Osinform

«Об осетинской хореографии»

«Об осетинской хореографии»Книга под таким названием вышла в свет в Цхинвале в этом году. Ее автором является известный осетинский хореограф, самый, по общему мнению, авторитетный и опытный на сегодняшний день. Более 50 лет он занимался изучением осетинского танца и во многом преуспел. Мэлс Мухтарович не только является теоретиком танца, но и активно применяет свои знания на практике –  последние годы он возглавляет основанную им же государственную хореографическую школу-студию при министерстве культуры РЮО, которая осуществила уже несколько выпусков. Многие воспитанники школы успешно влились в танцевальные коллективы Южной и Северной Осетий, других республик.

М. Шавлохов уже не первый раз обращается к теме осетинской хореографии, но данное исследование является наиболее  объемным, содержательным, профессионально выверенным. В какой-то мере книгу можно считать промежуточным итогом изысканий, анализа и заключений автора. Сам он считает, что подготовленная им монография – «не систематизированное изложение истории осетинской хореографии, а скорее частичное изложение отдельных периодов ее поэтапного развития».

Структурно монография состоит из трех частей. Первая часть посвящена изучению становления и развития осетинского танца. Здесь автор опирается не только на опыт своих предшественников и имеющиеся на сегодняшний день публикации по данной тематике, но и привносит много нового, основанного на личных изысканиях и наблюдениях. Они весьма любопытны и познавательны, будут с интересом восприняты читателем. Высокая культура осетинских национальных танцев – результат множества исторически сложившихся социально-экономических предпосылок, обусловивших интенсивный процесс их развития… «Осетинское танцевальное искусство прошло многовековой путь формирования, в своем историческом развитии, оно прошло несколько этапов и предрекло множество изменений» – считает автор. Со временем национальный танец совершенствовался, перерабатывался, дополнялся сообразно времени, наполнялся новым содержанием. Танец приобретал новый рисунок, обогащался элементами.

По мнению М. Шавлохова самым важным и существенным этапом в истории формирования и развития осетинской народной хореографической культуры стало начало XX столетия. Именно тогда наблюдается глубокое внедрение и проникновение национальной хореографической культуры в повседневную жизнь осетинского народа. Это был период изысканий и экспериментов, что в конечном итоге придало осетинским танцам особую выразительность и завершенность.

Далее автор вспоминает всех тех, кто работал в области танцевального искусства, способствовал становлению и выходу на новые рубежи осетинской хореографической культуры.

Второй раздел книги рассказывает об исторических основах и характерных особенностях осетинских народных танцев. Здесь автор привлекает обширный исторический, этнографический и даже археологический материал, ссылается на самые различные источники. Все это позволяет лучше понять, что танец для осетин – это не один из видов искусства, а неотъемлемая часть их жизненного уклада, жизненной философии. «Следует отметить, что телодвижения первоначально представляли собой подражательные движения, связанные с ритуальными обрядами, и только впоследствии, когда они стали специально применяться с целью культурного развития, стали танцевальными движениями. Древнейшие осетинские народные танцы в своей основе имели культовое начало, связанное с религиозными представлениями древних  осетин об окружающем мире» – пишет автор. В подтверждение своих слов он переходит к описанию популярных осетинских национальных танцев – «Симд», «Цоппай», «Чеппена», «Хонга», к их вариациям, трансформации и сценическому воплощению. В результате развития хореографического искусства появились танцы разных художественных уровней, формы синтеза древности и современности.

«Долгая жизнь осетинских народных танцев обусловлена в первую очередь их уникальностью. Они не только великолепны по своим эстетическим качествам, но и обладают удивительной способностью впитывать все лучшее – если исполнители и хореографы каждого поколения будут умело вносить в них новые ракурсы движений с тем, чтобы не разрушить целостность их внутреннего содержания и внешние формы» – говорится в книге.

В третьем разделе книги помещено описание сценических постановок основных осетинских народных танцев, традиционных правил, положений рук и движений. Эту часть монографии оценят, прежде всего, специалисты. Здесь приводится постановка  танцев, в редакции самого Мэлса Шавлохова. Зафиксированы исходные положения рук и туловища. Все это делается для каждого отдельного танца. При этом приводится их нотная запись.

Один из разделов книги посвящен описанию осетинских национальных костюмов к танцам «Симд», «Хонга», «Зилгæ». Издание иллюстрировано зарисовками и картинами народного художника Осетии Махарбека Туганова, который много внимания уделял изучению осетинской этнографии, особенностям национального танца.

Книга Мэлса Шавлохова, вне всякого сомнения, достойна того, чтобы пополнить ею свою домашнюю библиотеку. К счастью, тираж ее не был ограничен оговорками, что это спецлитература. Она адресована не только хореографам, танцмейстерам и самим танцорам, а всем тем, кто любит осетинский танец, кто интересуется историей, этнографией, культурой и искусством Осетии, а это значит – всем нам.

В чем ценность данного издания? Во-первых, подобные разработки нам необходимы. Книгой будут пользоваться профессионалы, с большим интересом ознакомится с ее содержанием и рядовой читатель. Кроме того, после пережитой августовской трагедии данным изданием мы лишний раз подчеркиваем, что мысли наши не зациклились на убогом реваншизме, нам куда важнее всестороннее и масштабное развитие науки, литературы, культуры, танцевального искусства... Только в этом нам видится будущее, и это осознанный выбор.

 

Батрадз Харебов

Юго-осетинская газета «Республика»

 


Опубликованно: 11-04-2011, 12:06
Документ: Культура > http://alaniainform.org/28970-ob-osetinskoy-horeografii.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад