Osinform

Æгъдау - философия традиционного осетинского общества

Æгъдау - философия традиционного осетинского обществаСовременный мир и современное искусство отличаются сложностью и многогранностью. Переплетение множества культур, их взаимодействие и взаимопроникновение привели к удивительным и неожиданным явлениям в искусстве и в жизни. Впрочем, весь прошлый век был ознаменован идеями крушения всяких правил и устоев как для осетинского, так и для многих других народов мира. Для Осетии культурная революция двадцатого века осталась в тени политических и социальных проблем. Но, тем не менее, хоть и с опозданием, перемены в западной и русской культуре оказали влияние, и, увы, не лучшим образом отразились на нашем общем социальном и культурном положении. 

Важно отметить, что значительные изменения привнесены в осетинскую культуру и быт от прилегающих к ней стран - России и Грузии. Можно назвать вполне естественным процессом тот факт, что многовековое соседство неизбежно приводит к взаимному проникновению культур. Тем не менее, остается только удивляться тому, с какой легкостью осетины отрываются от своих корней и перенимают чужие, или даже чуждые элементы культуры и быта.

В истории Осетии сейчас, наверное, тот самый исторический момент, когда, впервые пользуясь международным признанием своей государственности, появилась возможность проявиться во всех сферах деятельности человеческой цивилизации особенно в сфере культуры и искусства. Может показаться, что это неактуально и не имеет значения на фоне первостепенных политических и экономических проблем. Но именно с духовной составляющей нации и народа начинается любой процесс возрождения. Учитывая, что материальные и духовные основы культуры не являются взаимоисключающими.

Однако вызывает тревогу то, что несмотря на декларируемую перспективность нашего сегодняшнего положения, общество, повинуясь случайным, поверхностным веяниям, демонстрирует скорее полную апатию и безразличие к собственной национальной культуре. Возможно, не отдавая себе отчета в том, что это может грозить нам этническим нивелированием.

Поколение родителей, воспитанных в Советском Союзе, в основном было воспитано на идеалах, лишенных этнического разделения. В этом были свои плюсы и, как оказалось позже, значительные отрицательные стороны. В результате такого воспитания многие не изучали в школах родной язык и не усматривали в этом ничего противоестественного.

Движущей силой в создании сильного и самодостаточного государства является, конечно, молодежь. Так сложилось исторически, что именно активная ее часть определяет основные направления развития общества. Уровень ее образованности и культуры во многом определяет будущее страны.

Что на данный момент представляет собой молодежная культура в Южной Осетии? Каково ее идейное содержание? На сегодняшний день это один из самых сложных вопросов, на который, видимо, сложно дать полный ответ в публицистической статье без серьезного социального анализа. И здесь не может быть однозначного ответа. Уровень культуры молодежи во многом определяется уровнем и состоянием образования, цивилизованности общества в целом. При этом базовое содержание по-прежнему хранится в традиционной ячейке общества - семье, обусловленной каждодневной жизнью.

Откуда в наши дни можно черпать возможности и перспективы положительного развития ситуации, связанной с нормами морали, культуры и нравственности?

В последнее время руководство республики актуализировало вопрос нравственного состояния нашей молодежи, и это тот случай, когда интересы государства и общества полностью совпали. Это говорит о том, что настало время, когда необходимо разработать стратегию и предпринять тактические шаги для реализации этого замысла. Работа над проблемой не может носить исключительно образовательного характера. Культурный досуг и эстетическое воспитание являются необходимыми составляющими для развития полноценной личности. Поэтому в единый процесс оздоравливания общества должны быть вовлечены министерства и образования, и культуры, и средства массовой информации.

В разрешении этой наболевшей проблемы не нужно защищать диссертаций, обращаться к опыту других народов и стран, разрабатывать особую стратегию или, как говорится, изобретать велосипед. Мы - осетины, являемся наследниками уникальной системы регулирования общественного уклада - Æгъдау, который основан на глубоком философском понятии гармоничного равновесия, когда личность не вступает в противоречие с интересами коллектива. Более того, личность и коллектив уважают интересы друг друга, что является основой их взаимодействия. Это система, которая четко упорядочивает общественные отношения и определяет место человека в социуме.

Понятие Æгъдау включает высокую гражданскую норму. Вне Æгъдау невозможно было представить активную человеческую деятельность, творческий процесс.

Æгъдау - единое основание, сердцевина всей осетинской культуры: материальной, духовной, художественной. Æгъдау - основа цельного существования традиционного осетинского общества.

Структуру Æгъдау составляют такие понятия и категории, как Фарн, Æфсæрм, Уæздандзинад, Лæгдзинад, Кад, Намыс, Рæсугъддзинад и т.д. Категории Æгъдау формировались в процессе развития культуры на протяжении многих веков. Являясь составляющими Æгъдау, они имеют самостоятельную ценность. Преобразовавшись в суть человеческой жизни, которая называется "мудростью", понятие Æгъдау стало философией традиционного осетинского общества.

Сафа Абаев, один из героев романа Е. Уруймаговой "Навстречу жизни", при оценке успехов сына, офицера Георгия, отличного служаки и успешного гражданина, сформулировал идеал счастья осетина, включающий в себя семейное благополучие и служение государству как составные элементы его структуры.

Жить в согласии с обществом - значит жить в согласии с Богом и с самим собой. Эти понятия составляют незыблемую ценность и сегодня. И лежат в основе воспитания здорового общества.

События последних 20 лет (развал СССР, война, блокада, экономическая разруха и т. п.) произвели существенный переворот в общественном сознании. Актуализировался патриотизм, и на новый уровень поднялось национальное самосознание осетин. Мы стали по-новому осмысливать свою этническую сущность. Повысился интерес к национальной культуре, языку, искусству. И именно сейчас наступило время, когда необходимо систематизировать и возродить Æгъдау на самом высоком уровне. Так как само понятие Æгъдау не допускает половинчатости.

Мария КОКОЙТЫ

Опубликованно: 20-10-2010, 15:19
Документ: Общество > http://alaniainform.org/25766-198gdau-filosofiya-tradicionnogo-osetinskogo.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад