О социальной терминологии Нартского эпоса
5 февраля 2017 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1631 просмотр]
Одним из показателей происхождения и этнической принадлежности первоначального ядра Нартского эпоса и территории его формирования, является, несомненно, ономастика кавказского эпоса о нартах. Наряду с историко-этнографической основой, лежащей в основе большинства общих сюжетов и циклов национальных версий «Нартиады», именно ономастика эпоса, в первую очередь — антропонимика, этнонимика, а также общие названия наиболее важных терминов социально-экономического или политического характера решает, в конечном счете, и наиболее дискутируемый в нартоведении вопрос о генезисе и формировании Нартского эпоса и его первоначального ядра.
К числу указанных выше разделов ономастики не в последнюю очередь относится социальная терминология нартских сказаний, наиболее полно представленная в Нартском эпосе осетин. В нартских сказаниях осетин нартский социум предстает как строго структурированное общество, состоявшее из трех органически соединенных между собой подразделений — военной аристократии, Ахсартаггата, жреческой прослойки, Алагата, и основной массы рядовых нартов, представленных родом Бората, олицетворявших собой производительную основу общества, скотоводов и земледельцев. В этом отношении трехфункциональное деление нартов полностью соответствовало аналогичному делению скифского общества, состоявшего из трех тесно связанных между собой социальных групп. В большинстве сказаний эта структура значится как Æртæ Нарты-«три нартских рода».
В подавляющем большинстве осетинских нартских сказаний виднейшие представители ведущего нартского рода Ахсартаггата, как правило, обозначаются термином хъалтæ-«гордецы». Наиболее четко и последовательно это прослеживается в цикле сказаний о Сырдоне, злом гении нартов, по образному определению В.И.Абаева. Так, в сказании «Урызмæг, Хæмыц и Созырыхъо» Сырдон, обращаясь непосредственно к Ахсартаггата, пригласившими его с собой в поход, использует исключительно сочетание Нарты хъалтæ-«нартские гордецы»: «Чтоб разрушалась ваша сила, нартские гордецы (нарты хъалтæ)»; «Куда вы делись, нартские гордецы (хъалтæ) («Нарты кадджытæ», IV,с.22-23). Аналогичную картину мы видим и в сказании «Поход нартских гордецов (хъалтæ) и Сырдона»: «Нартские гордецы обрезали губы у коня Сырдона…»; «Нартские гордецы смеются над Сырдоном». Когда ведущие нарты попали в плен к великанам и оказались пригвождены к скамьям, то, «великаны стали выбирать из нартских гордецов наиболее упитанных»; «Сырдон выпил горячую воду под прилипшими к скамейкам нартских гордецов». Поднялись нартские гордецы со скамеек, оставив на них куски кожи со своих ляжек (НК,IV,с.26-27).
Сочетание «Нарты хъалтæ» (Нартские гордецы) встречается и в других сказаниях, в которых оно также относится к нартской элите. Так, в одном из сказаний популярного в эпосе сюжета о взаимоотношениях Сослана – (Созырыхъо) с Ацæтæ родители, обращаясь к новорожденному Алымбегу ( в других вариантах – Тотразу), сокрушаются по поводу того, что «нартские гордецы» — (Нарты хъалтæ) вновь заставляют их принять участие в своеобразных «играх». Отказ от этих игр грозил печальными последствиями (НК, V,с.181). Эти же сочетания встречаются и в поэтической обработке нартских сказаний Ал.Кубалты как в оригинале, так и в русском переводе: «Дзырдтой иу (нартæн) сæ хъалтæ, хъæрæй; æз нартæн сæ хъалты кæд фенин; Нарты гордые кричали; не могу сносить насмешек нартов гордых…» (Къубалты, 1978, с.56-57, 59-60, 74-75,76).
