Грузия держит в заблуждении мировое сообщество
20 августа 2008 Дайджест [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4113 просмотров]
Нынешняя Грузия, которая является субъектом международного права и которую международное сообщество признает в этом качестве, вышла из состава СССР и обрела независимость 9 апреля 1991 года, считая себя правопреемницей не Советской Грузии, а Грузинской Демократической Республики, образовавшейся в 1918 году.
По итогам выборов Верховного Совета Грузии, состоявших из двух туров и прошедших 28 октября и 11 ноября 1990 г., из 246 депутатских мандатов 81 мандат получил созданный в апреле 1990 г. блок «Круглый стол – Свободная Грузия» во главе со Звиадом Гамсахурдией1. 14 ноября 1990 г. он был избран председателем Верховного Совета Грузии2.
Придя к власти, З. Гамсахурдия и его сторонники стали вести в отношении бывших административных автономий страны и национальных меньшинств, не имеющих автономий, политику, которая была продолжена при режимах Э Шеварднадзе и М. Саакашвили и которая ввергла страну в состояние напряженности и войн, продолжающихся по сей день.
Несмотря на то, что еще в 1990 г. З. Гамсахурдия в своих выступлениях безоговорочно признавал НКАО частью Армении, тем не менее, именно в те дни он упразднил Юго-Осетинскую Автономную Область, охарактеризовав Южную Осетию как большевистский край, и заявил: «...никакой Южной Осетии в Грузии нет. Есть осетинские села, а осетины пришлые, переселенцы»3.
Этим Грузия положила начало процессу провозглашения республики правопреемницей не Советской Грузии, а Грузинской Демократической Республики 1918-го года. Это было закреплено 9 марта 1990 г. в постановлении Верховного Совета ГССР «О гарантиях защиты суверенности Грузии», где вступление Красной армии на территорию Грузии в 1921 г. было названо аннексией и оккупацией4. Это постановление, по сути, указывало на выход Грузии из рамок законов СССР. Следующим шагом Верховного Совета ГССР, сделанным на этой почве, стало постановление от 20 июня 1990 г., по которому все те государственные договоры и структуры, которые были заключены и созданы после «оккупации», советизации Грузии, объявлялись вне закона5. Тем самым договор об образовании СССР от 1922 года был объявлен потерявшим силу6.
31 марта 1991 г. население Грузии проголосовало в пользу восстановления независимой государственности Грузии: из 90,3% населения, принявшего участие в референдуме, 98,9% сказали «Да» независимости. 9 апреля 1991 г. состоялось чрезвычайное заседание первой сессии Верховного Совета Грузии первого созыва. На заседании выступил председатель ВС З. Гамсахурдия и в 12:00 провозгласил восстановление независимости Грузии на основе Акта о независимости от 26 мая 1918 года7. В своем выступлении З. Гамсахурдия выразил благодарность негрузинскому населению страны за поддержку. Отмечалось, что Абхазии гарантируется автономия, а вопрос автономии Аджарии решит население этой республики посредством референдума8. З. Гамсахурдия зачитал также Акт о восстановлении независимости, который был принят единогласно с незначительными изменениями и дополнениями.
В этих процессах довольно интересным оказался фактор Аджарии. Этой области, площадью 3 тыс. кв.км, статус автономии был предоставлен 16 июня 1921 года9. Грузия, отказавшаяся от всех договоров, заключенных в период существования Советской Грузии, естественно, должна была упразднить также и эту область, если бы не одно важное обстоятельство: Батумская область оказалась в составе Грузии в статусе широкой автономии по Московскому (русско-турецкому) договору от 16 марта 1921 г. и Карсскому (турецко-закавказскому договору) от 13 октября того же года.
Следовательно, если бы Грузия упразднила эту область, то она должна была объявить недействительными вышеуказанные договора10, что, в свою очередь, явилось бы основой для того, чтобы Батумская область (Аджария) перешла к Турции. Поэтому, видимо, осознавая эту опасность, Грузия «отступила на полдороге» и оставила Аджарскую автономию в том же статусе11. По этой же причине Грузия до сих пор, хоть и формально, сохраняет статус автономии Аджарии.
Исходя из того обстоятельства, что автономии, существовавшие в составе Грузии, получили свои статусы по советским законам (в июне 1921 г. статус Автономной Республики получила Аджария, 20 апреля 1922 г. статус Автономной Области получила Южная Осетия12, в феврале 1931 г. статус Автономной Республики получила Абхазия), эти решения ВС ГССР (в дальнейшем также принятие Акта о восстановлении независимости Грузии) явились полноценной правовой основой для отделения бывших автономий от ГССР.
Создав в 1918-1921 гг. на правовой основе новое независимое государство13, Грузия по сей день не имеет никаких правовых оснований для распространения своей власти как на бывшие автономии, так и на регион Самцхе-Джавахк-Цалка, который в советский период так и не получил хотя бы формальную автономию14. До 1921 года, т.е. до советизации Грузии, они ни в какой форме не входили в состав Грузинской Демократической Республики.
Обретя независимость в 1991 году на основе границ республики 1918-го года, Грузия ввела в заблуждение мировое сообщество и Организацию Объединенных Наций15, которые признали ее не в границах государства 1918-го года, которые были спорными и неопределенными, а в границах Советской Грузии, которые, как мы отмечали выше, сформировались коммунистическими партийными органами и которые абсолютно отвергались новой независимой Грузией.
Признавая границы нынешней Грузии в границах Советской Грузии, международное сообщество продолжает оставаться в лабиринте противоречий и заблуждений. Тем самым оно, фактически, признает решения партийных органов Советского Союза, давно уже несуществующего в качестве субъекта международного права, которые были объявлены новой независимой Грузией недействительными16.
Нынешняя армяно-грузинская граница постсоветского периода - также плод коммунистических партийных органов. Несмотря на то, что во время многочисленных армяно-грузинских высокопоставленных встреч в постсоветский период стороны неоднократно заверяли друг друга в приверженности принципам государственной независимости и территориальной целостности друг друга, тем не менее, Верховный Совет Республики Армения, также стремясь к сохранению последнего средства сообщения с внешним миром и не желая содавать проблемы с Грузией, 12 апреля 1991 года признал независимость Грузии опять же в юридически непризнанных самой независимой Грузией и уязвимых с правовой точки зрения границах Советской Грузии17. А нынешние армяно-грузинские границы, не признанные нынешней Грузией, сформировались 6 ноября 1921 года, по договорам, подписанным в Тбилиси между председателем Совнаркома Армении Александром Мясникяном (со стороны Армении) и председателем Ревкома Грузии Буду Мдивани (со стороны Грузии)18. Как обстоятельно продемонстрировал это профессор А.А.Мелконян, в плане границы между Ахалкалаком и Александрополем (ныне Гюмри) лежало прежнее царское административно-территориальное деление, а что касается Нейтральной зоны Лори19 – прежние границы были полностью изменены в ущерб армянской стороне. Следовательно, южная часть раздробленной Лорийской провинции – Нейтральная зона Лори - по решению Кавбюро ЦК РКП(б) от 7 июля также не полностью отошла Армянской ССР20. В дальнейшем, до середины 1930-х годов, вопросы армяно-грузинских границ продолжали оставаться спорными. Был заключен целый ряд договоров, в результате которых изменениям, хотя и несущественным, подверглась граница между Александрополем и Ахалкалаком, и каждый раз – в пользу грузинской стороны.
О полном отказе нынешней Грузии от наследия Советской Грузии говорит неприсоединение Грузии к Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года, по которому 11 бывших союзных республик, объединяясь, создавали Содружество Независимых Государств – СНГ21. В декларации отмечается: «Государства – участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР»22. Не признавая эти договора и соглашения, Грузия изначально отказалась вступать в СНГ.
Грузия обязана уважать не только решения, закрепленные по нормам международного права, и шаги, предпринятые автономиями, которые находились в составе ее бывшей советской территории, но и решения, принятые ею самой как государством, а также потрудиться взять на себя бремя обязательств, вытекающих из этих решений. Исходя из этого, Грузия обязана пересмотреть свою позицию в отношении Абхазии, Южной Осетии, Аджарии и Самцхе-Джавахка-Цалки.
Если в настоящее время Грузия, хотя бы формально, предоставила Аджарии автономию, а Абхазии хотя бы щедро обещает пойти на этот «компромисс», то с Южной Осетией дело обстоит иначе. Ее судьба решена Грузией на бумаге следующим образом: на почве административно-территориальных делений, проведенных еще в 1993-1995 гг. (которые до сих пор юридически не сформулированы в Конституции, из-за отсутствия в Основном законе страны главы о государственном устройстве), бывшая Юго-Осетинская Автономная Область была раздроблена. Большая ее часть вместе с несколькими грузинскими районами – Хашури, Карели, Гори и Каспи – включена в новую губернию Шида Картли, а восточные районы Автономной Области включены в другую губернию – Мцхета-Мтианети. Подобная участь ждет Южную Осетию в случае ее подчинения Грузии: тогда данное решение, изложенное на бумаге, превратится в реальность.
Вопреки всему этому, милитаристские шаги, предпринятые ныне Грузией в отношении Абхазии и Южной Осетии, и проводимая в отношении Самцхе-Джавахка-Цалки политика «холодной войны» показывают, что Грузия все еще не намерена выступать в качестве реально демократической страны. Большая доля вины за все это лежит на международном сообществе и, в особенности, на тех странах, которые, признавая незаконные границы Грузии, являющиеся советским наследием, продолжают протягивать руку Грузии в правовом, экономическом и военном планах для восстановления ее «территориальной целостности».
На основании всего этого можно заключить, что сейчас каждый, кто стал жертвой событий, происходящих в границах Грузии, выступающих советским наследием (имеется в виду также Абхазия, Южная Осетия и Самцхе-Джавахк-Цалка), и военных действий, развязанных Грузией, является жертвой региональных интересов стран, считающихся (в виду их желания сохранить Грузию в качестве маленькой империи и по другим причинам) стратегическими партнерами Грузии.
______________________________________________________________
1 Скаков А. Ю., Внутриполитическая ситуация в Грузии /Грузия: проблемы и перспективы развития, РИСИ, под редакцией Кожокина Е. М./, т. 2, Москва, 2002, с. 261.
2 «Айастани Анрапетутюн», 15.11.1990г.
3 Там же, 02.03.1990г.
4 Скаков А. Ю., Внутриполитическая ситуация в Грузии /Грузия: проблемы и перспективы развития, РИСИ, под редакцией Кожокина Е. М./, т. 2, Москва, 2002, с. 261.
5 Там же.
6 Мяло К. Г., Россия и последние войны XX века (1989 - 2000), К истории падения сверхдержавы, Москва, 2002, с. 109.
7 «Айастани Анрапетутюн», 10.04.1991г.
8 Там же.
9 «Азатамарт», №29, август, 1993г. Ср. Эвоян С., Аджарский узел, Родной Джавахк, Бейрут-Ливан, 2002, с. 389.
10 Степанян Х., Автономия Джавахка как предусловие для его развития (Джавахк перед вызовами 21-го века. Сборник материалов конференции), Ереван, 2006, с. 25.
11 Аслан Абашидзе - с 1991 года фактический руководитель (официально – председатель Верховного Совета) Аджарской Автономной Республики - в этой связи также выступил с заявлением, по которому, «согласно Московскому и Карсскому договорам, Аджария является субъектом международного права, а международные договора превыше Конституции (см. Эвоян С., Аджарский узел, «Родной Джавахк», с. 393.). Это заявление А. Абашидзе, основанное на исторических фактах и международных правовых нормах, в очередной раз напоминало Грузии о том, что при разработке политического курса (а также в процессе принятия главы Конституции о государственном устройстве) она обязана была во многом считаться со всем этим. В качестве дополнения отметим, что до сих пор в Грузии не принята глава Конституции о государственном устройстве.
12 Впервые грузино-осетинские отношения серьезно обострились еще в 1989 г., когда 10 ноября того же года ВС Южной Осетии принял решение провозгласить Автономную Область Автономной Советской Социалистической Республикой Южная Осетия в составе Грузии. См. Зверев А., Этнические конфликты на Кавказе, 1988-1994 /Спорные границы на Кавказе/, Москва, 2002, с. 48.
13 На этой основе, когда 24 августа 1995 г. была принята Конституция новой независимой Грузии, она стала считаться правопреемницей-наследницей Конституции, принятой во время существования независимой Грузии 1921 г. Остальные Конституции ГССР, принятые в 1922-ом, 1937-ом и 1978-ом годах, были отвергнуты в постсоветской Грузии. См. «Свободная Грузия, 27.08.1996 г. Ср.: «Азг», 26.08.1995 г. В качестве дополнения отметим, что до принятия новой Конституции Республики Армения 5 июля 1995 г., в стране действовала Конституция Арм. ССР, принятая в 1975 г.
14 Регион Самцхе-Джавахк-Цалка насильно был присоединен к Грузии также по решению коммунистических партийных органов 16 июля 1921 г., на основе решения Кавбюро ЦК РКП (б) и заключения ЦК ГССР. См. Мелконян А.А., Джавахк в 19 в. – первой четверти 20 в., Ереван, 2003, приложение, документ №44.
15 31 июля 1992 г. Грузия стала 179-ым членом Организации Объединенных Наций. См. «Свободная Грузия», 01.08.1992 г.
16 http://www.bagin.info/default.asp?Lang=_Am&NewsID=1627&SectionID=0&Date=08/03/2008&PagePosition=1։
17 «Айастани Анрапетутюн», 16.04.1991г.
18 Мелконян А.А., указ. раб., с. 344.
19 Нейтральная зона Лори была создана в южной части прежней армянской провинции Лори в конце 1918 г. в результате конференции, состоявшейся после двухнедельной армяно-грузинской войны. В наших исследованиях мы показывали, что в этом процессе Лорийская провинция пережила очередное дробление, граница между северной и южной частями провинции была искусственно проложена по месту расположения грузинских войск на момент обявления перемирия. Тем самым вопрос северной части Лорийской провинции, ставшей татарским краем Борчалу, уже не обсуждался за столом переговоров, эта часть окончательно стала считаться грузинской территорией.
20 Мелконян А.А., указ. раб., с. 345.
21 Под давлением Российской Федерации Грузия вступила в СНГ лишь 1 марта 1994 года: 124 депутата парламента Грузии проголосовали «за», 47 – «против», и 4 – «воздержались». См. Скаков А. Ю., Внутриполитическая ситуация в Грузии /Грузия: проблемы и перспективы развития, РИСИ, под редакцией Кожокина Е. М./, т. 2, Москва, 2002, с. 272. В этом смысле нынешние Азербайджан и Армения, членствуя в СНГ, отличались от Грузии. А участие Грузии в СНГ , начиная с 1994 г., всегда носило формальный характер, а на повестке всегда стоял вопрос о ее выходе из состава СНГ.
22 «Айастани Анрапетутюн», 24.10.1991г.
Ваэ Саркисян, Аналитический центр «Митк»
Источник - ИА ОСинформ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.