Развитие науки и технического образования - важнейшие задачи нашей Республики |
Развитие науки и технического образования - важнейшие задачи нашей Республики Научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью в 50-55 лет, для которых характерен определенный уровень развития производительных сил ("технологический уклад"). К настоящему времени известно пять технологических укладов. Первая волна сформулировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Вторая волна - ускоренное развитие железнодорожного и водного транспорта на основе паровых машин. Третья волна - использование электрической энергии, развитие тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, новых открытий в автомобильной промышленности. Начало концентрации банковского и финансового капитала. Четвертая волна - формирование мирового уклада, основанного на дальнейшем развитии энергии с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Период массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, вооружения, товаров народного потребления. Широкое распространение компьютеров и программных продуктов. Использование атомной энергии в военных и мирных целях и т.д. Пятая волна опирается в область микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии, использовании новых видов энергии, материалов, освоение космического пространства, спутниковой связи. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций. Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Его контуры только начинают складываться в развитых странах, в первую очередь в США, Японии, КНР. И характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоемких, или, как теперь говорят, "высоких технологий" У всех на слух сейчас био- и нано технологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика - синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и в конечном счете обеспечить выход на принципиально новый уровень в системе управления государством, обществом, экономикой. Произойдет новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения названных выше базовых направлений. Для подобных прогнозов есть основания. В США, например, доля производительных сил пятого технологического уклада составляет 60%, четвертого - 20%. И около5% уже приходится на шестой технологический уклад. В России о шестом технологическом укладе говорить рано. Доля пятого уклада пока составляет примерно 10% да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50%технологий относится к четвертому уровню, а треть - и вовсе к третьему. Отсюда понятна вся сложность стоящей перед наукой и технологиями задачи: чтобы в течении ближайших десяти лет Россия смогла войти в число государств с шестым технологическим укладом ей надо, образно говоря, перемахнуть через этап - через пятый уклад. С учетом этих обстоятельств, вхождение России в шестой технологический уклад не самоцель, а вопрос выживания, развития экономики, обеспечение безопасности и международного статуса страны, достижения высокого уровня благосостояния народа. В связи с этим Президентом России поставлена задача - создать "умную" экономику, что определяет необходимость опережающего развития науки и динамичную реализацию ее достижений. Но, при сложившихся формах и методах управления организации и финансирования работ, подобный прорыв осуществить не удастся. Нужны кардинальные изменения в этих сферах. И они возможны лишь в том случае, если наука будет обладать статусом самостоятельной отрасли экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями. В тоже время, надо дать отчет в том, что самое щедрое финансирование науки и благоприятные условия работы не принесут желаемых результатов, если не будет людей, способных выдвигать "безумные" идеи, отстаивать их вопреки всем авторитетам. Поэтому вопрос подготовки и переподготовки инженерных кадров стал приоритетным. А как обстоят дела у нас в Южной Осетии? О каком-нибудь технологическом укладе в Южной Осетии говорить не приходится. Мало того, развитием науки мы не занимаемся уже несколько лет, конечно здесь негативно сыграла и сложившаяся политическая обстановка. Но, самое главное, многие считают этот вопрос второстепенным. В связи с этим, нам надо принять такие же меры, как в России - развитие науки и повышение качества технического образования. Что касается развития науки, то в последние 20 лет ни копейки не предусматривалось на эти цели. Единственная наукоемкая продукция, производимая в нашей республике это - вибрационные машины. То, что в рыночное время, появилось много конкурентов, а потребители предпочитают продукцию цхинвальского завода "Электровибромашина", говорит о хорошем техническом заделе за советский период. Очень многие технические предложения и научные работы конструкторского бюро завода остаются недоведенными до логического конца из-за финансирования. Терять такую продукцию, которая пользуется спросом, и в кризисное время удельная стоимость которой выше чем у автомобиля "Мерседес", непозволительная роскошь для нашей Республики. А теперь остановимся чуть подробнее на подготовке технических специалистов. Слово "инженер" - способность мыслить, изобретательность, сейчас из нашего лексикона почему-то постепенно пропадает. В то время, как вырастить квалифицированного инженера возможно только на основе хорошей общенаучной и общетехнической подготовки и правильно организованной, содержательной практики. Можно выучить хорошего бухгалтера, экономиста, юриста, но инженера-исследователя, ученого, из не имеющего практических навыков работы, не сделать. Поэтому, посылать наших ребят в технические ВУЗы за пределы республики, не принесет ожидаемых результатов. В конце концов, инженерные кадры нам нужны не для вхождения в какой- то технологический уклад - это чересчур высокая планка для нас. Наша первоочередная задача — уметь читать и пользоваться современными достижениями науки и техники, в чем мы уже сильно отстаем. Приведу примеры. Завод "Электровибромашина" в свое время получил механообрабатывающее оборудование (станки токарные, фрезерные) с программным управлением, исключающим человеческий фактор получения брака при обработке. Но вдруг единственный программист уволился с завода из-за низкой зарплаты. Станки простояли некоторое время, потом были раскулачены. Завод потерял на этом несколько миллионов рублей и, самое главное, освоение прогрессивной технологии. Другой пример: Багиатский завод минеральных вод получил автоматизированную линию розлива минеральной воды. За неимением соответствующих кадров, автоматизацию убрали и поставили двух женщин докручивать пробки на бутылки на выходе линии. В результате имеем то - что имеем. Электроэнергию мы не вырабатываем, но грамотно потреблять тоже не умеем, поэтому частые отключения, перепады напряжения и т.д. Получаем много техники, напичканные электроникой (автомобили, трактора, экскаваторы), освоить их и нормально эксплуатировать, нужны кадры с техническим образованием. Наша торговая сеть завалена молочными продуктами, изготовленными из продуктов немолочного происхождения, т.е. по нано технологии. Это хорошо, если эта нано технология в добросовестных руках, в противном случае вместо пользы наносит вред. А как проверить? Поэтому вопрос подготовки технических кадров должен стать в числе приоритетных. Без его решения бессмысленно говорить о развитии экономики, осетинского языка и государства в целом. Доцент кафедры Технических дисциплин ЮОГУ Джиоев В. К. Опубликованно: 20-01-2016, 13:28 |
Вернуться назад |