О социальной терминологии Нартского эпоса

О социальной терминологии Нартского эпосаОдним из показателей происхождения и этнической принадлежности первоначального ядра Нартского эпоса и территории его формирования, является, несомненно, ономастика кавказского эпоса о нартах. Наряду с историко-этнографической основой, лежащей в основе большинства общих сюжетов и циклов национальных версий «Нартиады», именно ономастика эпоса, в первую очередь — антропонимика, этнонимика, а также общие названия наиболее важных терминов социально-экономического или политического характера решает, в конечном счете, и наиболее дискутируемый в нартоведении вопрос о генезисе и формировании Нартского эпоса и его первоначального ядра.
К числу указанных выше разделов ономастики не в последнюю очередь относится социальная терминология нартских сказаний, наиболее полно представленная в Нартском эпосе осетин. В нартских сказаниях осетин нартский социум предстает как строго структурированное общество, состоявшее из трех органически соединенных между собой подразделений — военной аристократии, Ахсартаггата, жреческой прослойки, Алагата, и основной массы рядовых нартов, представленных родом Бората, олицетворявших собой производительную основу общества, скотоводов и земледельцев. В этом отношении трехфункциональное деление нартов полностью соответствовало аналогичному делению скифского общества, состоявшего из трех тесно связанных между собой социальных групп. В большинстве сказаний эта структура значится как Æртæ Нарты-«три нартских рода».
В подавляющем большинстве осетинских нартских сказаний виднейшие представители ведущего нартского рода Ахсартаггата, как правило, обозначаются термином хъалтæ-«гордецы». Наиболее четко и последовательно это прослеживается в цикле сказаний о Сырдоне, злом гении нартов, по образному определению В.И.Абаева. Так, в сказании «Урызмæг, Хæмыц и Созырыхъо» Сырдон, обращаясь непосредственно к Ахсартаггата, пригласившими его с собой в поход, использует исключительно сочетание Нарты хъалтæ-«нартские гордецы»: «Чтоб разрушалась ваша сила, нартские гордецы (нарты хъалтæ)»; «Куда вы делись, нартские гордецы (хъалтæ) («Нарты кадджытæ», IV,с.22-23). Аналогичную картину мы видим и в сказании «Поход нартских гордецов (хъалтæ) и Сырдона»: «Нартские гордецы обрезали губы у коня Сырдона…»; «Нартские гордецы смеются над Сырдоном». Когда ведущие нарты попали в плен к великанам и оказались пригвождены к скамьям, то, «великаны стали выбирать из нартских гордецов наиболее упитанных»; «Сырдон выпил горячую воду под прилипшими к скамейкам нартских гордецов». Поднялись нартские гордецы со скамеек, оставив на них куски кожи со своих ляжек (НК,IV,с.26-27).
Сочетание «Нарты хъалтæ» (Нартские гордецы) встречается и в других сказаниях, в которых оно также относится к нартской элите. Так, в одном из сказаний популярного в эпосе сюжета о взаимоотношениях Сослана – (Созырыхъо) с Ацæтæ родители, обращаясь к новорожденному Алымбегу ( в других вариантах – Тотразу), сокрушаются по поводу того, что «нартские гордецы» — (Нарты хъалтæ) вновь заставляют их принять участие в своеобразных «играх». Отказ от этих игр грозил печальными последствиями (НК, V,с.181). Эти же сочетания встречаются и в поэтической обработке нартских сказаний Ал.Кубалты как в оригинале, так и в русском переводе: «Дзырдтой иу (нартæн) сæ хъалтæ, хъæрæй; æз нартæн сæ хъалты кæд фенин; Нарты гордые кричали; не могу сносить насмешек нартов гордых…» (Къубалты, 1978, с.56-57, 59-60, 74-75,76).
Наряду с обозначением «Нарты хъалтæ» нартская элита в лице Ахсартаггатæ в сказаниях довольно часто называется также именем нартов – Нарт, преимущественно, и Нартæ. В связи с этим обращает на себя внимание, что обозначение именем нартов внутри нартского социума с его трехчастной структурой исключительно представителей руководящего рода практически встречается в тех же сказаниях, в которых встречается и номинация нарты хъалтæ-«нартские гордецы». Для примера приведем сказание Нарты балц – «Поход нартов» из цикла Сырдона, где говорится о походе Ахсартаггатæ, на который они пригласили и Сырдона: «Нарт æрымбырдысты…» (Нарты собрались…); «Уæртæ Нарт балцы цæуынц» (Вон Нарты идут в поход…); «Нарт æнхъæлмæ кæсынц» (Нарты ждут); «…Мах стæм Нарт…» (Мы — Нарты); «Сырдон… дзуры Нартмæ…» (Сырдон… говорит нартам); «Нарт загътой…» (Нарты сказали); «Сырдон фосы Нартмæ ныттардта. Нарт та цæттæ фос се, хсæн баиуæрстой» (Сырдон «пригнал скот к нартам, нарты же, поделили скот между собой) (НК, IV, с.92-95). Примеры эти далеко не единичны.
Не подлежит сомнению, что имя нартов, Нарт и Нартæ, служит в сказаниях общим названием Нартского общества и нартов в лице трех нартских родов в целом (Æртæ Нарты). На этом фоне обозначение внутри социума именем нартов исключительно рода Ахсартаггата требует естественно своего объяснения. Оно заключается прежде всего в том, что подтверждает уже высказывавшееся в нартоведении мнение о том, что, во-первых, внутри трех нартских родов истинными нартами являются именно Ахсартаггатæ, олицетворявшие собой военную аристократию нартского социума. Во-вторых, данный факт равноценен доказательству аутентичности традиционной этимологии имени нартов как «воинов, рыцарей». При этом всегда легко можно определить, относится имя нартов к трем нартским родам (Нартон адæм, Нарт, Нартæ) в целом или исключительно к правящему роду Ахсартаггата.
Наряду с номинациями нарты хъалтæ и нарт, ясно указывающими на высокий социальный статут или обозначаемыми, в нартских сказаниях довольно часто встречается и наименование гуыппырсартæ (дигор. «гуппургинтæ»). Как правило, это наименование прилагается к представителям правящего клана. К примеру, в сказании «Как Батраз спас Уырызмага» говорится: «Гуыппырсары (рода) Ахсартаггата ушли в поход. В селении остался только старый Уырызмаг. Долго не возвращались нартские гуыппырсары» (НК, 3, с.103). Встречается оно практически в тех же сказаниях, что и вышеупомянутые нарты хъалтæ или нарт, являясь фактически их синонимами. Особенно ярко это проявляется в цикле сказаний о Сырдоне, преимущественно в вариантах весьма популярного как в указанном цикле, так и в нартских сказаниях в целом, в сюжете об участии Сырдона в одном из походов (балцов) представителей Ахсартаггатæ.
Весьма показательно в этой связи, что круг этих сказаний объединяется под общим названием «Поход (балц) Сырдона и нартских гуыппырсаров» (НК, 4, с.20), в первом из которых в роли нартских гуппургинов, как правило, выступают те же Урузмаг, Сослан и Хамыц (НК,3, с.151). В одном из дигорских вариантов говорится, что как-то «нартские гуппургины — Хамиц, Урузмаг и Сослан замыслили пойти в поход за добычей» (НК, 4, с.69). В другом варианте, в рассказе о собрании нартов, на «Большом Ныхасе верхних нартов», нарты в конце рассказа названы гуппургинами (НК, 4, с.235, 236). В некоторых дигорских сказаниях нартские гуппырсары Уырызмаг, Хамыц и Созырыхъо одновременно называются как «нарты хъалтæ», так и просто нартами (нарт) — (НК, 4, с.20-26). В одном из сказаний о Сырдоне говорится, что в один из праздников Сырдон пригласил к себе «нартских старейшин-гуыппырсаров», которые затем упоминаются просто как нарты. (НК, 4, с.258-259). Примеры эти не единичны. В некоторых сказаниях упоминаются также некие егуппыртæ (егуппыры), имя которых возможно является искаженным вариантом имени тех же гуыппырсаров (НК, 4, с.155, 549-550, 552).
В отличие от названий «нарты хъалтæ» и «нарт» (нартские гордецы и нарты), имеющих четкую социальную семантику, термин «гуыппырсæр» явно связан с какой-то физической особенностью его носителей. Об этом ясно свидетельствует, в частности, наличие в конце этого термина слова сæр «голова», определением к которому служит гуыппыр. В.И.Абаев отмечает семантическую идентичность этого термина с «вожаками Нартов» и нартовскими «тузами, т.е. в конечном счете — с Ахсартаггата». Что касается первой части этого слова, то «она входит в группу слов со значением выпуклый, выдающийся и пр.» (ИЭС, 1,с.531). В «Толковом словаре осетинского языка оба этих слова характеризуются также, как «могучий, видный, знатный» (т.2.с.207-208).
Эти определения, бесспорно верные семантически, тем не менее, не могут считаться безупречными с точки зрения их этимологии. Несмотря на это, имеющиеся в нашем распоряжении сведения письменных источников дают, на наш взгляд, хорошую возможность для решения вопроса о происхождении этой важной номинации Нартского эпоса, независимо от ее точной этимологии. По-русски это название можно условно переводить как «шишкоголовые», указывающее на их высокое социальное положение.
Нам уже приходилось обращать внимание на одно любопытное сообщение латинского автора II в.н.э. Зенобия о том, что сираки, одно из сармато-аланских племен, дают царский венец «самому рослому или по словам некоторых, имеющих самую длинную голову» (выдел.нами – Ю.Г.). Исходя из этого, я высказал тогда предположение о том, что данное сообщение свидетельствует о бытовании у сираков обычая деформации черепа – «обычая, получившего несколько позднее столь широкое распространение у алан» (Гаглойти, 1962, с.88). Вряд ли надо особо доказывать, что в этом отношении сираки не могли быть исключением среди родственных им сармато-аланских племен (язигов, аорсов, роксолан, аланорсов), это хорошо подтверждается данными археологии. Согласно этим данным, обычай искусственной деформации черепов был широко распространен в период поздней античности и раннего средневековья на обширных пространствах Евразии, в том числе и у сарматов.
Вышеизложенный материал, на наш взгляд, дает полное основание полагать, что термин гуыппырсæр (гуппургин) в Нартском эпосе является отражением обычая искусственной деформации черепа у сармато-аланских племен. На это в частности, указывает и сама семантика этого термина, ясно указывающая на какую-то особенность строения головы у носителей этого названия, гуыппыр, определяющего эту особенность. Об этом же свидетельствует и суффикс – гин, сохранившийся в дигорском гуппургин, идентичный иронскому — джын и указывающий «на содержание чего-либо или обладание чем-либо» (Абаев, 1962, с.611). К большому сожалению, этимология самого определения «гуппыр» в рассматриваемом названии остается пока не совсем проясненной.
Наряду с номинациями «нарты хъалтæ» и «гуыппырсæртæ» применительно к Ахсартаггатæ в нартских сказаниях осетин периодически встречаются и другие определения. Это, к примеру, лучшие мужи нартов, нартская знать или знатные, нартские воины (хæстонтæ), князья наши, богатыри (богалтæ), виднейшие из нартов и т.д. Но эти названия, особенно по сравнению с уже рассмотренными выше названиями «нарты хъалтæ» и «гуыппырсартæ» настолько малочисленны и не характерны для сказаний в целом, что не дают оснований для выделения какого-то из них в особую категорию. Но они важны в том отношении, что практически все они относятся к нартам Ахсартаггатæ, лишний раз подтверждая тем самым руководящую роль этой фамилии (клана) в нартском социуме.
Из числа рассмотренных выше терминов для характеристики и выяснения социальной структуры нартов особое значение приобретает название «нарты хъалтæ». Заключается оно в первую очередь в том, что данная номинация имеет и персонифицированный характер в форме термина схъæл, фонетически и семантически идентичный термину хъал одно из основных значений которого также является определение «гордый». В нартских сказаниях осетин это определение, подобно вышеприведенным определениям, также прилагается исключительно к представителям рода Ахсартаггата. Встречается оно исключительно в вариантах сказания «О борьбе между нартами (Ахсартаггата) и Бората», одного из древнейших и популярнейших сюжетов осетинского Нартского эпоса. Из этого следует, что термин схъæл является персонифицированным обозначением тех же представителей рода Ахсартæггатæ, общим названием которых служит номинация хъалтæ, в обоих случаях обозначающая «гордецы». Следует отметить, что в этих сказаниях термин хъалтæ-«гордецы», в зависимости от контекста и отношения к представителям правящей фамилии Ахсартаггатæ, зачастую приобретает самые различные оттенки семантического характера – от иронии и сарказма до восхищения и поклонения. Однако в целом, термин хъалтæ носит ясно выраженный социальный характер, четко указывающий на ведущую роль носителей этого термина о триедином нартском социуме. Ни в одной из национальных версий Нартского эпоса данный термин не фиксируется.
Ю.Гаглойти, профессор, заслуженный деятель науки РЮО

Источник: http://south-ossetia.info/o-socialnoj-terminologii-nartskogo-eposa/
Все права защищены © МИА Южная Осетия Сегодня
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

Потолки

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***
Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30  
Энергоресур

Объявления

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия