Генетическая память Вадима Каджаева
16 августа 2017 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1883 просмотра]
Десятого августа в Актовом зале Дома Правительства (Хореографический зал) открылась выставка художника Вадима Каджаева «Памяти предков». На вернисаже также представлены и скульптуры Андрея Касабиева.
Это уже вторая выставка картин молодого талантливого художника в Цхинвале. На этот раз в экспозицию вошли полотна мастера, отражающие многовековую историю народа Алании-Осетии. Национальная тематика представлена порядка в 40 его работ. Большинство из них выставлялись в Цхинвале впервые. Стоит ли говорить, что данная выставка, без сомнений, является культурным событием для Южной Осетии. В преддверии ее мы поговорили с художником о том, как проходила подготовка к открытию, о самой выставке и многом другом.
– Выставка называется «Памяти предков». Что подразумевается под этим названием?
– У меня почти все картины на национальную тему, о моей Родине, моих предках, страницах и эпизодах прошлого. Большинство полотен соответствуют названию, на них изображены конкретные сюжеты из нашей истории. На сегодняшний день мне, честно говоря, легче рассказывать о своём народе через его историческое прошлое.
– Можно сказать, что своими картинами ты воссоздаёшь какие-то события из истории Осетии?
– Не совсем. Едва ли можно назвать мои картины воссозданием истории. Скажем, картина «Реквием». На ней я изобразил похороны аланского царя Ос-Багатара. Но на самом деле о них ничего неизвестно, нет никаких достоверных фактов и источников, где бы описывались похороны аланского царя. Поэтому, это не совсем исторические работы. Скорее, моё личное понимание темы, то, как это могло бы быть. Я не могу сказать, что в своих работах опираюсь на какие-то исторические сведения и источники. Конечно, изучаю тему и ориентируюсь на то, что было сделано до меня, но в картинах стараюсь отражать именно своё видение сюжета.
– С какими сложностями столкнулся при организации выставки?
– Эта выставка уже проходила во владикавказском музее им. М.Туганова. И я посчитал, что не привезти её в Цхинвал будет неправильно с моей стороны. Я думал, как это всё устроить, к кому обратиться за помощью в организации. Привёз работы, выгрузил их в Национальном музее. Но здесь, к сожалению, возникли проблемы с залом. Нам пришлось искать по городу более-менее подходящее помещение. Решили остановиться на холле Хореографического зала. Пришлось ждать, пока всё согласуют, помогут в организации. В общем, ожидание затянулось на месяц. Проблема выставочного зала стоит в Цхинвале довольно остро. Тем более, что некоторые мои полотна большого размера, и тут нужно соответствующее пространство. Конечно, не совсем просто было превратить, образно говоря, «общественную курилку» в галерейный зал, но мы, при содействии Министерства культуры, сделали всё, что могли. Со столярами мастерили деревянные конструкции и щиты, прикрепляли их к стенам. Приводили зал в порядок. Нельзя было все бросить на полпути. Всегда лучше что-то делать, чем не сделать вообще.
– Насколько сюжеты близки тебе самому?
– После защиты дипломной работы, была идея продлить тему аланского царя Ос-Багатара, его жизнеописание. У нас вообще очень много персонажей, которым можно посвятить своё творчество. Только на жизнеописании царей Алании можно построить всю свою работу. Мне это близко и интересно. Но, к сожалению, нет возможности достаточно углубиться в тему. Нужно ведь ещё жить как-то. У меня семья, это отнимает много времени.
Приходится работать и над темами, которые будут интересны и понятны не только осетинскому зрителю. Здесь у нас, как правило, ничего не покупают. Поэтому я пока не могу себе позволить работать только в рамках осетинского сюжета.
– Как бы ты описал процесс написания картины? Какие испытываешь чувства, когда получается воплотить идею?
– Не могу сказать, что сразу удаётся воплотить задуманное. Всё начинается с маленьких эскизов, в голове формируется окончательный вариант и я примерно представляю, что и как буду делать. После того, как я увеличиваю в объёме этот маленький эскиз, всё проявляется в совершенно ином свете и первоначальная идея тоже меняется. У меня всегда всё двигается. Не бывает так, что я сделал эскиз, а потом спокойно перенёс на холст. Вроде бы я знаю поэтапно, где какую линию нужно провести. До какого-то момента всё идёт по плану, а потом вдруг случайно мазнул не так, как должен был и тогда уже мазок начинает вести за собой, я гонюсь-гонюсь за материалом, но уже не могу его подчинить себе. Эта игра начинает увлекать, и первоначальная идея воплощения совсем забывается. В итоге я уже чётко понимаю, как нужно воплотить задуманное и каким образом лучше выразить задуманное.
– Кто покупает твои работы?
– Как ни странно, все самые лучшие работы покупают китайцы. Не думаю, что из-за сюжетных линий. Едва ли они могут понять нашу историю. Для них скорее важно как это сделано – техника, приёмы, цвета. Девяносто процентов того, что я продал, я продал именно в Китай.
– Не жалко отправлять свои картины в такую даль?
– Конечно, жаль. Но это неизбежно.
– Можно сказать, что на осетинскую тему ты пишешь для себя?
– В большей степени, да. А для кого ещё? В Осетии эти картины никто не купит. Китайцы, если и купят, то ничего не поймут. Могу, конечно, сделать что-то и на китайскую тему. У них потрясающая культура, яркая история, но я считаю, что на тему Китая должен писать китайский художник. А я буду заниматься тем, что люблю и знаю, тем, что у меня в крови. Один из моих учителей советовал мне всегда делать то, что близко самому. Я стараюсь этому следовать и пока получается.
– Как бы ты изобразил современную Осетию?
– Здесь может быть два пути: изобразить всё в лоб, как есть, либо через какие-то символы. Современные темы гораздо сложнее изобразить по сравнению с тем, что было давно. Это большая ответственность. Например, я начал делать работу касательно событий 1989 года. Общался с участниками и получал противоречивую информацию. Как это передать в картине, чтобы не наврать? Если не изучить глубоко вопрос и соврать в своей картине, то она ведь может и навредить. Должно пройти время, чтобы у меня окончательно сформировалось своё мнение, чтобы я изучил достаточно материалов и информации. Безусловно, я считаю, что эту тему нужно показать. Ведь если не мы, то никто.
– Что нам необходимо для того, чтобы творчество развивалось в Осетии? Чтобы у молодёжи была возможность развиваться на родине?
– В первую очередь, должно поменяться отношение к культуре, творчеству. К художникам у нас какое-то снисходительное отношение. Поэтому очень часто творческой молодёжи не дают развиваться в этом направлении и добиваться серьёзных успехов. Всё ещё бытует стереотип, что художникам нечем заняться, и они не могу заработать себе на жизнь. На самом деле, в современном мире художник не пропадёт. Это такая же профессия, как и все остальные. И она развивалась бы и в Южной Осетии, будь для этого хоть какие-то условия. Пока же в государстве Алания нет даже выставочного зала. Художники ютятся в детских садах, каких-то подвальных помещениях вместо мастерских. Выставляются в «Чермене» в проходной между гардеробом и залом.
Парадоксально и то, что в Национальном музее не проходят выставки. Сейчас это, образно говоря, музей мёртвых. Он забит тем, что нашли в земле в Тлийском могильнике. Он бездействует в то время, когда есть столько материала для работы. У нас немало художников, которых нужно выставлять и показывать. Можно представить десятки интересных экспозиций. Но пока картины прозябают в запасниках, куча живописных холстов лежат на полу, продавливая друг друга. Раскопки, которые представлены в музее – это не наше достижение. Это достижение наших предков, они просто хоронили так мёртвых. А картины – достижения наших соотечественников.
Я люблю свою Родину, это моя кровь. Мне не хочется говорить обо всём в таком мрачном свете, хочется позитива, но пока я не вижу развития.
– Что, по твоему мнению, можно сделать чтобы ситуация изменилась к лучшему?
– Для начала, на руководящие должности необходимо привлечь профессионалов. Пока умные и честные люди не начнут делать свою работу, не будет никакого сдвига. Если бы Махарбек Туганов из-за гонений не перебрался в Южную Осетию, не было бы художественного училища и многих поколений художников, как, возможно, и не было бы стольких великих полотен, посвященных Нартиаде. Надо привлекать лучших в своём деле, а не просто хороших людей или патриотов. Необходимо всерьёз заняться обучением детей, зажечь в них желание узнавать и добиваться успехов в творчестве. Привлекать большие умы, больших художников.
– У каждого художника есть мечта – написать большую картину. Твоя картина уже написана?
– Нет, я ещё её не сделал. Идей много, это должно быть что-то триумфальное, момент триумфа. В нашей истории ведь столько славных моментов, столько войн и побед. Хотелось бы написать картину в позитивном ключе. Такую, которая поднимет национальный дух. И я уверен, что приду со временем к этому.
Уалыты Диана
Это уже вторая выставка картин молодого талантливого художника в Цхинвале. На этот раз в экспозицию вошли полотна мастера, отражающие многовековую историю народа Алании-Осетии. Национальная тематика представлена порядка в 40 его работ. Большинство из них выставлялись в Цхинвале впервые. Стоит ли говорить, что данная выставка, без сомнений, является культурным событием для Южной Осетии. В преддверии ее мы поговорили с художником о том, как проходила подготовка к открытию, о самой выставке и многом другом.
– Выставка называется «Памяти предков». Что подразумевается под этим названием?
– У меня почти все картины на национальную тему, о моей Родине, моих предках, страницах и эпизодах прошлого. Большинство полотен соответствуют названию, на них изображены конкретные сюжеты из нашей истории. На сегодняшний день мне, честно говоря, легче рассказывать о своём народе через его историческое прошлое.
– Можно сказать, что своими картинами ты воссоздаёшь какие-то события из истории Осетии?
– Не совсем. Едва ли можно назвать мои картины воссозданием истории. Скажем, картина «Реквием». На ней я изобразил похороны аланского царя Ос-Багатара. Но на самом деле о них ничего неизвестно, нет никаких достоверных фактов и источников, где бы описывались похороны аланского царя. Поэтому, это не совсем исторические работы. Скорее, моё личное понимание темы, то, как это могло бы быть. Я не могу сказать, что в своих работах опираюсь на какие-то исторические сведения и источники. Конечно, изучаю тему и ориентируюсь на то, что было сделано до меня, но в картинах стараюсь отражать именно своё видение сюжета.
– С какими сложностями столкнулся при организации выставки?
– Эта выставка уже проходила во владикавказском музее им. М.Туганова. И я посчитал, что не привезти её в Цхинвал будет неправильно с моей стороны. Я думал, как это всё устроить, к кому обратиться за помощью в организации. Привёз работы, выгрузил их в Национальном музее. Но здесь, к сожалению, возникли проблемы с залом. Нам пришлось искать по городу более-менее подходящее помещение. Решили остановиться на холле Хореографического зала. Пришлось ждать, пока всё согласуют, помогут в организации. В общем, ожидание затянулось на месяц. Проблема выставочного зала стоит в Цхинвале довольно остро. Тем более, что некоторые мои полотна большого размера, и тут нужно соответствующее пространство. Конечно, не совсем просто было превратить, образно говоря, «общественную курилку» в галерейный зал, но мы, при содействии Министерства культуры, сделали всё, что могли. Со столярами мастерили деревянные конструкции и щиты, прикрепляли их к стенам. Приводили зал в порядок. Нельзя было все бросить на полпути. Всегда лучше что-то делать, чем не сделать вообще.
– Насколько сюжеты близки тебе самому?
– После защиты дипломной работы, была идея продлить тему аланского царя Ос-Багатара, его жизнеописание. У нас вообще очень много персонажей, которым можно посвятить своё творчество. Только на жизнеописании царей Алании можно построить всю свою работу. Мне это близко и интересно. Но, к сожалению, нет возможности достаточно углубиться в тему. Нужно ведь ещё жить как-то. У меня семья, это отнимает много времени.
Приходится работать и над темами, которые будут интересны и понятны не только осетинскому зрителю. Здесь у нас, как правило, ничего не покупают. Поэтому я пока не могу себе позволить работать только в рамках осетинского сюжета.
– Как бы ты описал процесс написания картины? Какие испытываешь чувства, когда получается воплотить идею?
– Не могу сказать, что сразу удаётся воплотить задуманное. Всё начинается с маленьких эскизов, в голове формируется окончательный вариант и я примерно представляю, что и как буду делать. После того, как я увеличиваю в объёме этот маленький эскиз, всё проявляется в совершенно ином свете и первоначальная идея тоже меняется. У меня всегда всё двигается. Не бывает так, что я сделал эскиз, а потом спокойно перенёс на холст. Вроде бы я знаю поэтапно, где какую линию нужно провести. До какого-то момента всё идёт по плану, а потом вдруг случайно мазнул не так, как должен был и тогда уже мазок начинает вести за собой, я гонюсь-гонюсь за материалом, но уже не могу его подчинить себе. Эта игра начинает увлекать, и первоначальная идея воплощения совсем забывается. В итоге я уже чётко понимаю, как нужно воплотить задуманное и каким образом лучше выразить задуманное.