Наряду с обозначением «Нарты хъалтæ» нартская элита в лице Ахсартаггатæ в сказаниях довольно часто называется также именем нартов – Нарт, преимущественно, и Нартæ. В связи с этим обращает на себя внимание, что обозначение именем нартов внутри нартского социума с его трехчастной структурой исключительно представителей руководящего рода практически встречается в тех же сказаниях, в которых встречается и номинация нарты хъалтæ-«нартские гордецы». Для примера приведем сказание Нарты балц – «Поход нартов» из цикла Сырдона, где говорится о походе Ахсартаггатæ, на который они пригласили и Сырдона: «Нарт æрымбырдысты…» (Нарты собрались…); «Уæртæ Нарт балцы цæуынц» (Вон Нарты идут в поход…); «Нарт æнхъæлмæ кæсынц» (Нарты ждут); «…Мах стæм Нарт…» (Мы — Нарты); «Сырдон… дзуры Нартмæ…» (Сырдон… говорит нартам); «Нарт загътой…» (Нарты сказали); «Сырдон фосы Нартмæ ныттардта. Нарт та цæттæ фос се, хсæн баиуæрстой» (Сырдон «пригнал скот к нартам, нарты же, поделили скот между собой) (НК, IV, с.92-95). Примеры эти далеко не единичны.
Не подлежит сомнению, что имя нартов, Нарт и Нартæ, служит в сказаниях общим названием Нартского общества и нартов в лице трех нартских родов в целом (Æртæ Нарты). На этом фоне обозначение внутри социума именем нартов исключительно рода Ахсартаггата требует естественно своего объяснения. Оно заключается прежде всего в том, что подтверждает уже высказывавшееся в нартоведении мнение о том, что, во-первых, внутри трех нартских родов истинными нартами являются именно Ахсартаггатæ, олицетворявшие собой военную аристократию нартского социума. Во-вторых, данный факт равноценен доказательству аутентичности традиционной этимологии имени нартов как «воинов, рыцарей». При этом всегда легко можно определить, относится имя нартов к трем нартским родам (Нартон адæм, Нарт, Нартæ) в целом или исключительно к правящему роду Ахсартаггата.
Наряду с номинациями нарты хъалтæ и нарт, ясно указывающими на высокий социальный статут или обозначаемыми, в нартских сказаниях довольно часто встречается и наименование гуыппырсартæ (дигор. «гуппургинтæ»). Как правило, это наименование прилагается к представителям правящего клана. К примеру, в сказании «Как Батраз спас Уырызмага» говорится: «Гуыппырсары (рода) Ахсартаггата ушли в поход. В селении остался только старый Уырызмаг. Долго не возвращались нартские гуыппырсары» (НК, 3, с.103). Встречается оно практически в тех же сказаниях, что и вышеупомянутые нарты хъалтæ или нарт, являясь фактически их синонимами. Особенно ярко это проявляется в цикле сказаний о Сырдоне, преимущественно в вариантах весьма популярного как в указанном цикле, так и в нартских сказаниях в целом, в сюжете об участии Сырдона в одном из походов (балцов) представителей Ахсартаггатæ.
Весьма показательно в этой связи, что круг этих сказаний объединяется под общим названием «Поход (балц) Сырдона и нартских гуыппырсаров» (НК, 4, с.20), в первом из которых в роли нартских гуппургинов, как правило, выступают те же Урузмаг, Сослан и Хамыц (НК,3, с.151). В одном из дигорских вариантов говорится, что как-то «нартские гуппургины — Хамиц, Урузмаг и Сослан замыслили пойти в поход за добычей» (НК, 4, с.69). В другом варианте, в рассказе о собрании нартов, на «Большом Ныхасе верхних нартов», нарты в конце рассказа названы гуппургинами (НК, 4, с.235, 236). В некоторых дигорских сказаниях нартские гуппырсары Уырызмаг, Хамыц и Созырыхъо одновременно называются как «нарты хъалтæ», так и просто нартами (нарт) — (НК, 4, с.20-26). В одном из сказаний о Сырдоне говорится, что в один из праздников Сырдон пригласил к себе «нартских старейшин-гуыппырсаров», которые затем упоминаются просто как нарты. (НК, 4, с.258-259). Примеры эти не единичны. В некоторых сказаниях упоминаются также некие егуппыртæ (егуппыры), имя которых возможно является искаженным вариантом имени тех же гуыппырсаров (НК, 4, с.155, 549-550, 552).
В отличие от названий «нарты хъалтæ» и «нарт» (нартские гордецы и нарты), имеющих четкую социальную семантику, термин «гуыппырсæр» явно связан с какой-то физической особенностью его носителей. Об этом ясно свидетельствует, в частности, наличие в конце этого термина слова сæр «голова», определением к которому служит гуыппыр. В.И.Абаев отмечает семантическую идентичность этого термина с «вожаками Нартов» и нартовскими «тузами, т.е. в конечном счете — с Ахсартаггата». Что касается первой части этого слова, то «она входит в группу слов со значением выпуклый, выдающийся и пр.» (ИЭС, 1,с.531). В «Толковом словаре осетинского языка оба этих слова характеризуются также, как «могучий, видный, знатный» (т.2.с.207-208).
Эти определения, бесспорно верные семантически, тем не менее, не могут считаться безупречными с точки зрения их этимологии. Несмотря на это, имеющиеся в нашем распоряжении сведения письменных источников дают, на наш взгляд, хорошую возможность для решения вопроса о происхождении этой важной номинации Нартского эпоса, независимо от ее точной этимологии. По-русски это название можно условно переводить как «шишкоголовые», указывающее на их высокое социальное положение.
Нам уже приходилось обращать внимание на одно любопытное сообщение латинского автора II в.н.э. Зенобия о том, что сираки, одно из сармато-аланских племен, дают царский венец «самому рослому или по словам некоторых, имеющих самую длинную голову» (выдел.нами – Ю.Г.). Исходя из этого, я высказал тогда предположение о том, что данное сообщение свидетельствует о бытовании у сираков обычая деформации черепа – «обычая, получившего несколько позднее столь широкое распространение у алан» (Гаглойти, 1962, с.88). Вряд ли надо особо доказывать, что в этом отношении сираки не могли быть исключением среди родственных им сармато-аланских племен (язигов, аорсов, роксолан, аланорсов), это хорошо подтверждается данными археологии. Согласно этим данным, обычай искусственной деформации черепов был широко распространен в период поздней античности и раннего средневековья на обширных пространствах Евразии, в том числе и у сарматов.
Вышеизложенный материал, на наш взгляд, дает полное основание полагать, что термин гуыппырсæр (гуппургин) в Нартском эпосе является отражением обычая искусственной деформации черепа у сармато-аланских племен. На это в частности, указывает и сама семантика этого термина, ясно указывающая на какую-то особенность строения головы у носителей этого названия, гуыппыр, определяющего эту особенность. Об этом же свидетельствует и суффикс – гин, сохранившийся в дигорском гуппургин, идентичный иронскому — джын и указывающий «на содержание чего-либо или обладание чем-либо» (Абаев, 1962, с.611). К большому сожалению, этимология самого определения «гуппыр» в рассматриваемом названии остается пока не совсем проясненной.
Наряду с номинациями «нарты хъалтæ» и «гуыппырсæртæ» применительно к Ахсартаггатæ в нартских сказаниях осетин периодически встречаются и другие определения. Это, к примеру, лучшие мужи нартов, нартская знать или знатные, нартские воины (хæстонтæ), князья наши, богатыри (богалтæ), виднейшие из нартов и т.д. Но эти названия, особенно по сравнению с уже рассмотренными выше названиями «нарты хъалтæ» и «гуыппырсартæ» настолько малочисленны и не характерны для сказаний в целом, что не дают оснований для выделения какого-то из них в особую категорию. Но они важны в том отношении, что практически все они относятся к нартам Ахсартаггатæ, лишний раз подтверждая тем самым руководящую роль этой фамилии (клана) в нартском социуме.
Из числа рассмотренных выше терминов для характеристики и выяснения социальной структуры нартов особое значение приобретает название «нарты хъалтæ». Заключается оно в первую очередь в том, что данная номинация имеет и персонифицированный характер в форме термина схъæл, фонетически и семантически идентичный термину хъал одно из основных значений которого также является определение «гордый». В нартских сказаниях осетин это определение, подобно вышеприведенным определениям, также прилагается исключительно к представителям рода Ахсартаггата. Встречается оно исключительно в вариантах сказания «О борьбе между нартами (Ахсартаггата) и Бората», одного из древнейших и популярнейших сюжетов осетинского Нартского эпоса. Из этого следует, что термин схъæл является персонифицированным обозначением тех же представителей рода Ахсартæггатæ, общим названием которых служит номинация хъалтæ, в обоих случаях обозначающая «гордецы». Следует отметить, что в этих сказаниях термин хъалтæ-«гордецы», в зависимости от контекста и отношения к представителям правящей фамилии Ахсартаггатæ, зачастую приобретает самые различные оттенки семантического характера – от иронии и сарказма до восхищения и поклонения. Однако в целом, термин хъалтæ носит ясно выраженный социальный характер, четко указывающий на ведущую роль носителей этого термина о триедином нартском социуме. Ни в одной из национальных версий Нартского эпоса данный термин не фиксируется.
Ю.Гаглойти, профессор, заслуженный деятель науки РЮО
Источник: http://south-ossetia.info/o-socialnoj-terminologii-nartskogo-eposa/
Все права защищены © МИА Южная Осетия Сегодня
К числу указанных выше разделов ономастики не в последнюю очередь относится социальная терминология нартских сказаний, наиболее полно представленная в Нартском эпосе осетин. В нартских сказаниях осетин нартский социум предстает как строго структурированное общество, состоявшее из трех органически соединенных между собой подразделений — военной аристократии, Ахсартаггата, жреческой прослойки, Алагата, и основной массы рядовых нартов, представленных родом Бората, олицетворявших собой производительную основу общества, скотоводов и земледельцев. В этом отношении трехфункциональное деление нартов полностью соответствовало аналогичному делению скифского общества, состоявшего из трех тесно связанных между собой социальных групп. В большинстве сказаний эта структура значится как Æртæ Нарты-«три нартских рода».
В подавляющем большинстве осетинских нартских сказаний виднейшие представители ведущего нартского рода Ахсартаггата, как правило, обозначаются термином хъалтæ-«гордецы». Наиболее четко и последовательно это прослеживается в цикле сказаний о Сырдоне, злом гении нартов, по образному определению В.И.Абаева. Так, в сказании «Урызмæг, Хæмыц и Созырыхъо» Сырдон, обращаясь непосредственно к Ахсартаггата, пригласившими его с собой в поход, использует исключительно сочетание Нарты хъалтæ-«нартские гордецы»: «Чтоб разрушалась ваша сила, нартские гордецы (нарты хъалтæ)»; «Куда вы делись, нартские гордецы (хъалтæ) («Нарты кадджытæ», IV,с.22-23). Аналогичную картину мы видим и в сказании «Поход нартских гордецов (хъалтæ) и Сырдона»: «Нартские гордецы обрезали губы у коня Сырдона…»; «Нартские гордецы смеются над Сырдоном». Когда ведущие нарты попали в плен к великанам и оказались пригвождены к скамьям, то, «великаны стали выбирать из нартских гордецов наиболее упитанных»; «Сырдон выпил горячую воду под прилипшими к скамейкам нартских гордецов». Поднялись нартские гордецы со скамеек, оставив на них куски кожи со своих ляжек (НК,IV,с.26-27).
Сочетание «Нарты хъалтæ» (Нартские гордецы) встречается и в других сказаниях, в которых оно также относится к нартской элите. Так, в одном из сказаний популярного в эпосе сюжета о взаимоотношениях Сослана – (Созырыхъо) с Ацæтæ родители, обращаясь к новорожденному Алымбегу ( в других вариантах – Тотразу), сокрушаются по поводу того, что «нартские гордецы» — (Нарты хъалтæ) вновь заставляют их принять участие в своеобразных «играх». Отказ от этих игр грозил печальными последствиями (НК, V,с.181). Эти же сочетания встречаются и в поэтической обработке нартских сказаний Ал.Кубалты как в оригинале, так и в русском переводе: «Дзырдтой иу (нартæн) сæ хъалтæ, хъæрæй; æз нартæн сæ хъалты кæд фенин; Нарты гордые кричали; не могу сносить насмешек нартов гордых…» (Къубалты, 1978, с.56-57, 59-60, 74-75,76).
Наряду с обозначением «Нарты хъалтæ» нартская элита в лице Ахсартаггатæ в сказаниях довольно часто называется также именем нартов – Нарт, преимущественно, и Нартæ. В связи с этим обращает на себя внимание, что обозначение именем нартов внутри нартского социума с его трехчастной структурой исключительно представителей руководящего рода практически встречается в тех же сказаниях, в которых встречается и номинация нарты хъалтæ-«нартские гордецы». Для примера приведем сказание Нарты балц – «Поход нартов» из цикла Сырдона, где говорится о походе Ахсартаггатæ, на который они пригласили и Сырдона: «Нарт æрымбырдысты…» (Нарты собрались…); «Уæртæ Нарт балцы цæуынц» (Вон Нарты идут в поход…); «Нарт æнхъæлмæ кæсынц» (Нарты ждут); «…Мах стæм Нарт…» (Мы — Нарты); «Сырдон… дзуры Нартмæ…» (Сырдон… говорит нартам); «Нарт загътой…» (Нарты сказали); «Сырдон фосы Нартмæ ныттардта. Нарт та цæттæ фос се, хсæн баиуæрстой» (Сырдон «пригнал скот к нартам, нарты же, поделили скот между собой) (НК, IV, с.92-95). Примеры эти далеко не единичны.
