Osinform

По вере нашей

По вере нашейв осетинской веры и какова ее судьба?

Так сложилось, что Северная Осетия в федеральном и, вероятно, международном аспекте воспринимается в религиозной плоскости христианской республикой. Обычно в качестве самых популярных доводов приводятся в пример аланы, часть которых приняла крещение до Руси, и тесной взаимосвязью осетинских и христианских праздников. Приверженцы традиционной осетинской веры никогда не прибегали к публичным и жестким опровержениям данного восприятия.

Между тем их, по данным Миннаца, более четверти населения республики. Они как бы оставались на заднем плане при обсуждении этих конфессиональных вопросов, высказывая недовольство в виде народных протестов лишь в случае покушения на территории святилищ идеями строительства мусульманских мечетей и православных храмов. То есть возмущение проявлялось лишь в случае физического вытеснения из исторического пристанища одной из древнейших монотеистических религий, уходящего корнями в прошлое арийских народов.

Сегодня в свете нарастающих случаев посягательств многолетняя толерантность приверженцев религии предков осетин переходит в стадию защиты. Эксперты указывают на информационную войну против традиционной осетинской веры.

Пути ее сохранения и дальнейшего развития обсудили ученые, общественники, чиновники и служители святилищ из разных ущелий республики, в том числе и представители из Южной Осетии. Именно этой проблеме был посвящен круглый стол на тему «Традиционные осетинские религиозные верования и убеждения: состояние, проблемы и перспективы», который прошел уже во второй раз во Владикавказском институте управления.

Перед бурной дискуссией к присутствующим обратился кандидат юридических наук, преподаватель ВИУ Тамерлан Цгоев с просьбой не затрагивать тему пожертвований в святилищах, так как в этом вопросе «и так не все чисто». В целом же межконфессиональную сферу в Северной Осетии Тамерлан Цгоев назвал неспокойной, хоть она и существенно отличается от соседних регионов. Также он назвал необходимым подобный диалог, в том числе и для профилактики религиозного экстремизма.

Вытеснение путем внедрения

Присутствующие назвали тревожным факт появления мусульманских и христианских символов в селах республики, преимущественное количество жителей которых придерживается традиционной осетинской веры.

В частности, привели в пример ситуацию с воздвижением креста в Куртатинском ущелье, который вызвал протестную реакцию со стороны местных жителей и в конечном итоге привел к конфликтной ситуации с привлечением правоохранительных органов. В подтверждение этого старейшина Куртатинского ущелья Казбек Елканов рассказал о поступивших жалобах куртатинцев, которым не понравилась самовольная установка креста в ущелье, где находится много осетинских святилищ. Предприниматель водрузил крест на частной территории на видном месте, не согласовав решение с местными жителями. В качестве подобного ущемления религиозной идентичности приводились и примеры с попыткой строительства мечети в Октябрьском на территории осетинского святилища.

Участники круглого стола назвали также неприемлемым и искажающим историческую действительность отождествления православных святых с осетинскими дзуарами.

— В 2009-2011 годах АМС Владикавказа установила щиты с поздравлением с Джеоргуыба, где рядом на русском языке было размещено поздравление с праздником Святого Георгия, параллель между которыми является неверной. Несколько раз баннер с упоминанием православного святого неизвестные вырезали, что, вероятно, послужило для городских властей своего рода народным посылом, и уже на следующий год поздравляли только с осетинским праздником, — сказал Тамерлан Цгоев, отметив, в таких случаях необходим диалог во избежание обострения межконфессиональных отношений.

Миннац заговорил о радикализации осетинской молодежи

Министр по делам национальностей Аслан Цуциев и вовсе назвал тревожными процессы, происходящие в современном осетинском обществе, где замечается радикализация осетинской молодежи, и согласился с мнением по поводу попыток вытеснения осетинской веры.

— Раньше наши предки были уæззау зондыл хæст и с бОльшим уважением и спокойствием относились к представителям других религий. Однако сейчас очень часто можно наблюдать конфликты, в частности, в молодежной среде, придерживающиеся разных религий, и они буквально поливают грязью и оскорбляют друг друга в социальных сетях, — сказал министр.

В продолжение своей мысли он рассказал о своей публичной дискуссии в сети Фейсбук с одним из его пользователей Алиханом Хорановым, который после посещения праздника родного языка 14 мая потребовал на своей странице объяснений от министра по поводу ношения традиционной осетинской одежды и исполнения национальных песен.

— Ему не понравилась на празднике Дня осетинского языка и литературы старинная песня, прозвучавшая со сцены. Не помню точно, какая, но в песне, вероятно, раскрывались осетинские небожители. Так вот, он говорит, что на государственном мероприятии в светском государстве он не хочет наблюдать подобное. В ответ я задал ему первый вопрос: «Ты и твоя супруга, присутствовавшая на празднике, своей одеждой (супруга Хоранова носит хиджаб, а сам он каракулевую шапку – прим. «Градус») разве не свидетельствовали о том, к какой религии принадлежите? Тогда давайте завтра мы не будем кришнаитов пускать на наш праздник, ведь и по их одежде можно понять их религию, и христиан по этой логике не надо пускать на день осетинского языка, вдруг кто-то увидит их крест и их религиозные чувства будут оскорблены», — рассказал Аслан Цуциев, добавив, что обществу с такими верующими крайне необходима терпимость.

Об отсутствии толерантности по отношению к осетинской религии говорил и представитель осетинской религиозной организации «Цъæззиу Уæлæмæсыг Майрæмы дзуары къорд» Камболат Цгоев.

— Почему-то мы не выступаем против других религий. При этом мы убеждены, что каждый должен заниматься своим делом, но там, где это положено, не мешая другим. Однако сравнительно с недавних пор и последовательно мы наблюдаем картину, когда в осетинских святилищах ставят свечки, иконы, на территории дзуаров заносят шары, букеты, завязывают чуть ли не носки на деревьях, чего никогда не делали наши предки. Когда же мы пытаемся возразить им и объясняем, что эти вещи неприемлемы для наших святынь, то нас начинают оскорблять и называть язычниками. Мы не язычники и никогда не были ими, и не будем. Сколько такое отношение еще можно терпеть?, — возмущался Камболат Цгоев.

Спасение веры – дело рук самих верующих

По мнению Взарстлага религиозной организации «Ацатæ» Даурбека Макеева, осетинское общество переживает состояние информационной войны, выражающееся в дискредитации и обесценивания религиозной картины мира осетин. Преподаватель СКГМИ Артур Бязров эмоционально высказался по этому поводу и обратился к присутствующим с просьбой официально признать информационную войну на уровне властей республики и выработать политику по борьбе в ней.

В этой связи собравшиеся сошлись во мнении, что власти республики в последнее время начали больше уделять внимание состоянию традиционной религиозной культуры осетин и æгъдау в целом, однако круг многочисленных проблем еще ждет своего разрешения.

В свою очередь доктор филологических наук, профессор Тамерлан Камболов заметил, что перекладывать обязанности по спасению языка, традиций и религии на власти неправильно, так как именно народ должен решать эти вопросы. Он предложил создать некий институт осетинской религии. По словам Камболова, в каждом населенном пункте должны действовать религиозные общества, которых будут координировать республиканские организации. На них и должна быть возложена работа по популяризации осетинской веры. В рамках просветительской работы необходимо также выпустить книгу с единым сводом традиций, создать фонд и обучать людей, которые и будут работать в этих организациях. Камболов убежден, что большое внимание следует уделять и знакомству населения с Нартским эпосом, который у осетин является своего рода священным писанием, переданным потомкам через века из уст в уста.

— Если оставить все так, как есть сейчас, то через два поколения мы можем потерять осетинскую веру. Сегодня уже не все наши старшие могут молиться над тремя, а тем более двумя пирогами. И если не систематизировать нашу религию, не выработать стратегию по ее сохранению, то вместе с религией мы потеряем и æгъдау, да и в целом свою идентичность, — сказал профессор.

Следующее обсуждение проблем осетинской веры решено проводить совместно с представителями ДУМСО и Епархии для выработки алгоритма взаимодействия конфессий, согласно которым религиозные мероприятия не будут переплетаться, что исключит возникновение конфликтных ситуаций.

Автор Фатима Тотрова

На слайдере — картина Махарбека Туганова «Цоппай»

http://gradus.pro/po-vere-nashej/

Опубликованно: 26-05-2017, 10:00
Документ: Общество / Религиозные праздники > http://alaniainform.org/61314-po-vere-nashey.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад