Из истории автотранспорта в Южной Осетии
22 сентября 2017 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1762 просмотра]
Какими бы престижными ни были легковые автомобили, основная часть населения все же пользовалась услугами более вместительных средств автотранспорта – автобусами.
Первые автобусы в Сталинир (Цхинвал) стали прибывать в 40-х годах. Своих автобусов на балансе города пока не было, машины приходили из Гори и Тифлиса. Это были «ЗИС-8», созданные на базе грузовика «ЗИС-5», ставшие первыми массовыми советскими автобусами. Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8-10 стоячих пассажиров.
Лишь одна организация в Юго-Осетии могла похвастаться своим автобусом – санаторий «Дзау». На нем перевозили отдыхающих с железнодорожных станций Сталинира и грузинского Гори. Это были автобусы с брезентовым верхом, перевозившие до 16 пассажиров. Вскоре такие автобусы стали ходить на регулярной основе и в районные центры. Пассажирский транспорт отправлялся с небольшого пятачка у церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесьбыл небольшой навес со скамейкой и фанерная будка с надписью «Союзтранс», выполнявшая одновременно роль кассы и диспетчерской. Пассажирское сообщение в Южной Осетии широко стало развиваться в начале 50-х годов, в Цхинвал поступили комфортабельные автобусы «ЗИС», легковые автомашины-такси «Победа». Полной технологических новшеств была послевоенная модель – «ЗИС-154» с большим салоном в 34 сидения. С получением автобусов и такси было образовано и юго-осетинское пассажирское транспортное предприятие.
В январе 1954 года в рамках развития пассажирского сообщения открылся автобусный маршрут «Сталинир-Гори-Тбилиси». Автобусы отправлялись ежедневно в 8.00 и 17.00. В апреле началось автобусное сообщение по маршруту «Пивзавод - Ачабет», здесь на маршруте стали работать автобусы «ЗИС-155». Автобусы стали совершать также рейсы в села Ванат, Ксуис, Белот.
Вместе с тем, организация движения все еще оставляла желать лучшего. Так, работник кассы автовокзала А.Бекоев перепутал рейсы автобусов и вместо поселка Знаур продал билеты на автобус в город Гори. А водителя Г.Яралова упрекали в том, что тот брал много безбилетных пассажиров. И зачастую люди с билетами не могли занять свое место. В газету даже пришла жалоба с призывом «одернуть халтуриста-водителя».
20 мая 1955 года отправился в первый рейс пассажирский автобус Сталинир-Орджоникидзе (Владикавказ). Рейсы совершались один раз в два дня, а с 1 июня уже ежедневно. Стоимость проезда составляла 43 рубля 50 копеек.
В мае 1956 года автотранспортное предприятие ЮОАО получило два современных автобуса «ЗИС-127». В автобусах новой модели было 32 сидячих места, впервые в салоне здесь был устроен вентилятор и отопление. Расстояние в 120 км от Сталинира до Тбилиси автобус покрывал за два часа. Увеличивается число рейсов автобусов и в районы автономной области. В поселок Дзау автобус отправляется из Сталинира четыре раза в день, в поселок Знаур – пять раз, в поселок Ленингор два раза в неделю, по понедельникам и субботам.
12 октября 1956 года в Цхинвале открылось специализированное здание городского автовокзала. Располагалось оно на месте Дома быта по ул. Тбилисская (ныне – ул. Ю. Лужкова). Это было одноэтажное здание, по своей архитектуре схожее с сегодняшним магазином «Комсомольский». Здесь, помимо билетных касс и рабочих кабинетов, было такое новшество как зал ожидания. В это время пассажирский автопарк состоял из 38 автобусов, 11 пассажирских такси и 5 грузовых таксомоторов.
В апреле 1958 сотрудники милиции провели рейды по выявлению фактов незаконного использования государственного автотранспорта. Было установлено, что зачастую водители автобусов, совершавшие рейсы в села, самовольно изменяли маршрут. Например, водитель автобуса рейса Цхинвал-Дменис выехал с тремя пассажирами в …город Гори. Еще интереснее обстояло дело с водителями грузовых автомашин. Они на время становились перевозчиками пассажиров. Так, водитель грузовика «ГАЗ-53» № ПП 29-08 Харитон Тедеев выехал из Сталинира в Знаур, при этом в кузове грузовой автомашины находилось 40 человек – мужчин и женщин. Здесь же были еще и мешки с мукой и сахаром.
15 сентября 1962 года по просьбе жителей Цхинвала городская автостанция была перенесена с улицы Тбилисской в здание железнодорожного вокзала. Прежнее здание и его расположение на узкой улице уже не отвечали возросшему пассажиропотоку: в зале ожиданий не хватало места, не было достаточно стоянок и для самих автобусов, вызывало недовольство также раздельность авто и железнодорожного вокзалов. Теперь отравление поездов и междугородних автобусов происходило с одной площади. Кроме того, в помещении вокзала работал буфет, ресторан, были камеры хранения, парикмахерская, газетный киоск.
В 1963 году Юго-Осетинское автотранспортное объединение получило четыре автобуса марки «КАЗ-652» производства Павловского автозавода. Из них две машины были поставлены на внутригородской маршрут: «Завод "Эмальпровод" – Кирпичный завод №2», другие два автобуса – на междугородний рейс Цхинвал-Мизур-Орджоникидзе.
Развитие пассажирских перевозок сказалось и на промышленном потенциале ЮОАО. В апреле 1965 года началось строительство нового объекта промышленности – Цхинвальского автобусоремонтного завода. Предполагалось, что здесь в течение года можно будет производить капитальный ремонт 500 авто бусов марки «ПАЗ-651» или «ЗИЛ-155». На производстве должно было быть занято 400 человек. В результате, 22 февраля 1968 года, в 12.30, из ворот Цхинвальского автобусоремонтного завода (ЦАРЗ) выехал первый отремонтированный на новом предприятии автобус. Это был «ГАЗ-651». По этому случаю состоялся митинг, на котором выступили директор завода Роберт Никаурадзе и главный инженер Махар Гулиев. Предприятие должно было осуществлять ремонт грузового и пассажирского автотранспорта со всей Восточной Грузии.
Юго-осетинские транспортники старались выстраивать и логистику работы городского пассажирского транспорта. 1 февраля 1969 года в Цхинвале открылись постоянные автобусные маршруты: городские автобусы шли по двум кольцевым направлениям.
В марте 1970 г. открылись новые автобусные маршруты. Теперь автобусы ехали из Цхинвала в Тбилиси и Рустави …через поселок Дзау и селение Еред. И хотя маршрут получался не прямой, а петлистый, пожелания жителей этих населенных пунктов юго-осетинским транспортным управлением неизменно учитывались. В 1970 году автотранспортная сфера ЮОАО насчитывала 63 многоместных автобуса и 38 легковых такси. Стоимость проезда в городском автобусе составляла пять копеек.
16 апреля 1971 года из цехов ЦАРЗа выехал автобус «Паз» с кумачовым транспарантом на боку «1000-й автобус!». Это был тысячный автобус, отремонтированный в его цехах. По этому поводу состоялся митинг, который открыл директор предприятия Мелитон Маргиев.
С 1 октября 1973 года в Цхинвале к двум существующим автобусным маршрутам прибавились еще два. Теперь автобусное сообщение соединило район жилого массива по улице Мамсурова с селением Чех, а городской авто и ж/д вокзал – с левобережной частью города. Всего на маршрутах работало 10 автобусов, промежуток движения составлял от 15 до 30 минут. На маршрут автобусы выходили в 6.45, возвращались в автопарк в 00.30.
Вскоре в автопарке пассажирского предприятия появились комфортабельные автобусы «ЛАЗ» Львовского автозавода и «Икарус», производства Венгрии. Первымводителем в Цхинвале, севшим за руль автобуса «Икарус» стал В.Гергаулов.
В 1981 году было построено новое здание цхинвальского пассажирского автотранспортного предприятия по ул. Чочиева. В мае следующего года открыт новый автобусный маршрут «Цхинвал-Птицефабрика» (с. Хеит). Автобусы «Икарус» стали курсировать на маршруте «Цхинвал – Чех».
На городских улицах со временем появился и другой вид пассажирского транспорта. 17 мая 1982 года в Цхинвале впервые открылся маршрут городского троллейбуса, силовая подстанция и диспетчерская располагались на улице Московская. Всего действовало два маршрута: «Автовокзал-Трикотажная фабрика» и «Автовокзал-Жилмассив».
Р.Кулумбегов
Первые автобусы в Сталинир (Цхинвал) стали прибывать в 40-х годах. Своих автобусов на балансе города пока не было, машины приходили из Гори и Тифлиса. Это были «ЗИС-8», созданные на базе грузовика «ЗИС-5», ставшие первыми массовыми советскими автобусами. Они имели 21 место для сидения, увеличенный салон уже позволял провозить также 8-10 стоячих пассажиров.
Лишь одна организация в Юго-Осетии могла похвастаться своим автобусом – санаторий «Дзау». На нем перевозили отдыхающих с железнодорожных станций Сталинира и грузинского Гори. Это были автобусы с брезентовым верхом, перевозившие до 16 пассажиров. Вскоре такие автобусы стали ходить на регулярной основе и в районные центры. Пассажирский транспорт отправлялся с небольшого пятачка у церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесьбыл небольшой навес со скамейкой и фанерная будка с надписью «Союзтранс», выполнявшая одновременно роль кассы и диспетчерской. Пассажирское сообщение в Южной Осетии широко стало развиваться в начале 50-х годов, в Цхинвал поступили комфортабельные автобусы «ЗИС», легковые автомашины-такси «Победа». Полной технологических новшеств была послевоенная модель – «ЗИС-154» с большим салоном в 34 сидения. С получением автобусов и такси было образовано и юго-осетинское пассажирское транспортное предприятие.
В январе 1954 года в рамках развития пассажирского сообщения открылся автобусный маршрут «Сталинир-Гори-Тбилиси». Автобусы отправлялись ежедневно в 8.00 и 17.00. В апреле началось автобусное сообщение по маршруту «Пивзавод - Ачабет», здесь на маршруте стали работать автобусы «ЗИС-155». Автобусы стали совершать также рейсы в села Ванат, Ксуис, Белот.
Вместе с тем, организация движения все еще оставляла желать лучшего. Так, работник кассы автовокзала А.Бекоев перепутал рейсы автобусов и вместо поселка Знаур продал билеты на автобус в город Гори. А водителя Г.Яралова упрекали в том, что тот брал много безбилетных пассажиров. И зачастую люди с билетами не могли занять свое место. В газету даже пришла жалоба с призывом «одернуть халтуриста-водителя».
20 мая 1955 года отправился в первый рейс пассажирский автобус Сталинир-Орджоникидзе (Владикавказ). Рейсы совершались один раз в два дня, а с 1 июня уже ежедневно. Стоимость проезда составляла 43 рубля 50 копеек.
В мае 1956 года автотранспортное предприятие ЮОАО получило два современных автобуса «ЗИС-127». В автобусах новой модели было 32 сидячих места, впервые в салоне здесь был устроен вентилятор и отопление. Расстояние в 120 км от Сталинира до Тбилиси автобус покрывал за два часа. Увеличивается число рейсов автобусов и в районы автономной области. В поселок Дзау автобус отправляется из Сталинира четыре раза в день, в поселок Знаур – пять раз, в поселок Ленингор два раза в неделю, по понедельникам и субботам.
12 октября 1956 года в Цхинвале открылось специализированное здание городского автовокзала. Располагалось оно на месте Дома быта по ул. Тбилисская (ныне – ул. Ю. Лужкова). Это было одноэтажное здание, по своей архитектуре схожее с сегодняшним магазином «Комсомольский». Здесь, помимо билетных касс и рабочих кабинетов, было такое новшество как зал ожидания. В это время пассажирский автопарк состоял из 38 автобусов, 11 пассажирских такси и 5 грузовых таксомоторов.
В апреле 1958 сотрудники милиции провели рейды по выявлению фактов незаконного использования государственного автотранспорта. Было установлено, что зачастую водители автобусов, совершавшие рейсы в села, самовольно изменяли маршрут. Например, водитель автобуса рейса Цхинвал-Дменис выехал с тремя пассажирами в …город Гори. Еще интереснее обстояло дело с водителями грузовых автомашин. Они на время становились перевозчиками пассажиров. Так, водитель грузовика «ГАЗ-53» № ПП 29-08 Харитон Тедеев выехал из Сталинира в Знаур, при этом в кузове грузовой автомашины находилось 40 человек – мужчин и женщин. Здесь же были еще и мешки с мукой и сахаром.
15 сентября 1962 года по просьбе жителей Цхинвала городская автостанция была перенесена с улицы Тбилисской в здание железнодорожного вокзала. Прежнее здание и его расположение на узкой улице уже не отвечали возросшему пассажиропотоку: в зале ожиданий не хватало места, не было достаточно стоянок и для самих автобусов, вызывало недовольство также раздельность авто и железнодорожного вокзалов. Теперь отравление поездов и междугородних автобусов происходило с одной площади. Кроме того, в помещении вокзала работал буфет, ресторан, были камеры хранения, парикмахерская, газетный киоск.
В 1963 году Юго-Осетинское автотранспортное объединение получило четыре автобуса марки «КАЗ-652» производства Павловского автозавода. Из них две машины были поставлены на внутригородской маршрут: «Завод "Эмальпровод" – Кирпичный завод №2», другие два автобуса – на междугородний рейс Цхинвал-Мизур-Орджоникидзе.
Развитие пассажирских перевозок сказалось и на промышленном потенциале ЮОАО. В апреле 1965 года началось строительство нового объекта промышленности – Цхинвальского автобусоремонтного завода. Предполагалось, что здесь в течение года можно будет производить капитальный ремонт 500 авто бусов марки «ПАЗ-651» или «ЗИЛ-155». На производстве должно было быть занято 400 человек. В результате, 22 февраля 1968 года, в 12.30, из ворот Цхинвальского автобусоремонтного завода (ЦАРЗ) выехал первый отремонтированный на новом предприятии автобус. Это был «ГАЗ-651». По этому случаю состоялся митинг, на котором выступили директор завода Роберт Никаурадзе и главный инженер Махар Гулиев. Предприятие должно было осуществлять ремонт грузового и пассажирского автотранспорта со всей Восточной Грузии.
Юго-осетинские транспортники старались выстраивать и логистику работы городского пассажирского транспорта. 1 февраля 1969 года в Цхинвале открылись постоянные автобусные маршруты: городские автобусы шли по двум кольцевым направлениям.
В марте 1970 г. открылись новые автобусные маршруты. Теперь автобусы ехали из Цхинвала в Тбилиси и Рустави …через поселок Дзау и селение Еред. И хотя маршрут получался не прямой, а петлистый, пожелания жителей этих населенных пунктов юго-осетинским транспортным управлением неизменно учитывались. В 1970 году автотранспортная сфера ЮОАО насчитывала 63 многоместных автобуса и 38 легковых такси. Стоимость проезда в городском автобусе составляла пять копеек.
16 апреля 1971 года из цехов ЦАРЗа выехал автобус «Паз» с кумачовым транспарантом на боку «1000-й автобус!». Это был тысячный автобус, отремонтированный в его цехах. По этому поводу состоялся митинг, который открыл директор предприятия Мелитон Маргиев.
С 1 октября 1973 года в Цхинвале к двум существующим автобусным маршрутам прибавились еще два. Теперь автобусное сообщение соединило район жилого массива по улице Мамсурова с селением Чех, а городской авто и ж/д вокзал – с левобережной частью города. Всего на маршрутах работало 10 автобусов, промежуток движения составлял от 15 до 30 минут. На маршрут автобусы выходили в 6.45, возвращались в автопарк в 00.30.
Вскоре в автопарке пассажирского предприятия появились комфортабельные автобусы «ЛАЗ» Львовского автозавода и «Икарус», производства Венгрии. Первымводителем в Цхинвале, севшим за руль автобуса «Икарус» стал В.Гергаулов.
В 1981 году было построено новое здание цхинвальского пассажирского автотранспортного предприятия по ул. Чочиева. В мае следующего года открыт новый автобусный маршрут «Цхинвал-Птицефабрика» (с. Хеит). Автобусы «Икарус» стали курсировать на маршруте «Цхинвал – Чех».
На городских улицах со временем появился и другой вид пассажирского транспорта. 17 мая 1982 года в Цхинвале впервые открылся маршрут городского троллейбуса, силовая подстанция и диспетчерская располагались на улице Московская. Всего действовало два маршрута: «Автовокзал-Трикотажная фабрика» и «Автовокзал-Жилмассив».
Р.Кулумбегов
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.