Геноцид осетинского народа глазами представителей национальной культуры
2 июля 2020 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [451 просмотр]
Геноцид осетинского народа глазами представителей национальной культуры«...Нынче утром, как только пропели первые петухи, началась тревога: «Подходят меньшевистские войска! Скорее в Северную Осетию!». Все село поднялось, как потревоженный муравейник. Одни запрягали лошадей, другие седлали их. Со всех сторон слышались крики, плач, ругань...»
Так начинается рассказ классика осетинской литературы Арсена Коцоева, в котором нашли отражение кровавые события лета 1920 года. Рассказ из школьной программы, повествующий о трагедии отдельно взятой осетинской семьи на фоне учиненного в начале ХХ века геноцида со стороны шовинистической Грузии. В центре повествования – вдова Саломи, которая вместе с двумя малолетними дочерьми, спасаясь от бесчинств грузинских гвардейцев, бежала через хребет на север Осетии. В дороге через горный перевал, когда беглецов настигают грузинские гвардейцы, Саломи принимает чудовищное решение – чтобы избежать надругательства над собой и дочерьми, она бросается с детьми с высокого обрыва в бездну... Произведение, достаточно ярко описывающее трагический период для всего осетинского народа, потрясает сюжетом, основанном на реальных событиях. Гордая осетинка, которая предпочла смерть позору, которую в своем художественном произведении обессмертил Коцоев, стала одним из символов геноцида осетинского народа.
Практически схожий сюжет и у другого произведения, в котором также нашла отражение тема геноцида 1920 года. В поэме «Сæлимæт» Харитона (Хадо) Плиева изображены подлинные события – чудовищные злодеяния грузин в 1920 г. в Южной Осетии и героическую борьбу осетин за свою государственность. Начиная с 12 июня 1920 года, грузинские войска огнем и мечом прошли по всей земле юга Осетии. Практически все села здесь были разграблены и сожжены, тысячи осетин, в основном женщины, дети, старики подверглись резне. Сæлимæт, бежавшую вместе со всеми от грузин, ночью похитили разбойники. Смелая горянка убила похитителя его же кинжалом и ускакала на его коне от других разбойников. Но под ней замертво падает конь. Сæлимæт, убедившись в невозможности спастись, бросается в бурную реку и погибает в ее волнах. Бороться за честь и свободу до последнего дыхания – главная идея поэмы «Сæлимæт». Также в произведении вполне реалистично описаны факты сожжения осетинских сел, циничное вторжение войск Джугели и т.д.
Вообще, тема геноцида осетинского народа в начале ХХ века представлена в многообразии осетинской литературы весьма скупо. Помимо вышеназванных произведений, события 1920 года нашли отражение еще и в рассказе Созырыко Кулаева «Тринадцать» (Ӕртындæсæй иумæ»). Это драматический рассказ о последних часах жизни тринадцати коммунаров, расстрелянных 20 июня 1920 года на возвышенности Згудер вблизи Цхинвала. Повествование о масштабной национальной трагедии через судьбу тринадцати молодых мужчин с несломленным осетинским духом даже перед лицом смерти.
Есть еще отдельные поэтические произведения Чермена Бегизова, непосредственного участника сопротивления грузинской гвардии, но они отражают исторический период не в полной мере и больше напоминают призывы к потомкам. Чтобы помнили. Ӕссæдзæм аз махæй кæмæй фæуа рохы, уый не ‘хсæн æлгъыст уæд фæлтау! – строки из стихотворения Бегизова как предупреждение о том, что история может повториться. Вполне возможно, что у Чермена Бегизова могли быть и другие произведения, в которых нашла отражение тема геноцида 1920 года, но достоянием осетинской литературы они не стали в силу определенных причин – уже после установления Советской власти тема межнациональной ненависти всячески нивелировалась. Тем более, что южная часть Осетии решением большевистской России была искусственно введена в состав Грузинской ГССР. Советская и, в частности, грузинская цензура, введенная посредством всевозможных худсоветов, писательских союзов и партийных комитетов, нещадно фильтровала любое творческое произведение, отражающее исторические события в интерпретации осетин. Если тема кровавых событий и затрагивалась, то поверхностно, уводя тему геноцида в совершенно иную плоскость – представлялась исключительно как классовая борьба. Борьба между большевиками и меньшевиками. Одним словом, пресекался любой намек на грузинский национализм, не прекращающийся, по сути, даже в течение семидесяти лет советской власти.
