Отняты горы… нет мертвым покоя или почему ситуация в Восточной Алании не объединила нацию?
10 сентября 2017 Общество [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2169 просмотров]
Отняты горы… нет мертвым покоя или почему ситуация в Восточной Алании не объединила нацию?Все еще не спадает градус обсуждения проблемы исторических осетинских территорий, которые волей Сталина в советский период оказались в составе т.н. Казбегского района Грузии. Как мы уже писали, в июле текущего года, в очередной раз, в села Кобской котловины не были допущены выходцы из этих сел, ныне проживающие на территории Северной Осетии. Напомним, что в 90-х годах большая часть осетин была вынуждена покинуть Грузию, в том числе и осетины, населяющие ущелье Тырсыгом и Кобскую котловину. Исход был связан с шовинистической политикой грузинских властей, которая поддерживалась националистическим настроем грузинского общества. Осетины изгонялись с работы, убийства на почве национальной неприязни стали обычным явлением. Для тех же немногочисленных осетин, которые остались, создавались невыносимые условия проживания, что заставляло их в итоге добровольно покидать нажитые места. Так стали пустеть многочисленные осетинские села и Восточной Осетии, волею судеб оказавшиеся на территории грузинского государства.
Единственная возможность посетить землю предков для осетин, бежавших отсюда от притеснений времен звиадизма – это посещение родовых святилищ. Осетинское селение Коб расположено всего в 60-ти километрах от Владикавказа. Ежегодно местные жители устраивали здесь национальный праздник в честь Кобинского святилища («Къобы дзуар»), которое издревле считается одним из наиболее почитаемых у осетинского народа.
Однако в этом году, как и в прошлом, доступ в эти места осетинам был запрещен. На российско-грузинской границе паломников вернули обратно, а некоторым из них в паспорте ставят штамп, запрещающий въезд в Грузию сроком на пять лет. Сами грузинские пограничники причин отказа не объясняют. Лишь один из них в приватной беседе сказал, что есть указание вышестоящего начальства осетин в эти села больше не пускать.
Но общественное возмущение в Осетии вызвал не только этот факт. В интернете было размещено видео посещения молодым осетином Сосланом Калаговым ущелья Тырсыгом. Удалось ему это потому, что в эту зону он приехал как обычный турист из Владикавказа. Если бы целью приезда в Грузию на границе он назвал поездку в Тырсыгом, то быть ему высланным с печатью в паспорте «Въезд запрещен».
Сегодня любоваться красотами Грузии и отдохнуть на море приезжают сотни жителей Владикавказа, их бывает столько, что на КПП Ларс возникают многодневные пробки. Доступ для них в любое место открыт, но только не в места прежнего проживания осетин.
Наш нелегал (назовем его так по сути его миссии), прибыл в ущелье, свернув с проторенных осетинским мещанством туристических маршрутов. Целью путешествия было святилище Таранджелос, одно из главных, наряду с Реком и Мыкалгабр, святых мест Алании. Вдоль дороги он встречает развалины осетинских сел, брошенные дома. И вдруг чудо, после руин и запустения – монастырский комплекс и современная гостиница. Но осетинским духом «алон-биллон» тут и не пахнет. В монастыре, отсвечивающим явным новостроем, живут грузинские монахи, а в гостинице, разделенной с ним кладбищем – иностранные туристы. Их наш путешественник встретил позже на пути к святому месту.
С помощью работника монастыря ему удалось добраться к главной цели путешествия – святилищу Таранджелос. Этому святому месту поклонялись еще его предки. Однако, сопровождавший его монастырский служка не преминул напомнить, что святилище «имеет» грузинские корни. Впрочем, то, что большая часть постройки сделана в XVII-XVIII в. не вызывает сомнение, так как это архитектура православной традиции. Но внимательный зритель заметит справа от входа в храм каменное строение, которое явно не вписывается в общий визуальный ансамбль. На самом деле это часть древнего святилища, к которому попросту и пристроили православную церковь. Подобные метаморфозы – распространенное правило последних столетий, когда на месте древнего святилища традиционной веры, клерикалы строили христианские храмы. Но в этом случае древняя постройка не была снесена, очевидно, местные жители в этот раз установили пределы компромисса, которые строители не посмели нарушить.
Грузинский монастырь в этом глухом месте играет непростую роль. Это не только символ присутствия в ущелье Тырсыгом грузинской православной церкви, но и символ принадлежности Грузии этих земель. Хотя монастырь и возник здесь всего с десяток лет назад, сегодня ни один западный турист, побывавший здесь, не усомнится в том, кому эта земля принадлежит. А если у него и будут сомнения, то туристические гиды ему все «правильно» объяснят, приведя в доказательство грузинских монахов и легенды о грузинских святилищах.
И, наконец, важный эпизод этого видео, который и стал предметом бурного обсуждения. Наш путешественник сделал достоянием общественности невероятный факт. У святилища Мад Майрам в объектив его мобильного устройства попало небольшое строение, заполненное черепами и костьми усопших. Эти бренные останки грузинские священники вытащили из осетинских склепов, и выставили на всеобще обозрение, словно музейный экспонат. Без сомнения, для многочисленных иностранных туристов, которым открыт свободный доступ в ущелья Тырсыгом, это будет привлекательное зрелище. Одно селфи на фоне выбеленных временем черепов и костей чего стоит. Но для каждого осетина, и не только, тревожить останки усопших – святотатство. Грузинские представители при этом в свое оправдание ссылаются на христианскую традицию. Но…
В христианстве действительно есть почитание останков покойных, в том числе и людей, причисленных к лику святых. Ритуал хранения черепов святых практикуется, в частности, в Афонском монастыре в Греции. Череп с написанным именем и датой смерти монаха ставят на полку в специальном помещении – «костнице», сюда же приносят омытые кости скелета. Подобное хранилище черепов имеется и в Киево-Печерской Лавре. По христианской вере считается, что в свое время останки праведников обрастут плотью и люди воскреснут. На это есть указание и в Библии. Ветхозаветный пророк Иезекииль в своем видении был поставлен «среди поля, и оно было полно костей». И повинуясь приказу Господа, пророк заговорил с ними: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете… Произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости… И видел я, и вот, жилы были на них, и плоть выросла…».
Традиция так традиция! Но причем тут мы?.. Кстати, немногие знают, что по причине утверждения в царский период в Осетии православия, было изменено правило захоронения усопших. Если раньше они упокаивались в склепах, то, по настоянию православных священников, умерших теперь стали хоронить уже в земле. Отметим, что эта настойчивость подкреплялась в частности полицейскими мерами.
Но, возвращаясь к вышесказанному, следует отметить, что даже в православной традиции есть своя особенность: останки должны храниться ниже уровня земли. А в нашем случае черепа и кости стоят как на витрине, обдуваемые ветрами...
Подобная ситуация и с историческими юго-восточными землями Алании, которые в современной географии получили грузинское, уже устойчивое название Кахетия. Эти земли аланы вынужденно покинули после монголо-татарского нашествия, после в XVIII веке были приведены обратно администрацией царской России для охраны южных рубежей («Республика» № 58-60). Здесь сохранилось немало отголосков аланской эпохи, однако все археологические раскопки, которыми богата эта земля, в срочном порядке вывозились. Немало на данной территории, которая требует исследования, и древних национальных святилищ.
Что касается Тырсыгома, то грузинские власти не только лишили в очередной раз части осетин своей Родины. Но и сделали предметом издевательства прах их предков. Как тут не вспомнить слова великого Коста Хетагурова, который в отчаянии сказал в стихотворении «Додой» (Рыдайте):
Все что мы чтили, поругано тут.
Отняты горы…Нет мертвым покоя
И хотя эти строки Коста писал еще два века назад, более точно, в отношении ситуации в ущелье Тырсыгом, и не скажешь!
И последнее. Грузины сделали свой ход, пусть втихаря, пусть не афишируя, но планомерно они пытаются в очередной раз поменять историю. Не пускают осетин на земли предков, возводят здесь свои строения, приглашают западных туристов, которым вменяется, что земли сии грузинские… А что же мы, спросите вы?.. Честно говоря, тема отторгнутых земель Восточной Алании с последним фактом недопуска осетин на родные земли должна была, на мой взгляд, конкретно всколыхнуть Аланию, проявится единение, просто «читалось» совместное заседание правительств Севера и Юга по данному вопросу, как, впрочем, и внеочередное расширенное собрание Высшего совета осетин (звучит то как!). А что в итоге? На сегодняшний день мы отметились фактически лишь одним только заявлением МИД РЮО, которое прозвучало как «последнее китайское предупреждение», а Стыр Ныхас… вновь избранный глава, проведя небольшое совещание, в данной ситуации вылетел по личным делам в Канаду…
Что-то творится в нашей национальной семье… Еще в начале 90-х лидеры севера (Галазов, Хетагуров) готовы были выйти из состава России и объединиться с югом, если Москва не остановит кровавую войну в Южной Осетии. Они действительно готовы были пойти на этот шаг. Как тут в этой связи не вспомнить пушкинские «не то, что нынешнее племя…». На сегодня же северяне продолжают брататься с грузинами, приглашают их ансамбли, развешивают рекламу. Свои «непонятки» есть и на юге. Мы элементарно уже девятый год не можем выслать представителей ГПЦ из Ленингорского района… Может у меня другие мерила и другие ценности и я чего-то недопонимаю… Но у всего есть свои границы, свои красные линии. Даже у такого понятия как толерантность. Хотя какая к черту толерантность, когда дело касается национальных вопросов?! Нæ мæрдтæм бавнæлдтой нæ цагъайрæгтæ…
Багаты М
Единственная возможность посетить землю предков для осетин, бежавших отсюда от притеснений времен звиадизма – это посещение родовых святилищ. Осетинское селение Коб расположено всего в 60-ти километрах от Владикавказа. Ежегодно местные жители устраивали здесь национальный праздник в честь Кобинского святилища («Къобы дзуар»), которое издревле считается одним из наиболее почитаемых у осетинского народа.
