Osinform

Из истории автотранспорта в Южной Осетии

Какими бы престижными ни были легковые автомобили, основная часть населения все же пользовалась услугами более вместительных средств автотранспорта – автобусами.
Первые автобусы в Сталинир (Цхинвал) стали прибывать в 40-х годах. Своих автобусов на балансе города пока не было, машины приходили из Гори и Тифлиса. Это были «ЗИС-8», созданные на базе грузовика «ЗИС-5», ставшие первыми массовыми советскими автобусами. Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8-10 стоячих пассажиров.
Лишь одна организация в Юго-Осетии могла похвастаться своим автобусом – санаторий «Дзау». На нем перевозили отдыхающих с железнодорожных станций Сталинира и грузинского Гори. Это были автобусы с брезентовым верхом, перевозившие до 16 пассажиров. Вскоре такие автобусы стали ходить на регулярной основе и в районные центры. Пассажирский транспорт отправлялся с небольшого пятачка у церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесьбыл небольшой навес со скамейкой и фанерная будка с надписью «Союзтранс», выполнявшая одновременно роль кассы и диспетчерской. Пассажирское сообщение в Южной Осетии широко стало развиваться в начале 50-х годов, в Цхинвал поступили комфортабельные автобусы «ЗИС», легковые автомашины-такси «Победа». Полной технологических новшеств была послевоенная модель – «ЗИС-154» с большим салоном в 34 сидения. С получением автобусов и такси было образовано и юго-осетинское пассажирское транспортное предприятие.
В январе 1954 года в рамках развития пассажирского сообщения открылся автобусный маршрут «Сталинир-Гори-Тбилиси». Автобусы отправлялись ежедневно в 8.00 и 17.00. В апреле началось автобусное сообщение по маршруту «Пивзавод - Ачабет», здесь на маршруте стали работать автобусы «ЗИС-155». Автобусы стали совершать также рейсы в села Ванат, Ксуис, Белот.
Вместе с тем, организация движения все еще оставляла желать лучшего. Так, работник кассы автовокзала А.Бекоев перепутал рейсы автобусов и вместо поселка Знаур продал билеты на автобус в город Гори. А водителя Г.Яралова упрекали в том, что тот брал много безбилетных пассажиров. И зачастую люди с билетами не могли занять свое место. В газету даже пришла жалоба с призывом «одернуть халтуриста-водителя».
20 мая 1955 года отправился в первый рейс пассажирский автобус Сталинир-Орджоникидзе (Владикавказ). Рейсы совершались один раз в два дня, а с 1 июня уже ежедневно. Стоимость проезда составляла 43 рубля 50 копеек.
В мае 1956 года автотранспортное предприятие ЮОАО получило два современных автобуса «ЗИС-127». В автобусах новой модели было 32 сидячих места, впервые в салоне здесь был устроен вентилятор и отопление. Расстояние в 120 км от Сталинира до Тбилиси автобус покрывал за два часа. Увеличивается число рейсов автобусов и в районы автономной области. В поселок Дзау автобус отправляется из Сталинира четыре раза в день, в поселок Знаур – пять раз, в поселок Ленингор два раза в неделю, по понедельникам и субботам.
12 октября 1956 года в Цхинвале открылось специализированное здание городского автовокзала. Располагалось оно на месте Дома быта по ул. Тбилисская (ныне – ул. Ю. Лужкова). Это было одноэтажное здание, по своей архитектуре схожее с сегодняшним магазином «Комсомольский». Здесь, помимо билетных касс и рабочих кабинетов, было такое новшество как зал ожидания. В это время пассажирский автопарк состоял из 38 автобусов, 11 пассажирских такси и 5 грузовых таксомоторов.
В апреле 1958 сотрудники милиции провели рейды по выявлению фактов незаконного использования государственного автотранспорта. Было установлено, что зачастую водители автобусов, совершавшие рейсы в села, самовольно изменяли маршрут. Например, водитель автобуса рейса Цхинвал-Дменис выехал с тремя пассажирами в …город Гори. Еще интереснее обстояло дело с водителями грузовых автомашин. Они на время становились перевозчиками пассажиров. Так, водитель грузовика «ГАЗ-53» № ПП 29-08 Харитон Тедеев выехал из Сталинира в Знаур, при этом в кузове грузовой автомашины находилось 40 человек – мужчин и женщин. Здесь же были еще и мешки с мукой и сахаром.
