Osinform

Неординарный мастер и просветитель современности

40 дней как нет с нами Народного художника РЮО, основателя и бессменного директора Государственного лицея искусств Лаврентия Павловича Касоева


Его уход стал потрясением. Для всех. Для города, олицетворением истинного культурного духа которого он являлся. Для осетинского изобразительного искусства, которое он много лет неустанно обогащал, развивал и прославлял. Для тысяч учеников, для которых он всегда был кем-то большим и значимым, чем просто учитель, наставник и друг. Для всех, кто его знал лично. Лаврентий Павлович Касоев. Человек искренней душевной теплоты и неповторимого таланта. Имя, которое по праву считается признанным символом профессионализма, блестящего мастерства и творческой уникальности.

Его мир никогда не ограничивался границами изобразительного искусства. Творческое совершенство, изысканный почерк, признание, завоеванное уже на заре профессиональной деятельности – все это удивительным образом гармонировало с личностными качествами, всегда распахнутой для почитателей и учеников душой, огромным сердцем, в котором, кажется, во все времена хватало места для всех. Непревзойденный мастер, Народный художник РЮО, член Союза художников СССР, осетинский живописец, работы которого выставлены в Третьяковской галерее и музее Востока. Учитель с большой буквы. Основатель и бессменный директор Государственного Лицея искусств имени А. Колиева.

Он родился в Цхинвале 9 ноября 1948 года. Это было время расцвета осетинского художественного искусства – наследие выдающегося Махарбека Туганова, десятки учеников, прошедших уникальную школу несравненного мастера, художественное училище, в стенах которого молодежь приобщалась к культурному наследию своих выдающихся современников – занятия искусством в те годы носили среди юных цхинвальцев своеобразный характер массовости. «На улице Тельмана, которую сегодня относят к исторической части нашего древнего города, и был расположен дом моих родителей, – рассказывал Лаврентий Павлович. – В этих местах в те годы наблюдать молодежь с мольбертами было явлением чем-то обычным, если не сказать обыденным. Молодые люди буквально сновали под ногами, выискивая удобное место для выставления мольбертов для последующей работы. Наблюдая за ними, я буквально застывал от интереса. Искусство в те годы, действительно, находилось на пике своего развития. И это, безусловно, связано с именем непревзойденного Мастера Махарбека Туганова. И дело не только в богатейшем и уникальном культурном наследии, которое он оставил нации. Осетинская школа живописи – это его творение, результат его мастерства, которым он при жизни щедро успел поделиться со своими учениками, ставшими продолжателями лучших традиций осетинского изобразительного искусства. Григорий Котаев, Борис Санакоев, Виталий Цховребов… – плеяда именитых художников, имеющая удивительную особенность заряжать своей энергетикой молодежь».

Встречу с этими людьми, как и их воздействие на формирование у него, как молодого художника индивидуального почерка, Лаврентий Павлович всегда считал своей большой удачей по жизни. Именно под их руководством будущий мастер кисти окончил художественную школу, а потом и училище в Цхинвале. После была Академия художеств в Тбилиси, а затем дипломированный специалист вернулся в родной город и начал преподавательскую деятельность в родном училище. В 1979 году Лаврентий Ка-соев назначается завучем этого учебного заведения, а уже через пару лет его возглавляет. Именно на начало 80-ых приходится и пик его профессиональной деятельности. Уникальные национальные традиции, быт, культурное наследие народа, родная природа во всем своем великолепии, город детства – под его кистью, кажется, оживают неповторимые черты национального колорита. «Это был мастер какой-то редкой бездонной глубины, использующий в своем творчестве простые и зачастую лаконичные приемы, не ограниченные определенными рамками, но имеющими личную идею, – считает Джульетта Цховребова, искусствовед, главный специалист Министерства культуры РЮО. – В портретном жанре – «Девушка в голубом», «Ирэн», «Моя бабушка», «Тетя Шура», «Хазби Кокоев» – для трактовки образов Мастер использовал широкий спектр «старых» и «новых» живописных приемов. Осетинские национальные обычаи также запечатлены в работах Мастера. «На свадьбу», «Мой дед», «Ветераны», «Одиночество» – художник каждой своей картиной демонстрирует тонкие и весьма глубокие познания истории прошлых эпох. Изображая камерные непритязательные мотивы, отражающие своеобразие архитектуры Цхинвала 50-ых годов прошлого века, художник ностальгически передает свое трепетное отношение к родному городу. «Первый снег», «Улица моего детства», «Цхинвальский парк» – это воспоминания о детстве и юности живописца, это памятники культуры, созданные Лаврентием Касоевым для нас и наших потомков. Он идет в ногу со временем, которое диктует новые формы искусства».

Наследие Народного художника Касоева – это, действительно, летопись истории народа на холсте. Каждый период его творчества наполнен реальными событиями. Когда-то это были работы, отражающие благополучие и умиротворенность Цхинвала. Потом в его творчестве стали преобладать мрачные краски. Это был период, когда творчество оказалось на задворках национальных приоритетов – фактически разбомбленные творческие мастерские, отсутствие условий для работы, и, тем более, невозможность знакомить с результатом своего творчества широкие массы. И каждый из художников находил выход из сложившейся ситуации по-разному, кто-то обустраивал мастерскую у себя дома, кто-то в гараже, многие пользовались съемной площадью. Но оставались верными искусству, хотя крайне сложно было работать с ощущением невостребованности и явно просматриваемого равнодушия.

В это затяжное культурное безвременье Лаврентий Павлович остался в числе тех редких художников, кто не позволил времени и обстоятельствам задушить творческое вдохновение. Уже потом, когда война и связанные с ней тяготы остались в прошлом, он признавался, что в моменты, когда опускались руки, отрезвляло понимание важности перенесения сложнейшего периода военного лихолетья на холст, понимание необходимости творить для истории, которая, как правило, с течением времени имеет обыкновение ссылаться на искусство. Мастер творил и радовал своим искусством. Искусством, которое, по сути, является отражением целой эпохи. Событиям начала 90-ых посвящена целая серия работ Лаврентия Павловича. «Хозяйка города» – образ одинокой кошки на фоне обезлюдевших улиц Цхинвала – образность Мастера возвращает и погружает нас в голодные и холодные 90-ые. Образ животного Мастер наполнил множеством красок, олицетворяющих боль, страх перед будущим и в то же время откровенной непоколебимостью позиции, граничащей с безумием, так характерных для каждого жителя Цхинвала, вопреки всему верящим в будущее своей страны. Тяжелым испытаниям начала 90-ых посвящены и другие работы Л.Касоева – «Красная полоса», «Реквием», «Сожженная яблоня» – в каждой из этих картин красной нитью проходит активная гражданская позиция художника, его духовная сила, сопричастность с эпохой.

Вообще, несмотря на очевидную сложность начала 90-ых, именно этот период можно считать самым важным и знаковым в жизни Лаврентия Павловича. Тогда в блокадном полуразрушенном Цхинвале он заложил основу главному делу всей своей жизни. В сентябре 1991 года в военном Цхинвале открывается Лицей искусств. Время основания Лицея совпало с периодом осложнения ситуации в Республике. Война спровоцировала и впоследствии обнажила множество негативных явлений, заметно пошатнулись годами формировавшиеся устои и принципы образования. В условиях, когда речь шла об элементарном выживании, эта сфера оказалась отодвинутой на второстепенный план. Параллельно серьезным испытаниям стали подвергаться культура и искусство. В одночасье стало рушиться то, что кропотливо создавалось на протяжении многих десятилетий. Долгие раздумья Мастера о том, что же сделать, чтобы культурная жизнь нашего народа окончательно не угасла, привели к появлению идеи о создании учебного заведения, которое бы взяло хотя бы часть груза ответственности за подготовку будущих кадров для сферы культуры.

Потом последовали поездки в Москву и Санкт-Петербург, знакомство с работой подобных учебных заведений. В итоге было решено параллельно с учебным процессом организовать три отделения – хореографическое, музыкальное и изобразительного искусства. «Работа на всех отделениях с первого дня показала хорошие результаты, – Лаврентий Павлович с большим удовлетворением рассказывал в интервью о своем детище. – Сразу же стало понятно, что это нужно и интересно детям. За основу было взято воспитательное воздействие нашей культурной среды, чтобы подрастающее поколение вбирало в себя нравственную силу. Путем непосредственного контакта с детьми на занятиях мы пробуждали ихинтерес к духовным и материальным богатствам культуры. И я считаю, что Лицей в этом плане со своими задачами справился – ведь именно здесь появилась возможность привития нашим детям любви к национальному искусству».

Можно долго рассказывать об успешном опыте Лицея и безусловных заслугах его основоположника, но главным итогом работы сам Мастер считал своих выпускников, многие из которых в наше время почти всеобщего равнодушия к сфере культуры, стали именно той надеждой, которая позволяет верить в будущее национального искусства. И Вадим Каджаев, и Мария Кокоева, и Карина Дзигоева будучи еще совсем молодыми, уже являются теми творческими единицами, которые популяризируют осетинское национальное искусство. И каждый из них с особенным трепетом и большой благодарностью вспоминает человека, который когда-то помогал им делать первые шаги на пути к будущей профессии.

Уже после смерти Мастера один из его учеников, Заслуженный художник юга и севера Осетии Вадим Каджаев скажет: «Тяжело говорить о Лаврентии Павловиче в прошедшем времени... Для меня он был факелом по жизни, человеком, с которым мне всегда хотелось видеться, общаться. Человеком, на которого всегда хотелось равняться». Лаврентий Касоев был человеком невероятной внутренней силы, при этом избегающий любой суеты и повышенного внимания и к своему творчеству, и к своей преподавательской деятельности.

«Отец был человеком крайне спокойным, скромным, – в воспоминаниях сына Алана наиболее точно отражены тонкости его характера. – Он совершенно не любил внимания к себе, избегал лишней суеты, а, тем более, беспокоить кого-то. Быть его сыном всегда было сложно. Отец никогда не давал мне замечаний, ничему целенаправленно не учил. Он просто был рядом. Как пример, как эталон человечности и профессионального мастерства. Именно оттого и было сложно. Всегда хотелось соответствовать его жизненной и профессиональной планке. Я многому научился у него, но так и не стал претендовать на высокий уровень профессионального художника, поскольку уже с детства понимал, что быть лучше, чем отец, сложно. А быть его тенью как-то не хотелось. Потому и выбрал несколько другую творческую профессию, в которой все полученные под наставничеством отца знания тоже пришлись весьма кстати».

Все последние годы жизни, несмотря на тяжелый недуг и продолжительную болезнь, Лаврентий Павлович, помимо преподавательской деятельности, по-прежнему много работал, продолжая через искусство способствовать возрождению духовных ценностей осетинской культуры. «Я считаю, что Лаврентий Касоев был художником от Бога, – отзывается о своем старшем коллеге Народный художник РЮО Тамерлан Цховребов. – Мастер с абсолютным чувством цвета, тонко чувствующий композицию. Такие таланты, на мой взгляд, закладываются на генном уровне. Никакая Академия не может этому научить. Лаврентий Павлович, без преувеличения, был гениальным живописцем, Мастером, творчество которого знают и почитают далеко за пределами Южной Осетии. Очень много его работ в музеях России, в частных коллекциях. У нас теперь лишь небольшая часть его огромного наследия. И безусловная личностная заслуга Лаврентия Касоева перед своим народом – это его ученики, поскольку, наверное, мало кто из наших современников может похвастаться таким количеством воспитанников. Его ученики и есть будущее национального изобразительного искусства. Человек, оставивший яркий след в сердцах тех, кто его знал».

Мадина Валиева, основатель арт-галереи «АЛЛОН» вспоминает, что Лаврентий Павлович был одним из первых, кто живо поддержал идею открытия Арт-галереи, наряду с Аркадием Кумаритовым и Магрезом Келехсаевым. «Без их непосредственного участия и всесторонней помощи мы не смогли бы открыть площадку для ценителей искусства, единственную на сегодняшний день в Южной Осетии, – отмечает М. Валиева. – Невероятно добрый, отзывчивый, он всегда искренне радовался работам своих коллег, выставленным в галерее. Человек-созидатель, человек-творец прекрасного навсегда останется в нашей памяти светлой грустью».

Лаврентий Павлович завершил земной путь и ушел в расцвете творческих сил. Недожив, недотворив, недосказав... Ушел, но остался. Как остаются великие, выдающиеся и неповторимые. В памяти всех тех, кто продолжает ими восхищаться. Восхищаться наследием, которое они оставляют потомкам. Вечная память, Мастер и Просветитель!
Неординарный мастер и просветитель современности










Рада Дзагоева

Опубликованно: 16-09-2020, 15:39
Документ: Культура > http://alaniainform.org/78650-neordinarnyy-master-i-prosvetitel-sovremennosti.html

Copyright © alaniainform.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад