СПОР ОБ АЛАНСТВЕ – НАДУМАННАЯ ПРОБЛЕМА"
13 мая 2020 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [773 просмотра]

- Какие из ваших работ об Осетии уже опубликованы, а над какими вы еще работаете?
- За последние несколько месяцев я опубликовал в научных журналах три статьи на осетинскую тематику. Одна из них касается вопроса о том, насколько глубоко христианство проникло в общество алан в Средние века. Другая - об Уацдине, а третья - о святилище в Рекоме (Одно из самых известных традиционных осетинских святилищ в Цейском ущелье – прим. "Кавказ.Реалии").
Я также написал несколько статей, связанных с Осетией, для "Иранской энциклопедии". Кроме того, у меня есть блог под названием "Канадец в Осетии", который призван познакомить с этой страной английских читателей, которые пока немного знают о ней. Моя жена Фатима, осетинка, перевела несколько постов на русский язык и выложила их в социальные сети.
Сейчас я работаю над двумя книгами. Одна из них - это знакомство с Осетией под названием "Осетины: современные скифы Кавказа". Она будет издана в Лондоне в 2022-м году тем же издателем, который занимается книгами о Гарри Поттере. Также я пытаюсь подготовить сборник статей осетинских ученых для перевода на английский язык, чтобы их исследования стали более известными в мире.
- В Осетии много спорят о том, является ли традиционная религия осетин языческой или нет. Что вы думаете по этому поводу?
- На мой взгляд, осетинская народная религия сохраняет много древнего, но развилось в "оболочке христианства", как выразился мой друг Тамир Салбиев. Например, фигура Уастырджи ассоциируется со Святым Георгием. Но он имеет много общих черт с иранским Митрой, так что оба они, вероятно, происходят от одного и того же древнего божества.
- Что самое интересное в Осетии для вас как ученого и для вас как человека?
- Ну, я иранский ученый, поэтому меня потянуло изучать Осетию, потому что это одна из наименее известных частей иранского мира. И поскольку она имела отдельное историческое развитие от Персии, Курдистана или Центральной Азии, она может многое рассказать нам о происхождении иранской, то есть арийской культуры, которую мы не можем найти больше нигде. Что касается лично меня, я всегда любил горы, а в Осетии - одни из самых красивых горных пейзажей в мире.
- Еще один популярный спор на Кавказе - об "аланстве". Какие народы, по вашему мнению, являются потомками древних аланов?
- На мой взгляд, это надуманная проблема, поскольку лингвистика, мифология и материальная культура без сомнения доказывают, что аланы являются прямыми предками осетин. Это не отрицает возможности того, что аланское общество могло включать в себя некоторых людей другого этнического происхождения, но языковая и культурная база алан - даже само это слово является вариантом "арийского" - была иранской. Любые аргументы против этого носят скорее политический, чем научный характер, так же, как, например, отрицание изменения климата.
- Почему, на ваш взгляд, Нартский эпос не так популярен, как эпосы других стран, которые известны и любимы не только учеными, но и простыми людьми?
- Я думаю, это в основном потому, что до недавнего времени Нартский эпос был недоступен людям, которые не читают по-русски. Он была переведен на французский язык Дюмезилем в 1965 году, но первый английский перевод появился только в 2016-м.
- Что вас удивило в Осетии, когда вы узнали ее получше?
- Я удивлен и, признаюсь, разочарован тем, что осетинский язык не используется и не ценится осетинами в большей степени. Даже гордые осетинские националисты, похоже, предпочитают выражаться по-русски. Я беспокоюсь о том, что если не будет предпринято больше усилий, то язык может вскоре вымереть, и это будет трагедией. Там, где я живу в Канаде, была такая же ситуация с французским языком пятьдесят лет назад, но язык был спасен с помощью агрессивных мер. В моей провинции это первый язык обучения в школах, и надписей на французском языке должно быть в два раза больше, чем на английском. Это может показаться глупым, но это работает, и все молодое поколение полностью двуязычно.
- Какие аспекты истории, религии и культуры кавказских народов, на ваш взгляд, наименее изучены и нуждаются в более пристальном внимании ученых?
- Мне кажется, что почти ни один аспект Кавказа не был должным образом изучен, поэтому многое еще предстоит сделать в каждой области. Моя книга будет первой об Осетии на любом западном языке, поэтому я надеюсь, что это будет полезным первым шагом.
Автор текста: Алиса Волкова
© Кавказ Реалии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.