В Цхинвале снимают фильм памяти Героя Осетии Григория Санакоева
"Вместе с моим коллегой - сотрудницей Государственной телерадиокомпании "ИР" Юлией Бестаевой, мы решили снять фильм о доблестном защитнике Осетии - бойце югоосетинского ОМОНа Григории Санакоеве", - сказал Мамиев.
Он напомнил, что 7 июня 1992 года на юго-восточной окраине Цхинвала в районе ТЭК шли ожесточенные бои.
Присягу на верность Южной Осетии приняли новобранцы ВС и курсанты российских вузов
На мероприятии присутствовали секретарь Совета безопасности Республики Анатолий Плиев, руководитель администрации президента Борис Чочиев, вице-премьер Эрик Пухаев, представители Министерства обороны во главе с руководителем ведомства Валерием Яхновцом, югоосетинская общественность.
От имени президента Республики новобранцев и курсантов поздравил секретарь Совбеза Анатолий Плиев.
АКИМ САЛБИЕВ: «ГОД КУЛЬТУРЫ – ЭТО ГОД КОСТА!»
Вот о чём писал поэт:
«Добрые, дорогие земляки! Обращаюсь к вам, чтобы восстановить в вашей памяти славные традиции наших дедов.
Вспомните, как они внимательно относились к своим бедным, больным, потерявшим способность к труду, пострадавшим от стихийных разрушительных сил — ливней, градобитий, наводнений, снеговых и земляных завалов, засух, пожаров…
Вспомните наш лучший традиционный обычай — зиу, как каждый осетин от всей души откликался на нужду другого, не принимая во внимание ни родства, ни своих личных интересов. Молодежь отправлялась на луга и, в несколько часов покончив покос лишённой рабочей силы бедной семьи, с песнями возвращалась в аулы. Молодые женщины в свою очередь, снимали хлеб с небольшой нивы нуждающейся семьи. При стихийных бедствиях каждый, не лишённый способности ходить осетин, при малейшей тревоге спешил на место происшествия, и по мере сил и возможности помогал пострадавшим чем и как кто мог: личным трудом, хлебом, сеном, соломой, дровами, строительным материалом…
…Вспомните же, добрые земляки, наш славный традиционный зиу и спешите на помощь пострадавшим осетинам, кто, как и чем может…
К. Л. Хетагуров»
В Южной Осетии снимают художественный фильм «Гамлет»
«В съемках фильма были задействованы актеры театра, которые играли в спектакле по мотивам шекспировского Гамлета, также поставленном мной на сцене Юго-Осетинского госдрамтеатра в прошлом году. Съемки фильма проходили на осетинском языке», - сказал режиссер.
По его словам, монтаж, озвучку и музыкальное оформление фильма планируется завершить к началу 2015 года.
«Идея снять фильм ко мне пришла после постановки спектакля. Актеры театра сразу откликнулись и поддержали этот проект. Небольшая помощь в съемках фильма оказана со стороны Министерства культуры Южной Осетии», - рассказал Роман Габриа.
Аким Салбиев: «Честь имею!» – давно позабытое понятие…
Я всегда думал, что совесть и честь – это слагаемые культуры. Однако, времена другие. Сегодня можно спокойно опровергнуть утверждение, что гений и злодейство – две вещи несовместные. Ещё как можно, если во главу угла ставится тщеславие и забыта честь.
Межчеловеческие отношения прошли огонь, воду и медные трубы. Сегодня – они идут к краху. Откуда возврат почти невозможен. И каждый из нас кивает на тяжёлое время, путаницу жизни и пресловутое «клиповое» мышление. Но позвольте! Все мысли и движения совершает человек, который, проснувшись утром, принимает те или иные решения, причём – добровольно! Или есть люди, которым что-то диктуется сверху?
Фоторепортаж с выставки
Боболка Медоева: «Серьезный вклад в развитие языка вносили сельские школы»
Главная борьба осетинского народа на протяжении почти целого столетия всегда была сведена, в первую очередь, к недопущению исчезновения родного языка, сохранению его права на существование. Именно эти принципы, и были основополагающими в начале борьбы осетинского народа за независимость и сохранение своей государственности. Тем значимее вклад тех представителей нашего народа, которые всю свою жизнь, все силы и возможности направили на развитие национального языка. Сегодня нам предстоит поговорить с одной из таких личностей, кандидатом филологических наук, доцентом, зав. кафедрой осетинской филологии ЮОГУ, профессором Боболкой Медоевой. Повод же для беседы у нас весьма значимый – 30 декабря Боболке Георгиевне исполняется 80 лет, из которых 57 она посвятила осетинскому языкознанию и научно-преподавательской деятельности. Ее личность в особом представлении не нуждается, поскольку большинство из получивших высшее образование в ЮОГУ (раньше ЮОГПИ) были ее студентами. Она воспитала не одно поколение представителей осетинской интеллигенции, для кого-то из них она верный друг и уважаемая коллега, для большинства же старший наставник и мудрый советчик.
Аким Салбиев: «Из депрессивного кино я с радостью ухожу в театр!»
В те времена осторожно говорили об этой теме. Одинокие, но не потерявшие нежность чувств и желания жить старики из дома престарелых, каждую пятницу собираются в доме своего давнего друга Франтишека Абеля. Этот дом для них – как остров надежды, поэтому так спешат туда пани Конти, Райнер, Хмелик и инспектор Мич. Они изо всех сил держатся друг друга. Всеми правдами и неправдами. И конечно, у каждого своё прошлое. К чему ворошить пепел прожитых лет, когда снег был белее белого?..
27 правил из «кодекса джентльмена» образца 1875 года
2. Имейте, если хотите, стойкие политические убеждения. Но не выпячивайте их при любом случае и, ни в коем случае, не заставляйте других людей соглашаться с вами. Выслушивайте спокойно другие мнения на политику и не встревайте в ожесточенные споры. Пусть ваш собеседник подумает, что вы плохой политик, но не дайте ему повод усомниться, что вы джентльмен.
Аким Салбиев: Сладость власти – гибель для художника
Итак. Художник и власть. Это, по сути, две вещи несовместные. Ибо если их соединить, то не будет ни качественного художника, ни качественной власти. Потому как власть, по сути своей, является хранителем устоев, незыблемости, а художник и искусство вообще – отклонение от «фотографической» нормы.
Власть делает своё дело. Худо – бедно старается. Это если она честная. А художник в это время, наблюдая и анализируя её работу, находит и строит свои вершины. И это правильно! Не давать спуску и держать руку на пульсе. Именно тогда получаются качественные работы и в области театра, кино и литературы.
КАЗБЕК ЧЕЛЕХСАТЫ О ВЫБОРАХ И ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РУКОВОДСТВОМ РЮО ОТКРЫТО…
- Казбек Сергеевич, над чем вы сегодня работаете?
- У нас фактически нет книг по новейшей истории, хотя, который раз слышу от работников науки, что готовится учебник. Этот вопрос перед Научным институтом не раз ставил и глава государства, но на горизонте учебника еще не видно. Нынешнему поколению о новейшей истории почти ничего не известно. Я не работаю над учебником, но я являюсь свидетелем и участником многих важнейших событий в нашей новейшей истории. Мне посчастливилось быть среди тех, кто первым поднял знамя свободы, стоял у истоков нашей независимости. Когда в начале 90-х годов город был блокирован, я решением сессии Верховного Совета нес правду в Северную Осетию, первым сообщил о начале грузинской агрессии, при мне президент Северной Осетии Ахсарбек Галазов звонил Горбачеву и информировал его о событиях в Цхинвале. Кроме того, пришлось участвовать во многих политических форумах на Кавказе, 10 лет среди немногих работал руководителем «Стыр Ныхаса», организации которая в те времена была мощной и авторитетной, а не «мертвой», как сегодня.
Второй республиканский фестиваль русской культуры «Моя любимая Россия» прошел в Южной Осетии
Организатором мероприятия выступила общественная организация российских соотечественников «Союз российских граждан» при поддержке Представительства Россотрудничества, партии «Единая Осетия», ЗАО «Остелеком».
Гостями мероприятия стали общественно-политические деятели Южной Осетии, сотрудники российского посольства и Представительства Россотрудничества, педагоги учебных заведений, студенты и школьники. Присутствующие пожелали участникам вдохновения и творческих успехов, поблагодарили организаторов фестиваля, выразив уверенность, что его ждет долгая и интересная жизнь.
Студенты 1-го строительного факультета ЮОГУ прошли практику в древной Крепости
Одна из главных задач – это обучение редким специальностям, таким как кладка из природного камня, деревообработка. Без развития культуры невозможно развитие общества. Благодаря данному проекту, мы надеемся, появятся специалисты и продолжат это благородное дело . Государство, которое не восстанавливает памятники и не приобщает молодежь к историческим и культурным ценностям не может иметь будущего.
Государство развивается, появляются новые приоритеты по подготовке кадров. В ЮОГУ четыре года назад был основан востребованный на сегодняшний день строительный факультет. Благодаря профессиональному и патриотическому подходу ректора Тедеева В., проректора Гобозова С. студенты 1-го курса строительного факультета были направлены на студенческую практику в Крепость, которая находится в 4 километрах севернее города Цхинвал . В первый день практики, как и полагается в святых местах, держа домашнее пиво в руках помолились богу за хорошее начало . Хотим отметить, что у пяти студентов уже на второй день практики проявились профессиональные качества строителя под чутким руководством архитектора -реставратора Славы Джанаева.
Эксклюзив Аким Салбиев: «Токати – это небесное единение века ХХ с нынешним»
Сегодня многое написано в интернете об этом уникальном человеке. Григорий Александрович Токати – явление планетарного масштаба. Все работы профессора, его движения и открытия – об этом написаны книги. Мне же хотелось поговорить с автором и режиссёром фильма «Англия. Лондон. Токати», заслуженным деятелем искусств России Акимом Салбиевым вот о чём…
- Аким, каким Вы запомнили Григория Токати?
В ЮОГУ почтили память Шамиля Джигкаева
В начале мероприятия собравшиеся почтили память великого поэта минутой молчания. После чего перед присутствующими выступил организатор мероприятия, заведующий кафедрой истории осетинской литературы ЮОГУ Гацыр Плиев.
Он рассказал, что Джигкаев всей душой болел за родной край и безмерно любил свой народ.
«Шамиль – это человек который всю свою жизнь боролся за правду и справедливость, и это его погубило, - отметил Плиев. - Гибель такой великой личности как Шамиль Джигкаев стало незаживляющейся раной для всего осетинского народа».
Традиционная вера осетин. Размышления вслух
Мы должны понимать, что уникальность осетинской национальной идентичности, осетинского мироощущения и мировосприятия основывается в значительной степени и на своеобразии осетинской религии. Неспроста ведь представители осетинской диаспоры центром притяжения зарубежом избирают не культурные центры, как другие диаспоры, а, прежде всего, празднества, отмечаемые в рамках традиционной религии. Именно эту форму единения они считают наиболее важной и действенной. А уж потом танцы и рукоделие.
Колонка редактора газеты "Южная Осетия"
Лозунг «Я за Беркут!» отражает мироощущение южных осетин, который пока не поддается прагматичному объяснению. Поэтому нельзя объяснить рациональными формулами порыв жителя Крыма, выходца из Кударского ущелья, который в одиночку рассек на две части толпу крымских татар, пытавшихся захватить республиканский парламент. Так же, как не объяснить психологическими выкладками участие южных осетин в войне в Абхазии, Югославии и Сомали. Едва ли объяснение «Мы за правду и справедливость!» удовлетворит пытливых психоаналитиков.
Сейчас в Южной Осетии начинается предвыборная гонка по выборам в парламент нового созыва. Некоторые партии могут позволить себе пригласить для поддержки пиарщиков со стороны. По опыту прошлых лет известно, что это бывают креативные ребята с опытом работы по региональным выборам в России. Кое-кто уже имеет и югоосетинский опыт.
Вадим Ванеев посетил древний замок
Солистка Мариинского театра посетила восстанавливаемый в окрестностях Цхинвала исторический памятник
Иванова сыграла несколько классических произведений на виоль д'амуре для учащихся цхинвальской средней школы № 3, которые принимают активное участие в восстановлении исторического памятника.
Музыкант также рассказала детям об истории создания музыкальных инструментов альт и виоль д'амур.
«Я постараюсь привезти в Южную Осетию своих друзей музыкантов, а также привезу другие музыкальные инструменты, с которыми работаю и сыграю для вас», - сказала она.
В свою очередь завуч школы Алла Пухаева поблагодарила музыканта за помощь в восстановлении древних осетинских памятников и пропаганду мирового классического искусства.
Ирина Иванова также установила несколько камней в стену восстанавливаемого замка.
"Симд» и Ирина Иванова — концерт во имя возрождения исторического наследия Осетии
Музыкальное действие, происходившее вечером четвертого апреля в Зале Дома правительства в Цхинвале — концерт Госансамбля песни и танца «Симд» в котором приняла участие и великолепный скрипач, солистка Мариинского театра Ирина Иванова можно с уверенностью назвать прорывом в культурной жизни Южной Осетии. Такого музыкального действа югоосетинская сцена еще не познавала, такого великолепия симбиоза таланта, техники, импровизации, мощной национальной самобытности югоосетинский зритель еще не ощущал.
Прежде всего, стоит рассказать о цели проведения концерта, который состоялся по инициативе Благотворительного фонда по восстановлению и сохранению памятников культуры и природного наследия «Курдалагон». Цель концерта - это восстановление культурного исторического наследия осетин — а в данном конкретном случае реконструкция полуразрушенного древнего замка в окрестностях Цхинвала.
Сам концерт начался с выхода талантливой и обаятельной Ирины Ивановой, которая поблагодарила фонд «Курдалагон» и лично одного из его активных участников - Рустама Дзагоева за инициативу в восстановлении национального достояния Осетии.
Государственный ансамбль «Симд»: на пути к былому величию
Сколько вариантов исполнения танца Симд есть?
Симд интересен и по своему рисунку и по композиционному построению. Начинается он в умеренном темпе, но постепенно темп танца ускоряется. Исполняется он плавно, на высоких полупальцах, корпус все время подтянут. Число исполнителей должно быть четным.
Сделан первый шаг в дело возрождения исторических памятников юга Осетии
Людей всех возрастов, и родов деятельности, собравшихся в этот день у крепости, объединила любовь и преданность национальным традициям и культуре, стремление возрождать осетинские памятники истории и посредством этого укреплять национальную культуру, самосознание и, если хотите, самоидентичность. Они собрались на церемонию заложения камня в основание крепости, которая в дальнейшем будет реставрирована.
Осознание важности происходящего, его сакральности обуславливала и поведение собравшихся — молодежь держалась необыкновенно почтенно, внимая каждому слову старших и впитывая каждый момент таинства.
Обряд прошел традиционно - три пирога, чаша с ритуальным пивом, молитвы старших вознесенные Богу и всем святым.
Развернувшийся на склоне у Ачабетской крепости обряд организовал Фонд по развитию и реставрации архитектурных памятников «Курдалагон» (имя одного из эпических осетинских героев — небесного кузнеца). Фонд решил начать свою деятельность по восстановлению исторических памятников на юге Осетии именно с этого архитектурного сооружения.
Сегодня 125 лет со дня рождения Бориса Галаева
Осетинский советский композитор и дирижёр, основатель осетинской профессиональной музыки, исследователь и собиратель осетинских песен, Заслуженный деятель искусств Грузии (1940)
Творческую деятельность начал в Петербурге в 1907. Окончил Ленинградский музыкальный техникум в 1932 по классу композиции П. Рязанова. В 1938-51 г.г.- дирижёр (в 1941 - 1943 также и директор) Юго-Осетинского драматического театра (Сталинир), в 1938 году организатор и до 1952 был художественным руководителем и дирижёром Юго-Осетинского ансамбля песни и пляски “Симд”. Автор музыкальных комедий "Жених" (1943), "Батрадз из Нартов" (1942) и музыки к спектаклям Юго-Осетинского театра, в том числе "Проделки Скапена" Мольера (1942), "Русские люди" Симонова (1942), "Скала героя" Г. Гулиа (1945) и других.
Фоторепортаж :«Симд» представил в Ленингорском районе концертную программу «Мæ Ирыстон»
Все средства собранные с концерта в Цинагаре пошли на поддержку Цинагарского детского сада, а в Ленингоре на Ленингорский детский дом.
«Солисты ансамбля Олея Хугаева и Алан Ахполов как всегда были на высоте, кроме того великолепно выступил Инал Санакоев который блестяще исполнил Хонгæ кафт на носках. Нас встретили очень тепло - залы были переполнены, не осталось даже стоячих мест. Как нам рассказали местные жители, в Цинагарском доме культуры подобные мероприятия не проводились уже давно и нам тем более было приятно порадовать жителей района нашим концертом», - сказал он.
АКИМ САЛБИЕВ: «СКАЖИ ЗА МЕНЯ ВСЁ, ЧТО Я НЕ УМЕЮ, ПЕСНЯ МОЯ»
Песне прошлого века и века нынешнего - зверского и неразборчивого, пошлого и вторичного, бесстыдного и профессионально слабого…
…Почему Человек поёт? Когда он решил, что должен петь? Может, что-то с ним случилось? Или наступило время, когда он не может говорить только словами?
В 1978 году на экраны вышел телевизионный многосерийный художественный фильм «И это всё о нём» по прозе писателя Виля Липатова. Там играли все звёзды советского кино: Игорь Костолевский, Евгений Леонов, Эммануил Виторган, Лариса Удовиченко… Режиссёра фильма, Игоря Шатрова, знал лично, он преподавал мне во ВГИКе.
Как-то в откровенной беседе Игорь Владимирович сказал мне, что фильм держится исключительно на песнях. А песни написаны на стихи выдающегося поэта Евгения Евтушенко, с пронзительной, открытой, как нерв, музыкой Евгения Крылатова. Справедливости ради скажу, что и сюжет был достойным. Но всё-таки песни запомнились на многие годы. Найдите время и послушайте их в интернете.
Новые надежды Старого города
Город Цхинвал всегда отличался своей особенностью среди городов южного Кавказа. И не только связанной с его именем мистикой, но и своим архитектурным обликом. Городская крепость с жилым комплексом, церковью, цейхгаузами и подземными ходами, первой в Закавказье еврейской синагогой, мостом, которому более ста лет. Сейчас от былого архитектурно-исторического великолепия остался только Старый город - часть городских кварталов в северо-восточной части Цхинвала.
Считается, что город находился в тупике транспортных артерий. Действительно, для современного человека горные перевалы Южной Осетии - Рукский, Кадласанский, Зикарский, Магский - кажутся непреодолимым препятствием. Однако для людей прошлой эпохи всякая тропинка, где можно было поставить ногу, считалась приемлемой дорогой. Например, через перевалы Рукский и Магский проходил оживленный торговый путь, связывающий юг с севером Осетии, и, соответственно, Закавказье с Северным Кавказом и Россией.
Аким Салбиев: «Критерии культуры должны быть внутри Человека!»
Классик литературы – наш современник – писатель Даниил Гранин, в недавнем интервью сказал: «Нам всегда не везло с министрами культуры...». Послушайте, а что, разве министр культуры вам говорит: «Снимайте плохие фильмы, ставьте плохие спектакли, пишите плохие картины и книги»»?
Разве плохими министрами культуры СССР были Екатерина Фурцева и Николай Губенко? Или в новой России – Юрий Соломин, Михаил Швыдкой, Наталья Дементьева, профессор консерватории Александр Соколов, Чрезвычайный и полномочный посол Александр Авдеев?
Может, художнику надо начинать с себя? Посмотрите, какие фильмы показывают нам федеральные каналы! Они о какой стране рассказывают? Мы живем в одном государстве, а на экране – несуществующая Россия. Её не было в прозе Виктора Астафьева и Фёдора Абрамова, Юрия Трифонова и Василия Шукшина, Владимира Тендрякова и Василия Белова... Хотя разве могут знать и помнить нынешние продюсеры о таких именах?