Не подлежит сомнению, что имя нартов, Нарт и Нартæ, служит в сказаниях общим названием Нартского общества и нартов в лице трех нартских родов в целом (Æртæ Нарты). На этом фоне обозначение внутри социума именем нартов исключительно рода Ахсартаггата требует естественно своего объяснения. Оно заключается прежде всего в том, что подтверждает уже высказывавшееся в нартоведении мнение о том, что, во-первых, внутри трех нартских родов истинными нартами являются именно Ахсартаггатæ, олицетворявшие собой военную аристократию нартского социума. Во-вторых, данный факт равноценен доказательству аутентичности традиционной этимологии имени нартов как «воинов, рыцарей». При этом всегда легко можно определить, относится имя нартов к трем нартским родам (Нартон адæм, Нарт, Нартæ) в целом или исключительно к правящему роду Ахсартаггата.
Наряду с номинациями нарты хъалтæ и нарт, ясно указывающими на высокий социальный статут или обозначаемыми, в нартских сказаниях довольно часто встречается и наименование гуыппырсартæ (дигор. «гуппургинтæ»). Как правило, это наименование прилагается к представителям правящего клана. К примеру, в сказании «Как Батраз спас Уырызмага» говорится: «Гуыппырсары (рода) Ахсартаггата ушли в поход. В селении остался только старый Уырызмаг. Долго не возвращались нартские гуыппырсары» (НК, 3, с.103). Встречается оно практически в тех же сказаниях, что и вышеупомянутые нарты хъалтæ или нарт, являясь фактически их синонимами. Особенно ярко это проявляется в цикле сказаний о Сырдоне, преимущественно в вариантах весьма популярного как в указанном цикле, так и в нартских сказаниях в целом, в сюжете об участии Сырдона в одном из походов (балцов) представителей Ахсартаггатæ.
Весьма показательно в этой связи, что круг этих сказаний объединяется под общим названием «Поход (балц) Сырдона и нартских гуыппырсаров» (НК, 4, с.20), в первом из которых в роли нартских гуппургинов, как правило, выступают те же Урузмаг, Сослан и Хамыц (НК,3, с.151). В одном из дигорских вариантов говорится, что как-то «нартские гуппургины — Хамиц, Урузмаг и Сослан замыслили пойти в поход за добычей» (НК, 4, с.69). В другом варианте, в рассказе о собрании нартов, на «Большом Ныхасе верхних нартов», нарты в конце рассказа названы гуппургинами (НК, 4, с.235, 236). В некоторых дигорских сказаниях нартские гуппырсары Уырызмаг, Хамыц и Созырыхъо одновременно называются как «нарты хъалтæ», так и просто нартами (нарт) — (НК, 4, с.20-26). В одном из сказаний о Сырдоне говорится, что в один из праздников Сырдон пригласил к себе «нартских старейшин-гуыппырсаров», которые затем упоминаются просто как нарты. (НК, 4, с.258-259). Примеры эти не единичны. В некоторых сказаниях упоминаются также некие егуппыртæ (егуппыры), имя которых возможно является искаженным вариантом имени тех же гуыппырсаров (НК, 4, с.155, 549-550, 552).
В отличие от названий «нарты хъалтæ» и «нарт» (нартские гордецы и нарты), имеющих четкую социальную семантику, термин «гуыппырсæр» явно связан с какой-то физической особенностью его носителей. Об этом ясно свидетельствует, в частности, наличие в конце этого термина слова сæр «голова», определением к которому служит гуыппыр. В.И.Абаев отмечает семантическую идентичность этого термина с «вожаками Нартов» и нартовскими «тузами, т.е. в конечном счете — с Ахсартаггата». Что касается первой части этого слова, то «она входит в группу слов со значением выпуклый, выдающийся и пр.» (ИЭС, 1,с.531). В «Толковом словаре осетинского языка оба этих слова характеризуются также, как «могучий, видный, знатный» (т.2.с.207-208).
Эти определения, бесспорно верные семантически, тем не менее, не могут считаться безупречными с точки зрения их этимологии. Несмотря на это, имеющиеся в нашем распоряжении сведения письменных источников дают, на наш взгляд, хорошую возможность для решения вопроса о происхождении этой важной номинации Нартского эпоса, независимо от ее точной этимологии. По-русски это название можно условно переводить как «шишкоголовые», указывающее на их высокое социальное положение.
Нам уже приходилось обращать внимание на одно любопытное сообщение латинского автора II в.н.э. Зенобия о том, что сираки, одно из сармато-аланских племен, дают царский венец «самому рослому или по словам некоторых, имеющих самую длинную голову» (выдел.нами – Ю.Г.). Исходя из этого, я высказал тогда предположение о том, что данное сообщение свидетельствует о бытовании у сираков обычая деформации черепа – «обычая, получившего несколько позднее столь широкое распространение у алан» (Гаглойти, 1962, с.88). Вряд ли надо особо доказывать, что в этом отношении сираки не могли быть исключением среди родственных им сармато-аланских племен (язигов, аорсов, роксолан, аланорсов), это хорошо подтверждается данными археологии. Согласно этим данным, обычай искусственной деформации черепов был широко распространен в период поздней античности и раннего средневековья на обширных пространствах Евразии, в том числе и у сарматов.
Вышеизложенный материал, на наш взгляд, дает полное основание полагать, что термин гуыппырсæр (гуппургин) в Нартском эпосе является отражением обычая искусственной деформации черепа у сармато-аланских племен. На это в частности, указывает и сама семантика этого термина, ясно указывающая на какую-то особенность строения головы у носителей этого названия, гуыппыр, определяющего эту особенность. Об этом же свидетельствует и суффикс – гин, сохранившийся в дигорском гуппургин, идентичный иронскому — джын и указывающий «на содержание чего-либо или обладание чем-либо» (Абаев, 1962, с.611). К большому сожалению, этимология самого определения «гуппыр» в рассматриваемом названии остается пока не совсем проясненной.
Наряду с номинациями «нарты хъалтæ» и «гуыппырсæртæ» применительно к Ахсартаггатæ в нартских сказаниях осетин периодически встречаются и другие определения. Это, к примеру, лучшие мужи нартов, нартская знать или знатные, нартские воины (хæстонтæ), князья наши, богатыри (богалтæ), виднейшие из нартов и т.д. Но эти названия, особенно по сравнению с уже рассмотренными выше названиями «нарты хъалтæ» и «гуыппырсартæ» настолько малочисленны и не характерны для сказаний в целом, что не дают оснований для выделения какого-то из них в особую категорию. Но они важны в том отношении, что практически все они относятся к нартам Ахсартаггатæ, лишний раз подтверждая тем самым руководящую роль этой фамилии (клана) в нартском социуме.
Из числа рассмотренных выше терминов для характеристики и выяснения социальной структуры нартов особое значение приобретает название «нарты хъалтæ». Заключается оно в первую очередь в том, что данная номинация имеет и персонифицированный характер в форме термина схъæл, фонетически и семантически идентичный термину хъал одно из основных значений которого также является определение «гордый». В нартских сказаниях осетин это определение, подобно вышеприведенным определениям, также прилагается исключительно к представителям рода Ахсартаггата. Встречается оно исключительно в вариантах сказания «О борьбе между нартами (Ахсартаггата) и Бората», одного из древнейших и популярнейших сюжетов осетинского Нартского эпоса. Из этого следует, что термин схъæл является персонифицированным обозначением тех же представителей рода Ахсартæггатæ, общим названием которых служит номинация хъалтæ, в обоих случаях обозначающая «гордецы». Следует отметить, что в этих сказаниях термин хъалтæ-«гордецы», в зависимости от контекста и отношения к представителям правящей фамилии Ахсартаггатæ, зачастую приобретает самые различные оттенки семантического характера – от иронии и сарказма до восхищения и поклонения. Однако в целом, термин хъалтæ носит ясно выраженный социальный характер, четко указывающий на ведущую роль носителей этого термина о триедином нартском социуме. Ни в одной из национальных версий Нартского эпоса данный термин не фиксируется.
Ю.Гаглойти, профессор, заслуженный деятель науки РЮО
Источник: http://south-ossetia.info/o-socialnoj-terminologii-nartskogo-eposa/
Все права защищены © МИА Южная Осетия Сегодня
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.