Аким Салбиев: «Из депрессивного кино я с радостью ухожу в театр!»

12 июня 2014 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5120 просмотров]
Аким Салбиев: «Из депрессивного кино я с радостью ухожу в театр!»Сорок лет назад легендарный МХАТовский спектакль «Соло для часов с боем», поставленный Олегом Ефремовым по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника, взорвал тогдашнюю театральную Москву. Ещё бы! На сцене блистали Ольга Андровская и Михаил Яншин, Алексей Грибов и Марк Прудкин, Виктор Станицын и тогда молодые Ирина Мирошниченко и Всеволод Абдулов.
В те времена осторожно говорили об этой теме. Одинокие, но не потерявшие нежность чувств и желания жить старики из дома престарелых, каждую пятницу собираются в доме своего давнего друга Франтишека Абеля. Этот дом для них – как остров надежды, поэтому так спешат туда пани Конти, Райнер, Хмелик и инспектор Мич. Они изо всех сил держатся друг друга. Всеми правдами и неправдами. И конечно, у каждого своё прошлое. К чему ворошить пепел прожитых лет, когда снег был белее белого?..
Спустя много лет, вряд ли появилась бы новая постановка на сцене Северо-Осетинского Государственного академического театра имени Владимира Тхапсаева, если бы известного российского кинорежиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста Северной и Южной Осетии Акима Салбиева не пригласили во Владикавказ Председателем жюри Международного театрального фестиваля «Сцена без границ».
Театральный дебют кинорежиссёра, выпускника ВГИКа, прославленной актёрско – режиссёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, за спиной которого большое количество художественных и документальных фильмов, получился ярким, свежим, душераздирающим, современным и таким нужным в сегодняшнем запутанном культурном пространстве. Европейская драматургия звучит на осетинском языке, французская музыка 60 – 70-х годов придаёт второе дыхание, в котором на сцене пиршествуют актёры, видевшие в те далёкие годы тот памятный спектакль.
Какой необыкновенный аромат горечи и воспоминаний придали актёры осетинского театра, в котором традиционно закрывают сезон лучшей постановкой года!

- Аким, мои поздравления, и жду Ваших комментариев к успеху.

- Об успехе не мне судить. Я пришёл в кино в конце 80-х, думал о фильмах, которые несут добро и радость, смех и послание. Не для денег я становился кинорежиссёром. Это сегодня ради заработка идут в профессию те, кто не знает даже о таких фильмах, как «Тихий Дон» моего Мастера, «Калина красная» Шукшина, «Чужие письма» Авербаха, «Пять вечеров» Михалкова.
За пять дней на фестивале «Сцена без границ» я посмотрел одиннадцать спектаклей. Вспомнил свои студенческие работы. А ведь сегодня у театра больше художественных возможностей, чем у кино! Я стал снимать реже – ну зачем мне это скучное, депрессивное кино? Моё предложение понравилось художественному руководителю театра Казбеку Губиеву. Пьесу перевели на осетинский язык. И все вместе окунулись в мир иллюзий, сказок и горечи. Мы как-то стали забывать о нашей жизни, и снимаем и ставим то, что никак не связано с нами нынешними.

- А Вы по-прежнему являетесь поклонником определённых театров?

- Вся эта любовь у меня закончилась в конце 80-х: Таганка, Современник, Ленком, Маяковка… В наши дни я смотрю выборочно, и уже не там. Знаете, я всё-таки сторонник актёрского театра. Это доставляет удовольствие зрителю, не унижает его. Зачем зрителю разгадывать режиссёрские ребусы?

- Вы знаете что-либо о судьбе драматурга Освальда Заградника?

- Он жив, здоров. Живёт в Братиславе. Ему чуть больше 80-ти. Мы с ним в контакте. Он меня благословил, и обрадовался, что его пьеса снова будет идти на российской сцене.
Я думаю, нам надо возвращаться к классике. В ней столько доброго и настоящего, человеческого, того, что сейчас мы стали игнорировать, ставя во главу угла современную псевдодраматургию. И Арбузов, и Розов сегодня куда важнее и понятнее, да и нужнее театру.
Осетинский театр имеет свою почти вековую историю. Здесь были мощные постановки. И по мировой драматургии, и по национальной. Культура остаётся там, где есть хорошие традиции.

- Аким, я так понимаю, что и в дальнейших творческих планах у Вас – театр?

- В кино всё сложно и запутанно! Эти гранты, субсидии и конкурсы… Они так порой лукавы и непрозрачны, что очень многие из моих коллег годами сидят и ждут. А театр – это здесь и сейчас! Пьеса, режиссёр, актёры, двухнедельный застольный период и – вперёд, на сцену! Ты не зависишь от многомилионных денег и продюсеров, техники и погоды, актёрских графиков и полусотенной съёмочной группы.
А мы во время постановки стали ближе и роднее. В стороне остались суета и повседневность быта. Именно поэтому многие мои старшие коллеги из кино часто обращаются к театру, чтобы остановиться и подумать. И выбрать для себя картины, написанные акварелью или маслом. Я намеренно не говорю об образах и биографиях персонажей, о сценографии и песнях моего детства. В театре это надо видеть. А в кино можно и пересказать. Но надо помнить, что каждый зритель в зале уже во время спектакля в душе пишет свою рецензию, а от этого актёр на сцене в ежесекундном тонусе, которым он плетёт кружева своей игры, заставляющей нас сопереживать, и снова становиться людьми, хотя бы на эти полтора часа. В тишине зала, без поп-корна и сопутствующих напитков.

- 15 июня сезон в Осетинском театре закрывается Вашим спектаклем «Башня надежды». Кстати, почему Вы поменяли название?

- Я ничего не изменил в драматургии. Добавил только каждому герою по монологу, чтобы история была связана с жизнью в наши дни. А поскольку Кавказ – Осетия – это страна, где до сих пор стоят фамильные башни, мне захотелось, чтобы этот спектакль дарил всем надежду на сохранение рода, сохранение любви и уважения к нашим старшим.

Я намеренно в начале назвал тех, кто играл эту замечательную пьесу в далёкие 70-е во МХАТе. Надеюсь, что нынешние зрители в Осетии и за её пределами запомнят имена удивительных и талантливых актёров, которые сегодня дарят нам своё искусство: Тамара Кабанова, Ахсарбек Бекмурзов, Роберт Битаев, Асахмат Айларов и молодые Индира Бацазова, Залина Галаова, Марат Скаев.


Александр Медведев
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.

Производство сайтов

Новости

«    Август 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

полезно знать...

Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене



Реклама на АЛАНИЯинформ

Объявления

Перевозки посылок Цхинвал-Москва-Цхинвал Выезд из Цхинвала: 1 числа. Прибытие в Москву: 3-4 числа. Выезд из Москвы: 5го утром. Доставка заказов из интернет-магазинов. Mercedes Sprinter. Максимальная длина товара: 4,4 м 1 кг –от 50руб Стаж перевозок по данному маршруту 2.5 года Тел.: +7(928) 857-55-50, +7(929) 8045531 Спросить Вову
***
Грузоперевозки в г.Москва. Каждого 1 и 15 числа месяца. Доставки поадресно. Более подробно по телефонам. т. 8-929-812-76-99 т. 8-929-805-55-60
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Æхсæнадæмон литературон преми «Булæмæргь»-ы премиалон сезон 2017 азы расидт