ТУТЫРТÆ / ТОТУРТÆ
5 марта 2017 Религиозные праздники [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3964 просмотра]
Тутыртæ – осетинский праздник Нового года в марте месяце.
Отмечали 2 недели, которые отсчитывали от весеннего равноденствия. Как правило, приходится на второй понедельник начала месяца. В этом году начало Тутырта приходится на 6 марта и заканчивается через 2 недели – 20 марта. Со временем стали праздновать одну неделю (первую), хотя продолжали отсчитывать 2 недели.
Весеннее равноденствие в этом году приходит на 20 (пятница) марта.
(20 – 14 = 6). 6 марта –понедельник. Воскресенье 5 марта – день Великого поста (Стыр мархо). (расчет Р,Д,)
В некоторых местах праздник Тутырта приурочивали к христианскому Великому посту, в связи с чем празднование также начинали иногда в феврале, иногда в начале марта. У осетин-христиан Тутырта стали совпадать с христианским чистым понедельником.
Три дня до праздника пастухи держали строгий пост, ничего не ели, ходили без пояса, чтобы сохранить скот от волков. Ко дню Тутыра в каждом доме варили пиво, вечером перед праздником, после наступления темноты, приносили в жертву барана в его честь. Все приготовленные к празднику кушанья и напитки съедались только членами семьи, угощать посторонних не полагалось, в противном случае волк мог напасть на скот хозяина, нарушившего этот запрет.
С понедельника (в течение 2-х недель) по утрам держали пост (мархо): к обеду в каждом доме пекли уæливыхтæ и цæкуытæ (уæливыхтæ посвящали Тутыру, а цæкуытæ – коню Уастырджи).
Наиболее торжественными и ритуально значимыми были первые три дня. Слова и дела, сказанные и решенные в эти дни, имели магическую силу, их непременно выполняли.
С каждым из трех дней Тутырта связаны специфические обряды:
- Понедельник называли «Тутыры къуырисæр»/»Тотури авдисæр». В понедельник праздничное веселье заканчивалось общесельским пиршеством. Но главным событием бывало не застолье, а песни кадæггæнджыт-ов и рассказы таурæгъгæнджыт-ов. В этот день пастух засовывал в ступку свою шапку и обвязывал ее поясом (чтобы также были заткнуты пасти волков) или завязывал в шапку камень и бедренную баранью кость (чтобы также была завязана пасть волков и во рту его будет такой же камень). Чтобы скот не заблуждался в лесу, завязывали расческу и ножницы.
- Во вторник женщины держали пост во имя своих детей, братьев, сестер и близких родственников, а мужчины – во имя Уастырджи. Те, у кого после Нового года родился сын, устраивали куывд. Пекли три уæливыха и цæкутæ. Ставили их на стол с солью. В Дигории вместо уæливыхтæ пекли задунтæ и губæрттæ (продолговатые) – по количеству членов семьи. Также пекли æртхурон. В Алагирском ущелье пекли на воде тонкие лауаситæ.
- В среду пост соблюдали незамужние женщины. Этот пост назывался «птичим постом» («цъиуты ком»). Исполнялись различные очистительные обряды. В среду же до принятия пищи на груди рубашек вышивали красными нитками крестики (Тутыры сынчытæ кæнын), что должно было предохранить от несчастья. В среду выделяли семенной фонд, из которого никому не одалживали.
- Четверг назывался «Рæстæ». Считался самым почетным женским праздником. В этот день женщинам не разрешалось шить. В этот день девушки устраивали девичник: накрывали столы, пели, плясали, играли в разные игры, а также гадали о своем будущем. Пост держали и мужчины и женщины до послеобеденного времени.
- Пятница называлась «Лæбурæн майрæмбон». Если в остальные дни Тутыртæ нельзя было трогать даже заклятого врага или кровника, то в пятницу можно было.
В среду в дни Тутыртæ из жестяных пластинок дети изготовляли «Тутыры чиныг» у кузнеца, которые они носили как талисманы (обереги) до следующего Тутыртæ. Во время изготовления «Тутыры чиныг» кузнец клал руку ребенка на наковальню и, как бы ударяя по ней небольшим молотком, приговаривал: «Уас-хуас, Тутыры фæдзæхст фæут! Уас-хуас, Тутыры фæдзæхст фæут!». На хвосты животных крестиком завязывали красные нитки, бантики. Маленьким детям (до 3-4 лет) на левую руку завязывали красные нитки. В этот день подстригали гривы и хвосты жеребятам.
Считалось, что лес, срубленный в третий день Тутырта, обладал наибольшей крепостью, из него изготавливали утварь и с/х орудия, а также крестики из почитаемых пород деревьев – ясеня, клена, ивы, орешника, которые ставили на зернохранилище, на муку, засевали с семенами.
К первым дням Тутырта старались приурочить решение самых ответственных вопросов жизни общества, семьи. В дни Тутырта проводился Тутыры æмбырд, прекращалось преследование кровников, клятва, данная в эти дни обязательно исполнялась. Счастливым, недоступным злым силам считались ребенок, а также приплод скота, родившиеся в первые три дня Тутырта (Тутыры гуырд). Первую борозду в начале пахоты старались провести на быках, родившихся в первые дни Тутырта.
Скот, рожденный в дни Тутырта, а также предметы, изготовленные в эти дни (Тутыры конд фæрæт, æфсондз, тæбынг) считались наделенными магической силой. Чтобы обезопасить скот от волков, пастухи ходили без пояса и соблюдали пост. Все это преследовало цель обеспечить скоту здоровье и получить от него богатый приплод; праздник отмечался как в семейном кругу, так и в общесельском масштабе.
За весенним праздником Тутырта закрепилось название самого веселого времени года (конские ристалища, стрельба, борьба, игра в альчики).
Главные символы Тутыртæ – квас (брага) [къуымæл, махсымæ] и цæкуытæ. Было принято поливать друг друга квасом с пожеланием обилия. Цæкуытæ или дарили друг другу, или бросали друг на друга с пожеланием обилия (фарна).
Тутыртæ проводили так же, как и Новый год, на который перенесли все ритуалы после того, как перестали проводить Тутыртæ.
- Через 10 дней, как начинался пост в понедельник вечером, справляли Хоры бæрæгбон /«праздник Урожая»/. Этот день еще называли «Рæмонбон» (букв. ‘день терпения’). Организация празднования поручалось избранному («фысым»). Семья, выступавшие в роли «фысым», обязаны были приготовить напитки: араку, пиво, брагу (квас). Остальные участники праздника приносили по три пирога – картофджынтæ, хъолоджынтæ, лакъамитæ, уæливыхтæ. Собирались вечером и возносили молитву Уацилла. Во время молитвы приговаривали: «Хор, Уацилла, хор!» («Урожай, Уацилла, урожай»). Когда заканчивалась молитва, то чашу с брагой (квасом) выливали на голову хозяина дома «фысым», приговаривая «хор, хор, Уацилла!». После чего садились за столы.
На следующее утро снова собирались в доме «фысым», с собой приносили пироги. Собирали деньги и покупали рыбу. За праздничным столом не должно было быть никакого мяса. После нескольких тостов-молитв приглашали того, кто брался организовать праздник «Хоры бæрæгбон» в следующем году. Произносили молитву, после чего давали отведать новому «фысым» от пирога, после чего на его голову выливали чашу браги, приговаривая: «Хор, хор, Уацилла! Хорзад нæ Хуыцау фæкæнæд!» («Урожай, урожай, Уацилла! Пусть Бог сделает (год) урожайным!). В дом нового «фысым» посылали пироги и напитки, как свидетельство того, что на него возложены обязанности «фысым».
В последний день Тутырта наступал день разговения. В этот день устраивали совместный пир. На столы уже можно было ставить любые продукты, в том числе и мясо.
Автор: Федар Таказов
Отмечали 2 недели, которые отсчитывали от весеннего равноденствия. Как правило, приходится на второй понедельник начала месяца. В этом году начало Тутырта приходится на 6 марта и заканчивается через 2 недели – 20 марта. Со временем стали праздновать одну неделю (первую), хотя продолжали отсчитывать 2 недели.
Весеннее равноденствие в этом году приходит на 20 (пятница) марта.
(20 – 14 = 6). 6 марта –понедельник. Воскресенье 5 марта – день Великого поста (Стыр мархо). (расчет Р,Д,)
В некоторых местах праздник Тутырта приурочивали к христианскому Великому посту, в связи с чем празднование также начинали иногда в феврале, иногда в начале марта. У осетин-христиан Тутырта стали совпадать с христианским чистым понедельником.
Три дня до праздника пастухи держали строгий пост, ничего не ели, ходили без пояса, чтобы сохранить скот от волков. Ко дню Тутыра в каждом доме варили пиво, вечером перед праздником, после наступления темноты, приносили в жертву барана в его честь. Все приготовленные к празднику кушанья и напитки съедались только членами семьи, угощать посторонних не полагалось, в противном случае волк мог напасть на скот хозяина, нарушившего этот запрет.
С понедельника (в течение 2-х недель) по утрам держали пост (мархо): к обеду в каждом доме пекли уæливыхтæ и цæкуытæ (уæливыхтæ посвящали Тутыру, а цæкуытæ – коню Уастырджи).
Наиболее торжественными и ритуально значимыми были первые три дня. Слова и дела, сказанные и решенные в эти дни, имели магическую силу, их непременно выполняли.
С каждым из трех дней Тутырта связаны специфические обряды:
- Понедельник называли «Тутыры къуырисæр»/»Тотури авдисæр». В понедельник праздничное веселье заканчивалось общесельским пиршеством. Но главным событием бывало не застолье, а песни кадæггæнджыт-ов и рассказы таурæгъгæнджыт-ов. В этот день пастух засовывал в ступку свою шапку и обвязывал ее поясом (чтобы также были заткнуты пасти волков) или завязывал в шапку камень и бедренную баранью кость (чтобы также была завязана пасть волков и во рту его будет такой же камень). Чтобы скот не заблуждался в лесу, завязывали расческу и ножницы.
- Во вторник женщины держали пост во имя своих детей, братьев, сестер и близких родственников, а мужчины – во имя Уастырджи. Те, у кого после Нового года родился сын, устраивали куывд. Пекли три уæливыха и цæкутæ. Ставили их на стол с солью. В Дигории вместо уæливыхтæ пекли задунтæ и губæрттæ (продолговатые) – по количеству членов семьи. Также пекли æртхурон. В Алагирском ущелье пекли на воде тонкие лауаситæ.
- В среду пост соблюдали незамужние женщины. Этот пост назывался «птичим постом» («цъиуты ком»). Исполнялись различные очистительные обряды. В среду же до принятия пищи на груди рубашек вышивали красными нитками крестики (Тутыры сынчытæ кæнын), что должно было предохранить от несчастья. В среду выделяли семенной фонд, из которого никому не одалживали.
- Четверг назывался «Рæстæ». Считался самым почетным женским праздником. В этот день женщинам не разрешалось шить. В этот день девушки устраивали девичник: накрывали столы, пели, плясали, играли в разные игры, а также гадали о своем будущем. Пост держали и мужчины и женщины до послеобеденного времени.
- Пятница называлась «Лæбурæн майрæмбон». Если в остальные дни Тутыртæ нельзя было трогать даже заклятого врага или кровника, то в пятницу можно было.
