Фамильные Ныхасы как новая форма общественного объединения
30 мая 2016 Общество [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1541 просмотр]
Фамильные Ныхасы как новая форма общественного объединенияОсетинский народ, как и любая этническая общность, подразделяется на группы. Это разделение происходит по территориальному признаку (Северная, Центральная, Южная части Осетии), далее по ущельному разделению: Куртатинское, Алагирское, Дигорское, Ксанское, Кударское и другие ущелья. Жителей этих ареалов отличают особенности диалекта, говоров, наречий, культурных особенностей. Это то, что нас разделяет.
Главным объединяющим моментом, кроме, конечно же, принадлежности к одной национальности, является фамилия. В настоящее время в Осетии насчитывается более 2 500 фамилий, одни из них состоят из десятков тысяч представителей, другие насчитывают не более сотни. Помимо самой фамилии существуют еще и родственные фамилии-æрвадæлтæ. Это фамилии, которые выделились из существующей ранее фамильной общности. Между подобными фамилиями установлены близкие отношения,одно из проявлений этого – запрет на заключение межфамильных браков. В среднем каждая осетинская фамилия имеетдве или три такие родственные фамилии-æрвадæлтæ.Но есть фамилии-æрвадæлтæ, которые в своем объединении включают до десятка фамилий. Например, фамилия Джиоевых/Гиоевых.
Вторая форма этой фамилии – Гиоевы – на юге Осетии не встречается, но считается, что это одна фамилия. Фамильный куывд (праздник) в селении Регах РСО-Алания отмечается совместно. Хотя есть и мнение о том, что это разные фамилии, даже не родственные. Более того, Джиоевы (Джиотæ) относятся к историческому колену Кусæгонтæ, а Гиоевы (Гиотæ) – к колену своего общего предка Хетага. Между тем, очень близкой к фамилии Джиотæ являются Хуыбылтæ (Хубуловы), женщин из рода Джиоевых до сих пор называют Хуыбылон, то есть Хубулова.
В настоящее время набирает силу новая тенденция – создание межфамильных объединения – Фамильных ныхасов. В апреле в г. Владикавказе состоялось расширенное заседание Президиума Международного общественного движения (МОД) «Высший Совет Осетин» с участием председателей фамильных ныхасов, где было принято Положение о фамильном Ныхасе, а также Обращение к населению Осетии с призывом сплочения всех здоровых сил для решения кардинальных задач духовных и нравственных начал, соблюдения и совершенствования осетинских обычаев и традиций, сохранения и развития осетинского языка, улучшения демографической ситуации и т. д.
В работе заседания приняла участие и делегация юго-осетинского отделения «Высший Совет Осетин» в составе: председателя юго-осетинского отделения МОД «Высший Совет Осетин» (ВСО) Гаглойти Р.Х., члена Координационного совета ВСО Битиева К.Г., председателя Комитета по фамильным Ныхасам юго-осетинского отделения ВСО Кочиева А.А., председателя Знаурского районного совета BCO Гатикоева В.Р., председателя Дзауского районного совета Санакоева В.Г.
Высшим органом управления в Осетии всегда было народное собрание – Ныхас. Слово «Ныхас» в переводе с осетинского языка и означает «народное собрание». Осетинский Ныхас – это многоступенчатая система выборных органов самоуправления. На сельском собрании могли присутствовать все мужчины. Преимущественное право голоса имели главы семей. Но на собрании представлять интересы своей семьи мог и юноша, если старшие отсутствовали или одряхлели.
В народных собраниях более высокого уровня участвовали выборные представители. Сельские сходы выдвигали депутатов на общий Ныхас своего родового колена (фыдыфырт). Три общеколенных собрания избирали депутатов в Ныхас гражданской общины. А оттуда посылали депутатскую группу в Верховный Ныхас всего общества. Он назывался Стыр Ныхас – Великое народное собрание.
По договору между обществами мог собраться и Стыр Ныхас всей Осетии, но это происходило редко – в случаях серьезной военной опасности или проведения жизненно важных международных переговоров.
Народное собрание было не только органом управления, но и незаменимой школой нравственности, красноречия, хороших манер, хозяйственного и политического опыта. Ныхас формировал общественное мнение, одобрял или порицал поступки членов общины. Главным правилом действий Ныхаса была полная гласность. Малейшее подозрение в бесчестных делах сразу обнародовалось и строго разбиралось. Открытое обсуждение исключало интриги и сплетни.
Ныхас выполнял функцию межпоколенной трансляции традиционной культуры, молодежь училась нормам народного этикета, приобретала хозяйственно-экологические познания, понимание своей культуры и истории.
В традиционном осетинском сообществе Ныхас играл роль своеобразного народного форума, исполняя определенные социальные функции общественной самоорганизации. В настоящее время изменилась форма организации Ныхас, но содержание и цели остаются прежними – регулирование отношений в общественной сфере неформальными методами. Сегодня в Осетии продолжают существовать различные формы объединений в рамках традиции Ныхас: сельские, районные, дворовые, а также фамильные ныхасы.
Основной целью и задачами фамильного Ныхаса являются: осуществление пропаганды духовных и нравственных начал в жизни фамилии и осетинского народа в целом; влияние на улучшение взаимопонимания среди членов фамилии, работа с молодежью и родителями по воспитанию молодежи в духе патриотизма, любви к Родине, готовности защитить ее в случае опасности; выявление лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами и нарушающих общественный порядок, проведение с ними индивидуальной работы, привлечение родителей и фамильных авторитетов к воспитанию нарушителей; контроль за учебой молодежи, их культурным развитием и нравственным воспитанием; поддержание связи со всеми сородичами, однофамильцами, проживающими в Осетии и за ее пределами.
На севере Осетии Фамильные ныхасы уже давно объединяют представителей осетинских фамилий, но для Южной Осетии это направление еще в стадии утверждения. К настоящему времени, как отметил председатель юго-осетинского отделения МОД «Высший Совет Осетин» Гаглойти Р.Х., на стадии формирования более десятка фамильных объединений. «Организация фамильных ныхасов в Осетии проходит на основе отдельного Положения о фамильном Ныхасе. При этом возникают нестандартные ситуации. Например, несколько фамилий являются родственными-арвадæлтæ, и возникает проблема, какой фамилией именовать фамильное объединение. Так, фамилии Джиоевых, Битиевых, Гассиевых, Магкоевых, Кокоевых соотносятся с коренной фамилией Хубуловых. Возникает дилемма: создавать для каждой фамилии свое объединение или общий фамильный ныхас Хубуловых? – рассказывает Р.Гаглойти.
Кроме того, как отметил Р.Гаглойти проблема и в территориальном нахождении Комитета фамильного ныхаса: в той части Осетии, откуда происходит фамилия или там где проживает наибольшее число ее представителей? И в этом вопросе порой возникают противоречия.
Пока что формирование фамильных ныхасов на юге Осетии не получило такого размаха как на Севере Осетии. Здесь идет скрупулезная работа. В настоящее время представлено намерение только 14 фамилий создать межфамильные объединения: Гаглоевы, Газзаевы, Габараевы, Гатикоевы, Битиевы, Джиоевы, Дудаевы, Догузовы, Козаевы, Кокоевы, Кочиевы (Хъоцытæ), Кочиевы (Коцтæ), Санакоевы и Хубуловы.
Для каждой фамилии, в рамках фамильного ныхаса, создается своеобразный паспорт. В нем указывается списочный состав, дата и место рождения членов объединения, домашний адрес, количество семей, контактные телефоны, фамильное святилище и т.д. Эта работа непростая. В ближайшем номере газеты мы предполагаем интервью с председателем ныхаса фамилии Кочиевых (Хъоцытæ) Алвери Кочиевым по вопросам создания такого общественного объединения.
