Сколько вариантов исполнения танца Симд есть?
30 марта 2014 Новости / Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5284 просмотра]
Симд в Осетии является одним из излюбленных народных танцев, особенно среди молодежи. Как и в других осетинских народных танцах, юноши темпераментно и легко выполняют технически сложные движения. Они держатся с достоинством, подчеркнуто вежливо их отношение к девушке. Во время танца юноша старается не допустить ошибки, которая может сделать его объектом насмешек, как со стороны молодежи, так и со стороны стариков, внимательно следящих за танцующими.
Симд интересен и по своему рисунку и по композиционному построению. Начинается он в умеренном темпе, но постепенно темп танца ускоряется. Исполняется он плавно, на высоких полупальцах, корпус все время подтянут. Число исполнителей должно быть четным.
В старину существовало несколько разновидностей «Симда», большинство которых в настоящее время забыто. Но своеобразный эпический образный строй старинных симдов сохранился в современном «Симде», в нем нашли свое отражение и их отдельные хореографические фрагменты и движения.
Симд нартов (двухэтажный симд)
Под этим названием танцевался под Новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, который отличались и силой, и ловкостью.
Построение симда:
а) нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо медленно, а затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до двухсот и более человек. Участвовала вся округа;
б) верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние, держась за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Когда верхний этаж уже стоял полностью на плечах нижних, запевалась песня, и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причем, верхние, обращаясь к нижним, припев завершали словами: «Поклонитесь нам» («Бакувут!»). На что нижние отвечали верхним: «Чтобы вы полетели вниз!»(«Далама архаут!»).
Старики рассказывали, что предки осетин «подлинные нарты» для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе вверх на плечи бычков и молодых жеребят. Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда. Посреди огромного живого круга на кострах. В огромных котлах варилось мясо и пиво для угощения танцующих.
Нижние танцоры выпивали с рогов или чаш, которые «урдуг истгута» (прислуживавшие) вливали им прямо в рот, а верхний ряд получал наверх на руки питье из рогов и чаш, так как одну руку танцор всегда мог освободить, левую или правую.
Тымбыл симд
Круговой симд этот включал в себя и мужчин, и женщин, среди которых имелись запевалы. Попеременно, то мужчины, то женщины запевали. Женщины стояли вперемежку с мужчинами. Мужчина брал под руку женщину. Становилось в круг одинаковое количество и женщин, и мужчин. Танец начинался медленно поступательным движением — вправо, а затем влево. Во время танца исполнялась песня, которую вел запевала, а характерный припев подхватывал хор словами: «О, райда, ой, райда!». Танцоры, получив от хозяйки обильное угощение — «нуаз» и прочее — продолжали танец до утра. В центре круга стояла молодежь с дощечками и хлопала в такт танцующим.
Симд старинный (нагуай симд)
Выстраивалась шеренга: девица, мужчина-девица, мужчина и т.д. Мужчина брал под руку девицу, затем правая нога танцорами выдвигалась немного вперед. В таком виде живая стена танцоров вправо двигалась до момента, когда первая пара танцоров выходила из общего ряда в перпендикулярном к шеренге направлении.
Выдвинув вперед правую, танцор левую свою ногу ставил почти в уровень пятки правой ноги.
1. Правая нога, левая. Второе движение соответствовало отрыву правой ноги с места сильно вправо с легким кругообразным движением.
2. После чего левая нога опять заступала свою место, чтобы продолжать также двигаться вперед.
3. Музыкальный мотив, мелодически спокойный и тяжелый, предписывал танцорам такое же медленное и величавое движение. Общее впечатление от двигавшихся друг за другом пар получалось — движение морских волн, медленно набегавших друг на друга.
4. Первая вышедшая из шеренги пара (мужчина с левой стороны) приходит к конечному пункту шеренги и, становясь в прежнее положение, медленно подвигается вправо, пока таким же образом подойдут другие пары.
Симд старинный (более сложный)
Общая канва симда предыдущего (старинного) остается. Общее впечатление создавалось от массы танцоров — огромное волнение волн, так как пары меняли свои места самым разнообразным видом. Симд этот требовал и от мужчины, и от девицы точного выполнения «па», так как неопытный танцор мог легко затеряться в общей массе. Оба эти старинные симды танцевались в 1860-1870-х годах по объяснению стариков Цыппу Байматова и Левана Бегизова.
Симд простой на одной ноге
Выход первой пары из шеренги. Получался обыкновенный шаг, начинавшийся с правой ноги. Музыка для этого симда имела быстрый темп и создавалось впечатление скорого бега танцоров в отличие от медленных симдов, более старинных. Симды эти процветали в 1880-1890-х годах. Таким образом, в смысле ускорения темпов и сокращения сложных «па» народ переходит к самому простому рисунку — прямолинейному танцу. В дальнейшем в 1900-х годах и позже преобладает всюду этот упрощенный, но ускоренный симд.
Симд «Сандрак»
Как показывает само название этого симда, он пришел в Осетию откуда-то извне от западных соседей. Несмотря на его пришлость, он держался долго в народе, подкупая, видимо, своей живостью и непосредственностью движений ног главным образом, так как руки оставались в обычном для симдов положении.
Сандрак № 1
1. Выстраивалась шеренга пар танцоров. С началом музыки вся шеренга начинала танец на месте, почти не двигаясь ни вправо, ни влево.
2. Движение ног на месте по определенному порядку, попеременно выбрасывая слегка в сторону носок.
3. Движение делалось очень быстро. Когда, таким образом, вся стена танцоров приходила на месте в быстрое колыхание, первая пара начинала отделяться от общей шеренги, не теряя взятого в танце темпа:
а) пятки почти касались друг друга,
б) носки выбрасывались влево и вправо; носок правой ноги — направо, носок левой ноги — налево.
Сандрак №2 (более поздний)
Общая (парная) шеренга танца сохранялась, но движение общей массы на месте исчезает и появляется легкий удар правой ногой на месте.
Рисунок общего танца получался зигзагообразной линией. Означенный танец бытовал уже в 1900-х годах.
Симд интересен и по своему рисунку и по композиционному построению. Начинается он в умеренном темпе, но постепенно темп танца ускоряется. Исполняется он плавно, на высоких полупальцах, корпус все время подтянут. Число исполнителей должно быть четным.
В старину существовало несколько разновидностей «Симда», большинство которых в настоящее время забыто. Но своеобразный эпический образный строй старинных симдов сохранился в современном «Симде», в нем нашли свое отражение и их отдельные хореографические фрагменты и движения.
Симд нартов (двухэтажный симд)
Под этим названием танцевался под Новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, который отличались и силой, и ловкостью.
Построение симда:
а) нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо медленно, а затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до двухсот и более человек. Участвовала вся округа;
б) верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние, держась за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Когда верхний этаж уже стоял полностью на плечах нижних, запевалась песня, и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причем, верхние, обращаясь к нижним, припев завершали словами: «Поклонитесь нам» («Бакувут!»). На что нижние отвечали верхним: «Чтобы вы полетели вниз!»(«Далама архаут!»).
Старики рассказывали, что предки осетин «подлинные нарты» для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе вверх на плечи бычков и молодых жеребят. Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда. Посреди огромного живого круга на кострах. В огромных котлах варилось мясо и пиво для угощения танцующих.
Нижние танцоры выпивали с рогов или чаш, которые «урдуг истгута» (прислуживавшие) вливали им прямо в рот, а верхний ряд получал наверх на руки питье из рогов и чаш, так как одну руку танцор всегда мог освободить, левую или правую.
