Osinform

Как готовилась и как была проведена пропагандистская кампания в Грузии и на Западе

Как готовилась и как была проведена пропагандистская кампания в Грузии и на ЗападеПервый Канал. Программа "Воскресное "Время". Эфир в 2100 . 

Очень обидно, что в результате действий грузинских политиков исторически братские отношения между Россией и Грузией сегодня находятся в тупике. И, наверное, выход из тупика возможен только в том случае, если отрешившись от политических трактовок произошедшего, просто посмотреть на факты, на хронологию событий в Осетии. К сожалению, для тех, кто пал жертвой пропагандистской кампании, которая сопровождала военные действия Грузии, еще понадобится время, чтобы разобраться в причинах окончательного ухода из Грузии Южной Осетии и Абхазии. 

Репортаж Кирилла Брайнина.
 
Этого человека журналисты назовут генералом информационной войны. Пока грузинская артиллерия обстреливала спящий Цхинвал, бельгийский пиар-консультант Патрик Вормс корректировал медийный огонь. Прямо из офиса в отеле в центре Тбилиси. В век высоких технологий достаточно одного ноутбука. 
Патрик Вормс, медиа-советник Михаила Саакашвили: "Первой войной в заливе управляли с помощью примитивных мобильных телефонов. Во время войны в Афганистане и Ираке уже использовали смартфоны. А эта война управляется по Скайпу. В основном, с помощью чатов – не важно, чат МСН или Яхуу, или Гугл. Это лучшие инструменты для направления информационных потоков". 
С легкой руки господина Вормса западная пресса пестрила заголовками о вторжении российских войск в Грузию. И почему-то много ошибалась. Вот американский Си-эн-эн (CNN) показал картинку разрушенного Цхинвала, выдав ее за кадры из грузинского города Гори, а испанский ТВЕ (TVE) пошел еще дальше. 
Этот ролик появился в Интернете через несколько дней после начала боевых действий. Грузинские солдаты расстреливают жилые дома в южноосетинской столице. В испанской интерпретации получилось совсем по-другому. 
Диктор TVE: "Американский вице-президент Дик Чейни сейчас находится в Грузии, где он встретился с президентом страны Михаилом Саакашвили. Все это происходит в тот момент, когда один из российских телеканалов передает в эфир эти кадры". 
Начинаются кадры, и испанский диктор говорит: на кадрах показан тот самый момент, когда российские войска входят в Цхинвал. Солдат снимает на камеру своего мобильного телефона, в то время, как танк обстреливает город. 
Когда главный редактор газеты "Взгляд" Александр Шмелев увидел выпуск испанских новостей, он глазам не поверил: этот ролик, снятый на мобильный телефон убитым грузинским солдатом, распространяло его информационное агентство. После начавшегося скандала испанцы ошибку признали. Но неприятный осадок остался. 
Александр Шмелев, главный редактор газеты "Взгляд": "Конечно, ошибка выглядит подозрительно, но, может быть, и ошиблись. Просто посмотрели ролик и решили – вот, русские уничтожают мирную Грузию, как они это все преподносили, и поставили ролик в эфир. Если бы они разобрались и поняли, что это грузины, очевидно, что они не поставили бы этот ролик в эфир, как не поставила его ни одна западная телекомпания". 
Видимо, тоже по ошибке, в середине августа на грузинском сайте появились фотографии Цхинвала. Под заголовком "русский фашизм". Оказалось, эти кадры медсестра Цхинвальской больницы Рифмира Алборова снимала в Южной Осетии сразу после того, как замолчала грузинская артиллерия. 
Рифмира Алборова: "Я не понимаю владельцев этого грузинского сайта, которые преподносят фотографии, зная, что это не Грузия, это Южная Осетия, и что эти разрушения нанесли грузинские войска, а не российские". 
Удивление осетинской медсестры понятно, ведь она не знает, что невольно стала жертвой медийного оружия массового поражения, впервые опробованного больше 15 лет назад. 
В 92-м году британские журналисты снимали лагерь беженцев в Боснии. В репортаже Ай-ти-эн (ITN) люди в лагере стали заключенными, а сам он оказался концентрационным. 
Томас Дайхман, журналист: "Это была одна из величайших мистификаций последнего десятилетия XX века. Эта подмена надолго определила отношение общества к происходящему на Балканах. Обществу была навязана аналогия с холокостом, концлагерями и нацизмом, организованным одним народом – сербами".
Журналист Томас Дайхман тогда провел собственное расследование и показал кадры, почему-то не вошедшие в сюжет британских коллег. Впрочем, то, что поездка была организована сербскими военными, а колючая проволока ограждает хозяйственные постройки, уже никого не волновало. Как не волнует и до сих пор. Европейским журналистам очень трудно привыкнуть, что их позиция по отношению к сербам базировалась на подлоге. 
Тогда информационной поддержкой готовившейся войны на Балканах занимался Джеймс Харфф, владелец американского пиар-агентства. Главное, говорил он спустя 14 лет, было постараться, чтобы журналисты представляли ту точку зрения, которую разделяли его клиенты. Теперь, сидя уже в новом офисе в Вашингтоне, Харфф рассуждает о том, как упростилась работа пиарщиков. 
Джеймс Харфф, PR-консультант: "Вспомните, это ведь было в 92-м и в 93-м – еще до Интернета и электронной почты. И была определенная сложность в том, чтобы быстро показать проблему с нужной стороны. А сегодня новости распространяются за секунду". 
Во Франции господин Харфф даже попал на страницы книги. Автор, журналист Жак Мерлино в середине 90-х слушал рассказ Харффа о том, как удалось довольно быстро сделать сербов фашистами. Технологии ведения боевых действий на информационном фронте, уверен Мерлино, с тех пор не изменились. 
Жак Мерлино, журналист: "С тех пор, как есть военные конфликты, существуют информационные войны. Обычно говорят, что первая жертва войны – это правда. Вначале это были маневры более или менее эффективные, но сейчас мы видим, что появляются специальные агентства, задача которых немедленно бить по умам людей для того, чтобы дать виденье ситуации только с одной стороны". 
Прогрузинский настрой западной прессы вопреки стараниям бельгийских консультантов, если не радикально, но все-таки изменился. Журналист газеты "Таймс" Тони Халпин говорит: "Историю, в конечном счете, пишут победители". 
Тони Халпин, шеф московского бюро газеты "The Times": "С тех пор, как вооруженный конфликт закончен, мы уже видели несколько интервью президента Медведева и премьер-министра Путина. В том, числе, и в зарубежной прессе. И они оба приводили серьезные аргументы в пользу своей позиции. И, мне кажется, это довольно эффективно". 
Российские политтехнологи говорят: стратегия информационной войны, подсказанная иностранными советниками, не сработала. Победоносного блицкрига не получилось на всех фронтах. 
Дмитрий Орлов, Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций: "Пиар-специалист может считать, что его цели достигнуты, если информация, во-первых, донесена до общественного мнения и СМИ, а, во-вторых, она закрепилась. Вот с этой точки зрения действия пиарщиков, которые работали на стороне грузинских властей, оказались неэффективными. Образ Грузии отнюдь не улучшился в восприятии общественного мнения". 
В пятизвездочном отеле в Тбилиси пиар-консультант Патрик Вормс по-прежнему разрабатывает стратегические планы информационного вторжения. На этот раз в зал заседаний Генеральной ассамблеи ООН. Туда он отправится вместе с Михаилом Саакашвили. Грузинский президент пока, похоже, не собирается менять агента.
 
Воскресенье, 21.09.2008

http://www.1tv.ru/news/world/128391

Опубликованно: 25-09-2008, 20:26
Документ: Новости > http://alaniainform.org/9120-kak-gotovilas-i-kak-byla-provedena.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад