Osinform

Об осетинах Турции и Сирии или возрождать традиции необходимо, в первую очередь, здесь в Алании

Об осетинах Турции и Сирии или возрождать традиции необходимо, в первую очередь, здесь в АланииОб осетинах Турции и Сирии или возрождать традиции необходимо, в первую очередь, здесь в АланииВот и «отгрохотали» все новогодние и сопутствующие Новому году праздники. Не слышно на улицах звуков салютов и фейерверков, столы опустели от традиционных осетинских пирогов, других разновидностей блюд, большого количества сладостей… жизнь с празднично-выходных рельсов, к сожалению многих, вернулась к обычной рутине и засасывает все плотнее. Однако, сегодня мы предлагаем еще раз окунуться в праздничную неделю и узнать, как встречали Новый год наши соотечественники, которые давно уже живут далеко от своей Родины. В частности, в Турции и Сирии…

Перво-наперво следует сказать, что здесь помнят, что их далекие предки приход Нового года ассоциировали с приходом весны, а если быть точнее – с весенним равноденствием. Но это понимание и здесь, в Осетии, уже давно нивелировано. А возвращаться к истокам необходимо. Но смещение празднования Нового года с марта на январь, на протяжении столетий повлияло множество внешних факторов. Плюс, на чужбине свой отпечаток, безусловно, накладывает и религиозный аспект. Имеется в виду мусульманство. Хотя в общем, осетины, проживающие в Турции и Сирии, имеют во многом одинаковые обычаи. Тем не менее, здесь январьский Новый год воспринимается как христианский праздник, а потому к этой календарной дате не готовятся праздничные блюда и день проводят как обычный. Однако другая часть общины в Сирии и Турции, которая не связана с исламскими традициями, отмечает Новый год, как и люди во многих странах первого января. Они также накрывают праздничные столы и отмечают праздник в семье, дома или же в ресторане. В процентном отношении празднования 1 января придерживается около 70% членов осетинской диаспоры в Сирии и около 50% в Турции.

Относительно того, как именно осетины в этих странах празднуют Новый год, можно отметить, что соблюдение правил традиционного застольного этикета и осетинских традиций осталось в прошлом. Также не готовят для застолий и три ритуальных пирога для молитвы. Сама традиция печь осетинские пироги в диаспорах, конечно же, осталась, но она утратила свой сакральный смысл.

Осетинские религиозные праздники, за редкими исключениями, больше также не отмечаются. Застолья больше проводятся как в России или Европе, как просто веселый праздник. Хотя, в то же время, еще имеют силу обычаи внутри диаспор, оставшиеся от заветов предков. Это взаимное уважение старших и младших, скромность, уважение к общине и ее членам, воздержанность к спиртному... Эти осетинские традиции сохранились. В то же время в Турции можно отметить слияние исламских и осетинских традиций. В Сирии у осетин перемешались осетинские, мусульманские и кабардинские обычаи.

Почему у осетин в этих странах исчезли осетинские традиции, сами жители, с кем мы связались, отмечают время и обособление: со времени переселения в эти страны прошло уже больше 150 лет. За этот период пребывания на чужбине они претерпели много проблем и несчастий. Небольшой пример. В середине XIX века часть осетин переселилась из Осетии в с. Саракамыс Карсского района Турции. После оттуда в с. Боялык, а оттуда в Сирию, в ныне покинутый г. Аль-Кунейтра на Голанских высотах. Затем переселение произошло в Иорданию, а впоследствии снова в Сирию. После арабо-израильской войны 1967 г. осетины с Голанских высот переселились в сирийскую столицу Дамаск. Ну а после начала войны в Сирии часть осетин переселились обратно в Турцию. Стоит ли говорить, что в результате всех этих перемещений трудно сохранить обычаи, застольный этикет.

Говоря о национальной кухне, следует отметить, что осетинские пироги – уæлибыхтæ и пироги с мясом – фыдджын здесь все еще в чести. В то же время в осетинских общинах Турции и Сирии готовят блюда, которые забыты или редки в самой Осетии. В первую очередь, это хъæбынтæ – разновидность хинкалов или сир – разновидность сладкого пирога. Последнее готовят из теста, разложенного на блюде, внутрь кладут мед и масло. После готовности разрезают на куски и едят. Можно отметить и хъуылæг – блюдо из сливочного масла, которое варят с пшеницей.

…В заключение следует отметить, что древнеаланские традиции и обычаи постепенно теряются не только в диаспорах, но и здесь, на родине величественных предков. Поэтому параллельно с развитием тесных контактов с диаспорами, а это важная и действенная миссия, необходимо возрождать здесь национальные традиции и обычаи. И среди них – это приход Нового года, который аланы отмечали весной в день равноденствия, когда природа просыпалась от зимней спячки и зарождалась новая жизнь («Республика» № 98-101, 2017 г.). Называется праздник Бæлдæрæн и в этом году приходится на 20 марта.


Мари Джиоева

Опубликованно: 04-02-2018, 17:34
Документ: Новости > http://alaniainform.org/64731-ob-osetinah-turcii-i-sirii-ili-vozrozhdat-tradicii-neobhodimo-v-pervuyu-ochered-zdes-v-alanii.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад