских ворот, подчёркивает, что сделано это было для того, «чтобы без его приказа не переходили осетинские (…) родственники» . Таким образом, исторические предания, записанные выдающимися русскими учёными-кавказоведами XIX в., свидетельствуют о родственных отношениях осетин и грузин.
   Сближению народов способствовало укрепление христианства в Грузии и Алании-Осетии. В Х – ХIII вв. грузино-осетинские отношения особенно интенсифицировались. В тот период были заключены многие династические браки, среди которых историки выделяют брак царя Грузии Георгия III на дочери осетинского царя Худана Бурдухан. Дочь от этого брака, царица Тамар, в свою очередь, вышла замуж за осетина Сослана, в крещении Давида, из знатного осетинского рода Царазоновых. При Сослане-Давиде и Тамар Грузия достигла пика своего развития, чему в решающей степени способствовал военно-политический дар Сослана-Давида и оказываемая ему поддержка из Алании-Осетии. Под руководством Сослана-Давида и при его личном участии были одержаны такие замечательные победы, как разгром в 1195 г. в Шамхорской битве объединённых сил сельджукских султанов во главе с Абубекром, взятие турецкой твердыни Карса и разгром в Басианском сражении 1205 г. войск западнотурецких правителей во главе с султаном Рума Рукн-ад-Дином.
В своём фундаментальном монографическом исследовании «Сослан-Давид» профессор Г. Д. Тогошвили обстоятельно раскрывает контекст эпохи и ряд примечательных обстоятельств, проливающих свет на подлинную историю описываемого венценосного брака. Следует подчеркнуть, что сам этот брак состоялся, преодолевая сильное сопротивление грузинских знатных родов, чьи представители также претендовали на брак с царицей и тем самым на престол. Внутригрузинскими интригами объясняется первый брак Тамар с сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского Юрием (в грузинских летописях – Георгий, матерью которого была ясыня-осетинка).
    Придворные историки Тамар подчёркивали, что Тамар и Сослан-Давид хорошо знали друг друга, так как Сослан-Давид много времени проводил при грузинском царском дворе (возможно, какое-то время получал там образование и воспитывался: обычай отдавать одного из детей на воспитание в сильную дружественную семью хорошо известен на Кавказе). Однако для нашего анализа личные взаимоотношения в семье играют сугубо подчинённую роль. Главным является то, что такой брак мог состояться лишь при соответствующих политических условиях, каковыми в то время являлись необходимость отражения внешней угрозы Грузии и внутригрузинской стабилизации (включавшая и необходимость подавления мятежнических и изменнических поползновений части грузинской знати). В этих условиях Сослан-Давид лучше, чем кто-либо другой, мог отстаивать интересы грузинского государства. «Правящая династия единой феодальной монархии Грузии, - писал профессор Г. Д. Тогошвили, - претендуя на политическое наследство одряхлевшей Византийской империи и выступающая в роли объединителя народов Кавказа в единый политический и культурный мир в условиях противостояния с агрессивным тюрко-сельджукским миром, естественно, нуждалась в верных союзниках» . Военный потенциал соседнего Осетинского царства, с которым имелись тесные и взаимовыгодные связи, в том числе династические, был тем фактором, который перевесил все остальные - и брак состоялся, причём осетинский царевич был признан законным царём-соправителем Грузии и в летописях соответственно именовался вместе с царицей Тамар. Естественно, что Сослан-Давид опирался не только на политическую силу Аланского (Овсского) царства, но и непосредственно на осетинский отряд, составлявший его личную военную опору.

   Необходимо отметить, что к X – XII в. такие династические браки стали обычным явлением. Прав профессор М. П. Санакоев, который подчёркивает, что «династические браки были довольно часты и между царскими домами Византии, Грузии, Армении и Алании» . Так, например, на осетинской царевне Альде был женат картлийский царь Георгий I; Баграт IV был женат на дочери осетинского царя Урдуре, сестре Дорголеля Борене; дочь Давида Строителя была выдана замуж в Осетию. Сын Давида Строителя, царь Грузии Деметре I, как уже отмечалось выше, женил своего младшего сына Георгия на осетинской царевне – дочери царя Худана Бурдухан, и именно его готовил к занятию престола. Старший сын Давид устроил дворцовый переворот и начал расправу над сторонниками брата, однако через несколько месяцев скончался, и царём стал Георгий (Георгий III), получавший военно-политическую поддержку, как всегда, когда в этом возникала нужда, из Осетии-Иристона. Лишь будучи весьма сильным правителем, Георгий мог решиться на беспрецедентное явление в грузинском престолонаследии – возвести на трон свою дочь. При этом он, несомненно, учитывал, что «Тамар была племянницей (хæрæфырт) осетинских царей. По осетинским обычаям, хорошо засвидетельствованным этнографическими данными, хæрæфырт (племянник или племянница) пользовался особым почётом и вниманием у рода матери. Весь род матери (в первую очередь, дядя по матери) выступал защитником и покровителем племянника или племянницы» . Ясно, что Тамар в достаточной мере владела осетинским языком (ибо иное очень трудно представить для дочери осетинки), и, скорее всего, посещала Осетию, так как в осетинском фольклоре она один из распространённых и излюбленных персонажей, что отмечал В. Пфаф: «Судя по близкому отношению, которое сказание в Осетии ставит имя Тамары к собственной народной жизни, должно заключить, что она часто бывала в этой стране» . Такой вывод нам представляется логичным, убедительным и объективным.

   Сослан-Давид наилучшим образом решил стоящие перед ним задачи, сделав Картли – тогдашнюю союзницу Алании-Осетии – сильным и независимым государством. Последняя битва, выигранная им во славу Грузии - Басианская битва с персидским войском Рукн ад-Дина . При этом обращаем особое внимание на то, что профессор Г. Д. Тогошвили подверг убедительной критике насаждаемую в грузинской историографии версию о Сослане-Давиде как «муже-слуге» Тамар, доказав на основании грузинских источников, что Сослан-Давид являлся реальным царём-соправителем Грузии . Попытки любой ценой принизить роль Сослана-Давида в истории средневековой Грузии имеют сомнительные конъюнктурные цели, далёкие от исторической науки. Тем не менее в грузинских хрониках по данному вопросу имеется немало несуразностей и противоречий.
Через краткое время после Басианского сражения Давид-Сослан внезапно умер, о чём грузинские источники предельно скупо сообщают: «Нагрянуло горе, умер Давид-Сослан, человек, исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесённый в добродетелях. Он оставил двух детей: сына Георгия и дочь Русудан. Плакали, рыдали и повергли в печаль всю вселенную» .
   Причина смерти царя не сообщается, что является поразительным фактом. По гипотезе грузинского историка Т. Жордания, Сослан-Давид был убит тайными мусульманскими убийцами – асассинами, равно как и Тамар, а потом и их сын Георгий Лаша . Загадочным и удивительным представляется и то, что нет прямых указаний и на место его смерти. Более того, не сохранилось достоверных сведений о его захоронении, что просто невозможно для царя, находящегося в апофеозе своей славы. Профессор Г. Д. Тогошвили по этому поводу склонен согласиться с мнением известного грузинского историка, профессора И. А. Лолашвили и др. о том, что Сослан-Давид похоронен в Гелати – усыпальнице царской семьи со времён Давида Строителя.

По нашему мнению, гибель царя-победителя от мусульманских убийц в обязательном порядке должна была быть использована в официальной идеологии грузинского государства для укрепления позиций царской семьи и сплочения народа перед лицом коварного и беспощадного врага. Ничего подобного в исторических документах Грузии не зафиксировано. Кроме того, в версии Т. Жордания остаётся без ответа вопрос о том, почему в Грузии не знают, где похоронен великий царь-соправитель, сыгравший выдающуюся роль в истории грузинской государственности.

   Всем этим противоречиям и странностям, на наш взгляд, может быть лишь одно объяснение: Сослан-Давид был устранён самой грузинской правящей верхушкой, после Басианской битвы пришедшей к выводу, что алан-осетин на троне Грузии более не нужен. Тогда, и только тогда логичное и естественное объяснение получает тайна причины его смерти. В этом случае, по нашему убеждению, становится более понятным, почему могилы Сослана-Давида в Грузии нет. Очевидно, что и грузинская церковь, имевшая сильные позиции в государстве, была заинтересована в сокрытии ужасающего для церковного мироощущения факта цареубийства, что также логично объясняет указанные умолчания. Отсюда также получает логичное объяснение длительность и значимость антиосетинской установки большей части верхов грузинского общества. Скрывавшийся от народа, но известный в узком верхушечном кругу царской династии, грузинской знати, церковного священноначалия и придворных историков факт убийства царя-осетина из поколения в поколение генерировал реакцию отторжения осетин, преобразуя по известным законам психологии комплекс вины в комплекс агрессивной спеси .
   Проблема местонахождения захоронения Сослана-Давида не нова. Попытки её решения в разные годы предпринимались не только в Грузии, но и в Осетии. Мы считаем заслуживающим внимания исследование Т. Б. Мамукаева, посвящённое знаменитой в Осетии Нузальской часовне. «Преднамеренно или случайно, - отмечает автор, - но история скрыла не только причину смерти выдающегося государственного и военного деятеля средневековой Грузии Сослана Давида, но и место его погребения» . В грузинской историографии давно установлено, что цитировавшаяся выше запись о «нагрянувшем горе» сделана в «Картлис цховреба» лишь много столетий спустя. Между тем осетинское предание сохранило сведения о том, что Сослан-Давид принял смерть по дороге от Карса в Тбилиси. Известно также, что тело везли из г. Гори через Никози (Южная Осетия), затем через перевал Зикара в Северную Осетию, и далее через Касарское ущелье (Уаллаг-Ир) в Нузал, где расположено родовое кладбище Царазоновых, из рода которых происходил Сослан-Давид. «Картлис цховреба», сообщая о погребении сына Сослана-Давида Георгия Лаша, указывает, что похоронен он был в Гелати «в усыпальнице отца его», но археологические раскопки в монастыре этого не подтвердили. Возможно, что Сослан-Давид был привезён в Гелати, где над ним совершили похоронный обряд по христианскому канону, а затем оттуда был отвезён в Осетию – что, заметим, хорошо согласуется с нашей гипотезой, так как присутствие царя-осетина в усыпальнице грузинских властителей само по себе вполне могло быть признано нежелательным, а в случае действительно его насильственной смерти от грузинских заговорщиков-аристократов захоронение в Гелати становилось просто невозможным.
   Ввиду большой исторической значимости вопроса, директором Эрмитажа академиком И. А. Орбели в июне 1946 г. в Нузал была направлена группа археологов, которые произвели раскопки под руководством Е. Г. Пчелиной и при участии сотрудников Северо-Осетинского научно-исследовательского института (ныне СОИГСИ им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А) и Республиканского музея краеведения Северной Осетии. «Открытие, - пишет об этом В. А. Шнирельман, - обещало стать столь значимым для осетин, что раскопки были приостановлены и для наблюдения за их ходом были приглашены председатель Совета министров СО АССР А. П. Газзаев и секретарь Северо-Осетинского обкома ВКП(б) по пропаганде С. Н. Битиев. Здесь же присутствовали ведущий специалист по ранней истории осетин проф. Б. В. Скитский» и др. Раскопки дали результат. Обнаруженное погребение мужчины с оружием и личными вещами было тщательно исследовано в патолого-анатомическом и палеопатологическом аспектах. Установлено, что «смерть субъекта, тело которого было погребено в Нузальской часовне, наступила вследствие травм, нанесённых в затылочную и правую теменные области. (…) Смерть квалифицируется как насильственная» . Эксперты дали следующее пояснение: «Анализируя характер, свойства и механизм образования каждого из обнаруженных повреждений, а также свойства травмирующих орудий, вызвавших перелом костей, мы считаем возможным следующим образом представить последовательность нанесения телесных повреждений и условий их образования.
    Пострадавший, по всей вероятности, находился в движении, будучи верхом на коне. В удобный момент противник нанёс ему удар (удары) в голову твёрдым, тупым предметом с ограниченной ударной поверхностью. После этого пострадавший потерял сознание. Во время падения тело всадника повернулось вокруг своей оси по ходу часовой стрелки при фиксированном состоянии стоп. В результате этого одномоментно образовались винтообразные переломы обеих большеберцовых костей на уровне верхней трети диафиза. В дальнейшем, когда его верхние конечности достигли поверхности земли, наступил перелом костей правого плеча и предплечья. Можно допустить возможностьвозникновения перелома костей правой руки и верхних переломов большеберцовых и теменной костей при внезапном падении всадника вместе с скачущим конём».
Продолжение следует...
Дзидзоев В. Д.
Дзугаев К. Г.

ИА ОСинформ

Источник - ИА Осинформ.

Новость отредактировал: p.b.Leo - 4 января 2011
Причина: Подправил пару косяков ...

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
18 июля 2007 12:21

Так, например, на осетинской царевне Альде был женат картлийский царь Георгий I

По моему, или я ошибаюсь, Георгий 1 был царем Западной Грузии, а не Картли...

Ясно, что Тамар в достаточной мере владела осетинским языком (ибо иное очень трудно представить для дочери осетинки),

Вау! С каких это пор матери-осетинки стали фактором владения осетинским языком и все ли дети осетинок знают осетинский? А так версия интересная...

18 июля 2007 15:49

Атила, это был другой Георгий, это же разные царства и имена у царей тоже шли по разной нумерации. Например, Елизавета Первая была и в России и в Англии.

Насчет второго примечания ты прав, наверно, надо было авторам привести другой аргумент. Но фикус-пикус в том, что тамара не была родной дочерью царя Георгия, а Будрухан привезла ее в Грузию в своем чреве. Царь не был первым мужем Бурдухан, первый муж Бурдухан пал в одной из битв, я тебе потом скажу.

18 июля 2007 16:51

Свинопас

Как ты себе представляешь-женщина царского рода выходит замуж до истечения траура по первому мужу? В общем незачёт

  • Сармат

18 июля 2007 16:56

Я подтвержу...

  • Сармат

18 июля 2007 16:58

Т.е. я подтвержу Атиле про то, что сказал Свинопас

18 июля 2007 17:30

История это не то, что тебе кажется историей. Неучу "писать историю" --мразь.

  • david

18 июля 2007 17:54

krome togo chto vistavili gipotezu chto daje carica tamara bila osetinkoi :)))) bolshe nechego ne zametili v text i bolshe nekakix voprosov ne poivilsa u vas??? u menia naprimer vopros kak eto sluchilos chto nashi istoricheskie bratia osetini kotorie vsegda gruzin "spasali" vdrug prodalis ruskim v 1920 i v 1990-x??? i esli tak istoriu svoiu osetinskuiu lubite kak vi shitaite kogda popadiote na tot svet (rano ili skoro mi vse popadiom tam) chto vi skajite svoim rodstvennikav kak vi obisnite izmenu i udar noja v spinu gruzii dvajdi za posledni vek???

  • чекма

18 июля 2007 18:31

ну вот нас грузины сполна и отблагодарили за то, что мы их защищали. 3 геноцида за последние 80 лет. сотни убитых и покалеченных, десятки тысяч беженцев... скорей бы уж косово признали... пусть вас теперь другие защищают. с нас хватит

  • чекма

18 июля 2007 18:35

и не надейся, друг, назло вам всем осетия была, есть и будет. единая и неделимая. от леуахи до терека. внешний враг у нас один, но ничего, выстоим. скорей бы уж косово признали...

  • Сармат

18 июля 2007 22:55

Гонгаей, Чекма, ты молодец. Дай -ка им под ..... , чтобы поняли, что ты Чекма и катились в свою неделимую Грузию

19 июля 2007 01:15

from tbilisi!

ВЫошибаетесь сударь! Осетия была и будет. Вы очень интеллигентно описали свои соображения и это вам делает честь.

Но односторонно. Мы в большом государстве просуществуем дольше чем в малом. Рано или поздно все исчезает(кроме времени)т.ч.любой народ подвержен этому.Нет нич его плохого в том что народ хочет объединится. Каждый перед богом волен решать свою судьбу по своему. Мы должны быть вместе. А в госу дарстве или нет решим. С кем -тоже.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Опрос

Сколько вы собираетесь потратить на новогодние подарки.

 

Солнечный Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР ЮОГУ
Акция. Лучший кадр

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Декабрь 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

полезно знать...

Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене

 Мегафон


Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Объявления

Сдаются комнаты посуточно для строителей . Условия средние, плата низкая. Отдельные комнаты. Имеется душевая с постоянным горячим водоснабжением. Дом в процессе ремонта. Стоимость проживания – 500 рублей в сутки. При проживании более 5 суток действует система скидок. Дом в центре города , тел для справок : 8(929)812 82 42. Спросить Виталия.
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Приветствие у Осетин Алан