Возрождение солнца и начало нового времени
27 декабря 2016 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [948 просмотров]
Начало аграрного календаря осетин было принято приурочивать ко времени наступления зимнего солнцестояния. Так как рождение солнца, смерть и воскресение солнца являлись важнейшими вехами в трудовой деятельности земледельца.
Первый праздник зимнего цикла — «цыппурс» справлялся ровно за одну неделю до наступления Нового года. Этимологический термин «цыппурс» восходит к иранскому «catvarsat», что означает «сорок». Происхождение этого названия объясняется тем, что в историческом прошлом наступлению «цыппурс» предшествовал 40-дневный пост. Кроме того, название это говорит о древних корнях праздника. Лингвистическими изысканиями В. И. Абаев установил, что в дохристианском календаре алан празднику «цыппурс» соответствовал праздник огня — «æртхурон» — языческий предшественник Рождества и Нового года. В предшествующий «цыппурс» период осетины соблюдали пост протяженностью от двух-семи дней до четырех недель.
Рождественский пост широко распространенное явление во всем христианском мире и соблюдается с целью очищения от зла накануне наступающего Нового года.
Кроме того, в «цыппурс» поминались покойники. В ближайшую к празднику субботу в память об ушедших близких члены семьи разводили три костра.
В праздник «цыппурс» детей приводили в святилища и молились прося небесного покровительства своим детям, устраивали пиршества в честь новорожденных мальчиков. Мальчики постарше отправлялись к пастуху, «выпрашивали» у него козленка, закалывали его и устраивали пирушку. Голову и шкуру козла обменивали на мед. В некоторых местах Осетии накануне «цыппурс» юноши собирали в лесу репейник, ставили его на косяки дверей, на окна, на зернохранилище, у входа в жилье и хозяйственные помещения и т. д. Кроме того, после захода солнца каждый во дворе зажигал костер: бросали туда жир, прыгали через него и т. д. Огни костра «не только означало начавшееся «разгорание» солнца, но и начало нового аграрного года, начало годового цикла сельскохозяйственных работ». В «цыппурс» радовались гостям, у которых, как говорили осетины, была «хорошая нога».
В своей молитве за праздничным столом старший, наряду с пожеланиями обильного урожая в наступающем году, обращался к «цыппурс» и как к духу-покровителю нартов («нарты дуаг»), который будет помогать во всех жизненно-важных вопросах.
В этот вечер с приношениями обходили хозяйственные помещения. В хлев первым заходил тот из членов семьи, который слыл самым добрым и удачливым. Он заносил с собой охапку сена и кормил поочередно каждое животное. Затем в хлев заходил старший, произносил молитву, в которой благословлял домашний скот. Двери хлева прочно закрывались (затыкались даже щели) и ставили колючки на косяке (чтобы злые силы не проникли в хлев). С той же целью обводили кинжалом вокруг дома, хлева. Снаружи у дверей ставили наполненную сеном корзину — чтобы корма всегда было в достатке. Обряды, сопровождающие «цыппурс», были тождественны новогодним. О родстве этих двух праздников свидетельствует и второе, равнозначное название «цыппурс» — «ног азы сæр».
Праздник, «цыппурс» восходит к дохристианским празднествам — поклонению солнцу и известен у многих народов. Он знаменовал период возрождения солнца — времени, когда с особой силой развертывались обряды, отразившие отношение народа к окружающей действительности. Возрождение солнца было началом нового времени года, оно обещало приход тепла и света.
По материалам Л.А.Чибирова
Источник: http://south-ossetia.info/vozrozhdenie-solnca-i-nachalo-novogo-vremeni/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
Первый праздник зимнего цикла — «цыппурс» справлялся ровно за одну неделю до наступления Нового года. Этимологический термин «цыппурс» восходит к иранскому «catvarsat», что означает «сорок». Происхождение этого названия объясняется тем, что в историческом прошлом наступлению «цыппурс» предшествовал 40-дневный пост. Кроме того, название это говорит о древних корнях праздника. Лингвистическими изысканиями В. И. Абаев установил, что в дохристианском календаре алан празднику «цыппурс» соответствовал праздник огня — «æртхурон» — языческий предшественник Рождества и Нового года. В предшествующий «цыппурс» период осетины соблюдали пост протяженностью от двух-семи дней до четырех недель.
Рождественский пост широко распространенное явление во всем христианском мире и соблюдается с целью очищения от зла накануне наступающего Нового года.
Кроме того, в «цыппурс» поминались покойники. В ближайшую к празднику субботу в память об ушедших близких члены семьи разводили три костра.
В праздник «цыппурс» детей приводили в святилища и молились прося небесного покровительства своим детям, устраивали пиршества в честь новорожденных мальчиков. Мальчики постарше отправлялись к пастуху, «выпрашивали» у него козленка, закалывали его и устраивали пирушку. Голову и шкуру козла обменивали на мед. В некоторых местах Осетии накануне «цыппурс» юноши собирали в лесу репейник, ставили его на косяки дверей, на окна, на зернохранилище, у входа в жилье и хозяйственные помещения и т. д. Кроме того, после захода солнца каждый во дворе зажигал костер: бросали туда жир, прыгали через него и т. д. Огни костра «не только означало начавшееся «разгорание» солнца, но и начало нового аграрного года, начало годового цикла сельскохозяйственных работ». В «цыппурс» радовались гостям, у которых, как говорили осетины, была «хорошая нога».
В своей молитве за праздничным столом старший, наряду с пожеланиями обильного урожая в наступающем году, обращался к «цыппурс» и как к духу-покровителю нартов («нарты дуаг»), который будет помогать во всех жизненно-важных вопросах.
В этот вечер с приношениями обходили хозяйственные помещения. В хлев первым заходил тот из членов семьи, который слыл самым добрым и удачливым. Он заносил с собой охапку сена и кормил поочередно каждое животное. Затем в хлев заходил старший, произносил молитву, в которой благословлял домашний скот. Двери хлева прочно закрывались (затыкались даже щели) и ставили колючки на косяке (чтобы злые силы не проникли в хлев). С той же целью обводили кинжалом вокруг дома, хлева. Снаружи у дверей ставили наполненную сеном корзину — чтобы корма всегда было в достатке. Обряды, сопровождающие «цыппурс», были тождественны новогодним. О родстве этих двух праздников свидетельствует и второе, равнозначное название «цыппурс» — «ног азы сæр».
Праздник, «цыппурс» восходит к дохристианским празднествам — поклонению солнцу и известен у многих народов. Он знаменовал период возрождения солнца — времени, когда с особой силой развертывались обряды, отразившие отношение народа к окружающей действительности. Возрождение солнца было началом нового времени года, оно обещало приход тепла и света.
По материалам Л.А.Чибирова
Источник: http://south-ossetia.info/vozrozhdenie-solnca-i-nachalo-novogo-vremeni/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.