В среду в дни Тутыртæ из жестяных пластинок дети изготовляли «Тутыры чиныг» у кузнеца, которые они носили как талисманы (обереги) до следующего Тутыртæ. Во время изготовления «Тутыры чиныг» кузнец клал руку ребенка на наковальню и, как бы ударяя по ней небольшим молотком, приговаривал: «Уас-хуас, Тутыры фæдзæхст фæут! Уас-хуас, Тутыры фæдзæхст фæут!». На хвосты животных крестиком завязывали красные нитки, бантики. Маленьким детям (до 3-4 лет) на левую руку завязывали красные нитки. В этот день подстригали гривы и хвосты жеребятам.
Считалось, что лес, срубленный в третий день Тутырта, обладал наибольшей крепостью, из него изготавливали утварь и с/х орудия, а также крестики из почитаемых пород деревьев – ясеня, клена, ивы, орешника, которые ставили на зернохранилище, на муку, засевали с семенами.
К первым дням Тутырта старались приурочить решение самых ответственных вопросов жизни общества, семьи. В дни Тутырта проводился Тутыры æмбырд, прекращалось преследование кровников, клятва, данная в эти дни обязательно исполнялась. Счастливым, недоступным злым силам считались ребенок, а также приплод скота, родившиеся в первые три дня Тутырта (Тутыры гуырд). Первую борозду в начале пахоты старались провести на быках, родившихся в первые дни Тутырта.
Скот, рожденный в дни Тутырта, а также предметы, изготовленные в эти дни (Тутыры конд фæрæт, æфсондз, тæбынг) считались наделенными магической силой. Чтобы обезопасить скот от волков, пастухи ходили без пояса и соблюдали пост. Все это преследовало цель обеспечить скоту здоровье и получить от него богатый приплод; праздник отмечался как в семейном кругу, так и в общесельском масштабе.
За весенним праздником Тутырта закрепилось название самого веселого времени года (конские ристалища, стрельба, борьба, игра в альчики).
Главные символы Тутыртæ – квас (брага) [къуымæл, махсымæ] и цæкуытæ. Было принято поливать друг друга квасом с пожеланием обилия. Цæкуытæ или дарили друг другу, или бросали друг на друга с пожеланием обилия (фарна).
Тутыртæ проводили так же, как и Новый год, на который перенесли все ритуалы после того, как перестали проводить Тутыртæ.
- Через 10 дней, как начинался пост в понедельник вечером, справляли Хоры бæрæгбон /«праздник Урожая»/. Этот день еще называли «Рæмонбон» (букв. ‘день терпения’). Организация празднования поручалось избранному («фысым»). Семья, выступавшие в роли «фысым», обязаны были приготовить напитки: араку, пиво, брагу (квас). Остальные участники праздника приносили по три пирога – картофджынтæ, хъолоджынтæ, лакъамитæ, уæливыхтæ. Собирались вечером и возносили молитву Уацилла. Во время молитвы приговаривали: «Хор, Уацилла, хор!» («Урожай, Уацилла, урожай»). Когда заканчивалась молитва, то чашу с брагой (квасом) выливали на голову хозяина дома «фысым», приговаривая «хор, хор, Уацилла!». После чего садились за столы.
На следующее утро снова собирались в доме «фысым», с собой приносили пироги. Собирали деньги и покупали рыбу. За праздничным столом не должно было быть никакого мяса. После нескольких тостов-молитв приглашали того, кто брался организовать праздник «Хоры бæрæгбон» в следующем году. Произносили молитву, после чего давали отведать новому «фысым» от пирога, после чего на его голову выливали чашу браги, приговаривая: «Хор, хор, Уацилла! Хорзад нæ Хуыцау фæкæнæд!» («Урожай, урожай, Уацилла! Пусть Бог сделает (год) урожайным!). В дом нового «фысым» посылали пироги и напитки, как свидетельство того, что на него возложены обязанности «фысым».
В последний день Тутырта наступал день разговения. В этот день устраивали совместный пир. На столы уже можно было ставить любые продукты, в том числе и мясо.
Автор: Федар Таказов
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.