![]() |
|
Главные новостиАналитикаTerra America: Збигнев Бжезинский о "политическом пробуждении" в России ДайджестМеждународные наблюдатели рассказали главе Приднестровья о нарушениях Тегиforum.osinform.ru, OSinform, osinform.org, Абхаз, Беспорядки в Москве, Бровцев, Венесуэла, Восстановление, ГТРК «Ир», Гасумянов, ДО и После ..., Зеркало, Ирон, Микрорайон «Московский», Мобильная версия, Новости, Обновления, Поздравления, Предложения, Уго Чавес, Форум, Эдуард Кокойты, Электроцинк, Юбилей, видео, оборона Популярно» Президент Южной Осетии подписал ряд указов об отставке ВходВнешний видСейчас на сайтеПользователей онлайн: 6Гостей: 0 Зарегистрированных: 6 Артём Rast Laeg Руха-Цхинвал AAA Riana Kokoeva Madina |
Творческое мировоззрение художника не расходится с его жизненными принципами. Принадлежавший знатному роду дигорских баделят, Махарбек еще весной 1918 года раздал свои земли крестьянам, не оставив тем самым для семьи традиционных средств к существованию. Тлевший многие годы скрытый конфликт с сословной средой, к которой он принадлежал по рождению, перерос в открытую форму – и привел к полному разрыву Туганова с ближайшими родственниками и фамилией. Махарбек превратился в изгоя внутри рода. Ему мстили жестоко. В него стреляли, но, к счастью, ему чудом удалось избежать смерти. К отъезду из Владикавказа его подталкивают тяжелые материальные условия жизни семьи и неприязнь фамилии. Поджигали его мастерскую. Художник на себе узнал, что такое зависть и интриги. Как рассказывали его бывшие ученики и друг, композитор Борис Галаев, когда мастер обосновался в Цхинвале ( тогда – Сталинир), его недруги и завистники с Севера многократно писали в органы безопасности, что Туганов – враг народа из баделятского сословия. Но первый секретарь Юго-Осетинского обкома партии дальновидный В.Цховребашвили не дал огласку этим грязным клеветническим бумагам и сохранил жизнь честного человека. В 1930–1940-е годы Туганов щедро отдавал свои знания, талант, творческую энергию не только работе у мольберта, но и благородному делу становления и подъема осетинского народного танца в госансамбле Южной Осетии «Симд». В союзе с его художественным руководителем Борисом Галаевым, балетмейстером Заурбеком Бираговым Махарбек Сафарович значительно обогатил репертуар ансамбля и осетинское национальное танцевальное искусство в целом. Собрав большой материал, он пишет и издает книгу «Осетинские народные танцы».
Именно благодаря Туганову до нас дошла и легенда о задалеской нана, которую он записал от сказителей из Тапан-Дигории. Отдельный пласт биографии Махарбека Туганова связан с его проживанием в Баку. Там у него вызревает идея творческой командировки в соседнюю Туркмению, где он создает массу зарисовок и пишет для местной прессы много интереснейших заметок о народных преданиях, обычаях, нравах, культурных памятниках туркмен и азербайджанцев. Часть этих работ Туганова хранится в Ашхабадском музее – их мне удалось увидеть во время съемок кинокартины «Фарн» осенью 1993 года. Искусство Махарбека Туганова глубоко уходит корнями в историю народной жизни. Работа над большой серией картин «Уходящая Осетия» поглощала значительную часть времени художника. Здесь он воплотил свои сокровенные мысли о человеке, о его болях и счастье, красоте и благородстве, о столкновении противоборствующих сил: добра и зла, света и тьмы. Украшением этого цикла является целый ряд замечательных произведений: «Народный суд», «Чермен», «Посвящение коня», «Цоппай», «Примирение кровников». Композиционное построение картин – смелое, часто неожиданное, благодаря чему они надолго врезаются в память. Одна из отличительных черт серии – стремление выявить в древних, подчас суровых и жестоких обычаях народа гуманистическое начало, раскрыть их глубокий философский смысл. Грандиозная по размерам монументальная картина Туганова (З х 5м) «Пир нартов» пронизана духом пламенного веселья, бьющей через край жизнерадостности, которая была свойствена легендарным нартам. Художник воедино собрал на этом полотне всех главных героев осетинского эпоса. Здесь и почетный старейшина нартов Урузмаг, и мудрая Шатана, и хитроумный Сырдон, и камнерожденый Сослан, и певец – любимец нартов Ацамаз… В «Пире нартов» во всю свою силу развернулась знаменитая тугановская экспрессия. Обобщая, типизируя, он создает незабываемые героические образы нартовских богатырей. Неистощимая творческая энергия М. С. Туганова находила свое широкое проявление также и в педагогической деятельности. Организовав в 1937 году художественную студию (затем – художественное училище) в г. Цхинвале, Туганов сумел воспитать не один десяток талантливых живописцев, графиков, скульпторов. Среди них Борис Санакоев, Григорий Котаев, Василий Кокоев, братья Акоп и Арам Коджояны. 1952 год застал Туганова исполненным больших творческих планов и замыслов. Махарбек обдумывал серию картин, посвященных совместной борьбе русского народа и предков осетин с монгольскими завоевателями в XII–XIV веках. Он тщательно собирал фольклорный материал о событиях эпохи Тамерлана – самой трагической в истории осетинского народа. Но этим планам не суждено было сбыться. В июне 1952 года Махарбек Сафарович тяжело заболел и уже 4 июля его не стало... Махарбек Туганов по праву является одним из лучших выразителей чаяний и стремлений своего народа, певцом неувядаемой красоты и величия природы родного края. Он был не только профессиональным, высокоодаренным художником, но и неутомимым общественным деятелем. Художник, живший одной жизнью со своим народом, оставил богатое творческое наследие: многочисленные картины, графические листы, рисунки сцен народной жизни, бесчисленное количество иллюстраций, научные труды по этнографии, народной хореографии, костюму, искусству… Лучшие его произведения – результат живых жизненных впечатлений и наблюдений. И в определенной мере в своем творческом мировосприятии Туганов очень близок своему великому предшественнику Коста Хетагурову, которого он высоко ценил и чтил. В начале 80-х годов прошлого столетия мы с сыном Махарбека Энвером несколько раз обращались к руководству Дигорского райисполкома и Дур-Дурского сельского совета по вопросу открытия на родине М.С.Туганова, в Дур-Дуре, его мемориального дома-музея. Но почему-то этот вопрос долгое время так и «висел в воздухе». И лишь в январе 2002 года был открыт в его родном селении этот музей. Махарбека Туганова нет с нами уже почти шесть десятилетий. Но на смену ему пришла целая плеяда талантливых осетинских мастеров кисти и резца, достойных продолжателей его дела. И продолжают вдохновляться его наследием новые поколения художников – а значит, оно живет…
Источник - Газета Северная Осетия.
Случайные материалы: (показать/скрыть)
![]()
Версия для печати | Просмотров: 581 | Комментариев 4
Информация
Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.
Если вы уже зарегистрированы, введите логин и пароль: |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() При копировании материалов, гиперссылка обязательна. Дизайн создан при технической поддержке . |