15 сентября 1962 года по просьбе жителей Цхинвала городская автостанция была перенесена с улицы Тбилисской в здание железнодорожного вокзала. Прежнее здание и его расположение на узкой улице уже не отвечали возросшему пассажиропотоку: в зале ожиданий не хватало места, не было достаточно стоянок и для самих автобусов, вызывало недовольство также раздельность авто и железнодорожного вокзалов. Теперь отравление поездов и междугородних автобусов происходило с одной площади. Кроме того, в помещении вокзала работал буфет, ресторан, были камеры хранения, парикмахерская, газетный киоск.
В 1963 году Юго-Осетинское автотранспортное объединение получило четыре автобуса марки «КАЗ-652» производства Павловского автозавода. Из них две машины были поставлены на внутригородской маршрут: «Завод "Эмальпровод" – Кирпичный завод №2», другие два автобуса – на междугородний рейс Цхинвал-Мизур-Орджоникидзе.
Развитие пассажирских перевозок сказалось и на промышленном потенциале ЮОАО. В апреле 1965 года началось строительство нового объекта промышленности – Цхинвальского автобусоремонтного завода. Предполагалось, что здесь в течение года можно будет производить капитальный ремонт 500 авто бусов марки «ПАЗ-651» или «ЗИЛ-155». На производстве должно было быть занято 400 человек. В результате, 22 февраля 1968 года, в 12.30, из ворот Цхинвальского автобусоремонтного завода (ЦАРЗ) выехал первый отремонтированный на новом предприятии автобус. Это был «ГАЗ-651». По этому случаю состоялся митинг, на котором выступили директор завода Роберт Никаурадзе и главный инженер Махар Гулиев. Предприятие должно было осуществлять ремонт грузового и пассажирского автотранспорта со всей Восточной Грузии.
Юго-осетинские транспортники старались выстраивать и логистику работы городского пассажирского транспорта. 1 февраля 1969 года в Цхинвале открылись постоянные автобусные маршруты: городские автобусы шли по двум кольцевым направлениям.
В марте 1970 г. открылись новые автобусные маршруты. Теперь автобусы ехали из Цхинвала в Тбилиси и Рустави …через поселок Дзау и селение Еред. И хотя маршрут получался не прямой, а петлистый, пожелания жителей этих населенных пунктов юго-осетинским транспортным управлением неизменно учитывались. В 1970 году автотранспортная сфера ЮОАО насчитывала 63 многоместных автобуса и 38 легковых такси. Стоимость проезда в городском автобусе составляла пять копеек.
16 апреля 1971 года из цехов ЦАРЗа выехал автобус «Паз» с кумачовым транспарантом на боку «1000-й автобус!». Это был тысячный автобус, отремонтированный в его цехах. По этому поводу состоялся митинг, который открыл директор предприятия Мелитон Маргиев.
С 1 октября 1973 года в Цхинвале к двум существующим автобусным маршрутам прибавились еще два. Теперь автобусное сообщение соединило район жилого массива по улице Мамсурова с селением Чех, а городской авто и ж/д вокзал – с левобережной частью города. Всего на маршрутах работало 10 автобусов, промежуток движения составлял от 15 до 30 минут. На маршрут автобусы выходили в 6.45, возвращались в автопарк в 00.30.
Вскоре в автопарке пассажирского предприятия появились комфортабельные автобусы «ЛАЗ» Львовского автозавода и «Икарус», производства Венгрии. Первымводителем в Цхинвале, севшим за руль автобуса «Икарус» стал В.Гергаулов.
В 1981 году было построено новое здание цхинвальского пассажирского автотранспортного предприятия по ул. Чочиева. В мае следующего года открыт новый автобусный маршрут «Цхинвал-Птицефабрика» (с. Хеит). Автобусы «Икарус» стали курсировать на маршруте «Цхинвал – Чех».
На городских улицах со временем появился и другой вид пассажирского транспорта. 17 мая 1982 года в Цхинвале впервые открылся маршрут городского троллейбуса, силовая подстанция и диспетчерская располагались на улице Московская. Всего действовало два маршрута: «Автовокзал-Трикотажная фабрика» и «Автовокзал-Жилмассив».
Р.Кулумбегов


Из истории автотранспорта в Южной Осетии
Из истории автотранспорта в Южной Осетии
Из истории автотранспорта в Южной Осетии
Из истории автотранспорта в Южной Осетии
Из истории автотранспорта в Южной Осетии
Из истории автотранспорта в Южной Осетии

Опубликованно: 22-09-2017, 23:04
Документ: Новости > http://alaniainform.org/62678-iz-istorii-avtotransporta-v-yuzhnoy-osetii.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад