Osinform

Как добраться до Тирского монастыря в Южной Осетии?

altЮжная Осетия, Тирский монастырь


Самые живые и яркие впечатления от поездки в Южную Осетию оставил у меня Тирский монастырь.
Центр современного аланского монашества – Тирский Богородице-Рождественский мужской монастырь – расположенный в 9,5 км от центра Цхинвала, пока одно из немногих в Южной Осетии мест, где проводятся регулярные богослужения. Это старинный монастырь, самые ранние постройки которого датируются XII веком, однако, исторических свидетельств о его зарождении и развитии не сохранилось...

По дороге к монастырю – старая крепость, предположительно, фамилии Котаевых. Сейчас от крепостной башни остались развалины да одноэтажная пристройка со сводчатым потолком – прекрасное место для любителей не только осматривать древние руины, но и лазить по ним!




Далее на пути родник, затем святой источник и рядом с ним разрушенная церковь в честь святого мученика Або, небесного покровителя города Тбилиси.

Дальше дорога идет вверх и над ней можно увидеть небольшой холм с засохшим деревом на вершине. Это место почитается как священное. Здесь пасут своих коров пастухи.



В хорошую погоду отсюда открывается прекрасный вид на заснеженные горы.



На этом месте в советское время во время сельхоз. работ был найден жреческий саркофаг бронзового века. Крестьяне в страхе разбежались и позвали ученых. Ученые провели исследование и саркофаг, чтя память предков, закопали обратно.

Нужно пройти еще 50 метров по дороге и по левую сторону будут видны крыши храмового комплекса Тирского монастыря, к которому спускается тропа от дороги. Неподалеку под деревом свалены огромные амфоры.



Сосуды эти необычные в современном обиходе, вероятно, остались от прихожан XIX века, когда вино хранили в амфорах.

Дело в том, что среди осетин бытует обычай оставлять часть заготавливаемого вина «для Бога», это вино приносят в церковь по большим праздникам, а так как из церкви осетин ничего не берет, то там же это вино и выпивается. Вот такие, осушенные во время празднеств амфоры скорее всего и оставляли под этим деревом.



В монастыре сразу привлекает внимание церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (XII в.) и колокольня (XIVв.), построенные в византийском стиле мастерами, приглашенными из Армении. Камень для строительства, по-видимому, также из Армении, т.к. этой породы (туф) нигде в окрестностях не найти.



У храма есть два придела: северный (XIV в.) и южный (XVII в.). В северном приделе, расположенном между главным приделом и скалой, находится монастырская молельня-усыпальница.



В украшениях построек поражает искусность резьбы по камню и ее удивительная сохранность. Реставрационные вставки (60-е гг XX в.) только подчеркивают мастерство древних резчиков.





В храме впечатляют древние фрески и игра света, падающего в солнечную погоду сквозь узкие оконца. Фрески, аналогов которых в Южной Осетии нет, созданы в XIV в., но хорошо сохранились до нашего времени. На фресках изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом на коленях и архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам.



На колокольне есть небольшое изображение Георгия Победоносца (Уастырджи) - наиболее почитаемого в Южной Осетии святого. С этим Георгием связана такая легенда: два брата строили колокольню. Были они знаменитые мастера: один тесал камень, а второй делал кладку. Во время работы брата-каменотеса укусила змея и он умер. Когда мастеру-строителю привезли камни, вытесанные не его братом, он сразу увидел разницу и понял, что случилась беда. В память о любимом брате он и выбил Георгия, побеждающего змея.



У скалы напротив колокольни когда-то была трапезная (XVI век), от нее сейчас сохранилась только каменная кладка, сквозь щель в которой живописно растет дерево.
В монастыре есть также два пещерных храма. Один находится в скале у северного придела храма Пресвятой Богородицы, а вход во второй можно обнаружить меж зарослей кустарника за храмом Пресвятой Богородицы.

На территории монастыря есть грот, из которого идут два подземных хода. В 60-ые годы мальчишки лазали по ним, однако, до конца доходить боялись. Предполагают, что один ход ведет к церкви святого Або и роднику, а второй ход – к церкви Хицури, расположенной в километре от монастыря - у реки Мумлискали (в древности река Тир), что течет ниже монастыря.
В Хицури располагался скит, где жили монахи-отшельники. В эту церковь до сих пор не пускают женщин.
Сейчас вход в пещеры сейчас завален. Местные жители поговаривают, что в пещерах хранятся сокровища. Для этого есть основания – совсем недавно, в XX веке при раскопках возле окрестных церквей находили предметы из золота.

Как до браться от Цхинвала:

На такси.
Стоимость 150 руб.
Если водитель не знает, как ехать, опишите ему маршрут.
Для тех, кто не прочь прогуляться по деревенской дороге, услышать пение птиц и насладиться великолепными пейзажами, рекомендую взять такси до моста (50 руб.), а дальше идти пешком (приблизительно 4,5 км).

Пешком.
От площади "с фонтаном" (приблизительно 9,5 км.).

Маршрут:
От площади по ул. Сталина, далее по ее продолжению – улице 8 июня и ТрансКаМу – до моста через реку Мумлискали (в древности Тир, но местные этогоне знают, собственно и названия Мумлискали они тоже не знают). Дорожного знака с названием реки нет, но это первый на вашем пути мост через реку. Перед мостом свернуть налево и продолжить путь по грунтовой дороге. Через 100 метров по правую руку будет крепость Катаевых. Еще через 200 м грунтовка приведет к роднику, сразу после родника повернуть направо. Больше развилок не будет. Развалины церкви св. Або и родник будет примерно через 2 км. от моста, а сам монастырь через 4,5 км.
 
http://community.livejournal.com/

Опубликованно: 28-06-2009, 13:52
Документ: Фото > http://alaniainform.org/14566-kak-dobratsja-do-tirskogo-monastyrja-v-juzhnojj.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад