Osinform

Джеоргуыба

Джеоргуыба
Как известно, Уастырджи (Wastyrgi) - популярнейшее божество староосетинского пантеона. Рисуется он в посвященных ему легендах как всадник на белом коне и в белой бурке, считается мужским божеством, женщины не могут называть его по имени и почтительно называют "Богом мужчин". Уастырджи также покровитель путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Он наделен также чертами солнечного божества. Осетин, где бы он ни был и что бы с ним не случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин…

Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков - нартов, Уастырджи дал жизнь и героине нартовского эпоса - Сатане, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами и называют его "золотым", "золотокрылым", "доблестным" и т.д. В воображении людей он предстает высоким, стройным, седобородым мужчиной, восседающим на белом коне.

В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Святого Уастырджи. Наибоее известны Реком, Ныхас, Коб, Роща Хетага, святилище Джер, Дзывгис и др.

Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходится этот праздник, называли "Джеоргуыбайы м?й", и так как праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название "Уастырджийы къуыри" - "Неделя поклонения Уастырджи". Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого специально откармливают к этому дню.

Как мы уже отмечали, праздник длится неделю с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргуыба: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи и поручает его попечительству свою семью. Просит здоровья и счастья младшему поколению и высказывает пожелание встретить следующий праздник еще более достойно, с большими почестями.

Джеоргуыба венчает собой и сельскохозяйственный год, когда уже можно распоряжаться плодами своего труда, И не случайно обилие за праздничным столом с непременными тремя пирогами - это тоже традиция. Хозяйки уже готовы к тому, чтобы и в этот раз встретить гостей, что называется, во всеоружии.

Джеоргуыба приходится на осень, когда закончены все осенние работы: начинается время отдыха, время свадеб и пиршеств.

Джеоргуыба стал национальным осетинским праздником, объединяющим все народы, проживающие в Осетии. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают друзей, соседей, родственников.Источник: "Южная Осетия"

ИА ОСинформ


Опубликованно: 21-11-2007, 09:04
Документ: История > http://alaniainform.org/3522-dzheorguyba.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад