Джеры дзуар. Не нуждается ли само святилище в защите?

Сегодня в самом разгаре паломничество к одному из главных святилищ Южной и Северной Осетии – «Джеры дзуар». Посвященное святому Уастырджи, оно считается дарующим благоденствие, защиту от бед и жизненных превратностей, обладающее исцеляющим свойством тяжелобольных. На протяжении веков оно меняло внешний облик, но всегда  почиталось не только в Осетии, но и далеко за ее пределами.

Постройка настоящего храма  датируется 1899 годом, однако сохранились свидетельства, что ранее здесь было другое сооружение. Более древнее и с архаическим культом. Однако временные изменения отразились не только на внешнем облике «Джеры дзуар», но, к сожалению, и на традициях, связанных с ним. Сегодня посещение святилища зачастую стало сродни пикнику или экскурсии. Нередко приезд какой-нибудь делегации в Республику включает в себя и посещение этого святого места. Для многих наших сограждан уже не считается зазорным приезжать сюда по несколько раз в год. Есть даже любители, которые приезжают к святилищу несколько раз в месяц. Здесь некоторые «товарищи» стали уже отмечать даже дни рождения, поступление в высшее учебное заведение и т.п. При этом мы забываем, что данное святилище, как и любое другое, требует соблюдения определенных традиций, без которых все подношения и жертвования оказываются бесполезными. Было бы наивно предполагать, что после того, как зарезано жертвенное животное и положены деньги, святой непременно выполнит все пожелания. Небесным силам нужны не мясо  барана  и  денежные  купюры,  а почитание и уважение, искренность, выраженные чувствами и чистотой помыслов.

Как же теперь происходит сама церемония. Уже с раннего утра начинается своеобразное состязание – как бы пораньше приехать к святилищу, чтобы занять удобное место под навесами. Стремление к комфорту у нас непреодолимо. (Кстати, есть и такие «ходоки», кто умудряется подъехать на автомашине к святилищу сквозь арку (!) – то ли из-за чувства близости к храму, то ли из-за элементарной лени, не задумываясь о понятии «священная земля»). Ближе к полудню начинает подъезжать основная масса паломников. Жертвенный баран обводится вокруг святилища и нередко заводится… внутрь храма (!). Наверное, мы боимся, что в противном случае святой не увидит жертву.

Праздничная толпа обходит святилище три раза, прикладываясь к его стенам (этот обряд сохранился сквозь века) и радостно звонит в колокола. При этом многие хотят обязательно ударить в самый большой из трех колоколов. Отдельный разговор – внешний вид паломников – нередко здесь появляются индивидуумы в шортах, сланцах… Особо, конечно же, выделяется слабый пол. Редко кто из женщин обходится без макияжа – как же на празднике столько мужчин, как тут выглядеть не эффектно! Да и одежда: практически все моложе тридцати лет – в брюках, правда, немного и тех, кто в платках.

Впрочем, все это ничего по сравнению с тем, что во все святилища, посвященных св. Уастырджи женщинам нельзя входить категорически. В горной Дигории, где и сегодня еще строго соблюдают традиционные верования,  женщины не заходят даже за ограду святилища. Но в «Джеры дзуар», как и в «Хетаджы кох», таких запретов, к сожалению, уже давно не придерживаются. Возможно, было бы несправедливо отказывать женщинам в их приобщении к таинствам, но в таком случае стоит ли удивляться тому, что исчезает намоленность и благодать святилищ. Неслучайно же четкая градация святилищ существовала у наших предков. Были чисто мужские, чисто женские, и, скажем так, «общие». К примеру, в Реком, к основному «мужскому» святилищу женщины также не ходят, но чуть поодаль от него находятся два «женских», посвященных Мад Майрам.

В прежние времена, перед тем как идти к святилищу, люди старались не делать злых дел.  Паломники  постились, купались, одевали чистые и светлые одежды – все для того, чтобы прийти к святому месту с чистыми душой и телом. К святилищу обязательно поднимались пешком и босиком. Женщины в определенные дни не могли также приходить к святым места.

В этой связи мы сетуем, что традиции уходят. И молодому поколению они уже не нужны. Однако все обстоит как раз наоборот. Именно старшее поколение отстранилось от соблюдения  традиционного уклада. А молодые люди, как раз и хотят узнать  традиции и соблюдать их. Когда молодые паломники интересуются тем, заводить ли жертвенное животное в храм, как стоять у алтаря, что говорить, а о чем лучше помолчать – но все вопросы остаются без ответа. Старшие, которые бывают здесь, в основном воспитанные при советской системе безбожья, просто не знаю что ответить. А  находящийся  при  храме «дзуарылаг» знает только схематический образ церемонии, не понимая ее сакральной сути. Впрочем, все эти околохрамовые люди из окрестных деревень больше беспокоятся о дележе подношений, чем о самих традициях.

Сегодня именно молодежь и пытается  вернуться к корням. Надо только дать им  правильные поучения и наставления. В этом деле немалую, а порой и необходимую помощь может оказать и церковь. Ведь уже был опыт, когда и в храм не заводили жертвенных баранов, и соблюдался «дресс-код» в одежде.

Главные дни посещения святилища начинаются во второе воскресение после празднования Майрамкуадзан (Успение Богородицы). В нынешнем году это 4 сентября. Дни «Джеры дзуар» продлятся до праздника Ична» – 9 октября. Впрочем, посещение святого места не возбраняется весь  предшествующий период. Каждый год в первый четверг после Пасхи отмечается день открытия дверей храма – «Джеры дзуары дуæрттæ кæнæн бон». В этот день жители окрестных сел каждый с тремя пирогами, вареной курицей и аракой приходили к храму. Здесь после моления проходила общая трапеза. С этого дня можно было приходить к храму любому паломнику. Подобная церемония проходила и в день отправления праздника «Ична».

И последнее. Одними нравоучениями и объяснениями здесь уже, видимо, не обойтись. Слишком запущено все на сегодняшний день. И в первую очередь само понятие паломничества. Во-первых, на наш взгляд, необходимо загородить подъезды автотранспорта к храму. И, наоборот, создать стоянку внизу, скажем, около родника. Чтобы оттуда пешком, «хуынтимæ» и, как это делалось в древние времена, босиком паломники поднимались к святилищу. Поднимались молча, погрузившись в себя и обдумывая по дороге свои поступки, возможно, уже мысленно обращаясь к Всевышнему. Необходимо на первое время на подъеме к Джеры дзуар развесить объясняющие плакаты с призывом вести себя достойно памяти предков и взять несколько правил за аксиому – на паломническом пути к святилищу НЕЛЬЗЯ сквернословить, курить, распивать спиртные напитки, кричать или громко разговаривать, оставлять мусор и бутылки. Далее, после произведенного обряда и молитв, спуститься вниз и застолье проводить уже внизу (навесы со столами должны находиться у подножья Джеры дзуар, а не как сейчас, в нескольких метрах от святилища). Кстати, тут, у подножья, как раз таки и возможно присутствие женщин… Таково наше видение. Безусловно, возможна коррекция, но однозначно, что в ближайшее время необходимо упорядочить  все,  что  связано  с  этим  святым местом, которое при таком подходе постепенно превращается из намоленного веками  места  в  обыденное  место  отдыха. Если не принять соответствующие меры сейчас, может случиться так, что оно потеряет свою святость, и аура благолепия может источиться. Так уж случилось, что само святилище сегодня нуждается в защите, и мы просто обязаны сделать все возможное, чтобы, еще долгие века, оно оберегало и защищало нас, наших потомков и землю наших предков, которые почитали и с особым трепетом относились к такому дару свыше как Джеры дзуар…

 

Коцты Х.

Юго0осетинская газета «Республика»


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
30 августа 2011 10:15

Предлагаю организовать доску позора) сфоткать всех "отдыхающих" которые там мусорят и выставить на обозрение и еще и оштрафовать хотябы на пять минимальных окладов.



И запретить въезд на автомобилях - штраф 10 минимальных окладов.



и Организуйте камеры наблюдения.

и повесить бигборд - Береги природу - мать твою.))

30 августа 2011 22:30
одна из лучших статей за этот год. Огромное спасибо автору

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Венченсо Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР ЮОГУ
Акция.

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.

Все комментарии

Автор → Dombai
в новости → Президент Южной Осетии: н ...
Автор → IRON8
в новости → Фитосанитарный сертификат ...
Автор → Control
в новости → Фитосанитарный сертификат ...
Автор → Customs
в новости → О тех кто мало говорит
Автор → Закон
в новости → КГБ Южной Осетии выявило ...
Автор → Роман
в новости → О тех кто мало говорит
Автор → Закон
в новости → О тех кто мало говорит
Автор → Роман
в новости → Президент Южной Осетии: н ...
Автор → IRON8
в новости → КГБ Южной Осетии выявило ...
Производство сайтов

Новости

«    Декабрь 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
 Мегафон
Фаберлик

Курс рубля на межбанковском рынке

ГУП Энергоресурс ГУП Энергоресурс

Объявления

Грузовые перевозки по маршруту Цхинвал -Ростов- Воронеж- Москва. Выезд из Цхинвала каждого 15 числа месяца, прибытие в Москву 16 числа вечером. 20 числа каждого месяца из Москвы по тому же маршруту. Телефоны: Цхинвал : +7 929 804 55 31. Москва :89260502267 Спросить Вову. Машина, Мерседес VITO
***
Сниму 2-3 комнатную квартиру со всеми удобствами , бытовой техникой и с хорошим ремонтом тел 8929 805 09 07
***
Продается 2-х этажный дом в Цхинвале по ул. Маргиева 13 (бывшая Кутузова, р-н больницы), 5 комнат, 2 кухни, кладовка, крытый двор, земельный участок. Цена 1.8 млн. руб. Или половины (большей части) дома Тел 8-928-072-22-52 и 8-929-808-64-17
***
Профессиональная Фото и Видео съёмка Виньетки , дни рождения, свадьбы. Моментальные фото за 5 минут Опыт работы 20 лет. 8928 497 88 14 Спросить, Тамаза Макиева
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио Город

Радио Алания

Радио ИР

Кавказ Радио

Радио МСС

DNBDRIVE RADIO

Осетия

Задать вопрос
Приветствие у Осетин Алан