«Золотой орел» и «белоснежный барс» – к истории возникновения первого государственного герба Республики Южная Осетия
27 февраля 2019 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [951 просмотр]
Символ суверенитета Южной Осетии представлял собой круг, в верхней части которого на голубом фоне изображена золотая чаша с восходящими из нее солнечным диском и лучами в виде осетинского орнамента, диск представлен в виде бело-красно-желтого национального флага; центральной фигурой герба является горный орел золотистого цвета с поднятыми кверху крыльями; на груди орла изображен круг в виде щита, разделенный на три равные части солярным знаком вечного движения, представленные также в бело-красно-желтом цветах, внутренняя часть круга-щита обрамлена узором осетинского орнамента; в правой конечности орла изображена бронзовая секира-топор, в левой – дубовая ветка с листьями и плодами, три колоса пшеницы и вьющаяся ветка хмеля с листьями и плодами; круг обрамлен каймой с узором из осетинского орнамента, на внутреннем кольце которого, на белом фоне помещена разграниченная двумя маленькими солярными знаками надпись на двух языках – осетинском (латинская графика) и русском: «Республика Южная Осетия».
При создании государственного герба было необходимо соблюдать все общепринятые требования геральдики, науки о гербах. Поэтому если отражать в гербе идеологию осетинского народа, то по мнению его создателей, был предпочтителен именно орел. Орел – центральная фигура герба-олицетворение свободы и независимости. Этот символ всех индоевропейских (арийских) народов широко представлен в осетинском нартском эпосе, фольклоре, национальном орнаменте. Фигурки орла встречаются в погребениях кобанского и тлийского могильников.
Все построение герба основано на трехфункциональности скифо-осетинского мировоззрения, традиционно выделяющемся этим на общеиндоевропейском идеологическом полотне. Здесь три цвета – это три функциональных символа, все изобразительные композиции подчинены принципу триединства.
Герб и флаг традиционно взаимосвязаны друг с другом. Флаг – это цветовой код, герб же графическая расшифровка цветов. Белый цвет – олицетворяет чистоту, мудрость. Традиционно у осетинского народа этот цвет означал сакральные (связанные с религией – прим. ред.) понятия. Так жрецы всегда носили белое одеяние. Красный цвет – символ мужества, воинской доблести. Желто-золотистый цвет – связан с образом плодородия, изобилия, благоденствия, объединенное у осетинского народа понятием – «фарн».
Непосредственно в основе конструирования герба лежала скифская легенда, записанная древнегреческим историком Геродотом. По этой легенде скифам были дарованы три предмета, упавшие с неба; золотая чаша, секира, плуг с ярмом. Здесь мы опять видим присутствие трехфункционального мышления. Чаша – сакральный символ, секира – принадлежность воина, плуг с ярмом – главные орудия труда земледельца. Эти же предметы – символы отображены стилизованно на гербе.
Чаша как ритуальный предмет и символ широко бытует в Нартском эпосе под названием святой чаши «Уацамонга», олицетворяя силу духа, чистоту помыслов. В гербе она находится в его верхней части, замыкая художественную конструкцию. Боевое оружие, которое держит в когтях орел, отличается от собственно скифской секиры. Это боевой топор, являющийся точной копией кобанского топора, одного из многих найденных в тлийском могильнике на территории Южной Осетии.
Особенности геральдики требуют предельно возможный уровень стилизации изображения. Плуг с ярмом – это слишком громоздкая изобразительная конструкция для герба. Поэтому был избран другой вариант отображения этих предметов, вернее их функций. Прежде всего это три ячменных колоса, с которыми связано представление о хлебе насущном. Но функция «фарна» отнюдь не исчерпывается только понятием изобилия. Поэтому было введено изображениеветок дуба дерева, олицетворяющего в арийской идеологии мировое древо жизни. И, наконец, хмель, растение издревлеиспользуемое при религиозных культах. Таким образом, колосья ячменя, ветки дуба и хмель – более полное, по мнению авторов, художественное отображение функций «фарна», чем плуг и ярмо.
На груди орла изображен щит, один из видов скифского оборонительного оружия. Поле щита разделено на три равные части солярным (символом солнца) знаком. Все вместе – это олицетворение вечного движения, бесконечного во времени и пространстве.
Разработчики герба с орлом, конечно же, прекрасно знали о существовании старинного изображения барса. Но они посчитали, что это было просто изображением на боевом штандарте знатного осетинского рода Царазонов.
Вместе с тем, барс был связан отнюдь не только с династией осетинского царского рода Царазонов. У иранских народов, к которым, в частности, причислены и осетины, барс издавна воплощал образ, идеи мужественности, силы, благородства. Например, герой иранского, а вернее скифского происхождения Рустам из персидского эпоса «Шах Наме» облачался в одежду из барсовой шкуры и наделялся эпитетом «палан-пуш». Что означает «облаченный в барсовую шкуру». Не случайно и Шота Руставели, изображая осетинского героя, наделил его в качестве неотъемлемого атрибута одеянием из шкуры барса.
Изображение барса было одним из излюбленных образов скифского звериного стиля и, видимо, не случайно головной убор «кулаха» восточноскифского (сакского) царя, погребенного в кургане Иссык (Казахстан) был украшен золотыми бляшками с изображением барса на горных вершинах. Не удивительно, что и у осетин много веков спустя этот же образ занимал почетное место. На гербе Осетии, приведенном у грузинского царевича-географа Вахушта Вагратиони (начало 18 века) фигурирует тот же геральдический символ, что и на головном уборе скифского царя: барс на горных вершинах.
Поэтому со временем, в мае 1999 года белоснежный барс сменил на государственном гербе золотого орла, став не только национальным символом, но и символом общности двух частей Осетии.
Подготовил Коцты Х.
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.