Вдобавок ко всему, фактически все непосредственные участники противостояния грузинскому национализму в 1920 году, весь цвет осетинской интеллигенции, располагающий возможностью на должном уровне отразить недавнюю историю в литературе, публицистике, истории, впоследствии был уничтожен. Как пример – судьбы и Чермена Бегизова, и Созырыко Кулаева, и многих других. Кулаев, к примеру, в 1937 году, будучи в статусе члена Союза советских писателей, был арестован по обвинению в создании и активном участии в «контрреволюционной организации с целью вредительства в сельском хозяйстве, животноводстве, промышленности, народном образовании...» и «подготовке вооруженного восстания против советской власти». Он также был обвинен в том, что «Союз советских писателей почти никакого участия не принял и не принимает в переходе латинского алфавита на новый осетинский алфавит на грузинской основе». Похожие надуманные обвинения были выдвинуты и в адрес Бегизова. Оба писателя были расстреляны в кровавом 1937-ом...
Если же говорить об уровне развития литературы в целом, то ХХ век стал для нее, несомненно, периодом расцвета. Наибольшее развитие национальная литература получила уже в 60-70-ые годы, когда оправившись от кровавого террора 30-ых годов, творческая элита, представленная новым поколением писателей, поэтов и драматургов, значительно обогатила национальный литературный фонд. Однако тема геноцида все эти годы оставалась вне поля интересов писательского сообщества.
Впрочем, кровавые события 1920 года долгие годы были задвинуты не только в сфере литературы, но и изобразительного искусства. Из визуальных напоминаний о событиях столетней давности широкой общественности известна лишь картина Махарбека Туганова «Расстрел 13 коммунаров», полотно мастера, олицетворяющее подвиг осетинских повстанцев в борьбе с грузинским фашизмом. Да и то примерно в 2010 году было утеряно.
На новое время, то есть период после развала Советского Союза, пришелся уже другой геноцид осетинского народа. И эти события отчасти нашли отражение в современной осетинской литературе. В свете большой скорбной даты, 100-ле-тия геноцида осетинского народа, освещение данной темы актуализировалось. Актуализировалась и необходимость ознакомления как можно большего количества людей с причинами и последствиями геноцида осетин начиная с 20-ых годов ХХ века. В этой связи само время уже диктует необходимость использования возможностей каждой сферы, через которую мы сможем показать миру трагические страницы из истории нашего народа. И творческие возможности нации здесь играют не самую последнюю роль. Это и новые произведения в сфере литературы, изобразительного искусства, в сфере театрального искусства, и художественно-документальный жанр в кинематографе.
Как один из положительных моментов работы в данном направлении – готовящаяся Госдрамтеатром имени Коста Хетагурова постановка под рабочим названием «Последний свидетель» (Сау дуджы фæстаг æвдисæн»). Пьеса, повествующая о кровавых событиях столетней давности, о подвиге осетинских повстанцев, о героизме отдельных знаковых личностей 1920 года таких как, к примеру, Мате Санакоеве, о несломленном духе 13 коммунаров и тысячах исковерканных судеб и человеческих трагедий, была написана писателем Аланом Остаевым специально к столетней годовщине геноцида. Режиссер Тамерлан Дзудцов обещает максимально реалистично воссоздать исторические события, с использованием всех современных возможностей нашего театра. И представить премьеру спектакля в ноябре этого года.
Кстати, «Последний свидетель» не единственное произведение автора, в котором он затрагивает тему геноцида. На этапе рецензирования и повесть под названием «Сау тымыгъ». К теме геноцида обратился и начинающий писатель Ахсар Бежанти, который написал повесть на основе реальных событий «Хур куы басыгъдарты». Но это, к сожалению, по сути, единственные на сегодняшний день произведения, отражающие геноцид 1920 года взглядом наших современников в художественной литературе, о которых заявлено публично. Между тем, данная тема, безусловно, важная и она должна получить развитие в каждом направлении творчества. Поэтому в год столетия геноцида необходимо объявить конкурсы и в сфере литературы, и в сфере изобразительного искусства, для привлечения большего интереса к теме, имеющей общенациональное значение. Для привлечения интереса молодых писателей, художников, режиссеров. Документальный материал, который может стать основой будущих художественных произведений, есть. И он непременно должен найти отражение в новых поэтических произведениях, рассказах, повестях, романах и художественных полотнах наших современников. Но это должны быть не только произведения, отражающие трагедию народа, но и национальный подвиг, о котором, к сожалению, до сих пор сказано слишком мало. Это нужно не только нам, ныне живущим, но и будущим поколениям осетин. Чтобы история больше не повторилась.
Рада Дзагоева
Так начинается рассказ классика осетинской литературы Арсена Коцоева, в котором нашли отражение кровавые события лета 1920 года. Рассказ из школьной программы, повествующий о трагедии отдельно взятой осетинской семьи на фоне учиненного в начале ХХ века геноцида со стороны шовинистической Грузии. В центре повествования – вдова Саломи, которая вместе с двумя малолетними дочерьми, спасаясь от бесчинств грузинских гвардейцев, бежала через хребет на север Осетии. В дороге через горный перевал, когда беглецов настигают грузинские гвардейцы, Саломи принимает чудовищное решение – чтобы избежать надругательства над собой и дочерьми, она бросается с детьми с высокого обрыва в бездну... Произведение, достаточно ярко описывающее трагический период для всего осетинского народа, потрясает сюжетом, основанном на реальных событиях. Гордая осетинка, которая предпочла смерть позору, которую в своем художественном произведении обессмертил Коцоев, стала одним из символов геноцида осетинского народа.
Практически схожий сюжет и у другого произведения, в котором также нашла отражение тема геноцида 1920 года. В поэме «Сæлимæт» Харитона (Хадо) Плиева изображены подлинные события – чудовищные злодеяния грузин в 1920 г. в Южной Осетии и героическую борьбу осетин за свою государственность. Начиная с 12 июня 1920 года, грузинские войска огнем и мечом прошли по всей земле юга Осетии. Практически все села здесь были разграблены и сожжены, тысячи осетин, в основном женщины, дети, старики подверглись резне. Сæлимæт, бежавшую вместе со всеми от грузин, ночью похитили разбойники. Смелая горянка убила похитителя его же кинжалом и ускакала на его коне от других разбойников. Но под ней замертво падает конь. Сæлимæт, убедившись в невозможности спастись, бросается в бурную реку и погибает в ее волнах. Бороться за честь и свободу до последнего дыхания – главная идея поэмы «Сæлимæт». Также в произведении вполне реалистично описаны факты сожжения осетинских сел, циничное вторжение войск Джугели и т.д.
Вообще, тема геноцида осетинского народа в начале ХХ века представлена в многообразии осетинской литературы весьма скупо. Помимо вышеназванных произведений, события 1920 года нашли отражение еще и в рассказе Созырыко Кулаева «Тринадцать» (Ӕртындæсæй иумæ»). Это драматический рассказ о последних часах жизни тринадцати коммунаров, расстрелянных 20 июня 1920 года на возвышенности Згудер вблизи Цхинвала. Повествование о масштабной национальной трагедии через судьбу тринадцати молодых мужчин с несломленным осетинским духом даже перед лицом смерти.
Есть еще отдельные поэтические произведения Чермена Бегизова, непосредственного участника сопротивления грузинской гвардии, но они отражают исторический период не в полной мере и больше напоминают призывы к потомкам. Чтобы помнили. Ӕссæдзæм аз махæй кæмæй фæуа рохы, уый не ‘хсæн æлгъыст уæд фæлтау! – строки из стихотворения Бегизова как предупреждение о том, что история может повториться. Вполне возможно, что у Чермена Бегизова могли быть и другие произведения, в которых нашла отражение тема геноцида 1920 года, но достоянием осетинской литературы они не стали в силу определенных причин – уже после установления Советской власти тема межнациональной ненависти всячески нивелировалась. Тем более, что южная часть Осетии решением большевистской России была искусственно введена в состав Грузинской ГССР. Советская и, в частности, грузинская цензура, введенная посредством всевозможных худсоветов, писательских союзов и партийных комитетов, нещадно фильтровала любое творческое произведение, отражающее исторические события в интерпретации осетин. Если тема кровавых событий и затрагивалась, то поверхностно, уводя тему геноцида в совершенно иную плоскость – представлялась исключительно как классовая борьба. Борьба между большевиками и меньшевиками. Одним словом, пресекался любой намек на грузинский национализм, не прекращающийся, по сути, даже в течение семидесяти лет советской власти.
Вдобавок ко всему, фактически все непосредственные участники противостояния грузинскому национализму в 1920 году, весь цвет осетинской интеллигенции, располагающий возможностью на должном уровне отразить недавнюю историю в литературе, публицистике, истории, впоследствии был уничтожен. Как пример – судьбы и Чермена Бегизова, и Созырыко Кулаева, и многих других. Кулаев, к примеру, в 1937 году, будучи в статусе члена Союза советских писателей, был арестован по обвинению в создании и активном участии в «контрреволюционной организации с целью вредительства в сельском хозяйстве, животноводстве, промышленности, народном образовании...» и «подготовке вооруженного восстания против советской власти». Он также был обвинен в том, что «Союз советских писателей почти никакого участия не принял и не принимает в переходе латинского алфавита на новый осетинский алфавит на грузинской основе». Похожие надуманные обвинения были выдвинуты и в адрес Бегизова. Оба писателя были расстреляны в кровавом 1937-ом...
Если же говорить об уровне развития литературы в целом, то ХХ век стал для нее, несомненно, периодом расцвета. Наибольшее развитие национальная литература получила уже в 60-70-ые годы, когда оправившись от кровавого террора 30-ых годов, творческая элита, представленная новым поколением писателей, поэтов и драматургов, значительно обогатила национальный литературный фонд. Однако тема геноцида все эти годы оставалась вне поля интересов писательского сообщества.
Впрочем, кровавые события 1920 года долгие годы были задвинуты не только в сфере литературы, но и изобразительного искусства. Из визуальных напоминаний о событиях столетней давности широкой общественности известна лишь картина Махарбека Туганова «Расстрел 13 коммунаров», полотно мастера, олицетворяющее подвиг осетинских повстанцев в борьбе с грузинским фашизмом. Да и то примерно в 2010 году было утеряно.
На новое время, то есть период после развала Советского Союза, пришелся уже другой геноцид осетинского народа. И эти события отчасти нашли отражение в современной осетинской литературе. В свете большой скорбной даты, 100-ле-тия геноцида осетинского народа, освещение данной темы актуализировалось. Актуализировалась и необходимость ознакомления как можно большего количества людей с причинами и последствиями геноцида осетин начиная с 20-ых годов ХХ века. В этой связи само время уже диктует необходимость использования возможностей каждой сферы, через которую мы сможем показать миру трагические страницы из истории нашего народа. И творческие возможности нации здесь играют не самую последнюю роль. Это и новые произведения в сфере литературы, изобразительного искусства, в сфере театрального искусства, и художественно-документальный жанр в кинематографе.
Как один из положительных моментов работы в данном направлении – готовящаяся Госдрамтеатром имени Коста Хетагурова постановка под рабочим названием «Последний свидетель» (Сау дуджы фæстаг æвдисæн»). Пьеса, повествующая о кровавых событиях столетней давности, о подвиге осетинских повстанцев, о героизме отдельных знаковых личностей 1920 года таких как, к примеру, Мате Санакоеве, о несломленном духе 13 коммунаров и тысячах исковерканных судеб и человеческих трагедий, была написана писателем Аланом Остаевым специально к столетней годовщине геноцида. Режиссер Тамерлан Дзудцов обещает максимально реалистично воссоздать исторические события, с использованием всех современных возможностей нашего театра. И представить премьеру спектакля в ноябре этого года.
Кстати, «Последний свидетель» не единственное произведение автора, в котором он затрагивает тему геноцида. На этапе рецензирования и повесть под названием «Сау тымыгъ». К теме геноцида обратился и начинающий писатель Ахсар Бежанти, который написал повесть на основе реальных событий «Хур куы басыгъдарты». Но это, к сожалению, по сути, единственные на сегодняшний день произведения, отражающие геноцид 1920 года взглядом наших современников в художественной литературе, о которых заявлено публично. Между тем, данная тема, безусловно, важная и она должна получить развитие в каждом направлении творчества. Поэтому в год столетия геноцида необходимо объявить конкурсы и в сфере литературы, и в сфере изобразительного искусства, для привлечения большего интереса к теме, имеющей общенациональное значение. Для привлечения интереса молодых писателей, художников, режиссеров. Документальный материал, который может стать основой будущих художественных произведений, есть. И он непременно должен найти отражение в новых поэтических произведениях, рассказах, повестях, романах и художественных полотнах наших современников. Но это должны быть не только произведения, отражающие трагедию народа, но и национальный подвиг, о котором, к сожалению, до сих пор сказано слишком мало. Это нужно не только нам, ныне живущим, но и будущим поколениям осетин. Чтобы история больше не повторилась.
Рада Дзагоева
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.