Osinform

Идея вхождения Южной Осетии в состав России



Стремление войти или же оставаться в составе крупных националь-но-государственных образований - явление достаточно характерное для малочисленных этносов и национальных меньшинств, чувствующих себя более защищенными в их границах. При условии, конечно же, отсутствия дискриминационной политики государства, центральные органы которого проявляют достаточную терпимость к национально-культурным отличиям, подобные юнионистские настроения могут служить весомым основанием формирования идеологии национального самоопределения нацмень-шинств.
Идея вхождения Южной Осетии в состав России, или же идея про-российского юнионизма, находит отчетливое проявление на уровне юго-осетинского массового и элитарного политического сознания. Опросы об-щественного мнения свидетельствуют, что основная суть данной идеи вы-ражена в достаточно простой и лаконичной формуле, четко фиксируемой респондентами: «Южная Осетия стремится к вхождению в состав России, поскольку именно там можно полноценно сохранить себя и выжить, как это смогли сделать северные осетины» (Материалы экспертного опроса ав-тора).
Среди особенных характеристик югоосетинской (как и общеосетин-ской) идеи вхождения в состав России следует определить, во-первых, ее безусловность, поскольку Южная Осетия всегда стремилась войти в состав России при любых, даже самых неблагоприятных для нее, обстоятельствах и ничего не требуя взамен. Во-вторых, данная идея никогда не обрыва-лась, была перманентной со времен первых российско-осетинских контак-тов на высшем уровне (между первым осетинским посольством и импера-трицей России в сер. 18 века). И, в-третьих, данная идея превратилась в традиционную доминанту массового этнического сознания. В силу подоб-ных своих характеристик идея вхождения в состав России приобретает в югоосетинском этнонациональном сознании максимально широкий охват и по критерию популярности становится достаточно высокорейтинговой.
В плане генезиса югоосетинского юнионизма следует, конечно же, иметь ввиду, что на формирование «концепции юнионизма оказывают значительное влияние внешние и внутренние факторы» (Вотякова А.В.). В этом контексте стремление к вхождению в состав России имеет в югоосе-тинском массовом и элитарном сознании достаточно устойчивую тради-цию и обусловлено давней политической ориентацией на Россию всей Осе-тии в целом и Южной Осетии в частности.
Среди внутренних факторов ориентации Южной Осетии на Россию следует признать, несомненно, стремление сохранить этнонациональную идентичность в условиях достаточно динамичной этнической турбулентно-сти в регионе Центрального Кавказа, который на протяжении многих ве-ков не раз становился ареной острых столкновений разнонаправленных интересов и устремлений различных противоборствующих сил. В данном контексте вхождение в состав России всегда расценивалось, начиная с пер-вого обращения осетинского посольства в Петербург, а также и в после-дующие исторические периоды как важнейшая гарантия и условие сохра-нения этнонациональной идентичности, а порой и физического выживания осетинского этноса в целом и югоосетинской его части в частности. В пе-риоды крупных общественно-политических разломов Южная Осетия, не-смотря на все издержки процесса объединения с Россией, всегда исходила из неоспоримого для нее факта, что только уния-союз с Россией поможет малочисленному этносу выжить в условиях коренных трансформаций.
Так в условиях распада Российской империи Южная Осетия апелли-ровала к России, стремясь войти в ее состав. В период гражданской войны в России Юго-Осетинский Национальный Совет в 1919 году выступил с официальной декларацией своих политических позиций, обращенной к миссиям держав Антанты, находящимся в тот период в Грузии: «В случае, если русский вопрос будет решен на мирной конференции в смысле вос-становления России на принципах федерализма, то Осетия (имеется в виду Южная – И.С.), ввиду наличия в ней интеллектуальных и экономических сил, полностью рассчитывающих на независимое существование в качестве федеративной единицы, желает войти как таковое в Русское государ-ственное образование» (газ. Южная Осетия. 28 августа. 1993.). В условиях распада СССР Южная Осетия провела на своей территории два референ-дума, на которых практически все осетинское население республики вы-сказалось за сохранение СССР и вхождение в состав России. Согласно по-зиции правительства Южной Осетии, изложенной в официальном заявле-нии её президента, по историческим документам Южная Осетия еще с XVIII века является частью России: «Есть документ о вхождении единой Осетии в состав Российской империи в 1774 году, и нет документа о выхо-де южной части Осетии ни из Российской империи, ни из Российской Фе-дерации» («Две Осетии сегодня – одна Алания завтра»).
Стремление сохраниться в условиях российского этнополитического пространства основано на убежденности в том, что именно российская эт-нокультурная и политическая среда являются наиболее благоприятными для достижения данной цели. В этом плане очевидно, что традиционная ориентация Южной Осетии на Россию и стремление войти в ее состав име-ют определенную культурно- цивилизационную основу, когда русский эт-нос по культурно-языковым, религиозным и историческим параметрам рассматривается как близкий и родственный по своему происхождению и природе. Поэтому Россия рассматривается в осетинском этнонациональ-ном сознании как важнейший цивилизационно -культурный ориентир и родственная этнонациональная общность, в условиях которой не должно возникать принципиальных противоречий и тем более дискриминации по этническому признаку. Следствием подобной культурно -цивилизационной ориентации Южной Осетии на Россию стал и русско-осетинский билингвизм, который достаточно прочно утвердился здесь, не-смотря на многочисленные попытки грузинских миссионеров и грузинской православной церкви установить в Южной Осетии грузино-осетинское двуязычие.
Среди внешних факторов генезиса югоосетинского юнионизма сле-дует рассмотреть факторы военно-политического порядка, когда Россия рассматривалась всегда как самый надежный военно-политический союз-ник Осетии в регионе, а для Южной Осетии такое союзничество имело стратегическое значение в условиях перманентного противостояния с Гру-зией. И в этом контексте, очевидно, что югоосетинский юнионизм допол-нительно подпитывался характером и состоянием отношений с южным со-седом – Грузией. В ситуации мирного состояния отношений с Грузией юнионистские настроения в Южной Осетии в силу их значительной конъ-юнктурной зависимости могли переходить в латентную фазу, а в ситуации же их обострения югоосетинский юнионизм с легкостью переходил в фазу манифестную. При этом пророссийский юнионизм открыто декларировал-ся элитарными кругами и на массовом уровне, несмотря на все издержки вероятного объединительного процесса.
Помимо генезиса следует иметь ввиду такую важнейшую составляю-щую югоосетинского юнионизма, как проблема его практической реализа-ции. Так в отличие от идеологической составляющей, носившей практиче-ски безусловный и открытый характер, политические аспекты вхождения в состав России для Южной Осетии после распада Российской империи были всегда непреодолимым препятствием в плане реализации идеи. И хотя «для реализации юнионистских проектов необходимо планомерно и последова-тельно устранять препятствия, стоящие на пути объединения» (Вотякова А.В.), самостоятельное решение данной задачи для маленькой Южной Осетии было совершенно немыслимым.
Данное обстоятельство накладывало особый отпечаток на весь юго-осетинский юнионизм и идеологию югоосетинского самоопределения в це-лом, вынуждая югоосетинскую сторону в отличие от североосетинской, рассматривать вероятные альтернативные варианты решения проблемы самоопределения, сохраняя при этом по максимуму и открыто манифести-руя свое стремление к объединению с большой страной (Россией). В по-добных ситуациях стремление к вхождению в состав России за неимением практической возможности реализации такого проекта практически полно-стью переходило в идейно-психологическую сферу, оставаясь при этом также важнейшей доминантой массового сознания и обретая полумифоло-гизированный статус «вековой мечты осетинского народа».
Следовательно, идея вхождения в состав России также становится неизменной константой и посему важнейшим элементом югоосетинской идеологии национального самоопределения. Однако данная константа функционально значительно привязана к текущим политико-правовым об-стоятельствам в регионе. В условиях военно-политической стабильности она функционирует преимущественно в латентном состоянии. Активное же манифестирование данной константы происходит в периоды нарушений стабильности в регионе и, в особенности, в условиях роста внешней угро-зы с юга.
Также очевидно, что идея вхождения в состав России приобретает дополнительный импульс в силу накладывания на другую константу юго-осетинского национального проекта – идею объединения с Северной Осе-тией, уже входящей в состав России. Данное обстоятельство, несомненно, значительно усиливает «северную» политическую ориентацию и «север-ный вектор» в идеологии национального самоопределения Южной Осетии. Стремление к объединению с Россией вплоть до сегодняшнего дня остается стержневым элементом всей идеологии, а также политического процесса самоопределения Южной Осетии в целом.

Санакоев Инал Борисович,
кандидат политических наук,
старший научный сотрудник ЮОНИИ им З.Н.Ванеева



Опубликованно: 31-08-2018, 21:33
Документ: Новости > http://alaniainform.org/68082-ideya-vhozhdeniya-yuzhnoy-osetii-v-sostav-rossii.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад