Цхинвальская железная дорога

Цхинвальская железная дорога

После установления Советской власти в Южной Осетии сравнительно быстрыми темпами стало развиваться дорожное строительство. Если до советизации в Южной Осетии не было нормальных путей сообщения, то к моменту "перестройки" карта области была перекрыта густой сетью дорог протяженностью в 600 км.

Наиболее важное значение в экономическом и культурном отношении имела железная дорога. Поэтому, когда в 1939 году Народным комиссариатом Путей сообщения (НКПС) была внесена в план работ постройка железной дороги Гори-Сталинир, люди отозвались на это известие с большой радостью и ликованием. К строительству дороги приступили осенью того же года.

Упрашивать или агитировать не надо было никого. Каждый старался внести свою лепту в строительство, каждый делал все, чтобы приблизить вековую мечту народа.

Надо отдать должное руководству области: оно приложило все усилия, чтобы дорога, отвечающая интересам и желанию населения, была открыта не в 1941 году, как планировалось, а значительно раньше.

Скоро последовал и приказ наркома путей сообщения Л.М.Кагановича о снабжении строительства необходимыми стройматериалами и механизмами, благодаря чему строительство дороги пошло быстрыми темпами. Железная дорога протянулась на 33 км и обошлась в 23 млн рублей. На этом протяжении имелось 48 искусственных сооружений, в числе которых наибольшее внимание обращает на себя мост через реку Кура и вокзальное помещение в г.Сталинире.

В ходе строительных работ выросли местные кадры разных специальностей. Далеко за пределами стройки были известны имена стахановцев - землекопов и бетонщиков Д.Габараева, М.Кодоева, Г.Бибилашвили, Б.Окропиридзе, С.Туаевой, М.Тибиловой и других. Хорошие образцы работы показали инженерно-технические работники: Д.Кожин - мастер по искусственным сооружениям, В.Громкова - механик и др. Эти люди вместе с трудящимися Южной Осетии принимали деятельное участие в строительстве железной дороги Гори-Сталинир.

8 июня 1940 года, в день 20-летия провозглашения Советской власти в Южной Осетии, дорога была открыта. 28 июля, в прекрасный солнечный день, к железной дороге стекался огромный людской поток. В этот исторический день на станцию прибыл первый поезд. Радости людей не было конца. Лилась песня. Звучала гармонь. Даже глубокие старцы пускались в пляс, соревнуясь с молодыми в ловкости и грациозности.

Но недолго радовались люди. Пришла беда. Началась Великая Отечественная война. Вся жизнь страны была переведена, образно говоря, на военные рельсы. Как и все советские люди, железнодорожники жили и работали под лозунгом "Все для фронта, все для победы!".

В одной из бесед старожил города, бывший первый секретарь Дзауского райкома партии Василий Георгиевич Санакоев сказал мне следующее. Из Москвы пришло распоряжение о том, чтобы в короткий срок были сняты рельсы и отправлены на фронт: собирались отлить из них снаряды и пули для действующей армии. Однако руководство области проявило принципиальность, и рельсы остались неприкосновенными. Дальнейший ход событий оправдал правоту такого поступка.

В годы войны железная дорога сыграла важную роль для работников тыла в деле оказания помощи фронту. Отсюда в большом количестве отправлялись ценные материалы, в том числе древесина для авиастроения. Фронт снабжался лекарственными растениями, теплым рукавицами, одеждой и обувью. Партиями отправлялись минометы, выпуск которых наладило Сталинирское ремесленное училище №14, расположенное по улице Карла Маркса, №29. Директором его был лучший воспитанник известного педагога Макаренко-Еремин. По этой дороге в пассажирских вагонах в действующую армию отправились тысячи призывников, которые проявили на всех фронтах героизм. По этой же дороге в Южную Осетию эвакуировались люди разных национальностей. Многие из них навсегда остались здесь жить, связав свою судьбу с Осетией.

Днем и ночью бесперебойно шла работа по оказанию помощи воюющей стране. Особенно большую нагрузку железная дорога получила, когда линия фронта вплотную придвинулась к предгорьям Кавказа. Увеличился поток раненых и больных. Раненых выносили на носилках из вагонов в отправляли в Цхинвальский эвакогоспиталь 3692, который располагался в здании 2-й средней школы. Вернувшиеся в строй бойцы и командиры присылали в Цхинвал письма, в которых благодарили население за внимание и заботу и, конечно же, не забывали поблагодарить железнодорожников за их самоотверженный труд.

1943 год вошел в историю как год, положивший начало изгнанию гитлеровцев с советской территории. Население Южной Осетии отправило тысячи голов крупного и мелкого скота в районы, освобожденные от оккупантов, в том числе в Донбасс. В Сталинград, Ростов и другие разрушенные города отправились рабочие и специалисты для оказания помощи в их восстановлении.

После войны работа железной дороги полностью перестроилась на мирный лад. Появилась электричка. Отсюда, с пересадкой, можно было попасть практически в любую точку страны.

Лично отсюда я начал свою поездку в далекий Дальний Восток, где отслужил положенный мне срок в армии. Сюда же приехал после демобилизации. Здесь же началось мое путешествие в сказочною Грецию, где я в лишний раз убедился, что есть на свете немало ослепительно сказочных мест, и все-таки нет ничего дороже и живописней Южной Осетии с ее несравненным, целебным и питательным климатом.

Практически каждая семья была привязана к цхинвальской железной дороге, иными словами, нет семьи, которая не воспользовалась бы хоть раз услугами этой дороги - самого дешевого, удобного и надежного вида транспорта.

Коллектив Цхинвальской железной дороги, постоянный победитель соревнований, поощрялся денежными премиями и награждался Почетными грамотами, в том числе грамотой Закавказской железной дороги.

Но опять пришла беда. Развалился Союз. А тут еще очередной геноцид и агрессия со стороны Грузии, которая принесла столько мук и страданий нашему народу.

Все здесь пришло в полное запустение. Не слышно больше ни шума паровозных свистков, ни разноголосья возбужденных путешественников.

Валерий ГАССИЕВ

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Михо

26 февраля 2007 18:02

Проложить новую дорогу через перевал надо

2 марта 2007 23:40

Джигитам не нужен паровоз! Валера знает.

  • zall

16 сентября 2008 10:50
Очень редко  можно встретить  что то интересное  и достойноеsmile, не скучное, и в то же время не навязчивое и полезное.smileСпасибо! smile

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР ЮОГУ
Акция.

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.

Новости

«    Июль 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31  
полезно знать...
Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене

Государство Алания г. Цхинвал

Государство Алания г. Цхинвал!
 Мегафон

Курс рубля на межбанковском рынке

ГУП Энергоресурс ГУП Энергоресурс

Объявления

Продается половина двух этажный дом по ул. Сталина 69Б 400 квадратов , 3 санузла , 9 комнат. гараж на 3 машино места, солнечная сторона. Цена 2 миллиона 600 тысяч. Звонить по телефону +7929 808 00 11
***
Объявление : Продаётся 2-х комнатная квартира площадью 49 кв.м. на 8-ом этаже 9-ти этажного жилого дома в районе рынка "Алан". Цена договорная . Справки по тел.: 8(960)406-09-28
***
Продаётся однокомнатная квартира на 2 этаже в районе массива. С ремонтом, мебелью и с оргтехникой. Цена 1 200 000 без торга. Тел +7 929 810 99 99
***
Приглашаем на отдых в г. Пицунду РА. сдаются комфортабельные номера со всеми удобствами по ул. Садовая, 12. Мини-гостиница находится на первой линии, в пяти минутах от моря. подключён wifi., номера оборудованы кондиционерами. Цена договорная. Тел.8(940)9978564 Ира
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***
Предлагаю профессиональные услуги по установке натяжных потолков. Ночное небо, облака, сатин, фотопечать - широкий выбор оттенков и фактур! Наши главные преимущества - доступная цена, быстрые сроки и экологичные материалы. С нами ваши идеи станут реальностью! Телефон 89298058866
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Приветствие у Осетин Алан