Однако в этом году, как и в прошлом, доступ в эти места осетинам был запрещен. На российско-грузинской границе паломников вернули обратно, а некоторым из них в паспорте ставят штамп, запрещающий въезд в Грузию сроком на пять лет. Сами грузинские пограничники причин отказа не объясняют. Лишь один из них в приватной беседе сказал, что есть указание вышестоящего начальства осетин в эти села больше не пускать.
Но общественное возмущение в Осетии вызвал не только этот факт. В интернете было размещено видео посещения молодым осетином Сосланом Калаговым ущелья Тырсыгом. Удалось ему это потому, что в эту зону он приехал как обычный турист из Владикавказа. Если бы целью приезда в Грузию на границе он назвал поездку в Тырсыгом, то быть ему высланным с печатью в паспорте «Въезд запрещен».
Сегодня любоваться красотами Грузии и отдохнуть на море приезжают сотни жителей Владикавказа, их бывает столько, что на КПП Ларс возникают многодневные пробки. Доступ для них в любое место открыт, но только не в места прежнего проживания осетин.
Наш нелегал (назовем его так по сути его миссии), прибыл в ущелье, свернув с проторенных осетинским мещанством туристических маршрутов. Целью путешествия было святилище Таранджелос, одно из главных, наряду с Реком и Мыкалгабр, святых мест Алании. Вдоль дороги он встречает развалины осетинских сел, брошенные дома. И вдруг чудо, после руин и запустения – монастырский комплекс и современная гостиница. Но осетинским духом «алон-биллон» тут и не пахнет. В монастыре, отсвечивающим явным новостроем, живут грузинские монахи, а в гостинице, разделенной с ним кладбищем – иностранные туристы. Их наш путешественник встретил позже на пути к святому месту.
С помощью работника монастыря ему удалось добраться к главной цели путешествия – святилищу Таранджелос. Этому святому месту поклонялись еще его предки. Однако, сопровождавший его монастырский служка не преминул напомнить, что святилище «имеет» грузинские корни. Впрочем, то, что большая часть постройки сделана в XVII-XVIII в. не вызывает сомнение, так как это архитектура православной традиции. Но внимательный зритель заметит справа от входа в храм каменное строение, которое явно не вписывается в общий визуальный ансамбль. На самом деле это часть древнего святилища, к которому попросту и пристроили православную церковь. Подобные метаморфозы – распространенное правило последних столетий, когда на месте древнего святилища традиционной веры, клерикалы строили христианские храмы. Но в этом случае древняя постройка не была снесена, очевидно, местные жители в этот раз установили пределы компромисса, которые строители не посмели нарушить.
Грузинский монастырь в этом глухом месте играет непростую роль. Это не только символ присутствия в ущелье Тырсыгом грузинской православной церкви, но и символ принадлежности Грузии этих земель. Хотя монастырь и возник здесь всего с десяток лет назад, сегодня ни один западный турист, побывавший здесь, не усомнится в том, кому эта земля принадлежит. А если у него и будут сомнения, то туристические гиды ему все «правильно» объяснят, приведя в доказательство грузинских монахов и легенды о грузинских святилищах.
И, наконец, важный эпизод этого видео, который и стал предметом бурного обсуждения. Наш путешественник сделал достоянием общественности невероятный факт. У святилища Мад Майрам в объектив его мобильного устройства попало небольшое строение, заполненное черепами и костьми усопших. Эти бренные останки грузинские священники вытащили из осетинских склепов, и выставили на всеобще обозрение, словно музейный экспонат. Без сомнения, для многочисленных иностранных туристов, которым открыт свободный доступ в ущелья Тырсыгом, это будет привлекательное зрелище. Одно селфи на фоне выбеленных временем черепов и костей чего стоит. Но для каждого осетина, и не только, тревожить останки усопших – святотатство. Грузинские представители при этом в свое оправдание ссылаются на христианскую традицию. Но…
В христианстве действительно есть почитание останков покойных, в том числе и людей, причисленных к лику святых. Ритуал хранения черепов святых практикуется, в частности, в Афонском монастыре в Греции. Череп с написанным именем и датой смерти монаха ставят на полку в специальном помещении – «костнице», сюда же приносят омытые кости скелета. Подобное хранилище черепов имеется и в Киево-Печерской Лавре. По христианской вере считается, что в свое время останки праведников обрастут плотью и люди воскреснут. На это есть указание и в Библии. Ветхозаветный пророк Иезекииль в своем видении был поставлен «среди поля, и оно было полно костей». И повинуясь приказу Господа, пророк заговорил с ними: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете… Произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости… И видел я, и вот, жилы были на них, и плоть выросла…».
Традиция так традиция! Но причем тут мы?.. Кстати, немногие знают, что по причине утверждения в царский период в Осетии православия, было изменено правило захоронения усопших. Если раньше они упокаивались в склепах, то, по настоянию православных священников, умерших теперь стали хоронить уже в земле. Отметим, что эта настойчивость подкреплялась в частности полицейскими мерами.
Но, возвращаясь к вышесказанному, следует отметить, что даже в православной традиции есть своя особенность: останки должны храниться ниже уровня земли. А в нашем случае черепа и кости стоят как на витрине, обдуваемые ветрами...
Подобная ситуация и с историческими юго-восточными землями Алании, которые в современной географии получили грузинское, уже устойчивое название Кахетия. Эти земли аланы вынужденно покинули после монголо-татарского нашествия, после в XVIII веке были приведены обратно администрацией царской России для охраны южных рубежей («Республика» № 58-60). Здесь сохранилось немало отголосков аланской эпохи, однако все археологические раскопки, которыми богата эта земля, в срочном порядке вывозились. Немало на данной территории, которая требует исследования, и древних национальных святилищ.
Что касается Тырсыгома, то грузинские власти не только лишили в очередной раз части осетин своей Родины. Но и сделали предметом издевательства прах их предков. Как тут не вспомнить слова великого Коста Хетагурова, который в отчаянии сказал в стихотворении «Додой» (Рыдайте):
Все что мы чтили, поругано тут.
Отняты горы…Нет мертвым покоя
И хотя эти строки Коста писал еще два века назад, более точно, в отношении ситуации в ущелье Тырсыгом, и не скажешь!
И последнее. Грузины сделали свой ход, пусть втихаря, пусть не афишируя, но планомерно они пытаются в очередной раз поменять историю. Не пускают осетин на земли предков, возводят здесь свои строения, приглашают западных туристов, которым вменяется, что земли сии грузинские… А что же мы, спросите вы?.. Честно говоря, тема отторгнутых земель Восточной Алании с последним фактом недопуска осетин на родные земли должна была, на мой взгляд, конкретно всколыхнуть Аланию, проявится единение, просто «читалось» совместное заседание правительств Севера и Юга по данному вопросу, как, впрочем, и внеочередное расширенное собрание Высшего совета осетин (звучит то как!). А что в итоге? На сегодняшний день мы отметились фактически лишь одним только заявлением МИД РЮО, которое прозвучало как «последнее китайское предупреждение», а Стыр Ныхас… вновь избранный глава, проведя небольшое совещание, в данной ситуации вылетел по личным делам в Канаду…
Что-то творится в нашей национальной семье… Еще в начале 90-х лидеры севера (Галазов, Хетагуров) готовы были выйти из состава России и объединиться с югом, если Москва не остановит кровавую войну в Южной Осетии. Они действительно готовы были пойти на этот шаг. Как тут в этой связи не вспомнить пушкинские «не то, что нынешнее племя…». На сегодня же северяне продолжают брататься с грузинами, приглашают их ансамбли, развешивают рекламу. Свои «непонятки» есть и на юге. Мы элементарно уже девятый год не можем выслать представителей ГПЦ из Ленингорского района… Может у меня другие мерила и другие ценности и я чего-то недопонимаю… Но у всего есть свои границы, свои красные линии. Даже у такого понятия как толерантность. Хотя какая к черту толерантность, когда дело касается национальных вопросов?! Нæ мæрдтæм бавнæлдтой нæ цагъайрæгтæ…
Багаты М
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.