К 100-летию ВЕЛИКОГО ГОРЦА!
«Он сумел отыскать Золотой ключ к генетическому коду этноса, задав тем самым стандарты для визуальной культуры народа, продолжая славные традиции кобано-тлийского, скифо-сарматского искусства»
Это о нем – Азанбеке Васильевиче Джанаеве, выдающемся представители мирового изобразительного искусства и мировой культуры, Народном художнике РСФСР повествует коллектив авторов Института национального развития им. Царазон Ас-Багатара, Благотворительного фонда культуры им. Азанбека Джанаева и Художественнного музея им. Махарбека Туганова (З. Г. Джанаев, А. А. Джанаева, Л. Г. Фидарати, Х. Г. Дзанайты). Издание подготовлено по замыслу профессора Георгия Георгиевича Джанаева.
Кому принадлежал Пригородный район
В 1963 году руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека. Тогда же ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но получили отказ. 4 июня 1992 года Верховный совет РФ принял закон "Об образовании Ингушской республики в составе РФ" без демаркации границ. 31 октября 1992 года в Пригородном района произошел вооруженный конфликт между ингушами и осетинами. 1 ноября Борис Ельцин ввел в зону конфликта войска, во враждующих республиках была создана временная администрация. 4 ноября столкновения прекратились. Всего с обеих сторон погибли 583 человека, 939 были ранены.
В ближайшее время в Северной Осетии появится центр народно-художественных промыслов.
Его создадут по инициативе главы республики Вячеслава Битарова. Туда войдут лучшие ремесленники республики, которые будут делиться своим опытом и развивать осетинские традиции в различных направлениях. Среди них и мастерская «Арион» - там воссоздают скифо-сарматское оружие.
Работа начинается с эскиза. Художник изучает историческую литературу и археологические находки, только после этого приступает к разработке предмета. В мастерской «Арион» не просто изготавливают оружие. Здесь занимаются возрождением скифо-сарматской культуры. Все работы максимально приближены к предметам, которыми пользовались в те времена. Даже делают их из тех же материалов: дерево, кость, оленьи и буйволиные рога и бивни мамонта. В арсенале ритуальный скифский нож, женские и мужские мечи, кольчуги и луки.
Мастерской уже больше 30-ти лет. За это время ремесленники создали больше тысячи ручных работ. Но специализируется мастерская не только на вооружении скифов.
Оружие скифов
Вячеслав Битаров: Нужно наладить работу по восстановлению объектов культурного наследия
- Когда выезжаем на встречи с жителями, в каком бы населённом пункте мы ни побывали - клуб в ненадлежащем состоянии, кроме тех, где их недавно построили и отремонтировали, - сказал Вячеслав Битаров.
В связи с этим глава республики поручил полпреду республики при президенте РФ Борису Джанаеву обсудить данный вопрос с профильным ведомством и с федеральными министерствами, чтобы изыскать возможность для возведения новых объектов культурного досуга.
Также Вячеслав Битаров отметил значимость объектов культурного наследия для республики и необходимость их включения в соответствующие программы. Северная Осетия - одна из первых республик, возглавляющая список субъектов РФ по количеству памятников культуры.
Оперон зарӕггӕнӕг Хуссар Ирӕй: мӕхи нымайын амондджын адӕймагыл
Ӕхсӕнадӕмон сылгоймӕгты боны размӕ Цхинвалы ацӕудзӕн концерт, цы ран кӕсджыты раз ралӕудзӕн зындгонд оперон зарӕггӕнӕг Хуссар Ирыстонӕй Хӕбӕлаты Лали.
Зарӕггӕнӕг бацыд Sputnik пресс-центрмӕ РХИ мыхуыр ӕмӕ информацийы комитеты сӕргълӕууӕг Хъотайты Марияйы брифингмӕ. Музыкант радзырдта йӕ сфӕлдыстадон фӕндаджы лыстӕгдзинӕдтӕ ӕмӕ фидӕны нывӕзтыты тыххӕй.
"Ӕз мӕхи нымайын амондджын адӕймагыл, уый тыххӕй ӕмӕ мӕ царды ахсджиаг этапты мӕ фарсмӕ лӕууыдысты хӕларзӕрдӕ адӕм", - загъта Хӕбӕлаты Лали.
Хӕбӕлаты Лали райста фыццаг музыкалон ахуырад Цхинвалы, уый фӕстӕ бацыд Мӕскуыйы Гнесинты номыл музыкалон ахуыргӕнӕндонмӕ.
Зарӕггӕнӕг нӕ фӕнд кӕны фидӕны кусын ахуыргӕнӕгӕй, фӕнды йӕ фӕбӕрзонд кӕнын йӕ фӕлтӕрддзинад.
Искусство жить и танцевать Майи Четион
Одной из самых известных хореографов в Республике Южная Осетия является Майя Четион. Ее смело можно назвать выдающимся хореографом наших дней. Она, являясь солисткой Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд» еще в советское время одной из первых наших деятелей искусства стала заслуженной артисткой Абхазской Автономной Республики, также является дизайнером – создателем национальных костюмов, педагогом-хореографом, воспитавшим десятки поколений детей. Майя Иорамовна руководит хореографической студией «Кафт», функционирующей при средней школе №2.
Цитаты и афоризмы про лесть, лицемерие, ханжество
Отсутствующих хвалят без лести.
Ж. Грессе
Приторная похвала не делает чести ни тому, кто ее говорит, ни тому, к кому она относится. Ф. Гримм
Лесть — это фальшивая монета, которая лишь обедняет того, кому она достается. Л. Дабрантес
Скромность порой бывает лицемерной, но простодушие — никогда. Ж. Даламбер
Похвалы, подобно золоту и алмазу, имеют цену лишь тогда, когда они редки. Б. Джонсон
Хозяйка нашего дома
Увы, годы берут свое. В свои без малого девяносто Эмма Артемовна вынуждена перейти на более щадящий режим жизнедеятельности. Хотя по-прежнему остается душой того самого Дома национальных культур, у истоков которого и стояла. Еще в 70-х годах минувшего столетия, когда в Пятигорске появилось общество советско-болгарской дружбы, Эмму Дзитиеву избрали его секретарем. Побратимские связи подкреплялись письмами, приходившими в городской Дом дружбы с болгарской стороны. Были и встречи, и обмен делегациями. В вихре перестройки связи с братушками испытания на прочность не выдержали, переписка оборвалась. Не только отдельные индивидуумы, но и целые народы не смогли достойно пережить шоковые реформы и прочие катаклизмы. Однако здравый смысл восторжествовал. Рассказывают, что, когда спустя годы иностранные туристы вновь потянулись в наши края, болгары испытали настоящее потрясение. В самые тяжелые времена хозяйка Дома дружбы в Пятигорске сумела сохранить и тепло побратимских встреч, и письма, и архивы, и фотографии. А главное, сам старинный особняк в центре проспекта Кирова.
Мухтарбек Кантемиров, народный артист России
Передача "Имена". Эфир 20.03.2005. Первый образовательный канал. © Телекомпания СГУ ТВ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЫЛОГО ВЕЛИЧИЯ?
В год Коста сезон был открыт постановкой по поэме К. Хетагурова «Фатима»
«Фатима». Снова на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра имени Коста Хетагурова сорок лет спустя. И первый спектакль на сцене возрожденного национального театра. Одна из несомненных жемчужин осетинской классики, велением времени, постановка, по одноименной поэме, стала символом возрождения театрального искусства юга Осетии. Зрелищно, масштабно, пронизывающе. Масштаб режиссера, актерский ансамбль и изначально заданная планка в успешности постановки сомневаться не заставляли. Сомнения были несколько другие – известное произведение, по мотивам которого еще в 1958 году была снята одноименная картина, фактически массовое знакомство и с оригиналом, и с кинофильмом «Фатима», в любом случае не смогли бы нивелировать параллели, ассоциации, которые невольно воздействовали бы на зрительское восприятие. И все же режиссеру и актерскому ансамблю удалось отойти от общеизвестного прочтения «Фатимы». И это несмотря на то, что за основу спектакля режиссер взял оригинал поэмы Коста. Сказать, что спектакль Тамерлана Дзудцова выстрелил – не сказать ничего.
Найдена, считавшаяся утерянной, партитура к первому осетинскому мюзиклу
О работе Фонда культуры имени Народного художника РЮО Григория Котаева
Возрождение из пепла: как восстановили жилье известного артиста Южной Осетии Давида Габараева
Он первый актер из Южной Осетии, который снялся в кино.
Более 35 лет он нес свое искусство народу, сыграв множество ролей в различных драматургических жанрах. Полностью посвятил себя Государственному драматическому театру до того времени, пока здание театра не сгорело.
Поход в театр с вредом для здоровья
Осторожно, скользко…
Первые дни нового года, Госдрамтеатр давал детский спектакль «Красную шапочку». Чтобы насытить каникулы детей культурными развлечениями, пожилая женщина забрала внучку в театр. Сдавая в гардероб верхнюю одежду, женщина поскользнулась на скользких ступенях лестницы, ведущей в гардероб. Пытаясь ухватиться за перила, женщина ловила только воздух. Перил на лестнице нет. Маленькая внучка, пытаясь поддержать бабушку, тоже получила синяки, при падении.
"Эти скользкие лестницы без перил сделали мою маму инвалидом... 5 января в новом театре она сломала бедренную кость.... 13 дней в больнице: операция, реанимация, отказали легкие, теперь тромб в ноге..." - выдержки из поста общественного деятеля Юрия Бетеева, (сын потерпевшей Чибировой), который вызвал однозначную реакцию среди пользователей сети.
Молодая поэтесса о себе и о творчестве
— Первый вопрос традиционный. Расскажи немного о себе, где учишься, чем увлекаешься?
— Мой ответ тоже окажется, наверное, банальным. Родилась 1 ноября 1998 года в городе Цхинвал, окончила школу №9, на данный момент — студентка факультета иностранных языков ЮОГУ. Пишу стихи, пою, люблю проводить время со своими друзьями и родными, с теми, кто мне близок и дорог.
— Когда началась твоя творческая деятельность? Было ли это неожиданностью или все уже в детстве знали, кем ты станешь?
Исполнительнице главной роли в фильме «Фатима» присвоено звание Народной артистки Северной Осетии
Студентка ЮОГУ: в картинах Лаврентия Касоева каждый найдет себя
Выставка открылась 21 ноября и проходила в здании Юго-Осетинского государственного университета им. А. А. Тибилова. За это время любители искусства смогли ознакомиться с работами мастера и окунуться в мир творчества.
Ведь в каждой работе Касоева отражается его внутренний мир, в них показаны пережитые им эмоции и искренность его души.
Как отметила информагентству «Рес» студентка ЮОГУ Анна Кокоева, ознакомившись с работами Лаврентия Касоева, каждый найдет в них себя.
Отдельные политико-правовые, исторические и религиоведческие аспекты современного состояния религиозных отношений в Республике Северная Осетия-Алания и в Республике Южная Осетия и профилактика религиозного экстремизма
Введение. Современное состояние религиозных отношений в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Южная Осетия можно охарактеризовать как разнонаправленное и находящееся в стадии серьёзных структурных изменений.
Религиозная «картина» в Осетии специфична. Ее, на наш взгляд, нельзя сравнить ни с одним из субъектов не только Северо-Кавказского федерального округа, но и в целом Российской Федерации, равно как и с государствами Закавказья. Не являясь столь громко звучащей платформой для религиозного экстремизма и терроризма, чаще страдая от «ввозного» терроризма и экстремизма, Осетия (больше Северная) все-таки на наш взгляд, нуждается в особом, уникальном регулировании религиозных отношений, так как конфликты на религиозной почве и экстремистские проявления периодически потрясают ее. В качестве существенных особенностей Осетии в религиозно-конфессиональной сфере можно отметить:
8 книг для «настоящих осетин»
1. «Нарты кадджытæ» («Сказания о нартах»).
Этот шедевр литературы мирового уровня не нуждается в представлении. Для многих людей увлечение осетинской историей и культурой началось именно с того, что им на глаза попался перевод одного из нартовских кадагов. Строго говоря, Нартиада – это не отдельная книга, но рассматривать «осетинство» без этого эпического основания всего национального, было бы всё равно, что заниматься химией в обход «таблицы Менделеева».
Роллан Цховребов. Искусство воплощения фантазии в дереве.
Здесь под руководством мастера по дереву Роллана Цховребова осваивают азы работы с различными видами древесины учащиеся кружка кружка «Умелые руки».
Предметы, изготовленные преподавателем, несомненно, выполнены более профессионально - чувствуется рука опытного мастера, полет фантазии, импровизация и эксперимент.
Бибилов о выставке Касоева: впечатляют образы, навеянные самой жизнью
Как сообщает пресс-служба главы государства, посетив выставку, Бибилов поделился своими впечатлениями, отметив, что каждая работа живописца воплощает фантазии, которые таятся в душе мастера.
«Все картины — шикарные. В каждой работе выражены личные, авторские интонации, эмоциональный взрыв и протест художника. Впечатляют образы, навеянные самой жизнью, работы готической архитектуры, манящие, средневековые улочки Европы…
Но конечно, более близки нашему сердцу картины, связанные с нашей Родиной, прекрасны работы старого Цхинвала. Пустеющие дома, села – вся эта «уходящая» история», – сказал президент.
Бибилов также подчеркнул многогранность таланта Лаврентия Касоева, назвав его гениальным художником, создающим настоящие шедевры.
85-летие со дня рождения Давида Габараева отметят в Южной Осетии
«Давид Габараев был артистом с большой буквы, который собирал полный зал зрителей, - сказала министр. – 30 декабря исполняется 85 лет со дня его дня рождения, и к этой дате мы планируем подготовить мероприятия, посредством которых постараемся раскрыть феномен этого удивительного человека».
Давид Габараев родился 30 декабря 1933 года в селе Кватетри Знаурского района Южной Осетии. В 1956 году поступил в Тбилисский театральный институт им. Шота Руставели, после окончания которого стал артистом Юго-Осетинского госдрамтеатра, где проработал до конца своих дней.
За большие заслуги в области театрального искусства Габараев был удостоен званий «Заслуженный артист ГССР» в 1972 году, лауреат премии им. Коста Хетагурова в 1982 году, «Народный артист СО АССР» в 1998 году, «Народный артист РЮО» в 2003 году, а также награжден медалями и многочисленными почетными грамотами.
ЧТО ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО У ОСЕТИНСКОГО УАСТЫРДЖИ–УАСГЕРГИ И СВЯТОГО ГЕОРГИЯ?
В многовековой истории Осетии Уасгерги (Уастырджи по-иронски) был и остается наиболее почитаемым и любимым божеством (после Бога). Он является покровителем мужчин, воинов, всех путников, независимо от возраста, вероисповедания и социального положения. В знаменитом Нартовском эпосе (разумеется, в осетинском варианте) Уасгерги-Уастырджи является небожителем и изображается в виде могучего воина на белом коне. Современные осетинские художники создали немало интересных портретов Уасгерги-Уастырджи в виде седобородого могучего мужчины на большом коне, как правило, на трех ногах. У Уасгерги-Уастырджи были хорошие отношения с нартами. Он участвовал даже в их походах, в результате которых им доставалась большая добыча. По представлениям осетин Уасгерги-Уастырджи является отцом противоречивой и легендарной Сатаны и выполняет самые ответственные функции посредника между Богом и людьми. Иногда Уасгерги-Уастырджи появляется среди людей в облике бедного старика и таким образом узнает реальный уровень жизни, радостей и проблем людей. Женщинам не разрешалось произносить его имя. Они его называли и продолжают называть «лёгти изёд» – «покровитель мужчин» (по-иронски «лёгты дзуар» – «Бог мужчин»). Каждый год в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ, по всей Осетии отмечали и продолжают отмечать праздник Уасгерги- Уастырджи. У многих осетин-дигорцев этот праздник назывался «Лёгти ёхсёвё» (буквальный перевод – «вечер мужчин»). Фактически это был праздник, который в остальной части Осетии известен как Джеоргуыба (праздник в честь Уастырджи; по-дигорски Уасгерги). Этот праздник приходился на вторую половину ноября и продолжался, как и сейчас, целую неделю. Устраивали его, как подчеркивалось выше, после окончания всех сельскохозяйственных работ. Замечу, что во многих дигорских селах никогда не увязывали праздник «лёгти ёхсёвё» – Джеоргуба с именем святого Георгия (в переводе с греческого это имя означает «земледелец»).
Старинные осетинские песни ,тексты(часть1)
Уастырджийы зарæг.
Ой- гъой Хетæджы тæхгæ нæргæ сызгъæрин Уæстырджи
О-о-о табу дæхицæн!
Гъей-гъей дæумæ кувæм, Уастырджи, дæуæй курæм,
Сызгъæрин Уастырджи!
Гъей-гъей байрагæй бæхгæнæг лаппуйæ лæггæнæг Уастырджи
О-о-о табу дæхицæн!
Гъей-гъей нæ кæстæртæ де уазæг, Уастырджи, табу дæхицæн,
Сызгъæрин Уастырджи!
Ой- гъой бæрзондыл бадæг урсбоцъо Уастырджи
О-о-о табу дæхицæн!
Гъей-гъей нæ бæлццæттæ де уазæг, Уастырджи,
Нæ Ирыстон дæ фæдзæхст!
Праздник вкуса: в Цхинвале убедились, что истина — в молодом вине
Настоящий праздник устроила для жителей Южной Осетии Ассоциация виноградарей и виноделов Южной Осетии во главе с Аланом Гаглоевым. Поблагодарив всех пришедших на праздник, Гаглоев подчеркнул, что мероприятие станет ежегодным и будет отмечаться в третий четверг ноября. Именно в этот день по всему миру отмечается праздник молодого вина и Южная Осетия не станет исключением.
"Сорт "гаме фрео" у нас в Осетии начали выращивать еще в XIX веке. В мире почти не выращивают этот сорт. А нам бы очень хотелось сделать из этого вина бренд, который полюбится любителям хорошего молодого вина. В настоящее время мы производим четыре вида вина, которые здесь представлены. Надеюсь, они придутся вам по вкусу", — сказал глава Ассоциации.