Аза Кокоева. Подвижник народного образования и национальной науки

10 сентября 2019 Новости [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [887 просмотров] [версия для печати]
10 сентября 2019 года свой юбилей будет отмечать педагог и ученый, кандидат исторических наук, доцент ЮОГУ Аза Багратовна Кокоева. В стенах Юго-Осетинского Государственного университета Кокоева А.Б. преподает этнографию на кафедре истории Осетии и кавказоведения. Наряду с педагогической деятельностью она занимается и большой наукой, изучая сферу поминальной и погребальной обрядности осетинского народа.


Аза Кокоева родилась 10 сентября 1944 года в селении Сарабук Цхинвальского района. Здесь в многодетной семье прошло ее детство, здесь же она в сельской школе начала осваивать азы грамотности. В 1953 году семья переезжает на постоянное место жительства в город Тбилиси. Но, проживая вдали от Южной Осетии, семья А.Кокоевой не теряет связи с исторической Родиной – девочка каждое лето проводит в родном селе. В 1964 году выпускница тбилисской средней школы №6 поступает на историко-филологический факультет Юго-Осетинского педагогического института. В те годы это был самый престижный факультет. Здесь она не ограничилась только учебой и активно участвует в научной и общественной жизни ВУЗа, на протяжении всех пяти лет обучения была секретарем научно-студенческого общества, выступала на студенческих конференциях, выезжала с докладами за пределы Южной Осетии. Еще одно увлечение Азы Багратовны в студенческие годы – спорт. Она член сборной института по волейболу, приглашалась в состав волейбольной команды Южной Осетии. Одним словом – «студентка, спортсменка, комсомолка!». После окончания института в 1969 году она свой выбор отдает исторической науке. А в 1970 году руководство Юго-Осетинского научно-исследовательского института направляет ее в целевую аспирантуру в Тбилиси. Здесь она учится в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук ГССР по специальности, будущая специальность – этнограф. Учебу в институте совмещает с преподаванием истории в различных школах г.Тбилиси.

Во время учебы Азе Багратовне открылся богатый мир жизни осетинского народа. Нет, она, конечно же, знала повседневность осетинской деревни, которая проходила у нее перед глазами живыми картинами. Но сейчас, благодаря этнографическим экспедициям и изучаемой специальной литературе, эти образы сельского быта, народной архаики стали проявляться новыми оттенками.

Поездки по ущельям Осетии, которые она осуществляла под руководством и при участии своего научного руководителя, доктора исторических наук Зинаиды Гаглоевой дали ей возможность собрать большой массив информации по семейным обрядам осетинского народа. Систематизация собранного материала позволила подготовить и издать научные статьи. Первые публикации Азы Багратовныпоявляются на страницах журнала «Фидиуæг», после в других авторитетных изданиях. «Родильные обряды у осетин», «Представления осетин о загробном мире по Нартскому эпосу», – оглавления первых работ будущего ученого говорят о широте интересов исследователя – жизнь человека от рождения до смерти.

Но этнографическая наука при всей своей познавательной широте все же требует узкой специализации исследуемых сфер. Аза Багратовна выбрала погребально-поминальные обряды осетин. Эта тема, являясь частью нашей жизни, до сих пор полностью не изучена и представляет собой наиболее архаичную и консервативную часть народного мировоззрения.

После того, как в Грузии возобладали националистические тенденции Аза Кокоева с семьей окончательно переезжает в Цхинвал, где с 1995 года начинает работать в Юго-Осетинском Государственном университете, на кафедре истории преподает этнографию. Лекции педагога всегда пользуются большим интересом у студентов, так как проходят в доброжелательной атмосфере, содержательны и эмоционально окрашены.

Впрочем, это и не удивительно, ведь одно из важных качеств любого этнографа – это умение разговаривать с людьми. Именно через умение расположить к себе собеседника этнографы получают возможность узнать о сторонах повседневного быта, об оберегаемой от чужого взгляда сакральной сфере. А инструментарием общения с респондентами Аза Багратовна владеет как никто другой. Этому способствуют как ее природная общительность, так и умение найти к каждому человеку индивидуальный подход. Но общение со студентами не ограничивается только лекционными часами, Аза Кокоева руководит и студенческим кружком при кафедре. Здесь она работает со студентами над темами, которые не удается охватить лекционным курсом. Содержательная педагогическая деятельность А.Б. Кокоевой не остается незамеченной руководством ЮОГУ. Она неоднократно поощрялась наградами, а в 2018 году ей было присвоено ученое звание доцент.

Но педагогическая деятельность не мешает ей плодотворно заниматься и наукой. С 2000 года по настоящее время Аза Багратовна работает и в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте старшим научным сотрудником отдела истории и этнологии.

В Южной Осетии по причине перманентной грузинской агрессии не только простые люди жили отложенной жизнью – люди науки также в полной мере не могли заниматься своими исследованиями. Так и у Азы Багратовны защита ее кандидатской диссертации затянулась на десятилетия. Но надо не знать этого человека, чтобы усомниться в ее упорстве и последовательности. В июне 2015 года при ученом совете СОГУ ею была с успехом защищена диссертация на тему «Погребальный обряд осетин как этнокультурный феномен», где исследователь обобщила результаты своих многолетних изысканий. Чуть позже этот научный труд был издан отдельной монографией.

Вот как охарактеризовал это исследование известный осетинский ученый, доктор исторических наук Р.Г. Дзаттиаты: «Эта книга является наиболее полным на сегодняшний день справочным источником по части погребальной обрядности осетин. На материалы, собранные А.Б. Кокоевой неминуемо будут ссылаться исследователи традиционных культур не только Кавказа, но и далеко за его пределами. Заслуживает внимание умелое сочетание автором фольклорного материала, в частности, текстов Нартского эпоса осетин, песен, сказок, легенд с лингвистическим анализом обрядовой лексики, текстов ритуальных плачей и причитаний, хранящих архаичный слой этнокультуры. Это позволило исследователю сформировать эмпирическую базу для изучения ментальных установок осетин и их предков на вопросы жизни и смерти».

Хотим отметить и тот факт, что Аза Багратовна в числе авторов, материалы которых регулярно бывают представлены и на страницах газеты «Республика». Исследователь с одной стороны дает правильное понимание погребального обряда, с другой – призывает отказаться от излишних поминальных обычаев. В частности, Аза Кокоева выступает за отмену так называемых «сабатбонтæ» – пришлой поминальной трапезы, устраиваемой в честь покойника по субботам.

Важной частью работы этнографа является участие в этнографических экспедициях. Группа коллег-единомышленников выезжает в отдаленные селения, где встречается со старожилами и записывает сведения о всех сторонах жизни народа. Одни фиксируют данные по материальной культуре, другие по религиозным верованиям, третьи интересуются свадебной или поминальной обрядностью. И здесь очень важно взаимопонимание в коллективе, в такой группе трудно ужиться человеку с большим самомнением или завышенными бытовыми потребностями. Скажу на личном опыте – Аза Багратовна в таких поездках незаменимый человек. Ее умение создавать в коллективе атмосферу дружеского общения оценит только тот, кому выпало несчастье когда-то жить неделями с самовлюбленным брюзгой.

Мне кажется именно умение ценить жизнь в ее ярких проявлениях и определило выбор научной сферы Азой Кокоевой. К примеру, трудно ее представить историком, сидящим месяцами в ограниченных пространствах библиотек и книжных хранилищ, или очищающей щетками скелеты в археологическом раскопе, где из собеседников только обгорелые на солнце мужчины-археологи, да скованные вековым молчанием черепа. А вот этнография, которая базируется на живом общении с людьми – это та стихия, где Аза Багратовна смогла проявить своикоммуникативные способности для сбора ценной для науки информации.

При этом по своему характеру Аза Багратовна кажется не подходит для занятий исследованиями такой горестной темы как поминально-похоронная обрядность. Те, кто ее знает лично скажет, что ей больше бы подошло изучать народные празднества, наполненные радостью, светом и застольной широтой. Но писать о смерти, оплакивании и похоронах такому жизнерадостному человеку как Аза Кокоева – такое представить непросто. С другой стороны, только человек, имеющий иммунитет к трагическому может изучать такую тему без опасения за свое душевное равновесие. Иначе, впитывая в себя все эмоции погребально обряда, всю боль и невосполнимость от утраты близкого человека, которую исследователю передают его респонденты, можно сломаться психологически. Есть опасность самому уйти в себя, замкнуться, стать нелюдимым. Но к счастью, Аза Багратовна со своим оптимистическим взглядом на жизнь избежала этой опасности и беспристрастно зафиксировала для нас все особенности этнокультурного феномена погребальной обрядности осетин.

У А.Б. Кокоевой есть еще одно важное, во многом уникальное для нашего сегодняшнего сообщества качество – она умеет мотивировать людей на поступки. И делает это искренне и бескорыстно. Лично на мне это качество отразилось самым благоприятным образом. Дело в том, что я на заре своей молодости также решил заняться большой наукой, так же, как Аза Кокоева, закончив аспирантуру в Тбилиси. Кстати, по той же специальности – этнография. Прошли годы, я практически не занимался наукой, уйдя в дебри журналистики. Но именно по примеру Азы Багратовны решился вернуться в большую науку. Все сомнения, которые сопутствовали такому решению, нивелировались ее воодушевляющим: «Роберт, все будет хорошо!».

Наверное, вы заметили, дороге читатели, что мы не указываем в нашем материале то, сколько лет исполнилось нашему юбиляру. И сделали это преднамеренно, потому что эта круглая цифра не соответствует молодости души этого прекрасного человека. Несмотря на годы, Аза Кокоева полна сил и оптимизма, желания работать. Так, сегодня она готовит к изданию брошюру по народным традициям, которая, мы уверены, вызовет интерес у широкого читателя

У Азы Багратовны Кокоевой большой круг друзей, десятки просто добрых знакомых. И я уверен, что абсолютное большинство из них рады общению с ней. Каждый из них может сказать немало добрых слов в ее адрес. И это неспроста, таких людей как наш юбиляр, исполненных оптимизмом и отзывчивостью, не так уж и много в нашей жизни. И я хочу сказать от имени ее друзей и коллег: «Спасибо, Аза Багратовна, за то, что Вы есть в нашей жизни!».

Аза Кокоева. Подвижник народного образования и национальной науки


Роберт Кулумбегов

На фото: Аза Кокоева с автором материала в этнографической экспедиции в Знаурском районе
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Мегафон Мегафон

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

Потолки

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***

Все комментарии

Энергоресур

Объявления

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия