Сослан Бибилов: «Мы работаем, думаем о развитии и творческом росте, тем не менее, кризисный период будет продолжаться до тех пор, пока не восстановят здание театра…»

29 июля 2011 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5087 просмотров]

Сослан Бибилов:

«Мы работаем, думаем о развитии и творческом росте, тем не менее, кризисный период будет продолжаться до тех пор, пока не восстановят здание театра…»

 

Историю театра Южной Осетии принято отсчитывать с 29 июня 1931 года, именно в тот день на сцене Юго-Осетинского драмтеатра прошла первая премьера. Рождение театра явилось важным событием, у истоков которого стояли выдающиеся представители осетинского народа Владимир Хетагуров, Махарбек Туганов и др. На протяжении долгих 80 лет своей истории Юго-Осетинский Госдрамтеатр им. К. Хетагурова заслуженно завоевал звание главного культурного и духовного центра нации. Творческий коллектив театра, несколько поколений ярких и талантливых служителей сцены во все времена достойно доносили до зрителей лучшие произведения осетинской и мировой драматургии, трепетно сохраняли традиции осетинского театрального искусства. Наш театр на пути к вершинам пережил разные периоды, – и стремительный яркий взлет, который во многом стал возможным благодаря блистательной работе звезд национального искусства, и творческие победы, и годы безвременья национальной культуры, и затяжной период кризиса, который пока, к сожалению, продолжается. Тем не менее, Театр есть, вопреки всему в нем присутствует стремление к возрождению и дальнейшему развитию, более того, за последнее время в работе труппы наметились хоть и незначительные, но все же позитивные изменения. В преддверии юбилея в интервью нашей газете художественный руководитель Юго-Осетинского Государственного драмтеатра им. Хетагурова, заслуженный артист РЮО Сослан Бибилов рассказал о проблемах и ближайших перспективах театра.

 

– За прошедший сезон нами было поставлено только пять спектаклей, а это, при существующих условиях, не так уж и мало. За последние годы наш театр испытывал серьезный кризис, а начиная с 2005 года, после пожара, случившегося в здании, до недавнего времени мы фактически переживали мучительный период полного застоя. Для творческого человека, в особенности тех, кто сегодня с точки зрения актерской профессии находится на пике своих профессиональных возможностей и таланта, это огромный срок. Но эти люди, вопреки всему, настолько преданы своей работе и своему театру, что даже в этот затяжной период безвременья никто из них не покинул театр. Люди просто истосковались по работе, по новым постановкам, интересным ролям, по аплодисментам, наконец. Но радует, безусловно, то, что труппа театра, пережившая столь тяжелый творческий кризис, полна желания работать, у всех наших актеров присутствует непоколебимая вера в то, что ждать возрождения театра осталось недолго, по крайне мере, мы для этого предпринимаем все возможное.

– Отразился ли каким-то образом период застоя на работоспособности, мастерстве актеров труппы? Нисколько не ставя под сомнение их профессионализм, тем не менее, согласитесь, что столь длительный срок без регулярной работы над повышением своего мастерства для любого творческого человека губителен в принципе. Предусмотрены ли в перспективе меры по повышению мастерства наших актеров в виде каких-либо курсов, мастер-классов и т.д.?

– Безусловно. Основа такой работы уже заложена и она должна продолжаться. За последний год  в наш театр несколько раз приезжали профессиональные педагоги из Союза театральных деятелей России, которые провели у нас мастер-классы по сценической речи и движению. Такая работа необходима, она помогает нашим актерам восстановить профессиональные навыки после долгого перерыва. Другим, и на мой взгляд, наиболее важным направлением необходимого регулярного повышения мастерства являются гастроли. Актеру любого уровня гастрольная деятельность необходима как вода и воздух. Это предусматривает и обмен опытом, чтобы театр не замыкался в собственном кругозоре, не топтался на месте, а двигался дальше. Осенью мы планируем гастроли в Северную Осетию, а после, если не будет проблем с финансированием, намечены и гастроли в Тирасполь, Ярославль, другие города.

– Главным критерием творческого развития нашего театра, безусловно, является обогащение репертуара. Театр, можно сказать, воспитывает зрителя, а требование сегодняшней жизни, здесь в Южной Осетии, назревшее и глубоко актуальное – возвращение к своим истокам, древним корням осетинской нации. В этой связи однозначно нужны спектакли, где будет показана сила и мощь осетинской духовности, наших богатейших обычаев и традиций. За последние 20 лет классическая осетинская драматургия была представлена на сцене нашего театра весьма слабо. Можно ли ожидать в ближайшее время изменений в репертуарной политике театра?

– Естественно, мы хотим вернуться к своим истокам, и мы будем ставить спектакли, где будут отражены осетинские обычаи. Назрела необходимость постановки  классических  произведений осетинских драматургов, которые ярко продемонстрируют повседневный быт, традиционные праздники и ритуалы наших могучих предков. Это наша история, наша культура, и в вопросе приобщения к ним подрастающего поколения театр в какой-то степени должен выполнять функции проводника, связующего звена между прошлым и нынешним поколениями осетин. Чтобы воплотить эти требования в жизнь, мы располагаем достаточными ресурсами профессиональных актерских кадров, наши актеры жадные до работы, при этом, без ложной скромности скажу, они не уступают по уровню мастерства труппам лучших театров. Другое дело режиссеры. Сейчас мы испытываем проблемы с режиссерскими кадрами. В последнее время вполне успешно в режиссуре проявили себя Эдуард Келехсаев, получивший профессиональное режиссерское образование в Москве и Фатима Качмазова, которая тоже прошла профессиональную стажировку в России. Несколько постановок осуществили и приглашенные режиссеры. Но всего этого недостаточно, театр у нас национальный, нужны профессионалы, располагающие глубокими знаниями в осетинской истории, культуре и драматургии. По мере своих возможностей мы будем выходить на таких людей, и привлекать к сотрудничеству. Сейчас из Президентского фонда нам выделено 3 млн. рублей на нужды театра, в том числе часть этих средств будет потрачена на приглашение хороших, именитых режиссеров и осуществление ими постановок. Будем надеяться, что все задуманное нам удастся реально воплотить в жизнь. В ближайшее время некоторые актеры нашей труппы примут участие в постановке драмы «Фатима» по одноименной повести великого Коста. Это будет совместной работой юго-осетинских и северо-осетинских актеров в постановке абхазского режиссера Валерия Ковэ. Всеми финансовыми вопросами занимается Северо-Осетинский Академический театр под руководством Казбека Губиева. Я не могу пока раскрывать всех секретов предстоящей работы, но бесспорно, что постановка ожидается грандиозная. На воплощение этой идеи отведены конкретные сжатые сроки, уже в октябре должны, как планируется, пройти премьеры спектакля во Владикавказе и Цхинвале, а после и в Москве. У нас, у южных осетин, есть только один единственный профессиональный театр, поэтому на его сцене должно находить место все жанровое разнообразие, начиная от детских спектаклей до серьезных драматических пьес осетинских классиков.

– Во все времена 80-летней истории Юго-Осетинского Госдрамтеатра его развитию, творческому росту, способствовали во многом новые поколения талантливой молодежи, получающей образование в лучших театральных ВУЗах России. Последний раз такая группа вернулась в Южную Осетию более 15 лет назад после окончания Щепкинского училища. Талантливые актеры, получающие классическое образование, обученные на лучших традициях актерского мастерства всегда особенно ярко блистали на нашей сцене. Что можно сказать сегодня о кадровом вопросе, можно ли надеяться на продолжение такой удачной практики?

– Честно говоря, этот вопрос продолжает оставаться нашей постоянной головной болью. Сейчас самым молодым актерам нашей труппы 32-33 года. Еще несколько лет и мы со всей остротой прочувствуем нехватку молодых кадров, когда некоторые роли в силу определенных возрастных ограничений попросту некому будет играть. Между тем, два года назад в Московском театральном институте им. Щепкина был набран юго-осетинский курс. Подчеркиваю, юго-осетинский, в котором, по странному стечению обстоятельств 9 человек из 15 – представители Северной Осетии. Ничего не имею лично против этих ребят, все они, безусловно, талантливы, в этом мне лично удалось убедиться, когда я недавно побывал в Москве и присутствовал у них на экзаменах. Вопрос в другом – захотят ли эти люди по окончании учебы приехать в Цхинвал и работать в нашем театре? Я понимаю, что говорю об этом в некотором смысле постфактум. Но, скажем, договора, которые подписаны с этими молодыми людьми, не выдерживают никакой критики, и, на мой взгляд, требуют пересмотра. Если уж на учебу их отправляет Южная Осетия, оплачивает их содержание, стипендии и т.д.,  то  и  работать  по  завершении учебы они должны только здесь. Или же уже сейчас нужно добиваться, чтобы был набран еще один дополнительный курс. У нас талантливой молодежи достаточно.

– Невозможно обойти стороной вопрос восстановления сгоревшего здания Госдрамтеатра, известно ли Вам что-либо о сроках строительства? Ведь сколько бы мы не говорили о развитии театра, все перспективы связаны в первую очередь с решением этого вопроса…

– К моему большому сожалению, я не могу дать на ваш вопрос исчерпывающий ответ, потому что мне тоже об этом фактически ничего не известно. Есть только информация из СМИ, что в этом году на строительство театра должны быть освоены 200 млн. рублей, еще 500 млн. заложено на будущий, 2012 год. Вот и все.

Вообще, с точки зрения общества у нас и сейчас есть все условия для полноценной работы – есть сцена, зрительный зал на 300 мест. Очень часто люди задают вопрос – а что еще нужно коллективу театра? А нужно нам многое и это отнюдь не наша прихоть, а объективная необходимость. У нас нет закулисного пространства, мы не можем осуществлять постановки, в которых требуется смена декораций. Мы вынуждены ставить спектакли, где всего одно место действия. Ограничены в творчестве и наши художники, нет художественного и бутафорского цехов, нам негде готовить и хранить декорации. А зрителю нужен готовый результат нашей работы, который, несомненно, должен быть представлен на высоком уровне, достижение которого нам за последние годы почти всегда стоит огромных усилий и нервов. Мы работаем, думаем о развитии и творческом росте, тем не менее, кризисный период будет продолжаться до тех пор, пока не восстановят здание. Только при этом условии можно будет говорить о кардинальных изменениях. Восстановление театра, возрождение очага нашей культуры и центра духовности, это, в конце концов, дело чести для всего нашего государства.

– Вопрос материального обеспечения сотрудников театра. За долгие годы безвременья осетинской культуры многие наши служители искусства вынуждены были зарабатывать на жизнь далеко не творческим трудом. Люди, которые в силу своего таланта, «звездности», как это высокопарно не звучит, должны быть кумирами, хоть и в масштабах Осетии, оказались на обочине жизни. Как сейчас решаются вопросы повышения зарплат, ведь это тоже играет важную роль в плодотворной творческой деятельности актеров, да и других работников театра?

– Этот вопрос стоит на повестке дня. Сейчас Правительство пошло нам навстречу, пообещав ежемесячно перечислять театру 250 тыс. рублей, которые мы планируем выплачивать коллективу в виде надбавок. Вы правы, актеры не должны в первую очередь задумываться о том, как бы заработать на хлеб, достойный уровень жизни должна обеспечивать им профессиональная творческая деятельность, кстати, нелегкая и тяжелая, требующая немалого терпения и нервов. Поэтому этот вопрос должен постоянно присутствовать в перечне главных.

 

Рада Дзагоева

Юго-осетинская газета «Республика»

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция. ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Октябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  
Солнечный

Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***
Сдача в аренду частного домовладения на ул. Коблова Сдам в аренду на длительный срок (не менее 1 года) частное домовладение в г. Цхинвал со всеми удобствами. Стоимость 30 000 руб. мес. + счетчики. Удобства: прихожая, спальные комнаты-3, зал-1, кухня, ванная комната, накопительный бак для автономного водоснабжения в объеме 2000 литров для бесперебойной подачи горячей или холодной воды в случае отсутствия воды в городском водопроводе, отопление, цифровое телевидение, триколор, обустроенный двор, приусадебный участок, гараж на 2 легковые автомашины. В шаговой доступности есть магазины, аптеки, школа. Обращаться по телефону: 8-929-811-85-92
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия