Герои Осетии: Дзусов Ибрагим
8 мая 2010 Общество / История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4874 просмотра]
Дзусов Ибрагим Магометович (1905-1980), Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза
Дзусов Ибрагим Магометович родился в 1905 году в селении Заманкул Северной Осетии в семье крестьянина-бедняка и рано познал нужду и нелегкий крестьянский труд.
В детские и юношеские годы, находясь в поле или на пастбище, на рассвете и при закате солнца он вглядывался в небо и мечтал о стальных крыльях, о свободном парении в голубых просторах воздушного океана. Однако разгул бандитизма в стране в годы его юности заслонили небесные мечты и привели его в отряды Частей Особого Назначения.
В 1929 году Ибрагим Дзусов успешно оканчивает Краснодарскую кавалерийскую школу, но мечта о полетах не угасла. Напротив, после знакомства в Грузии с летчиком она стала навязчивой идеей. О полетах он думал постоянно, и мечты ему казались безумными, но он твердо решил их осуществить.
В последствии, будучи человеком страстным и смелым, мечтателем и прагматиком, он не просто воплотил желание в реальность, но и увековечил свое имя героическими подвигами.
А все началось еще в стенах Оренбургской школы летчиков, в которой он не просто охотно учился, а жадно поглощал знания, обогащая свой интеллектуальный потенциал.
После окончания этой школы Дзусов был направлен на службу в Гражданскую авиацию. Но, реализовать свои потенциальные возможности в полной мере он смог только в годы Великой Отечественной войны. Его участие в войне началось в январе 1942 года в чине майора, в должности командира полка.
Глубоким уважением, любовью и гордостью были наполнены слова летчиков о своем командире: - «Вы так по земле не ходите, как он летает».
В октябре 1943 года войска Белорусского фронта, используя захваченные плацдармы на западном берегу рек Проня и Сож, перешли в наступление на Гомельско-Бобруйском направлении. В результате Бобруйской операции части первого Белорусского фронта, где героически сражался Дзусов, продвинулись на 110 км и совместно с другими фронтами разгромили стотысячную группировку противника, освободив город Минск.
Вскоре он был назначен командиром корпуса, состояние которого было очень тяжелым. Сложность состояла в том, что на 60% состав корпуса был пополнен молодыми, неопытными летчиками, которых необходимо было организовать, обучить и подготовить для ведения наступательных боев. Время не ждало, а задача была архисложной. Ведь речь шла о такой подготовке, которая бы обеспечила при минимальных потерях максимальный эффект. Перед Дзусовым стояла триединая задача: бомбить врага, прикрывая боевые порядки наших войск, защищать их; охранять
переправы на реках Днепр, Друть, Березина и Шора; вести разведку в тылу врага и принимать соответствующие меры.
Надо ли говорить о том, что каждая из трех составляющих требовала мудрости, смелости и великолепного знания стратегии и тактики не только ведения воздушного боя, но и всего того, что ему предшествовало.
В период летнего наступления 1944 г. с 24 июня по 15 августа части корпуса И.Дзусова выполняли боевую работу на Бобруйском, Минском, Барановическом, Слонимском, Брестском и Сидлецком направлениях. В этих операциях корпус прикрывал боевые порядки наземных войск и переправы на реках, штурмовал войска противника и вел разведку. За этот период частями корпуса произведено 3674 боевых самолетовылета, проведено 143 воздушных боя, в ходе которых сбито 140 самолетов противника...
В операции по овладению предместьем Варшавы - Прагой и за удержание плацдармов за рекой Висла корпусом произведено 2079 боевых самолетовылетов, проведено 88 воздушных боев, в которых сбит 61 самолет противника...
Всего за время участия в Отечественной войне частями и соединениями, которыми командовал товарищ Дзусов, произведено 18654 боевых самолетовылета, проведено 1243 воздушных боя, сбито 832 самолета противника. В период подготовки к Берлинской операции и в ходе самой операции он отлично организовал боевую работу частей корпуса, все поставленные задачи были выполнены успешно.
... За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за умелое руководство боевой работой частей и соединений, за личные боевые заслуги и проявленное при этом мужество, отвагу и героизм достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза.
Помимо этого грудь генерала украшали орден Ленина, три ордена Красного Знамени и два ордена Суворова.
За сухим перечислением количества боевых самолетовылетов, воздушных боев и сбитых самолетов мы не всегда представляем себе главное - те титанические усилия и ту мощь таланта и героизм, которые приложил Ибрагим Дзусов для того, чтобы защитить и сохранить жизни сотен тысяч бойцов, вернувшихся к своим матерям, женам и детям.
По материалам книги Г.Т.Дзагуровой. “ СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА”
Владикавказ, “Проект-Пресс”, 2003.
Дзусов Ибрагим Магометович родился в 1905 году в селении Заманкул Северной Осетии в семье крестьянина-бедняка и рано познал нужду и нелегкий крестьянский труд.
В детские и юношеские годы, находясь в поле или на пастбище, на рассвете и при закате солнца он вглядывался в небо и мечтал о стальных крыльях, о свободном парении в голубых просторах воздушного океана. Однако разгул бандитизма в стране в годы его юности заслонили небесные мечты и привели его в отряды Частей Особого Назначения.
В 1929 году Ибрагим Дзусов успешно оканчивает Краснодарскую кавалерийскую школу, но мечта о полетах не угасла. Напротив, после знакомства в Грузии с летчиком она стала навязчивой идеей. О полетах он думал постоянно, и мечты ему казались безумными, но он твердо решил их осуществить.
В последствии, будучи человеком страстным и смелым, мечтателем и прагматиком, он не просто воплотил желание в реальность, но и увековечил свое имя героическими подвигами.
А все началось еще в стенах Оренбургской школы летчиков, в которой он не просто охотно учился, а жадно поглощал знания, обогащая свой интеллектуальный потенциал.
После окончания этой школы Дзусов был направлен на службу в Гражданскую авиацию. Но, реализовать свои потенциальные возможности в полной мере он смог только в годы Великой Отечественной войны. Его участие в войне началось в январе 1942 года в чине майора, в должности командира полка.
Глубоким уважением, любовью и гордостью были наполнены слова летчиков о своем командире: - «Вы так по земле не ходите, как он летает».
В октябре 1943 года войска Белорусского фронта, используя захваченные плацдармы на западном берегу рек Проня и Сож, перешли в наступление на Гомельско-Бобруйском направлении. В результате Бобруйской операции части первого Белорусского фронта, где героически сражался Дзусов, продвинулись на 110 км и совместно с другими фронтами разгромили стотысячную группировку противника, освободив город Минск.
Вскоре он был назначен командиром корпуса, состояние которого было очень тяжелым. Сложность состояла в том, что на 60% состав корпуса был пополнен молодыми, неопытными летчиками, которых необходимо было организовать, обучить и подготовить для ведения наступательных боев. Время не ждало, а задача была архисложной. Ведь речь шла о такой подготовке, которая бы обеспечила при минимальных потерях максимальный эффект. Перед Дзусовым стояла триединая задача: бомбить врага, прикрывая боевые порядки наших войск, защищать их; охранять
переправы на реках Днепр, Друть, Березина и Шора; вести разведку в тылу врага и принимать соответствующие меры.
Надо ли говорить о том, что каждая из трех составляющих требовала мудрости, смелости и великолепного знания стратегии и тактики не только ведения воздушного боя, но и всего того, что ему предшествовало.
В период летнего наступления 1944 г. с 24 июня по 15 августа части корпуса И.Дзусова выполняли боевую работу на Бобруйском, Минском, Барановическом, Слонимском, Брестском и Сидлецком направлениях. В этих операциях корпус прикрывал боевые порядки наземных войск и переправы на реках, штурмовал войска противника и вел разведку. За этот период частями корпуса произведено 3674 боевых самолетовылета, проведено 143 воздушных боя, в ходе которых сбито 140 самолетов противника...
В операции по овладению предместьем Варшавы - Прагой и за удержание плацдармов за рекой Висла корпусом произведено 2079 боевых самолетовылетов, проведено 88 воздушных боев, в которых сбит 61 самолет противника...
Всего за время участия в Отечественной войне частями и соединениями, которыми командовал товарищ Дзусов, произведено 18654 боевых самолетовылета, проведено 1243 воздушных боя, сбито 832 самолета противника. В период подготовки к Берлинской операции и в ходе самой операции он отлично организовал боевую работу частей корпуса, все поставленные задачи были выполнены успешно.
... За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за умелое руководство боевой работой частей и соединений, за личные боевые заслуги и проявленное при этом мужество, отвагу и героизм достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза.
Помимо этого грудь генерала украшали орден Ленина, три ордена Красного Знамени и два ордена Суворова.
За сухим перечислением количества боевых самолетовылетов, воздушных боев и сбитых самолетов мы не всегда представляем себе главное - те титанические усилия и ту мощь таланта и героизм, которые приложил Ибрагим Дзусов для того, чтобы защитить и сохранить жизни сотен тысяч бойцов, вернувшихся к своим матерям, женам и детям.
По материалам книги Г.Т.Дзагуровой. “ СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА”
Владикавказ, “Проект-Пресс”, 2003.
www.ossetians.com
Источник - ИА Осинформ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.