ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ! "Первый поезд в Южной Осетии. Маленький факт большой истории

27 июля 2017 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5886 просмотров]
Первый поезд в Южной Осетии. Маленький факт большой истории28 июля 1940 года сотни жителей г.Сталинир (название г.Цхинвал с 1931 года – прим.ред.) и окрестных сел собрались на западной окраине города. И повод был замечательный. Все ждали прибытия первого поезда в столицу Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО).
Железнодорожный состав отправился по новому пути со станции грузинского города Гори. Вагоны и паровоз были украшены цветами и транспарантами. В поезде находились партийные и советские руководители автономии. Как только поезд миновал пограничную с Южной Осетией станцию Шиндиси, навстречу ему на конях выехали красные партизаны-участники становления Советской власти в Осетии. Весь путь до Сталинира сопровождался конной джигитовкой вдоль железнодорожного пути.
На железнодорожной станции Сталинира по обе стороны от рельсов собрались сотни людей. Многие приехали из отдаленных горных селений на арбах и телегах. И вот, наконец, паровоз в клубах пара вкатил железнодорожный состав на станцию. Оркестр играл туш, с постамента убранного красным кумачом произносились пламенные речи, а на соседней поляне накрывались столы, уставленные пирогами, пивом и мясом. Народные празднества по случаю знаменательного события продолжались три дня.
Открытие движения по новой железнодорожной магистрали должно было состояться 8 июня – в День советизации Южной Осетии. Причина – в задержке возведения моста через реку Куру. Вообще же строительство железнодорожного пути Гори-Цхинвал началось в 1939 году, и закончилась в июле 1940 года, все равно на год изначально запланированного срока. Строительство велось методом народной стройки. Железная дорога протянулась на 33 км и обошлась в 23 млн.рублей. На всем ее протяжении имеется 48 искусственных сооружений – станции, переходы, эстакады и мосты.
Работа на начальном этапе тормозилась, причиной этому послужили нехватка в рабочей силе, отсутствие механизмов и перебои в финансировании. Дело в том, что местные организации Горийского района отказали в выделении рабочих из колхозов, даже в свободное от полевых работ время. Навербованные же на узловых станциях страны рабочие, по приезду на место и выдаче им аванса и постельных принадлежностей, на второй же день исчезали вместе с выделенным бельем. Да и вообще, несмотря на то, что на строительстве железной дороги Гори-Сталинир, в отличие от других строек, были лучшие бытовые условия, бесперебойное снабжение хлебом (в 1939 и 1940 гг. хлеба продавалось значительно меньше потребности) и промтоварами, которыми снабжались как из Юго-Осетии, так и непосредственно из Москвы, все же текучесть продолжалась.
В начале февраля 1940 года областной комитет партии ЮОАО создал комиссию по проверке работы Стройуправ-ления железнодорожной линии Гори-Сталинир для определения конкретных мероприятий по усилению темпов строительства дороги. Один из организаторов строительства, талантливый осетинский инженер Умар Кочиев на пленуме областного комитета партии (Обкома) поставил вопрос о массовом привлечении колхозников на выполнение трудоемких земляных работ, которые в основном приходилось производить вручную. Подробно ознакомив членов пленума с планом работ на 1940 год, У.Кочиев напомнил, что в 1938 году был построен Большой Ферганский канал колхозниками Узбекистана и Таджикистана, протяженностью 270 км. При этом партия придала этому событию настолько исключительное значение, что даже первые секретари ЦК республик на время массового выхода колхозников были прикреплены к строительству. На это выступление резко высказался первый секретарь Сталинирского райкома Александр Цховребов: «Товарищ Кочиев хочет, чтобы ему земляное полотно построили колхозники Юго-Осетии, и при этом, чтобы Цховребов был у него замполитом. Не выйдет это, товарищ Кочиев! Надо самим поработать!».
Однако, предложения У.Кочиева пленумом было принято и всем четырем районам области было рекомендовано вывести колхозников на строительство дороги с 25 февраля, в количестве 600 человек.
Ввиду того, что работы производились вручную, было доставлено необходимое количество носилок, лопат, кирок и ломов. Для размещения колхозников были поставлены палатки, сняты помещения у населения в близлежащих селах. По трассе организованы дополнительные пункты питания и медпомощи. Колхозники шли на стройку организованно, с лозунгами и песнями. Вместо ожидаемых 600 человек, колхозников прибыло на трассу… свыше 7000 человек! Таким образом, уже к концу марта 1940 года земляное полотно, в основном, было готово.
…На торжества по случаю открытия движения поездов по дороге Гори-Сталинир были приглашены многочисленные гости из союзных республик и Северной Осетии. Много гостей прибыло из Тбилиси. К торжествам было специально сварено осетинское пиво под руководством знатного пивовара Николая Медоева. После окончания митинга гостей пригласили на обед в ресторан при гостинице «Ирыстон». А вечером состоялось торжественное заседание в здании драматического театре им. К. Хетагурова.
Приказам Народного Комиссара Путей Сообщения от 28 декабря 1940 года железнодорожная линия Гори-Сталинир была принята в постоянную эксплуатацию и включена в сеть Закавказской железной дороги (ЗКВЖД), т.е. в сеть железных дорог Советского Союза.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ! "Первый поезд в Южной Осетии. Маленький факт большой истории

Первый поезд в Южной Осетии. Маленький факт большой истории
Митинг по поводу прибытия первого поезда 1940 г. На трибуне первый секретарь юго-осетинского Обкома компартии В. Цховребашвили и председатель Облисполкома В.Хубаев.


18830602_139828083232433_231826662302416896_n.mp4 [3.33 Mb] (cкачиваний: 104)

Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
11 августа 2016 10:00
Примечательно, что в этот же день 28 июля 1940 года был открыт памятник Коста Хетагурову в сквере Коста.

--------------------
11 августа 2016 14:11
Поезды ныхыл швили та") Всю жизнь на адам астам -швили-та или -Ев- та..( Ирон мыгкаг слабо у фыссын! задумайтесь.
27 июля 2017 18:37
ДА,НОСТАЛЬГИЯ ПО СЛАВНЫМ ВРЕМЕНАМ,ТОГДА И РАДОСТЬ БЫЛА НАСТОЯЩЕЙ И ЛЮДИ БЫЛИ ЧИСТЫЕ И ОТНОШЕНИЯ НОРМАЛЬНЫЕ. А ЧТО СЕЙЧАС? ПУСТОТА!
27 июля 2017 20:06
inaldo, сейчас подлость и действительно пустота

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР ЮОГУ
Акция. Лучший кадр

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Январь 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

полезно знать...

Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене

 Мегафон


Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Объявления

Сдаются комнаты посуточно для строителей . Условия средние, плата низкая. Отдельные комнаты. Имеется душевая с постоянным горячим водоснабжением. Дом в процессе ремонта. Стоимость проживания – 500 рублей в сутки. При проживании более 5 суток действует система скидок. Дом в центре города , тел для справок : 8(929)812 82 42. Спросить Виталия.
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Приветствие у Осетин Алан