В Южной Осетии наиболее распространенной является фамилия Джиоевых, после с небольшим отрывом идут Цховребовы и Тедеевы. Меньшим количеством на юге Осетии представлены фамилии Санакоевых, Плиевых, Гаглоевых, Габараевых, остальные фамилии значительно уступают в количественном отношении. Тем не менее, у каждой фамилии по-прежнему существует межфамильная общность, которую и призваны укрепить и развивать фамильные Ныхасы.
Роберт Кулумбегов
Главным объединяющим моментом, кроме, конечно же, принадлежности к одной национальности, является фамилия. В настоящее время в Осетии насчитывается более 2 500 фамилий, одни из них состоят из десятков тысяч представителей, другие насчитывают не более сотни. Помимо самой фамилии существуют еще и родственные фамилии-æрвадæлтæ. Это фамилии, которые выделились из существующей ранее фамильной общности. Между подобными фамилиями установлены близкие отношения,одно из проявлений этого – запрет на заключение межфамильных браков. В среднем каждая осетинская фамилия имеетдве или три такие родственные фамилии-æрвадæлтæ.Но есть фамилии-æрвадæлтæ, которые в своем объединении включают до десятка фамилий. Например, фамилия Джиоевых/Гиоевых.
Вторая форма этой фамилии – Гиоевы – на юге Осетии не встречается, но считается, что это одна фамилия. Фамильный куывд (праздник) в селении Регах РСО-Алания отмечается совместно. Хотя есть и мнение о том, что это разные фамилии, даже не родственные. Более того, Джиоевы (Джиотæ) относятся к историческому колену Кусæгонтæ, а Гиоевы (Гиотæ) – к колену своего общего предка Хетага. Между тем, очень близкой к фамилии Джиотæ являются Хуыбылтæ (Хубуловы), женщин из рода Джиоевых до сих пор называют Хуыбылон, то есть Хубулова.
В настоящее время набирает силу новая тенденция – создание межфамильных объединения – Фамильных ныхасов. В апреле в г. Владикавказе состоялось расширенное заседание Президиума Международного общественного движения (МОД) «Высший Совет Осетин» с участием председателей фамильных ныхасов, где было принято Положение о фамильном Ныхасе, а также Обращение к населению Осетии с призывом сплочения всех здоровых сил для решения кардинальных задач духовных и нравственных начал, соблюдения и совершенствования осетинских обычаев и традиций, сохранения и развития осетинского языка, улучшения демографической ситуации и т. д.
В работе заседания приняла участие и делегация юго-осетинского отделения «Высший Совет Осетин» в составе: председателя юго-осетинского отделения МОД «Высший Совет Осетин» (ВСО) Гаглойти Р.Х., члена Координационного совета ВСО Битиева К.Г., председателя Комитета по фамильным Ныхасам юго-осетинского отделения ВСО Кочиева А.А., председателя Знаурского районного совета BCO Гатикоева В.Р., председателя Дзауского районного совета Санакоева В.Г.
Высшим органом управления в Осетии всегда было народное собрание – Ныхас. Слово «Ныхас» в переводе с осетинского языка и означает «народное собрание». Осетинский Ныхас – это многоступенчатая система выборных органов самоуправления. На сельском собрании могли присутствовать все мужчины. Преимущественное право голоса имели главы семей. Но на собрании представлять интересы своей семьи мог и юноша, если старшие отсутствовали или одряхлели.
В народных собраниях более высокого уровня участвовали выборные представители. Сельские сходы выдвигали депутатов на общий Ныхас своего родового колена (фыдыфырт). Три общеколенных собрания избирали депутатов в Ныхас гражданской общины. А оттуда посылали депутатскую группу в Верховный Ныхас всего общества. Он назывался Стыр Ныхас – Великое народное собрание.
По договору между обществами мог собраться и Стыр Ныхас всей Осетии, но это происходило редко – в случаях серьезной военной опасности или проведения жизненно важных международных переговоров.
Народное собрание было не только органом управления, но и незаменимой школой нравственности, красноречия, хороших манер, хозяйственного и политического опыта. Ныхас формировал общественное мнение, одобрял или порицал поступки членов общины. Главным правилом действий Ныхаса была полная гласность. Малейшее подозрение в бесчестных делах сразу обнародовалось и строго разбиралось. Открытое обсуждение исключало интриги и сплетни.
Ныхас выполнял функцию межпоколенной трансляции традиционной культуры, молодежь училась нормам народного этикета, приобретала хозяйственно-экологические познания, понимание своей культуры и истории.
В традиционном осетинском сообществе Ныхас играл роль своеобразного народного форума, исполняя определенные социальные функции общественной самоорганизации. В настоящее время изменилась форма организации Ныхас, но содержание и цели остаются прежними – регулирование отношений в общественной сфере неформальными методами. Сегодня в Осетии продолжают существовать различные формы объединений в рамках традиции Ныхас: сельские, районные, дворовые, а также фамильные ныхасы.
Основной целью и задачами фамильного Ныхаса являются: осуществление пропаганды духовных и нравственных начал в жизни фамилии и осетинского народа в целом; влияние на улучшение взаимопонимания среди членов фамилии, работа с молодежью и родителями по воспитанию молодежи в духе патриотизма, любви к Родине, готовности защитить ее в случае опасности; выявление лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами и нарушающих общественный порядок, проведение с ними индивидуальной работы, привлечение родителей и фамильных авторитетов к воспитанию нарушителей; контроль за учебой молодежи, их культурным развитием и нравственным воспитанием; поддержание связи со всеми сородичами, однофамильцами, проживающими в Осетии и за ее пределами.
На севере Осетии Фамильные ныхасы уже давно объединяют представителей осетинских фамилий, но для Южной Осетии это направление еще в стадии утверждения. К настоящему времени, как отметил председатель юго-осетинского отделения МОД «Высший Совет Осетин» Гаглойти Р.Х., на стадии формирования более десятка фамильных объединений. «Организация фамильных ныхасов в Осетии проходит на основе отдельного Положения о фамильном Ныхасе. При этом возникают нестандартные ситуации. Например, несколько фамилий являются родственными-арвадæлтæ, и возникает проблема, какой фамилией именовать фамильное объединение. Так, фамилии Джиоевых, Битиевых, Гассиевых, Магкоевых, Кокоевых соотносятся с коренной фамилией Хубуловых. Возникает дилемма: создавать для каждой фамилии свое объединение или общий фамильный ныхас Хубуловых? – рассказывает Р.Гаглойти.
Кроме того, как отметил Р.Гаглойти проблема и в территориальном нахождении Комитета фамильного ныхаса: в той части Осетии, откуда происходит фамилия или там где проживает наибольшее число ее представителей? И в этом вопросе порой возникают противоречия.
Пока что формирование фамильных ныхасов на юге Осетии не получило такого размаха как на Севере Осетии. Здесь идет скрупулезная работа. В настоящее время представлено намерение только 14 фамилий создать межфамильные объединения: Гаглоевы, Газзаевы, Габараевы, Гатикоевы, Битиевы, Джиоевы, Дудаевы, Догузовы, Козаевы, Кокоевы, Кочиевы (Хъоцытæ), Кочиевы (Коцтæ), Санакоевы и Хубуловы.
Для каждой фамилии, в рамках фамильного ныхаса, создается своеобразный паспорт. В нем указывается списочный состав, дата и место рождения членов объединения, домашний адрес, количество семей, контактные телефоны, фамильное святилище и т.д. Эта работа непростая. В ближайшем номере газеты мы предполагаем интервью с председателем ныхаса фамилии Кочиевых (Хъоцытæ) Алвери Кочиевым по вопросам создания такого общественного объединения.
В Южной Осетии наиболее распространенной является фамилия Джиоевых, после с небольшим отрывом идут Цховребовы и Тедеевы. Меньшим количеством на юге Осетии представлены фамилии Санакоевых, Плиевых, Гаглоевых, Габараевых, остальные фамилии значительно уступают в количественном отношении. Тем не менее, у каждой фамилии по-прежнему существует межфамильная общность, которую и призваны укрепить и развивать фамильные Ныхасы.
Роберт Кулумбегов
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.