Osinform

Грузия как империя – прошлое и будущее. Часть I

Если курс на насильственное и ускоренное превращение Грузии в Государство-Нацию не будет прекращен, а этноцид грузинских этносов будет продолжаться, это может привести к дальнейшему развалу грузинского суперэтноса и грузинской государственности

Прошло примерно двадцать лет, как в Грузии началось т.н. национально-освободительное движение. Так окрестили процесс распада Советского Союза, проходящий и в Грузии, лидеры антисоветских «неформальных организаций» и возникающих тогда националистических партий. В конце 80-х годов идеей освобождения от «российской империи» была охвачена значительная часть населения Грузии, особенно тбилисская «золотая» студенческая молодежь. Коммунистические власти Грузинской ССР своими неуклюжими или провокационными действиями, то ли по глупости, то ли сознательно способствовали популярности «неформалов» (впрочем, подобная картина наблюдалась во многих союзных республиках). Тем не менее, даже на пике митинга 9 апреля 1989 года, который кроваво разогнали, в нем принимало участие не более 10-15 тысяч человек. Для Тбилиси это не так уж и много – напомним, в январе 2008 года на митинги против Саакашвили выходило от 50-70 тысяч и больше грузин…

Кстати, упомянутый митинг возник в связи с абхазскими событиями - в ответ на усиление националистических настроений в Тбилиси, в Абхазии также начались волнения и проходили собрания, которые требовали выхода местной автономии из состава Грузинской ССР. Однако по ходу многодневного митинга возобладала позиция радикалов: «абхазские сепаратисты» это лишь инструмент в руках Кремля, поэтому долой Советский Союз, долой Россию, надо как можно быстрее выходить из империи. Абхазов тогда в националистических кругах было принято называть по имени «апсуа» и считать их поздними переселенцами – 17-18 веков…

Хорошо известно, к чему привели дальнейшие события. Грузия под знаменами национализма стала независимой (во всяком случае, формально), но потеряла две территории, два этноса – абхазский и югоосетинский. Трагические события последних двадцати лет, огромные испытания и переживания, обрушившиеся на грузин и представителей других этносов, живущих в Грузии, еще больше усилили чувство растерянности среди населения и интеллигенции, загнали многих патриотически настроенных людей в ловушку русофобии, а теперь уже и американофобии (что не удивительно) или просто депрессивного состояния. Совершенно ясно, что нужно заново осмыслить новейшую историю Грузии, чтобы понять, что произошло и найти пути выхода из лабиринта проблем.

Однако осмыслить пока никак не получается. Купленная американцами правящая политическая элита по прежнему ведет страну строго на запад, упорно не отказываясь от лозунга вхождения страны в НАТО и «евроатлантическое пространство». Несоответствие этих лозунгов реальности и глубинным интересам страны неосознанно чувствуется народными массами, что ввергает их в еще больший «ноктюрнический» сон или в некую народную шизофрению. Однако, на наш взгляд, либерально-прозападная, а на самом деле «археомодернистическая» ложь правящих элит достигла уже такой наглости, что даже часть крестьянских слоев, традиционно самых консервативных и послушных существующей власти, начала плеваться от нее. А это, в свою очередь, вызывает ностальгию России и желание ее прихода в Грузию. Хотя определенная часть населения вгоняется в состояние глубокого гипноза от воздействия «телеоблучения».

Но все же, надо осмыслить процессы новейшей истории, поскольку на одних чувствах, догадках и ностальгии далеко не уедешь. И здесь важным инструментарием изучения страны, в данном случае Грузии, проблемы возникновения ее территориальных конфликтов выступают этносоциология и структурная социология.

Приведем основные термины, которые предлагает этносоциология и которыми мы будем оперировать в данной статье: этнос, нация, государство-нация, народ, империя. Добавим к ним также понятия суперэтноса и субэтноса, введенные Л. Гумилевым в своей теории этногенеза.

Еще раз вернемся к концу бурных 80-х годов, когда началось «национально-освободительное движение» в Грузии и других республиках. Тогда огромный резонанс в Грузии вызвали слова А. Сахарова, который назвал эту страну «малой империей». В ответ стали писать возмущенные письма, в которых Сахарова обвиняли в клевете и опровергали «имперский» статус Грузии. Возглавлял эту кампанию З. Гамсахурдиа. Мы не будем оправдывать Сахарова и обвинять его грузинских оппонентов или наоборот, так как и та и другая сторона употребляли термин «империя» в чисто негативной коннотации, как синоним «тюрьмы народов». Однако имперский тип государства можно рассматривать не как ругательство, а как научный, технический термин. Это непонимание и путаница в терминах как в капле воды отражает хаотический и неосмысленный характер тогдашних процессов, что привело к тяжелым последствиям во всех странах, образовавшихся от развала СССР, включая РФ.

На самом деле, Грузия была империей в этносоциологическом смысле значительную часть своей истории, когда не была слишком раздроблена. Классический пример – полиэтническая грузинская империя времен царицы Тамары, которая в первой четверти 13-го века включала в себя почти 80 процентов Кавказа. Причем представители других (негрузинских) этнических и религиозных групп, например, армяне, осетины, занимали видные места в высшей администрации этой империи. Грузинская империя то рассыпалась, то опять собиралась, последнюю такую попытку сделал в 18-м веке правитель Восточной Грузии, царь Ираклий II, с именем которого также связано заключение Георгиевского трактата.

С развалом Советского Союза в Грузии началось строительство независимого государства. И тут обнаружились проблемы с этносами, которые большую или значительную часть последнего тысячелетия входили в грузинскую империю, или «варились» в одном религиозно-культурном пространстве с грузинским этносом (этносами), включая большое количество межэтнических браков или переходов из одного этноса в другой.

Чтобы понять причину этих проблем, недостаточно сетовать на «руку Москвы», или козни Вашингтона. Надо понять, что в 90-х годах начался новый, доселе невиданный процесс в истории грузинской государственности и грузинского этноса. Этот процесс особенно ускорился с приходом к власти Михаила Саакашвили в 2003 году. В этносоциологии тип государства, строительство которого с помощью и под фактическим руководством западных стран начала Грузия, называется государством-нацией (по-французски Etat-Nation). Однако превратить этносы в нацию невозможно без этноцида, который подразумевает смерть всех этносов полиэтнической империи, включая самый многочисленный (в данном случае – картвельский).

Политика Саакашвили, его риторика, за исключением нескольких показных реверансов в сторону абхазов и южных осетин, не оставляла никаких сомнений, что ее цель – спаять все этносы Грузии в единую нацию – совокупность граждан вестернизованной и таким образом «осчастливленной» Грузии, бодро шагающей навстречу «родной» Европе и Западу. Этноциду должны были подвергнуться не только абхазы и южные осетины, но и субэтносы грузин – мегрелы, сваны и другие, как и сам грузинский этнос в целом.

Субэтнос, согласно определению Гумилева, это часть этноса, таксономически на один ранг ниже этноса. Л. Гумилев ввел также понятие «суперэтноса», этнической системы, состоящей из нескольких этносов. Так как само понятие этноса довольно сложное и несколько неопределенное, иногда трудно указать однозначно, имеем ли дело с этносом и его субэтносами, или суперэтносом и этносами, входящими в него. На наш взгляд, грузин можно считать как суперэтносом, особенно если включать в него ныне утерянных южных осетин и абхазов, как и этносом – в этом случае аджарцы, гурийцы, мегрелы и др., даже сваны (наименее включенные в этнос) оказываются субэтносами.

Здесь можно отметить одно любопытное обстоятельство: осетины в Грузии были лучше включены в грузинский суперэтнос, чем абхазы, хотя в расовом отношении осетины принадлежат к индоевропейцам, а грузинские племена, как и абхазы, не индоевропейцы, а относятся к палеокавказской группе иберийско-кавказских языков. Такое положение относится к последним столетиям, когда в результате распада единой Грузии (грузинской империи) усилились связи абхазов с адыгскими племенами Северного Кавказа. И это несмотря на то, что происходила постоянная миграция мегрельского этнического элемента в Абхазию и его ассимиляция в абхазской среде.

Этнические армяне, проживающие в Джавахети, также практически не входили в грузинский суперэтнос, в отличие от армян, живущих в Тбилиси. То же самое относится к азербайджанцам Грузии. Компактно живущие в южных районах страны не были интегрированы, хотя и жилы в состоянии симбиоза с соседями-грузинами. (Симбиоз в топике Гумилева - форма взаимополезного сосуществования этнических систем в одном регионе, при котором симбионты сохраняют свое своеобразие.)

Этносоциологическая картина в Грузии сейчас складывается следующим образом: грузинский суперэтнос, включающий в себя абхазов и южных осетин (кударцев) практически распался, в результате движения страны к состоянию нации. (По иронии судьбы, правящая партия называется Национальное Движение). Если оставшуюся часть грузинского суперэтноса рассматривать опять как суперэтнос, то этносами можно назвать сванов и мегрелов, а также, возможно, аджарцев. Из субэтносов выделяются гурийцы и несколько мелких групп (в горных районах восточной Грузии). В Абхазии, в Гальском районе, проживает субэтнос мегрелов – т.н. самурзаканцы. Как видим, в этой статье мы употребляем термин «субэтнос» только как обозначающий территориальную этнографическую группу. Имеретинцы, несмотря на остающиеся бытовые различия от собственно картвелов, в значительной степени консолидировались с ними. Кстати, Саакашвили недавно решил перенести парламент страны в Кутаиси, имеретинскую «столицу». Цель этого, по всей видимости, не только набрать политические очки в глазах имеретинского (и западногрузинского) электората, но и еще больше зафиксировать этническую консолидацию, максимально включая регион и субэтнос во властные структуры.

Отметим еще один эмпирический факт: в 20-21 веках, наиболее политически активными в Грузии являются именно представители западногрузинских этносов и субэтносов. Подавляющее большинство политических деятелей и руководителей в царскую эпоху, во время первой республики (1918-21 гг.), в советское время и после получения независимости в 1991 году являются мегрелами, гурийцами или сванами, а также имеретинцами. Такое же положение сохраняется и сейчас. Аджарцы, как правило, не стремились к власти в Тбилиси, предпочитая укреплять местную автономию. Яркий пример этого – Аслан Абашидзе, правитель Аджарии в 1991-2004 годах.

Сваны представляют особый интерес, так как, если рассматривать в топике Жильбера Дюрана, они выделяются своим диурническим бессознательным от ноктюрнического грузинского этнического пространства. Наверно, не случайно, что у режима Саакашвили было два крупномасштабных вооруженных столкновения, если исключать абхазов и осетин, и оба со сванами. Во втором случае произошло даже мини-восстание сванов в Кодорском ущелье, хотя и подавленное правительственными войсками. Что касается мегрелов, Саакашвили все еще пользуется популярностью среди них. Важным фактором этого является его наполовину мегрельское происхождение (по матери). Мегрелы всегда обращают внимание на такие детали. Президент Грузии не жалеет пропагандистских усилий, чтобы заручиться поддержкой этого региона. Самыми преданными соратниками Саакашвили, которые на данный момент контролируют грузинскую армию, выступают братья Ахалая, сыновья главного прокурора региона Самегрело (Мегрелии).

Мегрелы, как и все грузинские субэтносы, жившие на окраинах или в горах, почти до последнего времени сохраняли сильные пережитки язычества. Мегрельские языческие верования оказали влияние на абхазскую языческую религию (у которых также очень сильно язычество). Но в последние годы в Мегрелии наблюдается оживление внешних проявлений церковности, по сравнению даже с другими регионами Грузии. Пока это в значительной степени остается данью моде и, наверно, представляет естественный процесс, по мере втягивания региона в общее пространство, где православная церковь играет значительную, хотя бы ритуальную роль. А прежде в Мегрелии церковная жизнь не была развита или имела синкретический характер.

Мегрельский язык, как и сванский, не является диалектом современного грузинского языка, а лишь входит в общую с грузинским языковую семью. На данный момент эти региональные языки не имеют никакой государственной поддержки, или публичной сферы применения, а остаются домашними языками для местного населения. Попытки вытеснить их из употребления и превратить мегрелов и сванов в полностью грузиноговорящих жителей, могут привести к всплеску протестных настроений в этих регионах. Мегрелы, сваны и аджарцы занимают пограничные позиции в грузинском этносе (суперэтносе) и живут ближе к границам самого государства. При этом, хотя в Аджарии очень сильно турецкое экономическое присутствие, а также религиозное (в горных районах), там гораздо чаше можно наблюдать пророссийские настроения, чем протурецкие.

Становится ясным, что если курс на насильственное и ускоренное превращение Грузии в Государство-Нацию не будет прекращен, а этноцид грузинских этносов будет продолжаться, это может привести к дальнейшему развалу грузинского суперэтноса и грузинской государственности. Однако Грузия уже понесла потери, когда отпали Абхазия и Южная Осетия. Потеря этих территорий и этносов не может пройти бесследно. Ясно, что ни одно правительство в Тбилиси не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, следовательно, этот вопрос все время будет отравлять взаимоотношения между Грузией и Россией, а также довлеть над внутренней политикой в стране. Поэтому Грузия находится сейчас на перепутье. Можно выделить несколько главных возможностей развития ситуации: 1) правящему режиму или его наследникам удастся построить нацию на оставшейся территории, что приведет к фиксации произошедшего разлома и шансов на присоединение абхазов и южных осетин в обозримом будущем к этой нации будет очень мало. Тогда окончательно сформируется враждебный России русофобский режим, чем-то похожий на прибалтийские страны; 2) Попытки «переплавить» пограничные грузинские этносы в нацию вызовут дальнейшее дробление страны; 3) Выходцы из западногрузинских этносов или другие, с опорой на эти этнические (субэтнические) группы возглавят процесс смены парадигмы развития страны и положат начало новому «имперскому проекту».

Вопрос, каким может быть этот проект и какова роль России, православия в возможности его осуществления, будет обсуждаться во второй части данной статьи.

Геополитика.ру


Опубликованно: 05-11-2009, 11:35
Документ: Аналитика > http://alaniainform.org/17637-gruziya-kak-imperiya-proshloe-i-budushhee-chast-i.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад