Osinform

«Высший Совет Осетин» просит не опошлять национальный праздник

«Высший Совет Осетин» просит не опошлять национальный праздник«Высший Совет Осетин» просит не опошлять национальный праздник

Накануне недели Уастырджи общеосетинское движение обратилось ко всем осетинам – не хлебом и пьянством единым…

В преддверии национального праздника Дня Святого Уастырджи председатель общественного движения «Высший Совет Осетин» Руслан Кучиты обратился к осетинскому народу с призывом отметить празднество достойно, а не сводить все к пьянству и обжорству.
Неделя Уастырджи началась с новой недели и по этому поводу Глава Северной Осетии-Алании Вячеслав Битаров издал указ, по которому первый понедельник последней полной недели ноября объявлен праздничным, нерабочим днем. Инициатива объявления этого дня праздничным нерабочим днем принадлежит движению «Высший Совет Осетин».
В этой связи Руслан Кучиты в обращении отмечает, что празднование общенационального события должно проходить не только за столом. И обращение Руслана Кучиты приобретает особую актуальность, так как религиозные праздники стали для нашего народа не способом приобщения к наследию предков, а поводом для жесткого застолья, абсолютно не интересуясь историко-философской сутью праздника. Достаточно спросить среднестатистического молодого человека об истории религиозного праздника или святилища, за которые он с ополоумевшим взглядом стремительно осушает чаши вина, и вы услышите ответ: «Так отмечали праздники наши предки, и так же мы будем их отмечать». Других познаний по истории праздника вы не услышите. Причем утверждается это с такой уверенностью и апломбом, будто с помощью машины времени была возможность оказаться за столом на пиру наших предков, которые, уверен, не стали бы позорить свое величественное застолье приглашением нынешних завсегдатаев религиозных праздников.
«Наши предки вкладывали в него гораздо более глубокое значение, к которому нам нужно возвращаться. Если мы, вознося молитву Уастырджи, просим его о покровительстве нашим младшим, об этих младших мы и сами обязаны думать в день празднования. Они — наши будущие защитники Отечества, великие ученые, музыканты, чемпионы, руководители. Мы обязаны им передавать наши знания, навыки и накапливавшийся веками Фарн народа», — говорится в обращении.
Руслан Кучиты обратился к старшим распорядителям во дворах и сельских улицах, чтобы они приблизили к себе молодое поколение и приобщали их к наследию предков и сделали праздник запоминающимся событием. Глава движения «Высший Совет Осетин» предложил провести спортивные состязания, национальные игры и танцы.
Народ любой страны, уважающий национальные традиции и отмечая религиозные праздники, не ограничивается кулинарной составляющей обеспечения, а дополняет все красочными мероприятиями. Религиозный праздник проходит под патронажем инициативной группы или соответствующего ведомства. Разрабатывается программа праздника. Участники праздника наряжаются в национальные одежды. Если суть праздника позволяет, то играет музыка, организуются танцы, проводятся инсценировки обычаев и традиций древних времен, театрализованные постановки. В целом создается праздник, позволяющий зрителям и туристам очутиться в древней эпохе и почувствовать дух того времени.
В Южной Осетии религиозный праздник (дзуары бон) сводится к банальному пьянству и обжорству. Интересно понаблюдать за людьми накануне праздника, только и слышно разговоров: «идешь на дзуары бон?». Несведущий человек подумает, что речь идет о приобщении к неким таинствам и поклонению святым силам. На деле толпы цхинвальцев, не вникая в суть и историю праздника и не считаясь с тем, приглашали их или нет, мобилизуют все ресурсы, бросают работу и организованно выдвигаются на поклонение Бахусу (Бахус — покровитель виноградников, виноделия и вина в римской мифологии). В конечном итоге все заканчивается дорожно-транспортными происшествиями. На обратном пути захмелевшие водители уверены — святые засчитают им выпитые литры в их честь и обеспечат безопасное движение, невзирая на зашкаливающую стрелку спидометра.
Автор этих строк в начале 2000-х годов был приглашен на религиозный праздник (дзуары бон) в одно из сел Знаурского района. Ожидания и реальность были как небо и земля. Думалось, перед взором предстанет величественная картина церемонии обращения к богу и святым силам в исполнении старцев и взрослых, смирно стоящая молодежь, национальные танцы и спортивные состязания и в завершении — культурное застолье.
…В сельской тиши раздавались пьяные крики и вопли из открытых окон домов, пьяные шатающиеся люди, стрельба во славу святых из автоматического оружия, и кулачные бои у одного из домов. Ни увещевания женщин, ни просьбы взрослых и друзей не действовали на двух молодых ребят, которые как индийские бойцовые петухи наскакивали друг на друга. Увиденное надолго отбило охоту посещать и это село, и праздник…
Вернуть национальным праздникам исконный вид может наша интеллигенция, которая несколько устранилась и не слышно ее осуждения нынешних уродливых форм, которые приобрели религиозные праздники. Да и старшее поколение зачастую подает плохой пример молодежи, прививая ей навыки употребления алкоголя.
Не случайно Руслан Кучиты обращается к старшим, чтобы они приблизили к себе молодых и стали для них примером и приобщали их к наследию предков, а не культивировали пороки, для искоренения которых мы, к сожалению, прилагаем недостаточно усилий. А потом мы удивляемся искореженному сознанию молодежи, у которой перед глазами был пример взрослых… Нынешний задел или без-действие всегда аукнется в будущем. Старшее поколение всегда несет ответственность за молодежь. Научная и творческая интеллигенция должна стать передовым бастионом борьбы с перерождением религиозных праздников в извращенную форму, чтобы вернуть им исконный вид. Религиозные праздники стали отличным способом напиться и предаться чревоугодию.
А ведь испокон веков именно пьянство и чревоугодие считалось позором у нашего народа, как резонно отмечает и Руслан Кучиты. Как тут не вспомнить великого скифа Анахарсиса: «Язык, чрево и похоть обуздывай».
«Дорогие мои! Давайте на этот раз убережем себя от пьянства и обжорства. Они всегда считались большим позором. Возносите молитву Всевышнему и Уастырджи пивом, самым почетным осетинским напитком всех времен, — обращается к нации Руслан Кучиты. — Те, кто пьют спиртное не должны заставлять делать это других, каждый сам решает, что и сколько употреблять. Нельзя напиваться допьяна и позориться в глазах молодых. Они видят всё, и поучительные речи тех, кто сам нарушает æгъдау, у них вызывают неприязнь и отторжение».
Осетинским напитком всех времен и народов действительно было национальное пиво. Однако в последнее время религиозные праздники стали выставкой всевозможных алкогольных напитков, которые доставляются на празднества не красоты и антуража ради. В конечном итоге, как отмечалось выше, все заканчивается авариями со смертельными исходами или жестким выяснением отношений из-за пустяков на хмельную голову.
«Никакие обстоятельства не должны заставлять нас подвергать опасности свою жизнь и жизни окружающих. Беда обычно гораздо ближе, чем мы думаем. И самое жестокое наказание предпочтительнее, чем пожизненная боль от отнятой у кого-то жизни. Мы просим работников правоохранительных органов в праздничные дни не проявлять никакого снисхождения к нетрезвым водителям», — заключает Руслан Кучиты. От принципиальности блюстителей порядка зависит жизнь наших сограждан. Если после религиозных праздников в сводках МВД появятся сообщения о дорожно-транспортных происшествиях в прямой связи с бурными возлияниями на религиозных праздниках, значит где-то не доработали сотрудники госавтоинспекции. Думается, к словам Руслана Кучиты со всей ответственностью и серьезностью должны подойти и правоохранительные органы республики. Цена беспринципности и кумовства – наша жизнь…

Александр КЕЛЕХСАЕВ,
газета "Южная Осетия"

Опубликованно: 25-11-2018, 11:36
Документ: Новости > http://alaniainform.org/69533-vysshiy-sovet-osetin-prosit-ne-oposhlyat-nacionalnyy-prazdnik.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад