Величие и драма гения: в Госдрамтеатре Южной Осетии триумфально прошла премьера спектакля "Къоста"
2019 год-Год Коста Хетагурова и Год театра Юго-Осетинский драматический театр имени Хетагурова завершил музыкально-литературной постановкой «Къоста» петербургского режиссера Романа Габриа, поставленный по его же собственному сценарию. Прошедшая накануне, 29 декабря премьера заставит еще говорить о себе. Любители театрального искусства Южной Осетии уже высказали свое отношение — не стихающими аплодисментами и криками «браво!» в адрес режиссера, артистов, звуковика, музыкального режиссера - всех, кто работал над спектаклем на сцене и вне нее. В зале присутствовали президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, посол России в Юной Осетии Марат Кулахметов. Указом президента республики, который был зачитан сразу после спектакля, Роман Габриа удостоен звания «Заслуженный деятель культуры Южной Осетии».
Кто не рискует, тот не выигрывает
Кто не рискует, тот не выигрывает
Церемония вручения первой телевизионной музыкальной премии "Арфаны фад" прошла в Южной Осетии
24 декабря 2019, Культура, [502 просмотра]
Церемония вручения первой телевизионной музыкальной премии «Арфаны фад» прошла в киноконцертном зале "Чермен" столицы Южной Осетии. Организатором мероприятия выступила государственная телерадиокомпания «Ир» при поддержке президента республики Анатолия Бибилова.
В преддверии новогоднего праздника на одну сцену пригласили тех, кто долгие годы служит осетинской музыке, песне, и молодых исполнителей, перенявших эстафету у "легенд осетинской музыки". Мастера культуры представляли обе части Осетии, что не случайно - осетинская культура никогда не делилась по Главному Кавказскому хребту, она была единой.
Церемонию вели Григорий Мамиев и Зарина Кочиева, Батрадз Хуриев и Альбина Хугаева.
В преддверии новогоднего праздника на одну сцену пригласили тех, кто долгие годы служит осетинской музыке, песне, и молодых исполнителей, перенявших эстафету у "легенд осетинской музыки". Мастера культуры представляли обе части Осетии, что не случайно - осетинская культура никогда не делилась по Главному Кавказскому хребту, она была единой.
Церемонию вели Григорий Мамиев и Зарина Кочиева, Батрадз Хуриев и Альбина Хугаева.
Премия «Буламаргъ» назвала победителей четвертого сезона
24 декабря 2019, Культура, [494 просмотра]
В Культурном центре Министерства иностранных дел Российской Федерации в Москве состоялось вручение первой Международной литературной премии «Булæмæргъ», организованной посольством Южной Осетии и руководителями компании «Стройцентр» Георгием, Виталием и Вячеславом Азнауровыми, сообщает пресс-служба посольства.
Церемонию по традиции открыл президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов. Глава республики поздравил гостей и участников с важным событием в культурной жизни Осетии — завершением 4 сезона премии.
«Приятно, что уже в четвертый раз посольство Южной Осетии в Москве оказывает столь пристальное внимание молодым дарованиям и развитию осетинской культуры. Я искренне поздравляю лауреатов премии и желаю им дальнейших творческих успехов. Хочется, чтобы любителей Осетии, ее литературы и культуры становилось больше, – отметил Бибилов.
Церемонию по традиции открыл президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов. Глава республики поздравил гостей и участников с важным событием в культурной жизни Осетии — завершением 4 сезона премии.
«Приятно, что уже в четвертый раз посольство Южной Осетии в Москве оказывает столь пристальное внимание молодым дарованиям и развитию осетинской культуры. Я искренне поздравляю лауреатов премии и желаю им дальнейших творческих успехов. Хочется, чтобы любителей Осетии, ее литературы и культуры становилось больше, – отметил Бибилов.
Национальные блюда, сценки и танцы: мероприятие в Дзау посвятили традициям осетин
15 декабря 2019, Культура, [567 просмотров]
Учащиеся и учителя Дзауской средней школы организовали мероприятие под названием “Сатанайы къæбиц». Как сообщает пресс-служба районной администрации, в нем приняли участие учащиеся 6,7 и 8-ых классов.
"У каждого народа есть свои традиции, обычаи и своя культура. Осетия очень богата этим, что ярко продемонстрировали ребята. В число представленных мероприятий вошли интересные инсценировки, осетинские песни и танцы, демонстрация разнообразия и изобилия национальной кухни, - задын ( сладкий пирог из проросшей пшеницы), къæлыуа, традиционных осетинских пирогов, пива и многих других блюд", - сказали в пресс-службе.
Учащиеся соревновались в первую очередь в красноречии в произнесении осетинских праздничных тостов, а также показали инсценировку о том, "как черт поил осетинским араком Уастырджи".
"У каждого народа есть свои традиции, обычаи и своя культура. Осетия очень богата этим, что ярко продемонстрировали ребята. В число представленных мероприятий вошли интересные инсценировки, осетинские песни и танцы, демонстрация разнообразия и изобилия национальной кухни, - задын ( сладкий пирог из проросшей пшеницы), къæлыуа, традиционных осетинских пирогов, пива и многих других блюд", - сказали в пресс-службе.
Учащиеся соревновались в первую очередь в красноречии в произнесении осетинских праздничных тостов, а также показали инсценировку о том, "как черт поил осетинским араком Уастырджи".
До трагической даты – 100-летия геноцида осетинского народа – осталось чуть больше шести месяцев. Какова степень нашей готовности?
3 декабря 2019, Культура, [860 просмотров]
Чуть больше шести месяцев остается до знаковой даты в истории осетинского народа. Уже в июне исполняется сто лет кровавым событиям 1920 года, когда в результате вторжения грузинских меньшевиков была подвергнута геноциду южная часть Алании. Первоначально, на официальном уровне, о подготовке к данной трагической дате в истории нашего народа, в Южной Осетии заговорили в преддверии 95-летия геноцида, после ряда, скажем прямо, навязчивых публикаций в частности в нашем издании. В итоге в 2015 году при Правительстве страны была образована Комиссия, под претенциозным названием, «по мемориализации геноцида осетинского народа». Решение было многообещающим, ведь в ее состав вошли представители научной и творческой интеллигенции, юристы, представители исполнительной и законодательной ветвей власти. Возглавил же ее, согласно Указу Президента страны, Эрик Пухаев, на тот момент заместитель Председателя Правительства РЮО. Правда, Комиссия на заседания собралась в буквальном смысле пару раз, разработала ориентировочный контур мероприятий, главной целью которых было доведение до международного сообщества информации, исторической правды о геноциде, совершенном в отношении осетин в 1920 году. Вот, собственно, и все. И спустя пару месяцев работа ее была приостановлена. Причем не каким-то специальным распоряжением или указом главы государства, а просто так, сама собой. То ли тема никого особо не волновала, то ли рутина других, видимо, более важных дел не давала время на «отвлекание» еще одной комиссии. Как бы то ни было – никто очередное заседание больше не инициировал, что, получается, всех устраивало. Время же до знаковой даты между тем неумолимо сокращалось и солидный было подготовительный задел в целых пять лет был попросту «разбазарен».
Похороны в Южной Осетии (краткий обзор в помощь организации похоронных мероприятий)
2 декабря 2019, Культура, [6295 просмотров]
В каждой семье рано или поздно происходит печальное событие – кончина близкого человека. В семье может не быть свадеб, крестин, редко справляться дни рождения и юбилеи. Но смерть является неизбежным явлением. И помимо потери она влечет за собой хлопоты по траурным церемониям, в череде которых устройство поминального стола. У каждого народа эта часть действий, связанных с организацией мероприятий в честь усопшего, отличается разным уровнем. От скромного ужина на десяток близких людей до нескольких сотен приглашенных.
Стоит ли говорить, что у нас, осетин, поминкам всегда придавалось особое значение, возводя их в ранг национальной традиции. В свое время существовала притча: «Родиться надо грузином, потому, что, так как они отмечают рождение ребенка, так не отмечает никто. Жениться надо на армянке, потому что армянская свадьба самая пышная в мире, жить – русским, потому что они умеют жить ярко, сегодняшним днем. Ну а умереть надо осетином, потому, что поминки по своей пышности, затмевают все эти застолья».
Стоит ли говорить, что у нас, осетин, поминкам всегда придавалось особое значение, возводя их в ранг национальной традиции. В свое время существовала притча: «Родиться надо грузином, потому, что, так как они отмечают рождение ребенка, так не отмечает никто. Жениться надо на армянке, потому что армянская свадьба самая пышная в мире, жить – русским, потому что они умеют жить ярко, сегодняшним днем. Ну а умереть надо осетином, потому, что поминки по своей пышности, затмевают все эти застолья».
Бæрзонд аивады хъомыс
11 ноября 2019, Культура, [474 просмотра]
Хетæгкаты Къостайы уацмыстæ дисы æфтауынц æмæ æнусты дæргъы ахсджиаг уыдзысты ирон литературæ æмæ поэзи уарзджытæн, хуымæтæг фæллойгæнæг адæм æмæ рæзгæ фæлтæрæн сæ аивдзинад æмæ тыхы фæрцы.
Уæдæ цæй диссаг у æнæмæлгæ поэмæ «Фатимæ»! Йæ трагикон мидис, йæ диссаджы фæлгонцтæй, йæ национ хæдхуыз, ныхмæвæрд сурæттæй цал æмæ цал зæрдæйы банкъуысын кодта! Фæлтæртæн дæнцæгæн ныууагъта æцæг уарзты сыгъдæгдзинад, рæстæджы мылазон тыхты æвирхъаудзинад, уды рæсугъддзинад æмæ æгъдау, зондахаст æмæ æфсарм, лæгдзинад æмæ ныфс.
Уацмысмæ гæсгæ 1959 азы гуырдзиаг кинематографисттæ систой лентæ «Фатимæ», æмбал кæмæн нæй, ахæм киноуацмыс дзы рауад. Дзыллæты зæрдæтæм сæхимæ арф айстой хохаг чызджы трагикон фæлгонц; йæ уды фарн, адæймаджы агайынц тыхджын æнкъарæнтæ, ахуыр æй кæнынц табуйаг æмæ бæрзонд уарзты мидисыл, хæрзуддзинадыл, бæрнон, æнæхин уæвыныл.
Уæдæ цæй диссаг у æнæмæлгæ поэмæ «Фатимæ»! Йæ трагикон мидис, йæ диссаджы фæлгонцтæй, йæ национ хæдхуыз, ныхмæвæрд сурæттæй цал æмæ цал зæрдæйы банкъуысын кодта! Фæлтæртæн дæнцæгæн ныууагъта æцæг уарзты сыгъдæгдзинад, рæстæджы мылазон тыхты æвирхъаудзинад, уды рæсугъддзинад æмæ æгъдау, зондахаст æмæ æфсарм, лæгдзинад æмæ ныфс.
Уацмысмæ гæсгæ 1959 азы гуырдзиаг кинематографисттæ систой лентæ «Фатимæ», æмбал кæмæн нæй, ахæм киноуацмыс дзы рауад. Дзыллæты зæрдæтæм сæхимæ арф айстой хохаг чызджы трагикон фæлгонц; йæ уды фарн, адæймаджы агайынц тыхджын æнкъарæнтæ, ахуыр æй кæнынц табуйаг æмæ бæрзонд уарзты мидисыл, хæрзуддзинадыл, бæрнон, æнæхин уæвыныл.
Идеолог чеченской революции Муса Темишев о том, как группа ингушских провокаторов спровоцировала войну между народами.
7 ноября 2019, Культура, [1026 просмотров]
Актуальные проблемы прошлого
4 ноября 2019, Культура, [1080 просмотров]
Всем, кто интересуется прошлым осетинского народа, известен научно-популярный сборник «Периодическая печать об Осетии и осетинах». Его составителем является известный осетинский историк, этнограф, доктор исторических наук, профессор Л.А. Чибиров. При этом важность данного издания не только в том, что мы можем получить дополненный источник историко-этнографических фактов, но и в сохраняющих актуальность приведённых в нем тем и для дня сегодняшнего. Как подтверждение этого приводим вашему вниманию статью М.Гуриева начала прошлого века, посвященную вредным привычкам, распространенным в среде народа.
М.Гуриев. Газета «Терек», 1914 год:
«Кому хоть немного приходится прикасаться по служебной ли обязанности, или по личному интересу, к вопросу о курении и потреблении араки осетинами, кому приходится быть свидетелем, какая масса протоколов, и чинами акцизного ведомства и полицией всех категорий, составляется за курение, хранение, провоз или другой вид промысла аракой – со всеми штрафами, конфискациями, наказаниями и другими разорительными последствиями, кому приходится видеть, с каким безобразным азартом потянулась осетинская молодежь к потреблению араки и, вообще, спиртных напитков, во что превратились светложизнерадостные осетинские праздники «кувд» или свадьба, «хист-харнаг» или поминки, до какого унижения дошла и без того униженная осетинка всех возрастов в процессе изготовления и, главное, промысла аракой, словом, кто видит, как разносторонне и притом прогрессивно деморализующее действует арака на жизнь и характер осетин, тот поймет, какое зло эта арака для осетин, тот не только не сможет остаться равнодушным зрителем, но и обязан принять деятельное участие в серьезном деле искоренения курения и потребления араки осетинами.
М.Гуриев. Газета «Терек», 1914 год:
«Кому хоть немного приходится прикасаться по служебной ли обязанности, или по личному интересу, к вопросу о курении и потреблении араки осетинами, кому приходится быть свидетелем, какая масса протоколов, и чинами акцизного ведомства и полицией всех категорий, составляется за курение, хранение, провоз или другой вид промысла аракой – со всеми штрафами, конфискациями, наказаниями и другими разорительными последствиями, кому приходится видеть, с каким безобразным азартом потянулась осетинская молодежь к потреблению араки и, вообще, спиртных напитков, во что превратились светложизнерадостные осетинские праздники «кувд» или свадьба, «хист-харнаг» или поминки, до какого унижения дошла и без того униженная осетинка всех возрастов в процессе изготовления и, главное, промысла аракой, словом, кто видит, как разносторонне и притом прогрессивно деморализующее действует арака на жизнь и характер осетин, тот поймет, какое зло эта арака для осетин, тот не только не сможет остаться равнодушным зрителем, но и обязан принять деятельное участие в серьезном деле искоренения курения и потребления араки осетинами.
Сармат Кабисов стал лауреатом международного конкурса в Италии
4 ноября 2019, Культура, [635 просмотров]
Музыкант из Южной Осетии Сармат Кабисов стал лауреатом I степени конкурса «Italian break» в номинации «Инструментальное творчество» (национальная гармоника), сообщает МИД республики.
Кабисов исполнил концерт для гармоники с оркестром (ч.3) в переложении для гармоники с фортепиано, партию фортепиано исполнила Заслуженный деятель культуры республики Жанетта Гагиева.
Международный конкурс-фестиваль искусств «Italian Break» проходил в Сан-Марино с 30 октября по 2 ноября.
В Фестивале приняли участие творческие коллективы и отдельные участники из разных стран, в том числе из Италии, России, Казахстана, Арцаха, Португалии, Шри-Ланки.
Формат конкурса включает в себя различные номинации в области хореографии, вокала, инструментального творчества, цирка, театрального жанра и т.д.
Кабисов исполнил концерт для гармоники с оркестром (ч.3) в переложении для гармоники с фортепиано, партию фортепиано исполнила Заслуженный деятель культуры республики Жанетта Гагиева.
Международный конкурс-фестиваль искусств «Italian Break» проходил в Сан-Марино с 30 октября по 2 ноября.
В Фестивале приняли участие творческие коллективы и отдельные участники из разных стран, в том числе из Италии, России, Казахстана, Арцаха, Португалии, Шри-Ланки.
Формат конкурса включает в себя различные номинации в области хореографии, вокала, инструментального творчества, цирка, театрального жанра и т.д.
А. Л. Чибиров АЛАНЫ НА СЛУЖБЕ ИМПЕРИИ ЮАНЬ. ВОСТОЧНЫЕ ХРОНИКИ
2 ноября 2019, Культура, [920 просмотров]
Трагические последствия нашествия татаро-монгол на Аланию наряду с уничтожением государственности имели следствием последующие волны миграции уцелевшего населения, что способствовало возникновению крупных аланских поселений на западе и востоке Евразии. Мигрировавшие на территорию современной Венгрии аланы достаточно известны исторической науке, чего нельзя сказать о той их части, которая в свое время по тем или иным причинам ушла в Китай и Монголию. В начале ХIII в. перед захватившими Северный Китай монголами стояли две первоочередные задачи: завоевание Южного Китая и организация управления над огромной территорией. Для этих целей они использовали представителей покоренных народов и в их числе алан как военную силу. Будучи в состоянии феодальной раздробленности, аланские князья не консолидировались в борьбе с общим врагом, наоборот – часть из них по разным причинам перешла на сторону противника, другие же подчинились монголам после захвата Алании. В статье приводится множество примеров перехода на сторону врага аланских князей с подвластным населением и участие их в войнах монгольских ханов ради защиты интересов Юаньской империи. Процесс движения аланских всадников на восток проходит в три этапа: после поражения алан в 1222 г, до завоевания Алании Батыем и после окончательного покорения Алании в 1239 г. Судя по китайским и другим источникам, 30‑тысячная аланская конница принимала активное участие во всех военных операциях монголов на востоке, проявив себя как отличные воины. Часть алан (или асуды) была направлена во Внутреннюю Монголию, где они со временем, живя разбросанно среди монгольских племен, ассимилировались, потеряв язык, культуру, религию. После падения монгольской династии Юань (1368), дружина алан-асов покинула Китай вместе с последним монгольским императором Тогонтимуром.
Осетинский культурный центр возможно появится в Волгограде - интервью
26 октября 2019, Культура, [634 просмотра]
В Волгограде проходят Дни осетинской культуры. Какую деятельность осуществляет местная осетинская общественная организация, планах на будущее рассказал в интервью ИА "Рес" руководитель осетинской общины Волгограда Баймат Шотаевич Бедоев.
- Баймат Шотаевич, когда структурно оформилась Ваша диаспора? Осетины из каких городов в нее входят и есть ли у диаспоры свое помещение, где проводятся мероприятия, есть ли твердое членство или осетины в проводимых мероприятиях участвуют по мере необходимости?
- Волгоградская региональная общественная организация осетин "Алания" (ВРОО "Алания" образовалась 29 октября 2004 года. В нее входят все осетины, проживающие на территории Волгоградской области. Это всего около 1025 человек. Приблизительно 80% из них проживает в городе Волгограде. Свое помещение у нашей организации есть, здесь мы проводим наши встречи, собрания, различные мероприятия. Установленного размера членских взносов нет, но каждый старается помогать по мере возможности. То же касается и проводимых мероприятий, можно уверенно сказать, что волгоградские осетины тесно связаны с родной Осетией.
- Баймат Шотаевич, когда структурно оформилась Ваша диаспора? Осетины из каких городов в нее входят и есть ли у диаспоры свое помещение, где проводятся мероприятия, есть ли твердое членство или осетины в проводимых мероприятиях участвуют по мере необходимости?
- Волгоградская региональная общественная организация осетин "Алания" (ВРОО "Алания" образовалась 29 октября 2004 года. В нее входят все осетины, проживающие на территории Волгоградской области. Это всего около 1025 человек. Приблизительно 80% из них проживает в городе Волгограде. Свое помещение у нашей организации есть, здесь мы проводим наши встречи, собрания, различные мероприятия. Установленного размера членских взносов нет, но каждый старается помогать по мере возможности. То же касается и проводимых мероприятий, можно уверенно сказать, что волгоградские осетины тесно связаны с родной Осетией.
АЛАНОФОБИЯ.
22 октября 2019, Культура, [1695 просмотров]
Познание глубинных причин,препятствующих полноценному развитию Алании(«Осетии») привело к необходимости формулирования нового для политической науки понятия – АЛАНОФОБИЯ. АЛАНОФОБИЯпредставляет собой явление в общественно-политической среде, предполагающее заведомо неверную, извращенную трактовку основополагающих вех в нациостроительствеир-ас-аланского народа и препятствующее развитию его национального самосознания.Общепризнанный научным сообществом реверсивный переход ar – ir – all (ariy, arion – iriy, iron – alan, allon) позволил вывести ряд тождественныхАЛАНОФОБИИпонятий. В данном качестве выступают следующие синонимичные понятия: ИРИОФОБИЯ; АРИОФОБИЯ.
В развернутой против алан и Алании психоисторической войне аланофобами используется ряд стратегий. Первая стратегия предполагает не только физическое истребление алан, но и уничижительную трактовку их этносоциальной истории. Здесь аланы представляются обывателю полудикими племенами, несущими в себе, исключительно деструктивное начало. Вторая стратегияобусловила открытие широкого фронта по скрытому и явному присвоению главных вех героической истории алан, их культурного наследия. При этом главный упор АЛАНОФОБАМИделается на обезличивание аланской нации. В зависимости от складывающихся конкретных обстоятельств на первый план выходит либо первая, либо вторая стратегия.
Выявленные стратегии позволили конкретизировать структурную иерархию АЛАНОФОБИИ, как социально-политического явления. Данная иерархия состоит из следующих взаимосвязанных уровней: глобальный; субрегиональный; региональный; местный.
В развернутой против алан и Алании психоисторической войне аланофобами используется ряд стратегий. Первая стратегия предполагает не только физическое истребление алан, но и уничижительную трактовку их этносоциальной истории. Здесь аланы представляются обывателю полудикими племенами, несущими в себе, исключительно деструктивное начало. Вторая стратегияобусловила открытие широкого фронта по скрытому и явному присвоению главных вех героической истории алан, их культурного наследия. При этом главный упор АЛАНОФОБАМИделается на обезличивание аланской нации. В зависимости от складывающихся конкретных обстоятельств на первый план выходит либо первая, либо вторая стратегия.
Выявленные стратегии позволили конкретизировать структурную иерархию АЛАНОФОБИИ, как социально-политического явления. Данная иерархия состоит из следующих взаимосвязанных уровней: глобальный; субрегиональный; региональный; местный.
День духовного обогащения. Как в Осетии возрождают старинные традиции
В одном из селений в Дзауском районе в субботу отмечали религиозный праздник по древним обычаям
Общественный деятель Юрий Бетеев мечтает вернуть былые традиции осетинского народа, он не первый год занимается этим на деле. Все началось с того, как он впервые посетил святилище Реком на севере Осетии.
Бетеев стал свидетелем того, как люди поднимаются к храму босиком, дойдя до святилища, возносят молитву, танцуют и поют. Это его настолько вдохновило, что решил возродить такие обряды и в Южной Осетии. С тех пор он занялся организацией поездки в Реком. Лет пять назад Юрий стал отмечать дзуарыбон (религиозный праздник) в духе народных осетинских традиций в своем родном селе Борджнис.
"Когда я увидел в Реком, как мужчины танцуют, поют, произносят молитвы, то решил внедрять подобное в своем селе. Впервые так устроил в 2014 году, тогда я сам был принимающей стороной (фысым). А после этого уже подтянулись и другие", - рассказывает Бетеев.
Село Борджнис расположено в пяти километрах от поселка Дзау. В конце октября фамилия Бетеевых ежегодно отмечает в селе праздник Горийы дзуарыбон. По обычаю, гости собираются на опушке леса. Одна часть из них с тремя пирогами и пивом направляется на возвышенность в лесу. Там расположено святилище, которому возносят молитвы, зажигают свечи. Первой, по традиции, бывает молитва к богу, а потом и собственно святому месту. Местные жители верят, что святилище помогает бездетным, а также оберегает от бед и напастей.
Некоторые гости, как и сам Юрий, пришли на праздник в осетинских головных уборах и в национальной одежде.
Во время застолья на суд фамилии были представлены два образца Флага Бетеевых, которые разработал Роберт Бетеев. Из них был выбран флаг с гербом Бетеевых.
Общественный деятель Юрий Бетеев мечтает вернуть былые традиции осетинского народа, он не первый год занимается этим на деле. Все началось с того, как он впервые посетил святилище Реком на севере Осетии.
Бетеев стал свидетелем того, как люди поднимаются к храму босиком, дойдя до святилища, возносят молитву, танцуют и поют. Это его настолько вдохновило, что решил возродить такие обряды и в Южной Осетии. С тех пор он занялся организацией поездки в Реком. Лет пять назад Юрий стал отмечать дзуарыбон (религиозный праздник) в духе народных осетинских традиций в своем родном селе Борджнис.
"Когда я увидел в Реком, как мужчины танцуют, поют, произносят молитвы, то решил внедрять подобное в своем селе. Впервые так устроил в 2014 году, тогда я сам был принимающей стороной (фысым). А после этого уже подтянулись и другие", - рассказывает Бетеев.
Село Борджнис расположено в пяти километрах от поселка Дзау. В конце октября фамилия Бетеевых ежегодно отмечает в селе праздник Горийы дзуарыбон. По обычаю, гости собираются на опушке леса. Одна часть из них с тремя пирогами и пивом направляется на возвышенность в лесу. Там расположено святилище, которому возносят молитвы, зажигают свечи. Первой, по традиции, бывает молитва к богу, а потом и собственно святому месту. Местные жители верят, что святилище помогает бездетным, а также оберегает от бед и напастей.
Некоторые гости, как и сам Юрий, пришли на праздник в осетинских головных уборах и в национальной одежде.
Во время застолья на суд фамилии были представлены два образца Флага Бетеевых, которые разработал Роберт Бетеев. Из них был выбран флаг с гербом Бетеевых.
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН АЛАНИИ.
18 октября 2019, Культура, [1064 просмотра]
Фактор преемственности выполняет чрезвычайно важную, определяющую роль в сохранении основополагающих нациообразующих признаков. Сказанное предопределило необходимость рассмотрения преемственности одного из важнейших национальных символов ир-ас-аланского народа – гимна. Данный символ, наряду с другими национальными символами – флагоми гербом является неотъемлемым атрибутам его государственности.
Закрепление в 90-х гг. XX столетия в законодательном порядке государственных символов (флаг, герб)РЮО – Государство Алания, РСО- Алания, стало важным свидетельством единства этнической и политической культуры нашего народа. Однако, по-другому сложились события связанные с конституциированием государственного гимна Алании («Осетии»). Если в случае с флагом и гербом было принято единственно правильное и, что немаловажно, консолидированное решение, то в случае с гимном, этого сделать не удалось. Данное обстоятельство привело к отсутствию общенационального государственного гимна Алании.
Закрепление в 90-х гг. XX столетия в законодательном порядке государственных символов (флаг, герб)РЮО – Государство Алания, РСО- Алания, стало важным свидетельством единства этнической и политической культуры нашего народа. Однако, по-другому сложились события связанные с конституциированием государственного гимна Алании («Осетии»). Если в случае с флагом и гербом было принято единственно правильное и, что немаловажно, консолидированное решение, то в случае с гимном, этого сделать не удалось. Данное обстоятельство привело к отсутствию общенационального государственного гимна Алании.
СОВРЕМЕННЫЙ ОСЕТИН СПОКОЙНО БЫ СМОГ ПОГОВОРИТЬ СО СВОИМ ПРЕДКОМ СКИФОМ НА РОДНОМ ДЛЯ НЕГО ЯЗЫКЕ.
17 октября 2019, Культура, [5751 просмотр]
СЛОВАРЬ СКИФСКОГО ЯЗЫКА.
Скифо-сарматские наречия, 1979 г.
Предлагаю вашему вниманию некоторые скифские слова с переводом на русский язык.
Все они сохранились в современном осетинском языке.
Осетины, гордитесь своим древним и красивым языком!
Abra - небо, Madu - мед,
Adari - внизу,
Agar - избыток,
Agdak - обычай, Man - хотеть,
Akasa - невредимый, Mang - ложный,
Aluth - пиво, Mar- убивать, Marz - сметать
Amay - строить, Masta - гневный, ярый,
Ambust - возвеличенный, Mata - мать,
Скифо-сарматские наречия, 1979 г.
Предлагаю вашему вниманию некоторые скифские слова с переводом на русский язык.
Все они сохранились в современном осетинском языке.
Осетины, гордитесь своим древним и красивым языком!
Abra - небо, Madu - мед,
Adari - внизу,
Agar - избыток,
Agdak - обычай, Man - хотеть,
Akasa - невредимый, Mang - ложный,
Aluth - пиво, Mar- убивать, Marz - сметать
Amay - строить, Masta - гневный, ярый,
Ambust - возвеличенный, Mata - мать,
В Москве состоится выставка югоосетинского художника Вадима Каджаева
10 октября 2019, Культура, [605 просмотров]
Посольство Республики Южная Осетия в Российской Федерации представит в Москве выставку-экспозицию Заслуженного художника Южной Осетии и Северной Осетии Вадима Каджаева.
"21 октября в Музее Русского Искусства состоится церемония открытия выставки, на которой будут представлены работы известного художника. Выставка продлится неделю - до 28 октября. Вход свободный", - сообщили "Рес" в пресс-службе посольства.
Вадим КАДЖАЕВ Член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания Родился 28 ноября 1984 года в г.Цхинвал, Южная Осетия.
Выпускник Цхинвальского лицея искусств им. Колиева. С отличием окончил Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Трижды был награждён золотыми медалями за успехи в учебе, лучший выпускник 2009 года. Награждён почетной грамотой Министерства культуры РЮО, а также золотым знаком за достижения в области изобразительного искусства правительства ЧР. Обладатель премии «Музы Санкт-Петербурга», лауреат премии Санкт-Петербурга в номинации «Живопись».
"21 октября в Музее Русского Искусства состоится церемония открытия выставки, на которой будут представлены работы известного художника. Выставка продлится неделю - до 28 октября. Вход свободный", - сообщили "Рес" в пресс-службе посольства.
Вадим КАДЖАЕВ Член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания Родился 28 ноября 1984 года в г.Цхинвал, Южная Осетия.
Выпускник Цхинвальского лицея искусств им. Колиева. С отличием окончил Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Трижды был награждён золотыми медалями за успехи в учебе, лучший выпускник 2009 года. Награждён почетной грамотой Министерства культуры РЮО, а также золотым знаком за достижения в области изобразительного искусства правительства ЧР. Обладатель премии «Музы Санкт-Петербурга», лауреат премии Санкт-Петербурга в номинации «Живопись».
Церемония награждения лауреатов премии имени Нафи Джусойты прошла в ЮОГУ
4 октября 2019, Культура, [696 просмотров]
Лауреатами премии имени Нафи Джусойты-2019 стали Тенгиз Догузов, Нелли Гогичева и Залина Басиева
В Юго-Осетинском государственном университете состоялась торжественная церемония награждения лауреатов литературной премии им. Нафи Джусойты. Конкурс на соискание премии имени Нафи был приурочен "Году Коста Хетагурова в Южной Осетии".
В церемонии награждения приняли участие президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, председатель правительства Эрик Пухаев, глава администрации г. Цхинвал Алан Кочиев, члены правления фонда«Амонд», президент группы компаний «Амонд», председатель Самарского областного национально-культурного центра осетинской диаспоры «Алания» Ростик Хугаев, общественный деятель, автор энциклопедии «Осетия и осетины» Казбек Челехсаты, ректор ЮОГУ Вадим Тедеев, профессорско-преподавательский состав и студенты ЮОГУ.
В Юго-Осетинском государственном университете состоялась торжественная церемония награждения лауреатов литературной премии им. Нафи Джусойты. Конкурс на соискание премии имени Нафи был приурочен "Году Коста Хетагурова в Южной Осетии".
В церемонии награждения приняли участие президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, председатель правительства Эрик Пухаев, глава администрации г. Цхинвал Алан Кочиев, члены правления фонда«Амонд», президент группы компаний «Амонд», председатель Самарского областного национально-культурного центра осетинской диаспоры «Алания» Ростик Хугаев, общественный деятель, автор энциклопедии «Осетия и осетины» Казбек Челехсаты, ректор ЮОГУ Вадим Тедеев, профессорско-преподавательский состав и студенты ЮОГУ.
Дирижер и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев намерен создать Северо-Кавказский культурный центр на своей малой родине во Владикавказе. ⠀
29 сентября 2019, Культура, [1022 просмотра]
Об этом он заявил на церемонии открытия третьего международного фестиваля «Мариинский — Владикавказ».
⠀С оркестром Мариинского театра он выступает в городе каждый год и пообещал быть еще чаще.
⠀О планах создания культурного центра во Владикавказе он говорил еще в 2003 году в день своего 50-летия. Тогда музыкант пообещал привлечь к этому архитекторов с мировыми именами и инвесторов.
⠀Проект стоимостью свыше 9 млрд рублей, разработанный знаменитым британским архитектором Норманом Фостером, был представлен на Международном инвестфоруме в Сочи в 2007 году. Тогда Северной Осетии пришлось отказаться от его реализации. Согласно новому плану создание центра должно обойтись в два раза меньше — не более 4 млрд рублей.
⠀Новый проект центра имени Валерия Гергиева разрабатывает французский архитектор Ксавье Фабр.
⠀Градус Осетии
⠀С оркестром Мариинского театра он выступает в городе каждый год и пообещал быть еще чаще.
⠀О планах создания культурного центра во Владикавказе он говорил еще в 2003 году в день своего 50-летия. Тогда музыкант пообещал привлечь к этому архитекторов с мировыми именами и инвесторов.
⠀Проект стоимостью свыше 9 млрд рублей, разработанный знаменитым британским архитектором Норманом Фостером, был представлен на Международном инвестфоруме в Сочи в 2007 году. Тогда Северной Осетии пришлось отказаться от его реализации. Согласно новому плану создание центра должно обойтись в два раза меньше — не более 4 млрд рублей.
⠀Новый проект центра имени Валерия Гергиева разрабатывает французский архитектор Ксавье Фабр.
⠀Градус Осетии
Наперсток из золота и серебра: Хох Бекоев удостоен престижной награды «Золотой наперсток»
Золотой в прямом смысле наперсток, изготовленный фирмой «Гуриати» из золота и серебра и украшенный фианитами, достался молодому дизайнеру из Южной Осетии Осетии Хоху Бекоеву, выигравшему гран-при международного фестиваля «Пульс моды». Коллекция югоосетинского модельера была признана лучшей на этом фестивале и также удостоена специального приза зрительских симпатий.
«Показ прошел хорошо, я участвовал на этом фестивале в третий раз. Свои коллекции представили также более 30 модельеров из Северной Осетии», - сказал агентству «Рес» Бекоев.
Он отметил, что через неделю собирается на показ моды "Подиум" в Сочи, куда также повезет эту коллекцию.
На фестивале во Владикавказе коллекции югоосетинского дизайнера занимали призовые места и раньше.
«Показ прошел хорошо, я участвовал на этом фестивале в третий раз. Свои коллекции представили также более 30 модельеров из Северной Осетии», - сказал агентству «Рес» Бекоев.
Он отметил, что через неделю собирается на показ моды "Подиум" в Сочи, куда также повезет эту коллекцию.
На фестивале во Владикавказе коллекции югоосетинского дизайнера занимали призовые места и раньше.
Первые среди лучших: цхинвальский колледж занял первое место на фестивале осетинских пирогов
Студентка Цхинвальского многопрофильного колледжа Алла Плиева заняла первое место на на Vl международном фестивале по выпечке осетинских пирогов, который прошел во Владикавказе. Об этом ИА "Рес" сообщила преподаватель отделения "повар-кондитер" колледжа Эмма Бежанова.
"Для нас самих победа стала приятной неожиданностью. Звонил с приглашением директор Владикавказского колледжа, поэтому решили,что фестиваль проводится среди колледжей, средне-специальных образовательных учреждений. Оказался масштабный фестиваль с участием профессионалов из Осетии, Турции. Первое место приятно вдвойне. Действовали особые правила, оценивались не только вкусовые качества, красота выпечки, но были и особые требования к технологии, санитарным нормам и многим другим профессиональным нюансам. Кроме того, нужно было печь разновидности пирогов, которые не очень популярны на юге Осетии. Тем не менее, справились.Большая заслуга в успехе мастера нашего колледжа Валентину Келееву, которая готовила Аллу", - рассказала Бежанова.
Помимо главного конкурса - выпечки пирогов, был еще и неофициальный конкурс на лучшее оформление этнографического уголка, который был признан лучшим также у Цхинвальского многопрофильного колледжа.
"Для нас самих победа стала приятной неожиданностью. Звонил с приглашением директор Владикавказского колледжа, поэтому решили,что фестиваль проводится среди колледжей, средне-специальных образовательных учреждений. Оказался масштабный фестиваль с участием профессионалов из Осетии, Турции. Первое место приятно вдвойне. Действовали особые правила, оценивались не только вкусовые качества, красота выпечки, но были и особые требования к технологии, санитарным нормам и многим другим профессиональным нюансам. Кроме того, нужно было печь разновидности пирогов, которые не очень популярны на юге Осетии. Тем не менее, справились.Большая заслуга в успехе мастера нашего колледжа Валентину Келееву, которая готовила Аллу", - рассказала Бежанова.
Помимо главного конкурса - выпечки пирогов, был еще и неофициальный конкурс на лучшее оформление этнографического уголка, который был признан лучшим также у Цхинвальского многопрофильного колледжа.
«Не без способностей» Народный (к 50-летию артиста Госдрамтеатра Сослана Бибилова)
10 сентября 2019, Культура, [509 просмотров]
Он всегда разный. Может быть проникновенным, трепетным, тонко чувствующим и способным на сострадание. Или непримиримым, жестоким или надменным. Может вызывать трогательные улыбки и искренний смех и, напротив, отторгать своей циничностью и злостью. И каждый образ, созданный им на сцене, всегда удивляющий искренностью, точностью и невероятной правдоподобностью, раз за разом только утверждает уверенность в том, что на сцене для него не существует невозможного. Потому что, в принципе, он не приемлет игры. Он живет этим. Сценой, искусством, ролями, всем тем, чем наполнен театр. Безусловный Мастер сцены. Любимый артист. Олицетворение истинного таланта и завидного постоянства в профессии. Сослан Бибилов. Один из сильнейших осетинских артистов современности. Артист, ставший Народным задолго до официального присвоения высокого звания.
Он влюбился в театр еще в детстве. Когда его, совсем еще маленького, в Храм культуры в центре Цхинвала за руку приводили родители. Большой зрительный зал, интересные росписи на потолке, огромная люстра, сверкающая многими сотнями огней и занавес, который раскрывался перед ним, унося в какой-то мир таинственности и волшебства – театр манил и притягивал его, еще не совсем понимающего искусство, но восхищенного всем тем, что происходило там, на сцене. Классе в восьмом со свойственным его ровесникам подростковым максимализмом он уже озвучил родителям свое намерение стать артистом. «Сказать, что мое желание вызвало дома протест – не сказать ничего. И отец, и мать фактически объявили мне самую настоящую войну, пытаясь выбить, как им казалось, эту дурь из головы и направить мои мысли в более приземленное русло, – с улыбкой вспоминает Сослан. – Строительный техникум в Цхинвале, потом поступление во Владимирский политехнический институт на строительный факультет – казалось бы, вот она близость к родительским идеалам будущего для сына. Для меня же тот год, который я выдержал в названном ВУЗе, был настоящей мукой. Поэтому, закрыв первый курс, я уезжал в Цхинвал с твердой уверенностью в том, что возвращения обратно не будет».
Он влюбился в театр еще в детстве. Когда его, совсем еще маленького, в Храм культуры в центре Цхинвала за руку приводили родители. Большой зрительный зал, интересные росписи на потолке, огромная люстра, сверкающая многими сотнями огней и занавес, который раскрывался перед ним, унося в какой-то мир таинственности и волшебства – театр манил и притягивал его, еще не совсем понимающего искусство, но восхищенного всем тем, что происходило там, на сцене. Классе в восьмом со свойственным его ровесникам подростковым максимализмом он уже озвучил родителям свое намерение стать артистом. «Сказать, что мое желание вызвало дома протест – не сказать ничего. И отец, и мать фактически объявили мне самую настоящую войну, пытаясь выбить, как им казалось, эту дурь из головы и направить мои мысли в более приземленное русло, – с улыбкой вспоминает Сослан. – Строительный техникум в Цхинвале, потом поступление во Владимирский политехнический институт на строительный факультет – казалось бы, вот она близость к родительским идеалам будущего для сына. Для меня же тот год, который я выдержал в названном ВУЗе, был настоящей мукой. Поэтому, закрыв первый курс, я уезжал в Цхинвал с твердой уверенностью в том, что возвращения обратно не будет».
Посвящается 1500-летию ироно-славянского мировоззрения
15 августа 2019, Культура, [2864 просмотра]
РОССИЙСКИЙ КАВКАЗ
С учетом того, что Кавказ является зоной жизненно важных геостратегических, геоэкономических интересов многих государств и даже военно-политических блоков, повышается значимость выработки нового политического курса России на Кавказе. Актуальность скорейшего решения данного вопроса возрастает, поскольку именно на Кавказе сегодня происходит проверка зрелости государственных институтов власти Российской Федерации. Через практикуемые ею подходы к разрешению сложнейших межнациональных, межгосударственных проблем в этом регионе определяется ее политическая состоятельность.
Нужно отметить, что в истории российского Кавказа было все: и многочисленные карательные экспедиции против горских народов, стимулировавших длительную Кавказскую войну, и вынужденная эмиграция горцев Кавказа на чужбину в Турцию и другие страны, насильственная русификация, грузификация и депортация целых народов в годы советской власти, произвольное нарезание административных границ, зачастую приводящих к разделению по географическому принципу отдельных народов и уничижительное огульное выделение выходцев с Кавказа за рамки российского гражданского поля с присвоением им политических ярлыков типа – «туземец», «инородец», «лицо кавказской национальности». Старый, как мир, политический принцип, «разделяй и властвуй», стоит и сегодня в основе российской политики на Кавказе. Не отрицая его объективного содержания, в то же время надо сказать о том, что он не должен был становиться основным и главным аргументом в проводимой Россией национально-государственной политике в этом регионе.
С учетом того, что Кавказ является зоной жизненно важных геостратегических, геоэкономических интересов многих государств и даже военно-политических блоков, повышается значимость выработки нового политического курса России на Кавказе. Актуальность скорейшего решения данного вопроса возрастает, поскольку именно на Кавказе сегодня происходит проверка зрелости государственных институтов власти Российской Федерации. Через практикуемые ею подходы к разрешению сложнейших межнациональных, межгосударственных проблем в этом регионе определяется ее политическая состоятельность.
Нужно отметить, что в истории российского Кавказа было все: и многочисленные карательные экспедиции против горских народов, стимулировавших длительную Кавказскую войну, и вынужденная эмиграция горцев Кавказа на чужбину в Турцию и другие страны, насильственная русификация, грузификация и депортация целых народов в годы советской власти, произвольное нарезание административных границ, зачастую приводящих к разделению по географическому принципу отдельных народов и уничижительное огульное выделение выходцев с Кавказа за рамки российского гражданского поля с присвоением им политических ярлыков типа – «туземец», «инородец», «лицо кавказской национальности». Старый, как мир, политический принцип, «разделяй и властвуй», стоит и сегодня в основе российской политики на Кавказе. Не отрицая его объективного содержания, в то же время надо сказать о том, что он не должен был становиться основным и главным аргументом в проводимой Россией национально-государственной политике в этом регионе.
Святость осетинской надочажной цепи
15 августа 2019, Культура, [2342 просмотра]
Исследователи этнической традиции осетин не раз обращали внимание на такой связанный с культурой жизнеобеспечения элемент, как надочажная цепь (ræxys / ræxis), отличавшуюся весьма интересной эстетикой. Она представляла собой соединенные между собой кованные железные звенья, имевшие форму восьмерки. Иногда форма звена могла меняться, сохраняя, однако, исходную хорошо распознаваемую восьмеричную форму. Хотя длина цепи могла меняться, в среднем она состояла из двенадцати звеньев. На одном своем конце цепь имела крюк (или кольцо), которым она обычно крепилась к центральной потолочной балке (матице). Там же могли находиться и два продольных крюка, на которые для копчения от дыма очага прикрепляли сетки с нутряным жиром животных (fīw / few). На другом конце цепи, то есть снизу, она имела лапку, позволявшую подвешивать на нее различные элементы кухонной утвари: котелки, плоские сковородки и пр. После третьего снизу (девятого сверху) звена цепи, на ней располагалось кольцо со специальным небольшим крючком, использовавшимся для того, чтобы при необходимости регулировать длину цепи. Кроме того, от этого кольца могли также отходить и дополнительные отрезки цепи, увеличивавшие количество точек подвески и тем самым ее «производительность». Таково в самых общих чертах достаточно незамысловатое устройство этого элемента старого осетинского быта, идущего из тех далеких времен, когда огонь в жилище еще был открытым.
Рис. 1. Осетинская надочажная цепь (современная копия)
Рис. 1. Осетинская надочажная цепь (современная копия)
Дзанайты Х. Г. " Духовное мировоззрение народа Ир"
31 июля 2019, Культура, [1178 просмотров]
В работе рассмотрены сущностные особенности духовного мировоззрения народа ир (ир – ас – алан). Определено место сакрального понятия «агъдау» в духовной эволюции человечества. Для специалистов в области культурологи и для самого широкого круга читателей.
Ацы чиныг фыст æрцыди, фыдæдты ном чи нæ рох кæны æмæ ирон æгъдауыл хæст чи у, уыдонæн.
ДУХОВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАРОДА ИР
Народ ир (осетины) переступив черту, отделяющую век ХХ от ХХI века, вступил в новое тысячелетие своей многотысячелетней истории. На пройденном историческом пути он не раз подвергался тяжелым испытаниям. Здесь было все: и радость от блистательных побед и взлетов человеческой мысли, и горечь от тяжелых потрясений и утрат. Тем не менее, несмотря на потрясения, которые не раз разрывали на части единое национальное тело народа ир (ир – ас – алан), ему удалось сохранить свою национальную идентичность, отстоять сакральную часть своей священной родины. В изучении сущности данного феномена, обуславливающего преемственность поколений народа ир, и лежит основное проблемное поле представленной работы.
Ацы чиныг фыст æрцыди, фыдæдты ном чи нæ рох кæны æмæ ирон æгъдауыл хæст чи у, уыдонæн.
ДУХОВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАРОДА ИР
Народ ир (осетины) переступив черту, отделяющую век ХХ от ХХI века, вступил в новое тысячелетие своей многотысячелетней истории. На пройденном историческом пути он не раз подвергался тяжелым испытаниям. Здесь было все: и радость от блистательных побед и взлетов человеческой мысли, и горечь от тяжелых потрясений и утрат. Тем не менее, несмотря на потрясения, которые не раз разрывали на части единое национальное тело народа ир (ир – ас – алан), ему удалось сохранить свою национальную идентичность, отстоять сакральную часть своей священной родины. В изучении сущности данного феномена, обуславливающего преемственность поколений народа ир, и лежит основное проблемное поле представленной работы.
В Южной Осетии строят фамильное святилище и православный храм
Строительство ведется в родном селе главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева
В Знаурском районе Южной Осетии, в селе Цорбис ремонтируют фамильное святилище Тедеевых. А невдалеке началось строительство православного храма. Религиозные объекты строятся на средства главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева.
Святилище Тедеевых находится на холме над селом Цорбис, там же построят фамильную башню, православный храм и арку на входе к церкви Святой Троицы (Гомарт). Здесь трудятся две группы строителей.
Фамильное святилище находится посреди сельского кладбища, на котором, в основном, хоронят представителей фамилии Тедеевых, здесь нашли последнее пристанище отец и брат Дзамболата Тедеева.
В Знаурском районе Южной Осетии, в селе Цорбис ремонтируют фамильное святилище Тедеевых. А невдалеке началось строительство православного храма. Религиозные объекты строятся на средства главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева.
Святилище Тедеевых находится на холме над селом Цорбис, там же построят фамильную башню, православный храм и арку на входе к церкви Святой Троицы (Гомарт). Здесь трудятся две группы строителей.
Фамильное святилище находится посреди сельского кладбища, на котором, в основном, хоронят представителей фамилии Тедеевых, здесь нашли последнее пристанище отец и брат Дзамболата Тедеева.
Национальное самоопределение как феномен политики
27 июня 2019, Культура, [655 просмотров]
Национальное самоопределение как феномен политики представляет из себя одну из наиболее сложных проблем политической практики. Зачастую она оказывается связанной с этническими и конфессиональными конфликтами, сепаратистскими движениями, дей¬ствиями террористических организаций. Такая ситуация обусловлена тем, что парадигма самоопределения отно¬сится к числу наиболее политизированных вопросов, касающихся так называемых эт¬нических отношений. Она активно эксплуатируется во всевозможных политических комбинациях, и поэтому заинтересованным сторонам оказывается чрезвычайно трудно найти взвешенный, научно обоснованный подход к ее четкой категоризации.
Следует отметить, что одним из важнейших источников самоопределения как политического феномена применительно к этнонациональным сообществам является проблема дискриминации их коллективных и индивидуальных прав. По оценкам исследователей: «Обращаясь к этносоциальной сфере, к этническим процессам, к национальному самосознанию и национальным движениям, мы просто не можем не касаться коллективных интересов и коллективных прав, ибо сама этничность проявляется и функционирует в сфере коллективной жизни, определяется понятием «мы». И дискриминация по этническому признаку предполагает, прежде всего, нарушение групповых, коллективных прав» .
Следует отметить, что одним из важнейших источников самоопределения как политического феномена применительно к этнонациональным сообществам является проблема дискриминации их коллективных и индивидуальных прав. По оценкам исследователей: «Обращаясь к этносоциальной сфере, к этническим процессам, к национальному самосознанию и национальным движениям, мы просто не можем не касаться коллективных интересов и коллективных прав, ибо сама этничность проявляется и функционирует в сфере коллективной жизни, определяется понятием «мы». И дискриминация по этническому признаку предполагает, прежде всего, нарушение групповых, коллективных прав» .
К 100-летию ВЕЛИКОГО ГОРЦА!
Санкт-Петербургское издательство «ПОЩАДЬ ИСКУССТВ» выпустило в свет первую книгу первого академического издания «Азанбек Джанаев жизнь в искусстве», посвященного летописи жизни и творчества гения иронского (осетинского) народа.
«Он сумел отыскать Золотой ключ к генетическому коду этноса, задав тем самым стандарты для визуальной культуры народа, продолжая славные традиции кобано-тлийского, скифо-сарматского искусства»
Это о нем – Азанбеке Васильевиче Джанаеве, выдающемся представители мирового изобразительного искусства и мировой культуры, Народном художнике РСФСР повествует коллектив авторов Института национального развития им. Царазон Ас-Багатара, Благотворительного фонда культуры им. Азанбека Джанаева и Художественнного музея им. Махарбека Туганова (З. Г. Джанаев, А. А. Джанаева, Л. Г. Фидарати, Х. Г. Дзанайты). Издание подготовлено по замыслу профессора Георгия Георгиевича Джанаева.
«Он сумел отыскать Золотой ключ к генетическому коду этноса, задав тем самым стандарты для визуальной культуры народа, продолжая славные традиции кобано-тлийского, скифо-сарматского искусства»
Это о нем – Азанбеке Васильевиче Джанаеве, выдающемся представители мирового изобразительного искусства и мировой культуры, Народном художнике РСФСР повествует коллектив авторов Института национального развития им. Царазон Ас-Багатара, Благотворительного фонда культуры им. Азанбека Джанаева и Художественнного музея им. Махарбека Туганова (З. Г. Джанаев, А. А. Джанаева, Л. Г. Фидарати, Х. Г. Дзанайты). Издание подготовлено по замыслу профессора Георгия Георгиевича Джанаева.
Кому принадлежал Пригородный район
12 апреля 2019, Культура, [1281 просмотр]
До конца XIV века на спорной территории жили аланы — предки осетин, с конца XVIII века до 50-60-х годов XIX века — ингуши, затем до 1922 года — казаки, покинувшие район в результате репрессий со стороны большевиков и коренного местного населения(ингушей). С 1922 года это территория Ингушской автономной области, а с 15 января 1934 года — Чечено-Ингушской АССР. 7 марта 1944 года, после принятия постановления о переселении чеченцев и ингушей, район включили в состав Северо-Осетинской АССР. 24 ноября 1956 года президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов, но Пригородный район остался в составе Осетии. В качестве компенсации в состав ЧИ АССР включены три района Ставропольского края — Наурский, Шелковской и Каргалинский.
В 1963 году руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека. Тогда же ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но получили отказ. 4 июня 1992 года Верховный совет РФ принял закон "Об образовании Ингушской республики в составе РФ" без демаркации границ. 31 октября 1992 года в Пригородном района произошел вооруженный конфликт между ингушами и осетинами. 1 ноября Борис Ельцин ввел в зону конфликта войска, во враждующих республиках была создана временная администрация. 4 ноября столкновения прекратились. Всего с обеих сторон погибли 583 человека, 939 были ранены.
В 1963 году руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека. Тогда же ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но получили отказ. 4 июня 1992 года Верховный совет РФ принял закон "Об образовании Ингушской республики в составе РФ" без демаркации границ. 31 октября 1992 года в Пригородном района произошел вооруженный конфликт между ингушами и осетинами. 1 ноября Борис Ельцин ввел в зону конфликта войска, во враждующих республиках была создана временная администрация. 4 ноября столкновения прекратились. Всего с обеих сторон погибли 583 человека, 939 были ранены.
В ближайшее время в Северной Осетии появится центр народно-художественных промыслов.
3 апреля 2019, Культура, [1346 просмотров]
Его создадут по инициативе главы республики Вячеслава Битарова. Туда войдут лучшие ремесленники республики, которые будут делиться своим опытом и развивать осетинские традиции в различных направлениях. Среди них и мастерская «Арион» - там воссоздают скифо-сарматское оружие.
Работа начинается с эскиза. Художник изучает историческую литературу и археологические находки, только после этого приступает к разработке предмета. В мастерской «Арион» не просто изготавливают оружие. Здесь занимаются возрождением скифо-сарматской культуры. Все работы максимально приближены к предметам, которыми пользовались в те времена. Даже делают их из тех же материалов: дерево, кость, оленьи и буйволиные рога и бивни мамонта. В арсенале ритуальный скифский нож, женские и мужские мечи, кольчуги и луки.
Мастерской уже больше 30-ти лет. За это время ремесленники создали больше тысячи ручных работ. Но специализируется мастерская не только на вооружении скифов.