– Кто покупает твои работы?
– Как ни странно, все самые лучшие работы покупают китайцы. Не думаю, что из-за сюжетных линий. Едва ли они могут понять нашу историю. Для них скорее важно как это сделано – техника, приёмы, цвета. Девяносто процентов того, что я продал, я продал именно в Китай.
– Не жалко отправлять свои картины в такую даль?
– Конечно, жаль. Но это неизбежно.
– Можно сказать, что на осетинскую тему ты пишешь для себя?
– В большей степени, да. А для кого ещё? В Осетии эти картины никто не купит. Китайцы, если и купят, то ничего не поймут. Могу, конечно, сделать что-то и на китайскую тему. У них потрясающая культура, яркая история, но я считаю, что на тему Китая должен писать китайский художник. А я буду заниматься тем, что люблю и знаю, тем, что у меня в крови. Один из моих учителей советовал мне всегда делать то, что близко самому. Я стараюсь этому следовать и пока получается.
– Как бы ты изобразил современную Осетию?
– Здесь может быть два пути: изобразить всё в лоб, как есть, либо через какие-то символы. Современные темы гораздо сложнее изобразить по сравнению с тем, что было давно. Это большая ответственность. Например, я начал делать работу касательно событий 1989 года. Общался с участниками и получал противоречивую информацию. Как это передать в картине, чтобы не наврать? Если не изучить глубоко вопрос и соврать в своей картине, то она ведь может и навредить. Должно пройти время, чтобы у меня окончательно сформировалось своё мнение, чтобы я изучил достаточно материалов и информации. Безусловно, я считаю, что эту тему нужно показать. Ведь если не мы, то никто.
– Что нам необходимо для того, чтобы творчество развивалось в Осетии? Чтобы у молодёжи была возможность развиваться на родине?
– В первую очередь, должно поменяться отношение к культуре, творчеству. К художникам у нас какое-то снисходительное отношение. Поэтому очень часто творческой молодёжи не дают развиваться в этом направлении и добиваться серьёзных успехов. Всё ещё бытует стереотип, что художникам нечем заняться, и они не могу заработать себе на жизнь. На самом деле, в современном мире художник не пропадёт. Это такая же профессия, как и все остальные. И она развивалась бы и в Южной Осетии, будь для этого хоть какие-то условия. Пока же в государстве Алания нет даже выставочного зала. Художники ютятся в детских садах, каких-то подвальных помещениях вместо мастерских. Выставляются в «Чермене» в проходной между гардеробом и залом.
Парадоксально и то, что в Национальном музее не проходят выставки. Сейчас это, образно говоря, музей мёртвых. Он забит тем, что нашли в земле в Тлийском могильнике. Он бездействует в то время, когда есть столько материала для работы. У нас немало художников, которых нужно выставлять и показывать. Можно представить десятки интересных экспозиций. Но пока картины прозябают в запасниках, куча живописных холстов лежат на полу, продавливая друг друга. Раскопки, которые представлены в музее – это не наше достижение. Это достижение наших предков, они просто хоронили так мёртвых. А картины – достижения наших соотечественников.
Я люблю свою Родину, это моя кровь. Мне не хочется говорить обо всём в таком мрачном свете, хочется позитива, но пока я не вижу развития.
– Что, по твоему мнению, можно сделать чтобы ситуация изменилась к лучшему?
– Для начала, на руководящие должности необходимо привлечь профессионалов. Пока умные и честные люди не начнут делать свою работу, не будет никакого сдвига. Если бы Махарбек Туганов из-за гонений не перебрался в Южную Осетию, не было бы художественного училища и многих поколений художников, как, возможно, и не было бы стольких великих полотен, посвященных Нартиаде. Надо привлекать лучших в своём деле, а не просто хороших людей или патриотов. Необходимо всерьёз заняться обучением детей, зажечь в них желание узнавать и добиваться успехов в творчестве. Привлекать большие умы, больших художников.
– У каждого художника есть мечта – написать большую картину. Твоя картина уже написана?
– Нет, я ещё её не сделал. Идей много, это должно быть что-то триумфальное, момент триумфа. В нашей истории ведь столько славных моментов, столько войн и побед. Хотелось бы написать картину в позитивном ключе. Такую, которая поднимет национальный дух. И я уверен, что приду со временем к этому.
Уалыты Диана
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.