9 апреля состоится пятый Референдум Республики
12 февраля 2017 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2805 просмотров]
Тема проведения всенародного референдума на повестке дня стоит давно. Другое дело, что формулируемые вопросы были абсолютно разные. Один был связан с вхождением в состав России, который пока ушел в небытие, второй касался возвращения стране исконного названия – Алания, который на сегодня перешел, наконец, в практическую плоскость. Известна и дата проведения – 9 апреля – совместно с президентскими выборами.
Вообще, такого предварительного внимания не наблюдалось ни к одному из ранее проводимых референдумов в Южной Осетии, которых, напомним, было четыре. И сегодня, когда уже есть решение по проведению пятого по счету, мы решили совершить небольшой экскурс в новейшую историю нашей страны, и пролистать вместе с вами страницы под грифом «референдум».
Итак, предстоящий референдум, как было подмечено выше, станет пятым (!) по счету в истории нашей страны. Согласитесь – «неприлично» много. Статистически это получается один референдум на каждые пять лет. Причем два раза референдумы проводились совместно с президентскими выборами: в 2006-м и в 2011 годах. И если в 2006 году в подобном тандеме превалирующим был вопрос именно референдума, поскольку победа Э. Кокойты ни у кого не вызывала сомнений, то в 2011 году акценты были смещены наоборот к президентской гонке, поскольку референдум, который касался «проходного» вопроса – придания русскому языку статуса государственного, явно не носил судьбоносный характер, да и всплыл, по сути, несколько искусственно. Но обо всем по порядку.
Первый всенародный референдум в истории Республики Южная Осетия состоялся 19 января 1992 года. Проводился в очень непростое время, когда грузинская агрессия против мирного населения Южной Осетии была в самом разгаре. Обстрелам подвергались Цхинвал и другие населенные пункты, дороги во многих местах были перекрыты. И, тем не менее, референдум прошел организационно на очень высоком уровне. Причем, опыт в проведении подобных мероприятий был мизерный. Правда, население Южной Осетии успело «размяться» на референдуме СССР от 17 марта 1991 года, но то был союзный референдум и в наш «реестр» не попал. Кстати, Грузия тогда отказалась участвовать в плебисците и провела свой – по вопросу восстановления государственной независимости Грузии. В итоге, население (за исключением грузинских сел) Южной Осетии приняло участие в союзном референдуме 17 марта и проголосовала за сохранение Союза ССР.
Наш референдум состоялся в январе следующего года. Идея референдума была, конечно же, продуманным шагом. Шла беспощадная кровавая война с «историческими соседями-братьями», которые «под звон колоколов не молились, а творили насилие». СССР перестал существовать, пусть развал державы в народе не хотели принимать. При этом сама Россия находилась в тяжелейшем положении. В складывающихся новых реалиях необходима была твердая политическая платформа, политическое обоснование нашего сопротивления. Вот тогда и была задумана и реализована идея первого референдума.
3 января 1992 года Верховный Совет Республики выносит решение о проведении всенародного голосования (референдума). В постановительной части сказано: «1. Назначить проведение всенародного голосования (референдума) Республики Южная Осетия на воскресенье 19 января 1992 года; 2. Вынести на референдум два вопроса: а) Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? б) Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 года о воссоединении с Россией?».
Была создана Центральная избирательная комиссия по проведению референдума РЮО. В протоколах ЦИК зафиксировано, что в голосовании приняло участие 55151 человек. Учитывая продолжающиеся военные действия и бойкот со стороны части грузинского населения, эту цифру следует считать предельной, что говорит о высокой организации референдума и исключительной активности граждан. 53308 человек ответили «да» на первый вопрос, а 53297 – ответили «да» на второй вопрос. Столь высокий процент вполне объясним, потому сомнений даже у наших недругов не вызывал и не вызывает.
В специальном заявлении ЦИК РЮО в частности сказано: «Итоги референдума убедительно показали законность национальных и политических программ, реализуемых правительством РЮО на основе неотъемлемого права нации на самоопределение и в соответствии с признанными мировым сообществом нормами права». После референдума в адрес VI Съезда народных депутатов РФ последовало соответствующее обращение Верховного Совета РЮО.
Политическая безупречность референдума 1992 года впоследствии подтверждалась постоянно – в процессе переговоров, во время визитов различных международных организаций. Итоги референдума легли в основу не одного политического документа. И не было случая, чтобы кто-то серьезно оспорил легитимность плебисцита. Оговорки в отношении того, что грузинское население участие в референдуме не приняло – малосостоятельны. Грузинам никто не запрещал участвовать в голосовании, к тому же кое-кто этим правом воспользовался в полной мере. А то, что их большая часть референдум проигнорировала – в первую очередь результат угроз и шантажа со стороны Тбилиси.
Второго всенародного референдума РЮО пришлось ждать почти 10 лет. Состоялся он 8 апреля 2001 г. и затрагивал вопрос Конституции нашей Республики. Говоря проще, все принимающие участие в референдуме должны были ответить на один единственный вопрос: устраивает их проект новой Конституции РЮО или нет. К тому времени мы уже сменили статус парламентской республики на президентскую, однако принятая в сложных политических условиях Конституция нуждалась в серьезных доработках и уже не отвечала требованиям времени. По этой причине при Парламенте второго созыва была создана комиссия по внесению изменений и дополнений к тексту Конституции. Работа в этом направлении была продолжена и следующим составом Парламента. Наконец, в октябре 1999 года работе над Конституцией было придано правовое обоснование: Указом Президента РЮО была создана Конституционная комиссия, в состав которой вошли представители всех ветвей власти, общественности, специалисты в области юриспруденции, ученые, политики. Во время работы Конституционной комиссии, были отмечены отдельные разногласия между парламентской и правительственной группами Комиссии, которые привели к кризисной ситуации. Потребовались большие усилия, уступки с обеих сторон, чтобы довести работу Комиссии до логического завершения.
В итоге проект Конституции был опубликован 22 ноября 2000 года на страницах республиканских газет и вынесен на всенародное обсуждение. В ходе него в Конституционную комиссию поступило около трехсот замечаний и предложений от депутатов Парламента РЮО, политических партий и движений, общественных объединений, отдельных граждан. Все они были тщательно рассмотрены и 27 марта 2001 года текст проекта новой Конституции снова был опубликован в республиканской печати. Все спорные вопросы, вызывавшие ранее разногласия были окончательно согласованы на совместном заседании Парламента страны и членов Конституционной комиссии. Согласительный документ был подписан председателем Конституционной комиссии Людвигом Чибировым и Председателем Парламента РЮО Станиславом Кочиевым, т. е. представителями конфликтующих сторон.
8 апреля Референдум по вопросу новой Конституции Республики Южная Осетия состоялся и принес ожидаемые результаты. На Референдум были приглашены наблюдатели и журналисты из различных республик.
Третий по счету всенародный референдум состоялся 12 ноября 2006-го года. Он прошел, как было сказано выше, в один день с президентскими выборами и фактически дублировал вопрос референдума 1992 года. Дело в том, что в меняющемся политическом мире было решено еще раз подтвердить итоги референдума почти пятнадцатилетней давности, который определял отношение населения к вопросу о независимости Республики Южная Осетия. Аргументы здесь сводились к тому, что международному сообществу будет показана преемственность поколений в отношении своего видения будущего Южной Осетии. По итоговым данным ЦИК – в голосовании приняло участие 95,1% от общего количества избирателей. При этом путь к независимости и международному признанию страны подтвердило 99,8% голосовавших.
Ровно через пять лет и один день (13 ноября 2011 года) состоялся четвертый референдум в истории нашей страны, который, как уже было сказано, прошел параллельно с четвертыми президентскими выборами. На всенародное обсуждение выносился вопрос придания русскому языку статуса государственного языка. Это был, пожалуй, единственный референдум, проводить который просто не имело смысла – данный вопрос не стоял сколь либо остро, и, по мнению многих, вообще не нуждался во всенародном обсуждении – тот факт, что все делопроизводство страны и так велось на русском языке тому подтверждение. Всплыл же он в середине года и в какой-то мере искусственно.
Итоги президентских выборов 2011 года, думается, все хорошо помнят и будоражить память нет смысла. Напомним лишь, что «за» придание русскому языку государственного статуса проголосовало 83,4%, «против» – 16,4%. (0,2 – воздержались в своем решении). При этом, юго-осетинская интеллигенция, понимая, что в целом вопрос, безусловно, был проходным, заявляла, что процент проголосовавших «против» был явно заниженным.
Дата пятого всенародного плебисцита определена, хотя страна уже давно живет в его ожидании. При этом многие эксперты сходятся во мнении, что именно вопрос референдума станет локомотивом всего всенародного действа и положительно повлияет на количественный состав принявших участие в голосовании. От себя лишь добавим, что мы с вами, дорогие соотечественники, стоим перед великим событием!
Б. Харебов
А. Кочиев
Вообще, такого предварительного внимания не наблюдалось ни к одному из ранее проводимых референдумов в Южной Осетии, которых, напомним, было четыре. И сегодня, когда уже есть решение по проведению пятого по счету, мы решили совершить небольшой экскурс в новейшую историю нашей страны, и пролистать вместе с вами страницы под грифом «референдум».
Итак, предстоящий референдум, как было подмечено выше, станет пятым (!) по счету в истории нашей страны. Согласитесь – «неприлично» много. Статистически это получается один референдум на каждые пять лет. Причем два раза референдумы проводились совместно с президентскими выборами: в 2006-м и в 2011 годах. И если в 2006 году в подобном тандеме превалирующим был вопрос именно референдума, поскольку победа Э. Кокойты ни у кого не вызывала сомнений, то в 2011 году акценты были смещены наоборот к президентской гонке, поскольку референдум, который касался «проходного» вопроса – придания русскому языку статуса государственного, явно не носил судьбоносный характер, да и всплыл, по сути, несколько искусственно. Но обо всем по порядку.
Первый всенародный референдум в истории Республики Южная Осетия состоялся 19 января 1992 года. Проводился в очень непростое время, когда грузинская агрессия против мирного населения Южной Осетии была в самом разгаре. Обстрелам подвергались Цхинвал и другие населенные пункты, дороги во многих местах были перекрыты. И, тем не менее, референдум прошел организационно на очень высоком уровне. Причем, опыт в проведении подобных мероприятий был мизерный. Правда, население Южной Осетии успело «размяться» на референдуме СССР от 17 марта 1991 года, но то был союзный референдум и в наш «реестр» не попал. Кстати, Грузия тогда отказалась участвовать в плебисците и провела свой – по вопросу восстановления государственной независимости Грузии. В итоге, население (за исключением грузинских сел) Южной Осетии приняло участие в союзном референдуме 17 марта и проголосовала за сохранение Союза ССР.
Наш референдум состоялся в январе следующего года. Идея референдума была, конечно же, продуманным шагом. Шла беспощадная кровавая война с «историческими соседями-братьями», которые «под звон колоколов не молились, а творили насилие». СССР перестал существовать, пусть развал державы в народе не хотели принимать. При этом сама Россия находилась в тяжелейшем положении. В складывающихся новых реалиях необходима была твердая политическая платформа, политическое обоснование нашего сопротивления. Вот тогда и была задумана и реализована идея первого референдума.
3 января 1992 года Верховный Совет Республики выносит решение о проведении всенародного голосования (референдума). В постановительной части сказано: «1. Назначить проведение всенародного голосования (референдума) Республики Южная Осетия на воскресенье 19 января 1992 года; 2. Вынести на референдум два вопроса: а) Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? б) Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 года о воссоединении с Россией?».
Была создана Центральная избирательная комиссия по проведению референдума РЮО. В протоколах ЦИК зафиксировано, что в голосовании приняло участие 55151 человек. Учитывая продолжающиеся военные действия и бойкот со стороны части грузинского населения, эту цифру следует считать предельной, что говорит о высокой организации референдума и исключительной активности граждан. 53308 человек ответили «да» на первый вопрос, а 53297 – ответили «да» на второй вопрос. Столь высокий процент вполне объясним, потому сомнений даже у наших недругов не вызывал и не вызывает.
В специальном заявлении ЦИК РЮО в частности сказано: «Итоги референдума убедительно показали законность национальных и политических программ, реализуемых правительством РЮО на основе неотъемлемого права нации на самоопределение и в соответствии с признанными мировым сообществом нормами права». После референдума в адрес VI Съезда народных депутатов РФ последовало соответствующее обращение Верховного Совета РЮО.
Политическая безупречность референдума 1992 года впоследствии подтверждалась постоянно – в процессе переговоров, во время визитов различных международных организаций. Итоги референдума легли в основу не одного политического документа. И не было случая, чтобы кто-то серьезно оспорил легитимность плебисцита. Оговорки в отношении того, что грузинское население участие в референдуме не приняло – малосостоятельны. Грузинам никто не запрещал участвовать в голосовании, к тому же кое-кто этим правом воспользовался в полной мере. А то, что их большая часть референдум проигнорировала – в первую очередь результат угроз и шантажа со стороны Тбилиси.
Второго всенародного референдума РЮО пришлось ждать почти 10 лет. Состоялся он 8 апреля 2001 г. и затрагивал вопрос Конституции нашей Республики. Говоря проще, все принимающие участие в референдуме должны были ответить на один единственный вопрос: устраивает их проект новой Конституции РЮО или нет. К тому времени мы уже сменили статус парламентской республики на президентскую, однако принятая в сложных политических условиях Конституция нуждалась в серьезных доработках и уже не отвечала требованиям времени. По этой причине при Парламенте второго созыва была создана комиссия по внесению изменений и дополнений к тексту Конституции. Работа в этом направлении была продолжена и следующим составом Парламента. Наконец, в октябре 1999 года работе над Конституцией было придано правовое обоснование: Указом Президента РЮО была создана Конституционная комиссия, в состав которой вошли представители всех ветвей власти, общественности, специалисты в области юриспруденции, ученые, политики. Во время работы Конституционной комиссии, были отмечены отдельные разногласия между парламентской и правительственной группами Комиссии, которые привели к кризисной ситуации. Потребовались большие усилия, уступки с обеих сторон, чтобы довести работу Комиссии до логического завершения.
В итоге проект Конституции был опубликован 22 ноября 2000 года на страницах республиканских газет и вынесен на всенародное обсуждение. В ходе него в Конституционную комиссию поступило около трехсот замечаний и предложений от депутатов Парламента РЮО, политических партий и движений, общественных объединений, отдельных граждан. Все они были тщательно рассмотрены и 27 марта 2001 года текст проекта новой Конституции снова был опубликован в республиканской печати. Все спорные вопросы, вызывавшие ранее разногласия были окончательно согласованы на совместном заседании Парламента страны и членов Конституционной комиссии. Согласительный документ был подписан председателем Конституционной комиссии Людвигом Чибировым и Председателем Парламента РЮО Станиславом Кочиевым, т. е. представителями конфликтующих сторон.
8 апреля Референдум по вопросу новой Конституции Республики Южная Осетия состоялся и принес ожидаемые результаты. На Референдум были приглашены наблюдатели и журналисты из различных республик.
Третий по счету всенародный референдум состоялся 12 ноября 2006-го года. Он прошел, как было сказано выше, в один день с президентскими выборами и фактически дублировал вопрос референдума 1992 года. Дело в том, что в меняющемся политическом мире было решено еще раз подтвердить итоги референдума почти пятнадцатилетней давности, который определял отношение населения к вопросу о независимости Республики Южная Осетия. Аргументы здесь сводились к тому, что международному сообществу будет показана преемственность поколений в отношении своего видения будущего Южной Осетии. По итоговым данным ЦИК – в голосовании приняло участие 95,1% от общего количества избирателей. При этом путь к независимости и международному признанию страны подтвердило 99,8% голосовавших.
Ровно через пять лет и один день (13 ноября 2011 года) состоялся четвертый референдум в истории нашей страны, который, как уже было сказано, прошел параллельно с четвертыми президентскими выборами. На всенародное обсуждение выносился вопрос придания русскому языку статуса государственного языка. Это был, пожалуй, единственный референдум, проводить который просто не имело смысла – данный вопрос не стоял сколь либо остро, и, по мнению многих, вообще не нуждался во всенародном обсуждении – тот факт, что все делопроизводство страны и так велось на русском языке тому подтверждение. Всплыл же он в середине года и в какой-то мере искусственно.
Итоги президентских выборов 2011 года, думается, все хорошо помнят и будоражить память нет смысла. Напомним лишь, что «за» придание русскому языку государственного статуса проголосовало 83,4%, «против» – 16,4%. (0,2 – воздержались в своем решении). При этом, юго-осетинская интеллигенция, понимая, что в целом вопрос, безусловно, был проходным, заявляла, что процент проголосовавших «против» был явно заниженным.
Дата пятого всенародного плебисцита определена, хотя страна уже давно живет в его ожидании. При этом многие эксперты сходятся во мнении, что именно вопрос референдума станет локомотивом всего всенародного действа и положительно повлияет на количественный состав принявших участие в голосовании. От себя лишь добавим, что мы с вами, дорогие соотечественники, стоим перед великим событием!
Б. Харебов
А. Кочиев
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.