Тымбыл симд
Круговой симд этот включал в себя и мужчин, и женщин, среди которых имелись запевалы. Попеременно, то мужчины, то женщины запевали. Женщины стояли вперемежку с мужчинами. Мужчина брал под руку женщину. Становилось в круг одинаковое количество и женщин, и мужчин. Танец начинался медленно поступательным движением — вправо, а затем влево. Во время танца исполнялась песня, которую вел запевала, а характерный припев подхватывал хор словами: «О, райда, ой, райда!». Танцоры, получив от хозяйки обильное угощение — «нуаз» и прочее — продолжали танец до утра. В центре круга стояла молодежь с дощечками и хлопала в такт танцующим.
Симд старинный (нагуай симд)
Выстраивалась шеренга: девица, мужчина-девица, мужчина и т.д. Мужчина брал под руку девицу, затем правая нога танцорами выдвигалась немного вперед. В таком виде живая стена танцоров вправо двигалась до момента, когда первая пара танцоров выходила из общего ряда в перпендикулярном к шеренге направлении.
Выдвинув вперед правую, танцор левую свою ногу ставил почти в уровень пятки правой ноги.
1. Правая нога, левая. Второе движение соответствовало отрыву правой ноги с места сильно вправо с легким кругообразным движением.
2. После чего левая нога опять заступала свою место, чтобы продолжать также двигаться вперед.
3. Музыкальный мотив, мелодически спокойный и тяжелый, предписывал танцорам такое же медленное и величавое движение. Общее впечатление от двигавшихся друг за другом пар получалось — движение морских волн, медленно набегавших друг на друга.
4. Первая вышедшая из шеренги пара (мужчина с левой стороны) приходит к конечному пункту шеренги и, становясь в прежнее положение, медленно подвигается вправо, пока таким же образом подойдут другие пары.
Симд старинный (более сложный)
Общая канва симда предыдущего (старинного) остается. Общее впечатление создавалось от массы танцоров — огромное волнение волн, так как пары меняли свои места самым разнообразным видом. Симд этот требовал и от мужчины, и от девицы точного выполнения «па», так как неопытный танцор мог легко затеряться в общей массе. Оба эти старинные симды танцевались в 1860-1870-х годах по объяснению стариков Цыппу Байматова и Левана Бегизова.
Симд простой на одной ноге
Выход первой пары из шеренги. Получался обыкновенный шаг, начинавшийся с правой ноги. Музыка для этого симда имела быстрый темп и создавалось впечатление скорого бега танцоров в отличие от медленных симдов, более старинных. Симды эти процветали в 1880-1890-х годах. Таким образом, в смысле ускорения темпов и сокращения сложных «па» народ переходит к самому простому рисунку — прямолинейному танцу. В дальнейшем в 1900-х годах и позже преобладает всюду этот упрощенный, но ускоренный симд.
Симд «Сандрак»
Как показывает само название этого симда, он пришел в Осетию откуда-то извне от западных соседей. Несмотря на его пришлость, он держался долго в народе, подкупая, видимо, своей живостью и непосредственностью движений ног главным образом, так как руки оставались в обычном для симдов положении.
Сандрак № 1
1. Выстраивалась шеренга пар танцоров. С началом музыки вся шеренга начинала танец на месте, почти не двигаясь ни вправо, ни влево.
2. Движение ног на месте по определенному порядку, попеременно выбрасывая слегка в сторону носок.
3. Движение делалось очень быстро. Когда, таким образом, вся стена танцоров приходила на месте в быстрое колыхание, первая пара начинала отделяться от общей шеренги, не теряя взятого в танце темпа:
а) пятки почти касались друг друга,
б) носки выбрасывались влево и вправо; носок правой ноги — направо, носок левой ноги — налево.
Сандрак №2 (более поздний)
Общая (парная) шеренга танца сохранялась, но движение общей массы на месте исчезает и появляется легкий удар правой ногой на месте.
Рисунок общего танца получался зигзагообразной линией. Означенный танец бытовал уже в 1900-х годах.
Источник - ИА Осинформ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.